Правила

Раскрытие информации в еисжс

Привет, Хабр! Я Илья Крапивцев, и я руковожу направлением “Государственные сервисы подразделения Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) группы компаний ДОМ.РФ». Спасибо, что осилили это название, дальше будет интереснее! 

В этой статье мы погрузимся в атмосферу задач крупной государственной корпорации и того, как они могут влиять на нашу с вами повседневную жизнь.

Суть проекта, над которым я работаю, можно охарактеризовать как «раскрытие информации застройщиками, осуществляющими строительство с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц».

  Но сначала нужно немного погрузиться в нормы действующего законодательства.

Зачем мы это делаем

Единая информационная система жилищного строительства (ЕИСЖС) создана в 2018 году в рамках Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а оператором ЕИСЖС стал, соответственно, ДОМ.РФ.

На схеме ниже упрощено представлены этапы реализации проекта долевого строительства застройщикам в соответствии с действующими положениями и требованиями упомянутого закона:

Раскрытие информации в еисжс

Этап публикации застройщиком проектной декларации в ЕИСЖС

Зачем застройщику необходимо публиковать проектную декларацию в ЕИСЖС?

Упомянутый закон определяет для застройщика право на привлечение денежных средств дольщиков, а именно: «застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом». 

Часть 6.1 статьи 15.

4 говорит о том, что «Проектная декларация до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации по форме, предусмотренной частью 2.4 статьи 19 настоящего Федерального закона».

Другими словами, пока застройщик не опубликует проектную декларацию в ЕИСЖС, продавать квартиры он не сможет. Более того, такие сделки не будут зарегистрированы Росреестром.

“А что это дает дольщикам”?

Закон № 214-ФЗ также определяет, что договор участия в долевом строительстве должен среди прочего содержать характеристики объекта (квартира, кладовая или машиноместо) и срок передачи застройщиком объекта дольщику  в соответствии со сведениями, указанными в проектной декларации. В дополнение частью 4.1 статьи 4 закона определено, что условия договора должны соответствовать информации, включенной в проектную декларацию на момент заключения договора.

“И что же это значит?”

Раскрытие информации в еисжс

Во-первых, покупатель квартиры должен убедиться в наличии опубликованной проектной декларации. Для этого нами создан уникальный сервис Проверки новостроек, который позволяет в несколько кликов получить актуальную информации о проекте и ходе строительства в отношении всех строящихся домов по всей России.

Во-вторых, покупатель должен сверить характеристики проекта, указанные в подписываемом им договоре участия в долевом строительстве, с характеристиками в опубликованной проектной декларации, дабы 10-этажный дом не превратился в 20-этажный.

Соблюдение этих двух простых правил позволит не только исключить риск незаконной сделки с мошенниками, но и лучше знать и свои права, и обязанности застройщика по договору.

Этап размещения дольщиками денежных средств на счете эскроу в банке

“Что такое счет эскроу?”

Счет эскроу — это банковский счет застройщика, на который перечисляются денежные средства дольщиков в случае заключения договора участия в долевом строительстве. Вся разница в том, что доступ к средствам на счете эскроу появляется при соблюдении условий договора участия в долевом строительстве (все криптоэнтузиасты на этом моменте вспомнили о смарт-контрактах?)

Раскрытие информации в еисжс

На текущий момент на рынке основным условием для доступа застройщика к средствам на счете эскроу является получения им разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, что фактически устраняет проблемы обманутых дольщиков.

“А при чем тут все-таки Банк России?”

Счет эскроу можно открыть не в любом банке, а только в уполномоченном. В уже знакомом нам законе 214-ФЗ для него определен следующий термин: «уполномоченный банк — банк, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации и включенный Банком России в перечень банков, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации».

Ага, значит Банк России ведет перечень таких банков и, как вы догадались, являясь регулятором, должен комплексно оценивать финансовую устойчивость каждого конкретного банка.

Для этого, в частности, требуются сведения о проектах долевого строительства из ЕИСЖС, по которым можно оценивать, например, срок до погашения кредита, по сравнению со сроком до завершения реализации площадей проекта составляет не менее 70% в соответствии с оценкой риска по приложению 5 Положения 590-П.

Что дальше?

Интеграция с информационной системой любого из ведомств состоит из двух составляющих: формальной и технической частей.

Формальная часть

В общем виде этот пункт включает в себя заключение соглашения между сторонами и регламент взаимодействия. Подробно содержимое документов привести не могу, так как оно является информацией ограниченного доступа, но расскажу о подводных камнях и возможных шишках.

Соглашение. Этот документ определяет нормативно-правовое обоснование для организации информационного взаимодействия между сторонами, общий порядок взаимодействия и состав сведений.

https://www.youtube.com/watch?v=TsKllfZX3rk\u0026pp=ygU10KDQsNGB0LrRgNGL0YLQuNC1INC40L3RhNC-0YDQvNCw0YbQuNC4INCyINC10LjRgdC20YE%3D

Регламент взаимодействия. Он в свою очередь определяется порядок взаимодействия и требования к нему, детальный состав данных, ответственных лиц за взаимодействие с каждой из сторон.

Что не нужно делать:

  • указывать в документах подписанта, для которого невозможно подтвердить основание полномочий (федеральный закон, приказ, доверенность) — юристы такие документы не согласуют;
  • указывать в соглашении детальные требования к составу сведений — в случае изменения состава потребуется каждый раз заключать дополнительное соглашение;
  • забыть указать в регламенте правила внесения изменений в порядок взаимодействия или состав сведений — это не позволит гибко управлять изменениями и не исключит необходимость каждый раз утверждать новую версию регламента.

А что по технике?

Банк России определил требования к интеграционному взаимодействию так:

  • должен быть сформирован XML-файл на основании XSD-схемы;
  • XML-файл должен передаваться через REST API;
  • XML-файл должен быть зашифрован и подписан УКЭП уполномоченного лица;
  • XML-файл должен передаваться первого числа каждого месяца.

“Что мы могли на это предложить?”

  • каждая публикуемая в ЕИСЖС проектная декларация загружается в аналитическое хранилище данных (это тема для отдельной большой статьи, с подготовкой которой мне поможет Григорий Грязнов, руководитель подразделения «Аналитические сервисы», у которого есть классная статья Применение ML в мониторинге строительства многоквартирных домов);
  • в компании внедрен и активно используется для решения задача класса ETL продукт Apache Airflow;
  • в компании был реализован сервис работы с электронной подписью.

 На схеме ниже упрощенно представлена концепция решения поставленной задачи:

Раскрытие информации в еисжс

В результате был реализован следующий DAG (Directed Acyclic Graph):

Раскрытие информации в еисжс

prepare_env

“Куда же без переменных?” Мы подумали точно так же, поэтому после запуска нашего дага первой выполняется задача, которая отвечает за подготовку и сохранение внутри DAG (XCom) переменных, относящихся ко всему процессу интеграции. Ниже в таблице приведен список переменных и их описание:

Key Описание
date_path Префикс объектов в файловом хранилище
base_path Системная переменная(dag_id)
log_file_name Лог прикладных ошибок валидации xml
sig_file_name Имя файла подписи, отправляется в ЦБ РФ
enc_file_name Шифрованный файл xml, отправляется в ЦБ РФ
gz_file_name Сжатый xml файл
xml_file_name xml файл
bridge_conn_id Системная, ID подключения к витрине данных
regions Системная, не меняется

build_emart

“Что по данным?”

Проектная декларация — это большой электронный документ, содержащий свыше 200 атрибутов, в связи с чем назвать задачу по формированию витрины тривиальной не поворачивается язык.

Первое, что мы должны сделать, — это исключить из данных проекты, которые уже введены в эксплуатацию: то есть обязательства перед дольщиками по ним выполнены. Для этого используются задачи actobjlist и actdevlist.

Второе: мы должны сформировать сведения о застройщике, которые будут общими для всех опубликованных им проектных деклараций, чтобы исключить избыточность и дублирование передаваемых сведений. Для этого используются задачи merge1 и merge2.

Третье: мы должны сформировать сведения о проектных характеристиках каждой проектной декларации застройщика. Для этого используются задачи merge3 и merge4.

В результате мы получили вот такой красивый самолетик из задач:

Раскрытие информации в еисжс

build_xml

“Витрины готовы, отправляем?”

Рано, нам нужно сформировать XML-файл, и здесь на помощь приходит задача, которая отвечает за запуск docker-контейнера с исполняемым cb-report.jar. Под капот cb-report.jar в рамках данной статьи заглядывать не будем.

sign_xml

“Подписываем?”

Здесь все просто: по REST API вызывается наш сервис работы с электронной подписью для шифрования xml-файла.

encrypt_xml

“Шифруем?”

Аналогично подписанию.

Далее идет блок задач в соответствии со спецификацией REST API Банка России. Неуспешное завершение каждой из задачи нотифицируется ответственному через email.

check_messages

Данная задача по REST API Банка России выполняет проверку того, что на технологическом портале Банка России не проводятся регламентные работы, и можно выполнять отправку.

Читайте также:  Отрицательные чистые активы

submit_files

Данная задача по REST API Банка России выполняет отправку xml-файла в сжатом виде.

await_status

Эта задача по REST API Банка России выполняет проверку статуса отправки.

download_documents

Эта задача по REST API Банка России выполняет сохранения квитанции.

status_validation

Наконец, эта задача по REST API Банка России проверяет статус по квитанции.

Вместо заключения

Принято считать, что в госсекторе нет ни собственной разработки, ни современных решений, ни решения реальных бизнес-задач. Мы же хотим в наших статьях избавить вас от сложившихся стереотипов и предрассудков =)

Застройщик обязан размещать информацию в ЕИСЖС с 1 июля 2018

Как с 1 июля 2018 года изменились требования к информационной открытости застройщика – комментирует Олег Островский, заместитель председателя комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Раскрытие информации в еисжс

Так, обязанность застройщика вести сайт и размещать на нем информацию заменена на обязанность размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

Напомним, ЕИСЖС заработал с 1 января 2018 года по адресу наш.дом.рф

Согласно закону об участии в долевом строительстве, застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС информацию, которую публикуют на собственных сайтах.  Информация должна размещаться застройщиками в ЕИСЖС в виде файлов, либо путем заполнения интерактивных форм.

В настоящий момент в ЕИСЖС зарегистрировано более 3 тыс. застройщиков. По оценке портала ЕРЗ, это порядка 70% от общего количества застройщиков, осуществляющих жилищное строительство. Совокупный объем строительства этих компаний составляет более 85 млн. кв.м. Указанные застройщики разместили в ЕИСЖС информацию в отношении 9 591 объекта, в том числе 6 139 проектных деклараций.

Всего в системе зарегистрированы застройщики из 81 субъекта РФ. Наибольшее количество застройщиков, зарегистрированных в ЕИСЖС, находятся в г. Москве — 8,2%, г. Санкт-Петербурге — 5,2%, Краснодарском крае — 5,1%, Московской области — 4,8%, Калининградской области — 4,6%.

Олег Островский: «Уверен, что все застройщики в собственных интересах, как и в интересах дольщиков, будут вести сайты и компаний и объектов строительства. Но это будет уже их добрая воля. Всю же предусмотренную законом и необходимую для потенциального покупателя квартиры информацию они обязаны размещать в ЕИСЖС».

Сведения, которые должны быть размещены в ЕИСЖС, подробно изложены в  предыдущей редакции 214-ФЗ. Принятые в июне 2018 года изменения  существенно их дополняют.

Так, в законе расширен объем информации, которую  застройщик обязан раскрывать в отношении каждого многоквартирного дома.

В частности, застройщик, кроме ранее указанной в законе информации,  обязан дополнительно размещать в ЕИСЖС:

  • градостроительный план земельного участка (ГПЗУ);
  • схему планировочной организации земельного участка;
  • информацию о расчет размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости;
  • сведения о введении одной из  процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • извещение о начале строительства;
  • сведения об открытии или закрытии расчетного счета застройщика;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома;
  • иную информацию, предусмотренную 214-м ФЗ.

Олег Островский: «Я бы рекомендовал, в первую очередь, изучить правоустанавливающие  документы на земельный участок, проектную декларацию и разрешение на строительство. Находящиеся  в них сведения дают подробную информацию  будущему участнику долевого строительства  и о самом застройщике и о строящемся доме».

Орган регистрации прав должен размещать в системе  подробную информацию о:

  • земельном участке, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома;
  • виде вещного права;
  • номер регистрации и дату государственной регистрации права на земельный участок и объект недвижимости;
  • информацию об ограничениях права или обременении земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на нем;
  • подробные сведения о правообладателе земельного участка и расположенном на нем объекте недвижимости;
  • сведения о заключенных договорах участия в долевом строительстве;
  • сведения о зарегистрированных правах собственности на помещения в многоквартирном доме. 
  • (Часть вышеперечисленной информации размещается в закрытой части системы).
  • Олег Островский: «Изучение этого раздела позволит дольщику выяснить  законность строительства  многоквартирного дома на конкретном земельном участке».
  • Контролирующие органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора размещают дополнительно в системе:
  • информацию о мерах, принятых по результатам проверки деятельности застройщика, содержащую сведения о выданных застройщикам предписаниях об устранении выявленных нарушений (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания);
  • сведения о направлении материалов о выявленных нарушениях обязательных требований в государственные органы в соответствии с их компетенцией;
  • сведения о выполнении застройщиками предписаний органов контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • сведения о фактах невыполнения предписаний органов контроля;
  • перечень примененных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц;
  • сведения об исполнении постановления по делу об административном правонарушении;
  • сведения об обжаловании решений и действий (бездействия) органов контроля либо его должностных лиц и о результатах такого обжалования;
  • информацию об отмене результатов проверки в случае, если такая отмена была осуществлена;
  • информацию о выданном заключении о соответствии выполнения работ, и применяемых строительных материалов в процессе строительства многоквартирного дома, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.

Олег Островский: «Надо внимательно ознакомиться с результатами проверок застройщика, его реакцией на выявленные нарушения. Это важный показатель благонадежности застройщика».

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, обязаны размещать в системе:

  • градостроительный план земельного участка; 
  • разрешение на строительство объекта капитального строительства жилого назначения;
  • решение о прекращении действия разрешения на строительство;
  • о внесении изменений в указанное разрешение на строительство;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства жилого назначения.

Минстрой  размещает в системе информацию о показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на первичном рынке жилья в субъектах Российской Федерации.

Олег Островский: «Обращаю внимание, что этот показатель интересен, но требует дополнительного изучения. Разница в цене квадратного метра  в диапазоне от класса «стандартное жилье» до элитного жилья может достигать несколько сот тысяч рублей.

Поэтому лучше посмотреть в специализированных региональных изданиях  среднерыночную цену квадратного метра в определенной  категории домов  в конкретном районе.

Если предлагаемая застройщиком цена значительно ниже среднерыночной для домов данного класса – это, как минимум, серьезный повод задуматься о причинах такого демпинга».

Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, кроме установленных ранее  сведений, дополнительно  размещает в системе:

  • информацию об уплате застройщиками обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в отношении каждого объекта долевого строительства;
  • уведомление о соответствии застройщика требованиям, установленным 214-ФЗ, и соблюдении им нормативов финансовой устойчивости, установленных Правительством РФ;
  • уведомление о нарушении застройщиком более чем на шесть месяцев сроков завершения строительства многоквартирного дома и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве.

Олег Островский: «Этот раздел позволит выяснить уплачивает ли застройщик взносы в Фонд, соответствует ли он требованиям 214-ФЗ, нарушает ли значительно сроки строительства».

Единый реестр застройщиков становится неотъемлемой частью единой информационной системы жилищного строительства. Обязанность по размещению информации в ЕИСЖС возникает для всех юридических лиц, определенных 214-ФЗ, по истечении трех месяцев со дня официального опубликования закона, то есть уже с начала октября 2018 года.

  1. Олег Островский: «Таким образом, с учетом того, что соответствующую информацию в ЕИСЖС должны размещать не только застройщики, но и соответствующие органы, такая система является очень важным, в первую очередь, для потенциального покупателя жилья, источником объективной и достаточно обширной информации о самом застройщике и объектах строительства. 
  2. Тем не менее, не потерял актуальности разработанный сотрудниками Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской  области «Навигатор участника долевого строительства в Санкт-Петербурге».
  3. С учетом того, что навигатор  постоянно актуализируется, размещенная в нем  информация является существенным дополнением к тому, что заинтересованный приобретатель жилья в новостройках захочет узнать о самом застройщике и строящихся или построенных им объектах в Санкт-Петербурге».

Источник: Пресс-служба Комиссии по работе с потребителями рынка недвижимости

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Прокуратура Намского района разъясняет: обязанность застройщика размещать информацию по объектам долевого строительства в ЕИСЖС

Одним из самых распространённых способов финансирования строительства недвижимости является схема долевого участия в строительстве.

Суть схемы долевого строительства недвижимости заключается в привлечении застройщиком средств физических и юридических лиц, начиная с начальных этапов строительства, по договорам долевого участия в строительстве.

За последние годы наблюдается увеличение привлеченных застройщиками в порядке долевого участия средств из общего объема инвестиций, направленных на строительство. Это свидетельствует о заинтересованности населения в долевом строительстве в связи с низкой стоимостью квадратного метра недвижимости.

Однако на практике наблюдается ежегодно нарастающая проблема обманутых дольщиков и банкротства строительных организаций.

Одним из способов обеспечения прав участников долевого строительства является свободный доступ к информации, предусмотренной Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

Читайте также:  Курсовые разницы при переуступке права требования

Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной Федеральным законом № 214-ФЗ, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

Согласно ч. 1 ст. 23.

3 Федерального закона № 214-ФЗ под единой информационной системой жилищного строительства понимается система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством.

Ещё с 1 января 2018 года началась работа единой информационной системы жилищного строительства. Содержащаяся в ней информация является открытой и общедоступной.

Система является единой площадкой, содержащей информацию о строящихся объектах на всей территории РФ.

Пользователи смогут узнать общую ситуацию по новостройкам всей страны, по отдельному региону и каждому строящемуся МКД. Официальный сайт системы — наш.дом.рф.

Единая информационная система жилищного строительства поможет потенциальным покупателям выбрать качественное жильё, сравнить имеющиеся в регионе предложения по продаже жилья в новостройках и избежать покупки квартир у недобросовестных застройщиков.

Система позволяет осуществлять следующие действия: сбор, хранение, обработку и анализа информации; осуществить доступ к информации, содержащейся в системе, поставщиков информации и пользователей информации, в электронной форме; получения и использования достоверной и актуальной информации; осуществления контроля достоверности, полноты и своевременности размещения информации в системе.

Порядок, состав, способы, сроки и периодичность ее размещения установлены приказом Минстроя России от 11.05.2018 № 275/пр.

Размещению подлежит информация, предусмотренная ст. 3.

1 Федерального закона № 214-ФЗ: о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости (разрешение на строительство, документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок, заключение о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям, проект договора участия в долевом строительстве и другие), о деятельности застройщика (промежуточная, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность), об уплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд, об условиях привлечения денежных средств в случае размещения таких средств на счетах эскроу и другие сведения.

Застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, ее полноту и достоверность.

За нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства предусмотрена административная ответственность по ст. 13.19.3 КоАП РФ.

Неразмещение застройщиком в соответствии с законодательством информации, нарушение установленных способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, размещение информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Совершение указанного административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 80 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических лиц – от 200 тыс. руб. до 400 тыс. руб.»

Так, прокуратурой Намского района в ходе осуществления надзора установлено, что застройщиком ООО «Союзстрой» не размещена информация, предусмотренная пунктами 7, 14 ч. 3 ст. 3.

1 Федерального закона № 214, а именно: аудиторское заключение за 2017 год, сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер).

В этой связи, прокуратурой района в отношении юридического лица ООО «Союзстрой» и генерального директора ООО «Союзстрой» 20.05.2019 возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.

3 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых, юридическое лицо оштрафовано на 50 тыс. рублей, должностное лицо – 15 тыс. рублей.

Также в адрес генерального директора ООО «Союзстрой» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено – информация размещена.

Кроме того, в феврале т.г. проведенной проверкой установлено, что застройщиком ООО «Союзстрой» в единой информационной системе жилищного строительства вновь не размещена актуальная информация, предусмотренная пунктами 2 и 3 ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ — разрешение на строительство и проектная декларация с внесенными в нее изменениями.

О размещении информации в единой информационной системе жилищного строительства еисжс — новости — пресс-центр — главная — департамент государственного жилищного и строительного надзора свердловской области официальный сайт

13 апреля 2018

О размещении информации в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС)

Уважаемые застройщики, осуществляющие строительство с привлечением средств участников долевого строительства!

 Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области напоминает застройщикам, привлекающим средства участников долевого строительства, что с 1 января 2018 года на основании ст.23.3 Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.

2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №214-ФЗ) застройщики обязаны размещать в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) следующую информацию:

  1. разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, в которых принимали участие застройщик и (или) его основное общество или дочерние общества такого основного общества в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию;

  2. документы, указанные в п. 1, 3, 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 214-ФЗ: разрешение на строительство; заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом; документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.

  3. проектная декларация;

  4. заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в ч. 2 ст. 23 Федерального закона №214-ФЗ, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч. 2 ст. 3, ст. 20 и ст. 21 Федерального закона №214-ФЗ;

  5. проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям Федерального закона №214-ФЗ и правилам, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона №214-ФЗ;

  6. сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 Федерального закона №214-ФЗ;

  7. документы, указанные в ч. 5 ст. 3 Федерального закона №214-ФЗ: промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее пяти календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года;

  8. фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания).

Для подключения к Подсистеме необходимо наличие учетной записи организации, а также ее руководителя (единоличного исполнительного органа, представляющего организацию без доверенности) в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Размещение информации осуществляется на сайте ЕИСЖС по адресу: http://наш.дом.рф/auth через личный кабинет застройщика.

Регистрация и вход в Личный кабинет производятся через портал Госуслуг www.gosuslugi.ru.

Краткая инструкция пользователя по работе в Личном кабинете застройщика в ЕИСЖС доступна на сайте ЕИСЖС по адресу: http://наш.дом.рф/auth 

За неисполнение обязанности по размещению неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назад к списку

Начали действовать правила размещения данных в инфосистеме жилстроительства

РЎ 28 мая вступило РІ силу постановление правительства Р Р¤ «Рћ единой информационной системе жилищного строительства» (Р•Р�РЎР–РЎ).

В ней собраны сведения от застройщиков, органов власти и уполномоченных банков, контролирующих назначение и размер расходования привлеченных от дольщиков средств.

Единая информационная система жилищного строительства заработала еще РІ начале 2018 РіРѕРґР°. Оператор системы — «Р”РѕРј.Р Р¤».

Постановление устанавливает порядок размещения, хранения и обработки информации в Е�СЖС.

Например, застройщик обязан размещать все основные документы, касающиеся строящегося объекта, бухгалтерскую отчетность, фотографии каждой стройки, градостроительные планы земельных участков, справки о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости, данные о владельцах компании, условия привлечения средств дольщиков и прочее. Удалять размещенную в Е�СЖС информацию запрещено.

Здесь покупатели квартир смогут найти информацию о строящемся объекте, проверить, перечисляет ли застройщик взносы в Фонд защиты прав граждан.

Также застройщики обязаны публиковать на едином ресурсе информацию о финансовых результатах своей деятельности, размерах кредиторской и дебиторской задолженностей, в трехдневный срок обнародовать изменения проектной документации и сведений о компании, а также ежемесячно обновлять фото строящихся объектов.

В системе также размещается информация о всех выданных застройщику контролирующим органом заключения о соответствии компании и проектной декларации установленным законодательством о долевом строительстве требованиям. Первая справка застройщика о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости публикуется застройщиком в информационной системе жилищного строительства одновременно с размещением первой проектной декларации. Далее размещение подобных справок осуществляется застройщиком ежеквартально, не позднее истечения пяти рабочих дней после окончания каждого квартала, в течение которого компанией осуществляется проект строительства объекта недвижимости.

Анализ строительства многоквартирных домов через систему будет проводиться ежеквартально. Кроме того, каждый покупатель квартиры сможет посмотреть в ней информацию по своему дому и застройщику.

Читайте также:  В штатном расписании 0,5 ставки работника

Система позволит вовремя отслеживать нарушения и возникновения проблемных объектов.

В ней также описаны условия привлечения денег участников долевого строительства в случае размещения таких средств на счетах эскроу.

В Е�СЖС размещаются данные Росреестра, Банка России, Росстата, Фонда содействия реформирования ЖКХ, региональных органов исполнительной власти и подведомственных организаций. Каждому органу власти или застройщику доступен личный кабинет в системе.

«Р”РѕРј.Р Р¤» должен будет собирать информацию РѕС‚ органов государственной власти Рё застройщиков, Р° также осуществлять взаимодействие Р•Р�РЎР–РЎ СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё информационными системами.

�нтеграция данных Е�СЖС с другими информационными системами обеспечит достоверную и актуальную информацию о рынке жилищного строительства.

Разрабатываемые сервисы Рё аналитические отчеты поддержат переход отрасли РЅР° систему счетов СЌСЃРєСЂРѕСѓ Рё проектного финансирования Р·Р° счет организации взаимодействия ключевых участников РІ системе», — сообщили Р Р�Рђ Недвижимость РІ госкомпании.

Одна из ключевых задач Е�СЖС – сделать строительство более прозрачным для людей и всех участников жилищной сферы.

Среди других задач – переход на электронное взаимодействие и сокращение транзакционных издержек, а также предоставление актуальной информации по жилищной сфере в обобщенном виде по стране, регионам и по каждому строящемуся объекту в отдельности.

РџРѕ данным «Р”РѕРј.

Р Р¤», РЅР° сегодняшний день РІ Р•Р�РЎР–РЎ зарегистрированы 4,2 тысячи застройщиков, Р° также размещена информация Рѕ 14,4 тысячи строящихся РґРѕРјРѕРІ РЅР° 123,5 миллионов квадратных метров жилой площади. РЎ 26 банками подписаны соглашения Рё налажено информационное взаимодействие.

С 1 октября 2018 года вступил в силу закон, устанавливающий административную ответственность за нарушение порядка размещения информации в Е�СЖС.

Так, Р·Р° нарушение РїРѕСЂСЏРґРєР° размещения информации или размещение информации РЅРµ РІ полном объеме, либо размещение заведомо ложной информации РЅР° должностные лица будет накладываться штраф РІ размере РѕС‚ 15 РґРѕ 30 тысяч рублей, РЅР° юрлиц — РѕС‚ 50 РґРѕ 200 тысяч рублей.

�сточник: АНСБ

Вступить в СРО

Минстрой утвердил новые правила размещения информации в ЕИСЖС

18 июня 2018 года вступили в силу новые правила размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

Принятое Минстроем РФ положение регулирует порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения таких сведений.

Новый нормативный акт является продолжением законодательных новелл по усовершенствованию законодательства в области долевого строительства.

Напомним, что в июле 2017 года в Федеральном законе от 30.12.2004 № 214-ФЗ «О долевом строительстве…» появилась статья об ЕИСЖС, которая должна обеспечить максимальную прозрачность и общедоступность актуальной и достоверной информации о множестве аспектов деятельности участников долевого строительства, прежде всего, застройщиков.

Целью нового положения является обеспечение надлежащей работы ЕИСЖС, создание условий для своевременного включения в нее актуализированных данных.

На данный момент ЕИСЖС расположена на сайте https://наш.дом.рф.  На этом сайте застройщик должен завести свой личный кабинет. При этом эти действия по регистрации необходимо осуществить с использованием другой программы, а именно Единой системы идентификации и аутентификации, которая сокращенно называется ФГИС ЕСИА.

  • В Положении подробно указывается, какая информация должна быть размещена застройщиком. Так, часть информации относится к самому объекту недвижимости:
  • — разрешение на строительство;
  • — заключение экспертизы проектной документации;
  • — документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.
  • Наряду с этими сведениями указываются сведения об уплате взносов:
  • — что застройщик привлекает деньги дольщиков при условии уплаты взносов на номинальный счет специального фонда;
  • — дата представления на госрегистрацию ДДУ с первым дольщиком или данные о том, что такой договор на госрегистрацию не подан.
  • Также предоставляются данные о финансовом состоянии застройщика, включающие:
  • — промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • — годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • — аудиторское заключение,
  • в том числе данные об условиях привлечения денег с использованием счетов эскроу:
  • — что застройщику выдан целевой кредит на строительство с условиями внесения денег на счета эскроу;
  • — полное наименование и местонахождение кредитной организации, где должны быть открыты эти счета;
  • — дата и номер кредитного договора;
  • — срок условного депонирования денег дольщиков.

Необходимо отметить, что указание на то, какие сведения должны размещаться в ЕИСЖС, не являются идентичными в Положении и в ч. 2 ст. 3.1. Закона № 214-ФЗ, поэтому часть информации застройщик может разместить на своем сайте.

В связи с тем, что застройщики должны будут опубликовывать большие объемы материалов, вполне вероятно, что не обойдется без ошибок при указании тех или иных сведений. В свою очередь положение четко регулирует и вопросы, касающиеся исправления таких ошибок.

Здесь представляется важным, что все редакции документов должны сохраняться в базе, а в случае замены некорректной информации на правильную – об этом должна быть сделана отдельная отметка. Это необходимо для того, чтобы участники долевого строительства всегда могли полагаться на соответствующую информацию и отслеживать её изменения, прогнозируя при этом определенные правовые последствия.

Также в новом положении перечислены требования к оформлению электронных документов. Эти требования являются базовыми и не должны создавать проблем при формировании документов.

Новое положение, как полагает старший юрист Консалтинговой группы «БАЗИС» Константин Глушков, призвано создать простой и удобный механизм работы с ЕИСЖС.

По мнению эксперта, от застройщиков будет требоваться только внимательное и добросовестное отношение к размещению информации.

В результате применения этого положения ЕИСЖС должна стать востребованной и функциональной информационной базой в сфере долевого строительства.

Наряду с изложенным, стоит отметить, что с 1 октября 2018 года вступит в силу ст. 13.19.3 КоАП России, которая предусматривает ответственность за нарушение порядка размещения информации в ЕИСЖС. Застройщиков будут штрафовать за:

  1. — неразмещение сведений в ЕИСЖС;
  2. — нарушение порядка, способов, сроков или периодичности размещения данных;
  3. — размещение не всех или заведомо искаженных данных.

За любое из этих нарушений придется заплатить штраф. Для должностных лиц он составит от 15 тыс. до 30 тыс. руб., для компаний — от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Как изменится порядок размещения информации в ЕИСЖС

Yakutia.Info

YAKUTIA.INFO. На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. №319».

Из перечня информации, размещаемой застройщиком в ЕИСЖС (далее — система), будет исключено размещение следующих сведений:

разрешений на строительство (далее — РНС) многоквартирных домов, полученных до 1 июля 2018 года; сведений о прекращении действия любого из размещенных в системе РНС; проектных декларации в отношении объектов, РНС которых получено до 1 июля 2018 года; условий привлечения денежных средств участников долевого строительства в случае работы через счета эскроу; выданных заключений о соответствии застройщика и проектной документации или отказов в выдаче таких заключений; заключений экспертизы проектной документации в отношении размещенных в системе проектных деклараций.

Справку застройщика о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости будут размещать только застройщики, осуществляющие строительство без использования счетов эскроу.

Органы, уполномоченные на выдачу РНС, будут также размещать в системе:

  • выданные РНС и градостроительные планы земельных участков;
  • сведения о прекращении действия РНС;
  • выданные застройщикам разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  1. Такие сведения будут размещаться в течение 3-х рабочих дней после принятия соответствующего решения.
  2. Размещенные контролирующими органами в системе заключения о соответствии застройщика и проектной документации или отказы в их выдаче будут считаться выданными застройщикам со дня их размещения в системе.
  3. Если застройщик размещает информацию (на сайте, в Интернете), подлежащую раскрытию в системе, должно содержаться соответствующее указание на раскрытие информации и ссылка на сайт ЕИСЖС.
  4. Проектом Постановления в число субъектов информации дополнительно включены органы местного самоуправления и фонды защиты прав дольщиков субъектов РФ.
  5. Также для установления порядка доступа органов прокуратуры к сведениям ЕИСЖС соответствующие дополнения вносятся в Правила взаимодействия субъектов информации при использовании системы.

Изменения в порядок размещения информации в ЕИСЖС вносятся в соответствии с законом от 13.07.2020 202-ФЗ.

Портал ЕРЗ.РФ ранее также информировал об изменении формы проектной декларации застройщика в связи с принятием 202-ФЗ. Публичное обсуждение проекта Постановления продлится до 15 октября 2020 года.

Источник: erzrf.ru