Правила

Учет целевого финансирования

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Как отражать средства целевого финансирования в бухгалтерском учете?

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Как учесть средства целевого финансирования при расчете налога на прибыль?

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
  • Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
    Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
    Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
    Посмотреть ответ

  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

Как отражается в налоговом учете некоммерческой организации получение и использование средств целевого финансирования?

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит.

Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели.

Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием.

Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства.

Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
  • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
  • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
  • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
  • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен.

В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151.

В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Учет целевых средств в НКО

Что относится к средствам целевого финансирования в НКО? Почему так важно обеспечить ведение раздельного учета таких средств и чем чревато его отсутствие?

Деятельность НКО не подразумевает основной целью зарабатывание денег, а прежде всего, направлена на удовлетворение потребностей своих членов либо участников. А прибыль НКО могут получать от сопутствующих видов деятельности и направлять ее на осуществление уставной деятельности. То есть полученная прибыль не распределяется между участниками или членами НКО.

https://www.youtube.com/watch?v=J2IfRCpn-JM\u0026pp=ygU20KPRh9C10YIg0YbQtdC70LXQstC-0LPQviDRhNC40L3QsNC90YHQuNGA0L7QstCw0L3QuNGP

Бухгалтерский и налоговый учет НКО ведут по тем же стандартам, что и обычные коммерческие организации. Но в силу специфики организации НКО, большое значение придается учету средств целевого финансирования, в то время как в коммерческих организациях такого финансирования может не быть.

Что относится к средствам целевого финансирования?

Целевое финансирование — это деньги и иное имущество, которое получают НКО от различных источников на строго определенные цели. Это могут быть субсидии из бюджетов всех уровней, гранты, пожертвования от граждан и компаний, бюджетные ассигнования.

Важно! Средства целевого финансирования направляются на ведение уставной, то есть основной деятельности НКО, а также на его содержание.

Средства целевого финансирования предоставляются на безвозмездной основе и не предполагают возврата источнику получения.

Помимо денег, в качестве средств целевого финансирования, НКО может предоставляться имущество. Чаще всего, это основные средства, которые необходимы для ведения уставной деятельности НКО.

Например, волонтерам благотворительного фонда может предоставляться автомобиль для сбора денег на благотворительные нужды. Для выполнения социально значимых заказов, НКО могут предоставляться в безвозмездное пользование помещения.

Учет средств целевого финансирования

  • Особенностью учета НКО является использование балансового счета 86 «Целевое финансирование».
  • Получение целевых средств отражается по кредиту счета 86, а использование — по дебету счета.
  • На счете 86 также учитываются членские взносы пайщиков НКО.
  • Поскольку целевыми средствами могут быть не только деньги, но и имущество, учет целевых поступлений имеет свои особенности.
  • Например, НКО безвозмездно получен компьютер, рыночная стоимость которого составила 60 тысяч рублей. В этом случае получение имущества отражается проводками:
  • Дт 76 Кт 86 — 60 тыс. рублей — учтено обязательство по получению в дар основного средства;
  • Дт 08 Кт 76 — 60 тыс. рублей — принято к учету основное средство;
  • Дт 01 Кт 08 — 60 тыс. рублей — введено в эксплуатацию основное средство;

Дт 86 Кт 83 — 60 тыс. рублей — отражен источник целевых поступлений.

Организация раздельного учета целевых средств в НКО

Почему так важно обеспечить раздельный учет целевых средств? Раздельный учет целевых поступлений позволяет НКО не включать эти суммы в налогооблагаемые доходы (п.2 ст.251 НК РФ).

При этом раздельный учет целевых поступлений ведется не только в части доходов, но и в части расходов. Это позволяет отследить куда ушли целевые деньги.

Читайте также:  Форма ежеквартального отчета эмитента

В том случае если они использованы не по назначению, то все полученные средства облагаются налогом на прибыль либо единым налогом при УСН.

Раздельный учет начинается в части поступления целевых средств. Так, в случае зачисления целевых денег, необходимо в платежках либо в приходных кассовых ордерах четко указывать назначение платежа. Например, «оплата членских взносов».

Важно! Методику раздельного учета НК РФ не содержит. НКО должны сами разработать конкретный механизм разделения доходов и расходов в разрезе каждого источника поступления.

За основу можно взять регистры учета целевых средств, которые в свое время разработали налоговики. Раздельный учет можно организовать на соответствующих субсчетах счета 86. Выбранную методику необходимо закрепить в учетной политике для налогового учета.

Что является нецелевым использованием средств?

Целевые средства направляются на уставную деятельность и содержание НКО. К содержанию НКО относятся расходы на заработную плату сотрудников, налоги с заработной платы, арендную плату за помещение, коммуналку и т.п.

Полученные целевые средства не учитываются ни в доходах, ни в расходах.

https://www.youtube.com/watch?v=J2IfRCpn-JM\u0026t=341s

Но при этом использование целевых средств должно четко разделяться по их назначению. Например, больница получила оборудование, которое использовалось для приема пациентов в рамках ОМС, а также для оказания платных медицинских услуг.

В этом случае больницей должен быть обеспечен раздельный учет использования имущества, а в налоговые расходы можно взять только соответствующую часть, которая покрывается доходами от платных медицинских услуг (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.12.

2019 № А70-19872/2018).

Приобретение за счет целевых средств акций и других ценных бумаг также является нецелевым использованием (Письмо Минфина РФ от 24.11.2020 № 03-03-07/102155).

Использование полученных от муниципалитета денег на покупку древесины, ГСМ, пополнения банковской карты, которой рассчитывались за покупку ювелирных изделий, приобретение товаров из кожи и меха, также рассматривается как нецелевое использование (Постановление Второго ААС от 01.12.2020 № А29-3021/2018).

Как показывает судебная практика, споры касаются и классификации полученных средств. Например, членские взносы — это целевые поступления, поэтому расходы за счет них, не учитываются при расчете налога на прибыль (Определение ВС РФ от 07.09.2018 № 305-КГ18-12818).

Рассматривая споры о нецелевом характере использования средств, суды считают возможным существенно снижать размер штрафа. Так, учитывая статус НКО, социально значимый характер деятельности, суд снизил штраф за нецелевое использование денег в 2 раза (Постановление АС Дальневосточного округа от 29.01.2021 № А51-8210/2020, Определение ВС РФ от 08.05.2020 № 304-ЭС19-26462).

Проводка Дт 86 и Кт 86 (нюансы)

Проводка Дт 86 Кт 86 используется для отражения движения финансовых средств, поступивших по договору целевого финансирования (то есть средств, переданных от сторонних — коммерческих или бюджетных — организаций с определенной целью).

Счет 86 «Целевое финансирование» используется для контроля денежных средств, поступающих от сторонних компаний, бюджетных организаций для выполнения определенных задач.

Корреспонденция со счетом 86 в большинстве своем связана с предметом финансирования — счета внеоборотных активов, товаров, денежные счета. Основное условие учета финансов на этом бухгалтерском счете — полное и точное обсуждение назначения полученных средств и трата их согласно договору.

Типовые проводки по счету 86

Определим в табличной форме основную корреспонденцию по Дт счета 86:

Счет по Кт Наименование счета Содержание хозоперации
20, 26 «Затратные» счета Средства направлены на осуществление поставленной задачи (в некоммерческой структуре)
83 «Добавочный капитал» Средства полностью освоены и включены в добавочный капитал (в некоммерческой структуре)
98 «Доходы будущих периодов» Средства включены в состав будущих доходов (в коммерческой структуре)

Основная корреспонденция по Кт счета 86:

Счет по Дт Наименование счета Содержание хозоперации
07, 08, 10, 11, 15, 41 Счета учета оборудования, материалов Получены вложения в качестве целевого финансирования (внеоборотные активы, материалы, товары и т.д.)
50, 51, 52 Финансовые счета Средства поступили в кассу или на расчетный счет
20 «Основное производство» Получен в качестве объекта целевого финансирования объект незавершенного производства
76 Расчеты с прочими контрагентами Начислено целевое финансирование (ЦФ)

Примеры применения счета 86 в организации

В реальности проводки по счету 86 будут зависеть от вида деятельности организации — коммерческая (с извлечением прибыли) или некоммерческая. Рассмотрим учет целевого финансирования на конкретных примерах.

Пример:

АО «Мир» получило от ООО «Заря» денежные средства для закупки строительной техники на сумму 250 000 руб. Также в рамках договора компании передаются строительные материалы на сумму 45 000 руб.

  • Дт 76 Кт 86 — 295 000 руб. — начислены денежные средства в рамках ЦФ.
  • Дт 51 Кт 76 — 250 000 руб. — оприходованы денежные средства на расчетный счет.
  • Дт 10 Кт 76 — 45 000 руб. — получены строительные материалы по договору ЦФ.

Порядок списания с баланса средств ЦФ будет зависеть от конечной цели их выделения. Если это коммерческая компания, то дальнейшие проводки (после оприходования техники и ввода ее в эксплуатацию) будут такими:

  • Дт 86 Кт 98 — 250 000 руб. — средства ЦФ учтены в качестве будущих доходов.

При начислении ежемесячной амортизации будут формироваться такие проводки:

  • Дт 20 Кт 02 — 1 000 руб. — начислена амортизация на строительную технику.

Подробнее о начислении амортизации в бухгалтерском учете прочитайте в статье «Проводки Дт 02 и Кт 02,01 (нюансы)».

  • Дт 98 Кт 91-1 — 1 000 руб. — средства ЦФ отражены в прочих доходах и расходах организации.

В некоммерческой организации проводки будут отличаться. При переводе купленной техники на счет 01 «Основные средства» в учете появится запись:

  • Дт 86 Кт 83 — средства ЦФ, потраченные на покупку основного средства, учтены на балансе в составе добавочного капитала.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 года ПБУ 6/01 утратил силу в связи с введением ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Новый стандарт можно было применять и раньше, отразив это в учетоной политике. По новым правилам некоммерческие органзации начисляют амортизацию в общем порядке.

Какие нововведения ФСБУ 6/2020 учесть при составлении учетной политики, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Теперь правильно спишем полученные строительные материалы.

В коммерческой организации это будут такие проводки:

  • Дт 20 Кт 10 — 45 000 руб. — полученные стройматериалы списаны на расходы.

Подробнее про учет материалов смотрите в статье «Проводки дебет 10 и кредит 10, 60, 91 (нюансы)»

  • Дт 86 Кт 98 — 45 000 руб. — средства ЦФ учтены на балансе в составе будущих доходов.
  • Дт 98 Кт 91-1 — 45 000 руб. — средства ЦФ отражены в составе прочих доходов и расходов компании.

В некоммерческой организации материалы будут списаны сразу со счета 86:

  • Дт 86 Кт 20 — списаны средства ЦФ, потраченные на закупку материалов.

Итоги

Как мы видим, счет 86 служит на предприятии для более точного учета цели поступления денежных средств. Конкретные проводки по деятельности, финансируемой предметно, зависят от направления работы организации.

Целевое финансирование

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает  от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные  для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
  • Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
  • Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
  • 1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
  • 2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Читайте также:  Виндикация ценных бумаг

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация  уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.

) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

  1. Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

  2. Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование»  предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

  3. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование»  в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

  4. Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование»  в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство»  или 26 «Общехозяйственные расходы»  (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

  5. Таким образом, кредитовое сальдо  счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
  6. Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование»  отражает целевые поступления.
  7. Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование»  показывает использование средств на запланированные мероприятия.
  8. Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Использование средств      на приобретение       основных средств и нематериальных активов                   86 08
Использование средств на приобретение           материальных ценностей 86 10
 Использование средств на заработную плату   персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования 86 70
Использование средств на оплату счетов      поставщиков 86 60
Возврат  не использованных по назначению средств                  86 51, 76
Образование финансирования за счет    средств, полученных от других предприятий, государственных органов 51 86
Образование финансирования за счет   суммы начисленного          бюджетного финансирования      76 86

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

  • 86.1 – Получение средств из бюджета.
  • 86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Отчет о целевом использовании средств

Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.

Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет,  должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.

Учет целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»

Определение понятия «средства целевого финансирования» приводится в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Здесь под такими средствами понимается получаемое организациями имущество и деньги, используемые строго по назначению и в целях, определяемых либо самим субъектом, выступающим источником такого финансирования, либо федеральным законодательством.

Конкретный порядок предоставления и расходования средств целевого финансирования зависит от их вида и назначения и устанавливается на основании законодательства и подзаконных актов. У таких средств, несмотря на их разнообразие, можно выделить ряд общих черт.

Как правило, средства целевого финансирования предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе.

В то же самое время за расходованием таких средств по целевому назначению устанавливается довольно жесткий контроль со стороны источника финансирования, и получатель обязан отчитаться по итогам расходования этих средств, а также об их остатке.

Получатель финансирования несет ответственность за нецелевое расходование средств, и в случае нарушения порядка их получения и расходования обязан вернуть ранее полученную сумму в соответствующий бюджет или организацию.

Под целевым финансированием в рамках данной статьи понимаются деньги и иное имущество, предоставляемые на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Источниками целевого финансирования могут являться бюджеты различных уровней, организации и физлица.

Средства целефого финансирования предоставляются на безвозмездной основе и могут использоваться НКО строго на установленные в соответствующем НПА (соглашении) цели.

При этом налогоплательщики − получатели целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных/понесенных в рамках целевых поступлений.

Виды целевого финансирования и целевых поступлений

Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня разновидностей средств целевого финансирования.

На практике подобных выплат встречается множество, и провести четкую и однозначную классификацию не представляется возможным.

Однако применительно к налогу на прибыль НК РФ все же определяет несколько разновидностей данных выплат, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы.

В указанных целях к средствам целевого финансирования относится следующее имущество (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):

  • лимиты бюджетных обязательств, доведенные до казенных учреждений;
  • субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;
  • средства бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами ТСЖ, ЖСК и иным специализированным потребительским кооперативам;
  • средства бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу;
  • гранты.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся (п. 2 ст. 251 НК РФ):

  • взносы учредителей, пожертвования, доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ и услуг;
  • взносы на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
  • имущество и имущественные права, переходящие НКО по завещанию в порядке наследования;
  • бюджетные средства, предоставленные на осуществление уставной деятельности НКО;
  • денежные средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  • совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
  • имущество (включая денежные средства) и имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
  • средства, полученные НКО безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими организаций;
  • отчисления адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов;
  • средства, поступившие на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью, и т.д.

Налоговый учет целевого финансирования 

Имущество, полученное компаниями в рамках целевого финансирования, не учитывается в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет всех доходов, полученных в рамках целевого финансирования.

При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

То же самое касается и целевых поступлений на обеспечение содержания НКО некоммерческих и ведения ими уставной деятельности.

В целях получения освобождения от налогообложения налогом на прибыль ранее полученных средств целевого финансирования/поступлений получатель представляет в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Данный отчет представляется в рамках сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль (лист 7), утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

1.4 Учет целевого финансирования

  • Целевые финансирование
    и поступления — это средства, получен­ные
    из бюджета, отраслевых и межотраслевых
    фондов специального на­значения, от
    других организаций и физических лиц
    для осуществления мероприятий целевого
    назначения.
  • К целевому
    финансированию относят средства,
    получаемые организацией на строго
    определенные цели: научно-исследовательские
    работы, подготовку кадров, содержание
    детских учреждений и др.
  • Источниками
    целевого финансирования являются:
  • в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
  1. гранты
    предоставляются на безвозмездной и
    безвозвратной основах физическими
    лицами, некоммерческими организациями,
    в том числе иностранными и международными
    организациями и объединениями по перечню
    таких организаций, утверждаемому
    Правительством Российской Федерации;
  2. гранты
    предоставляются на осуществление
    конкретных программ в области образования,
    искусства, культуры, охраны окружающей
    среды, а также на проведение конкретных
    научных исследований;
  3. гранты
    предоставляются на условиях, определяемых
    грантодателем, с обязательным
    предоставлением грантодателю отчета
    о целевом использовании гранта;
  • в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
  • в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;
  • в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;
  • в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
  • в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Читайте также:  Закладная ценная бумага

Следует
отметить, что в соответствии НК РФ (2) не
учитывается при определении налоговой
базы доходы в виде имущества, полученного
налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования.

При этом налогоплательщики,
получившие средства целевого
финансирования, обязаны вести раздельный
учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого
финансирования.

При отсутствии такого
учета у налогоплательщика, получившего
средства целевого финансирования,
указанные средства рассматриваются
как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам бюджетов всех
уровней, государственных внебюджетных
фондов, выделяемым бюджетным учреждениям
по смете доходов и расходов бюджетного
учреждения, но не использованным по
целевому назначению в течение налогового
периода либо использованным не по
целевому назначению, применяются нормы
бюджетного законодательстваРоссийской
Федерации.

Таким образом, в
целях налогового учета целевое
финансирование, являясь доходом
организации, не включается в налоговую
базу.

Для учета средств
целевого назначения используют пассивный
счет 86 «Целевое финансирование», сальдо
кредитовое отражает неиспользованные
средства целевого назначения. Поступление
средств отражают по кредиту данного
счета, а расходование – по дебету.
Аналитический учет по счету 86 ведут по
назначению целевых средств и в разрезе
источников поступления.

Основная часть
целевого финансирования приходится на
государственную помощь, оказываемую
государством коммерческим организациям.
Порядок учета государственной помощи
определен ПБУ 13/2000.

В соответствии с
данным ПБУ государственной помощью
признается увеличение экономической
выгоды организации в результате
поступления от государства денежных
средств или иного имущества.

https://www.youtube.com/watch?v=J2IfRCpn-JM\u0026pp=YAHIAQE%3D

Государственная
помощь предоставляется в виде субвенций,
субсидий, бюджетных кредитов, в виде
ресурсов, отличных от денежных средств
(земельные участки, природные ресурсы
и другое имущество).

Под субвенцией
понимают бюджетные средства, предоставляемые
коммерческой организации на осуществление
определенных целевых расходов на
безвозмездной и безвозвратной основе,
а под субсидией – бюджетные средства,
предоставляемые юридическому лицу на
условиях долевого финансирования
целевых расходов.

Поступающие
бюджетные средства в учете подразделяют
на две категории:

  • направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
  • используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

ПБУ 13/2000 предусматривает
два варианта принятия к учету
государственной помощи:

1. по мере фактического
получения бюджетных средств;

  1. при наличии следующих условий:

  • имеется
    уверенность в том, что условия
    предоставления бюджетных средств
    организацией будут выполнены;
  • имеется уверенность
    в том, что бюджетные средства будут
    получены.
  • Выполнение
    первого условия должно подтверждаться
    заключенными договорами, технико-экономическими
    обоснованиями, утвержденной проектно-сметной
    документацией и другой подобной
    документацией.
  • Подтверждением
    второго условия могут быть уведомление
    о бюджетных ассигнованиях, лимиты
    бюджетных обязательств, утвержденная
    бюджетная роспись и иные соответствующие
    документы.
  • При первом варианте
    принятия к учету бюджетных средств
    поступившие денежные средства оформляют
    бухгалтерской записью:
  • Дебет счетов 51
    «Расчетные счета», 55 «Специальные счета
    в банках» и др.
  • Кредит
    счета 86 «Целевое финансирование».
  • Поступление
    имущества за счет бюджетных средств
    записывают в дебет счетов имущества
    (08 «Вложения во внеоборотные активы»,
    10 «Материалы», и других счетов) и кредит
    счета 86 «Целевое финансирование».
  • При втором варианте
    принятия к учету бюджетных средств их
    выделение отражают как возникновение
    задолжности по целевым бюджетным
    средствам и оформляют бухгалтерской
    записью:
  • Дебет счета 76
    «Расчеты с разными дебиторами и
    кредиторами».
  • Кредит счета 86
    «Целевое финансирование».

Фактическое
поступление бюджетных средств отражают
по дебету счетов учета денежных средств
(51, 55 и др.), счетов учета имущества (08,
10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства,
использованные на финансирование
капитальных вложений, списываются с
дебета счета 86 «Целевое финансирование»
в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»
при вводе внеоборотных средств в
эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с
кредита счета 08).

В течение срока
использования внеоборотных активов в
размере начисленной амортизации
(дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют
счета 02 и 05) бюджетные средства списываются
как внереализационные доход с дебета
счета 98 «Доходы будущих периодов» в
кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

  1. Бюджетные средства,
    использованные на финансирование
    текущих расходов, списывают в дебет
    счета 86 «Целевое финансирование» с
    кредита счета 98 «Доходы будущих периодов»
    в момент принятия к учету
    материально-производственных запасов
    (МПЗ), начисления оплаты труда или
    осуществления других расходов за счет
    бюджетных средств.
  2. Суммы, учтенные
    по кредиту счета 98, списывают в дебет
    данного счета с кредита счета 91 «Прочие
    доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ
    на производственные нужды, начисления
    оплаты труда и осуществления других
    расходов за счет бюджетных средств.
  3. Бюджетные кредиты,
    предоставленные организации, отражаются
    в бухгалтерском учете в общем порядке,
    принятом для учета заемных средств.
  4. Использование
    средств целевого финансирования отражают
    по дебету счета 86 и кредиту счетов:
  5. 20 «Основное
    производство» или 26 «Общехозяйственные
    расходы» — при направлении средств
    целевого финансирования на содержание
    некоммерческой организации;
  6. 83 «Добавочный
    капитал» — при использовании средств
    целевого финансирования, полученного
    в виде инвестиционных средств;

98 «Доходы будущих
периодов» — при направлении коммерческой
организацией бюджетных средств на
финансирование расходов и т.п.

В связи с
однородностью содержания, назначения
и использования источники хозяйственных
средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный
капитал», 82 «Резервный капитал», 83
«Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое
финансирование», подлежат отражению в
одном регистре – в журнале-ордере №12.

В этом журнале организуется как
синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический
учет по счету 86 «Целевое финансирование»
ведется по назначению целевых средств
и в разрезе источников поступления).
Основанием для записи операций в
журнале-ордере №12 служат справки
бухгалтерии, выписки банка, отчеты
кассира и др.

Обороты по дебету
предварительно собираются в
листке-расшифровке из разных
журналов-ордеров.

При журнально-ордерной
форме учета по окончании отчетного
периода на основе аналитических данных
журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80
«Уставный капитал», 82 «Резервный
капитал», 83 «Добавочный капитал», 84
«Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток)» и 86 «Целевое финансирование»
заполняется форма «Движение собственного
капитала» годового отчета «Приложение
к бухгалтерскому балансу организации».

На рис.3 показаны
корреспонденции счетов возникающие
при перечисленных операциях:

Кредитсчетов Дебет Кредит Дебетсчетов
50, 51, — 52 Списание денежных средств за счет целевого финансирования Сначальное — сумма неизрасходованных средств
10, 60, 70 — Уменьшение на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг Увеличение за счет денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц 50, 51, — 52
29 — Расходы на содержание детских и культурно-просветительных учреждений Причитающиеся к уплате взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях, платы за обучение и т.д. — 76
20, 26 — Содержание некоммерческих организаций Начисление средств целевого назначения унитарной организации — 75-3
83 — Использование средств полученных в виде инвестиций
98,98-2 — Направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов, а также при поступлении безвозмездных средств имеющих целевой характер

Схема
режима работысчета
86 «Целевое финансирование»