Законодательство о ценных бумагах
Российская федерация
Федеральный закон
О рынке ценных бумаг
Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года
Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года
(В редакции федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 336-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ, от 22.12.2008 № 266-ФЗ, от 30.12.2008 № 320-ФЗ, от 09.02.2009 № 9-ФЗ, от 28.04.2009 № 74-ФЗ, от 03.06.2009 № 115-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 224-ФЗ, от 04.10.2010 № 264-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 03.06.2011 № 122-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 14.06.2012 № 79-ФЗ, от 28.07.2012 № 145-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 23.07.2013 № 210-ФЗ, от 23.07.2013 № 249-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 420-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 29.12.2014 № 460-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 222-ФЗ, от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 30.12.2015 № 430-ФЗ, от 30.12.2015 № 461-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 18.06.2017 № 123-ФЗ, от 30.06.2017 № 128-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 20.12.2017 № 397-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 31.12.2017 № 486-ФЗ, от 18.04.2018 № 75-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 03.08.2018 № 295-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 17.06.2019 № 149-ФЗ, от 26.07.2019 № 248-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 454-ФЗ, от 27.12.2019 № 484-ФЗ, от 27.12.2019 № 495-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ, от 11.06.2021 № 192-ФЗ, от 01.07.2021 № 250-ФЗ, от 02.07.2021 № 325-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 353-ФЗ, от 02.07.2021 № 354-ФЗ, от 16.04.2022 № 114-ФЗ, от 14.07.2022 № 292-ФЗ, от 14.07.2022 № 331-ФЗ, от 20.10.2022 № 409-ФЗ, от 24.06.2023 № 284-ФЗ)
(С учетом федеральных законов от 18.07.2009 № 181-ФЗ, от 13.07.2015 № 223-ФЗ, от 07.04.2020 № 115-ФЗ, от 19.12.2022 № 519-ФЗ)
Раздел i. общие положения
Глава 1. Отношения, определяемые настоящим Федеральным законом
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. (В редакции Федерального закона от 28.12.2002 № 185-ФЗ)
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- 1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- 1) эмиссионные ценные бумаги — любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
- размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
- имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг;
- 2) выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих равные объем и сроки осуществления прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска;
- 3) дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях;
- 4) регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг;
- 5) владелец — лицо, указанное в учетных записях (записях по лицевому счету или счету депо) в качестве правообладателя бездокументарных ценных бумаг, либо лицо, которому документарные ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве;
- 6) лица, осуществляющие права по ценным бумагам, — владельцы ценных бумаг и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами или их личным законом от своего имени осуществляют права по ценным бумагам;
- 7) эмитент — юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами;
- 8) специализированное общество — хозяйственное общество, которое соответствует установленным главой 31 настоящего Федерального закона требованиям;
- 9) эмиссия ценных бумаг — установленная настоящим Федеральным законом последовательность связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг действий эмитента и иных лиц;
- 10) акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации;
11) облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом) в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Облигация при соблюдении условий, установленных настоящим Федеральным законом, может не предусматривать право ее владельца на получение номинальной стоимости облигации в зависимости от наступления одного или нескольких указанных в ней обстоятельств.
Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт;
12) опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.
Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции.
При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе;
13) российская депозитарная расписка — эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг (акций или облигаций иностранного эмитента либо ценных бумаг иного иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций или облигаций иностранного эмитента) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае, если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцем российской депозитарной расписки, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей;
14) размещение эмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок;
15) публичное размещение ценных бумаг (размещение ценных бумаг путем открытой подписки) — размещение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе на организованных торгах и (или) с использованием рекламы.
Не является публичным размещение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на размещение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также размещение ценных бумаг с использованием инвестиционных платформ; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 306-ФЗ)
16) обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав на ценные бумаги;
17) публичное обращение ценных бумаг — обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Не является публичным обращение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на обращение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также совершение сделок с ценными бумагами с использованием инвестиционных платформ; (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ)
- 18) профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 — 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, а также лица, которые осуществляют деятельность, указанную в статье 61 настоящего Федерального закона;
- 19) финансовый консультант на рынке ценных бумаг — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг;
- 20) листинг ценных бумаг — включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список;
- 21) делистинг ценных бумаг — исключение ценных бумаг организатором торговли из списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе исключение ценных бумаг биржей из котировального списка;
- 22) финансовый инструмент — ценная бумага или производный финансовый инструмент;
23) производный финансовый инструмент — договор (за исключением договора репо, а также опционного договора, заключенного с физическим лицом в связи с исполнением им трудовых обязанностей на основании трудового договора или в связи с участием физического лица в органах управления хозяйственного общества) , предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 306-ФЗ)
- обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования) , либо иного обстоятельства или иных показателей, которые предусмотрены федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и относительно которых неизвестно, наступят они или нет, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
- обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
- обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом;
231) номинал обязательства производного финансового инструмента — размер денежной суммы, исходя из которой определяются денежные требования сторон (стороны) договора, являющегося производным финансовым инструментом. При этом номинал обязательства может определяться в твердой денежной сумме или в порядке, установленном указанным договором; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 31.07.2020 № 306-ФЗ)
Рынок ценных бумаг: правила меняются — новости Право.ру
Нововведения из этого документа можно поделить на две группы: те, которые вступили в силу с 28 декабря 2018 года и те, которые заработают только с 1 января 2020 года.
Что уже заработало
К первой группе поправок относится сокращение числа случаев, когда необходима регистрация проспекта. Раньше она не требовалась, когда при размещении ценных бумаг количество квалифицированных инвесторов с преимущественным правом на их приобретение не превышало 500, говорит старший юрист Федеральный рейтинг.
группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) 1место По выручке 1место По количеству юристов 3место По выручке на юриста Профайл компании
Олег Ушаков. Теперь регистрация проспекта не нужна, если ценные бумаги предлагают только квалифицированным инвесторам и лицам с преимущественным правом на покупку акций или бумаг, конвертируемых в них. Аналогичные изменения предусмотрены и для тех ситуаций, когда ценные бумаги размещают лишь среди акционеров эмитента. Кроме того, выросли денежные пороги, до достижения которых можно не регистрировать проспект, отмечает Ушаков: «Они увеличились с 200 млн до 1 млрд руб.». Речь идет о ситуации, когда эмитент привлекает средства, размещая облигации в течение одного года.
Незначительно меняется и регулирование досрочного погашения облигаций. О нем можно просить, если существенно нарушены условия исполнения обязательств по таким бумагам. Сам перечень таких нарушений не изменился, поясняет эксперт. Зато новеллы дают дополнительные возможности эмитентам.
В решении о выпуске облигаций с обеспечением можно предусмотреть: если гарантия исчезнет или ее условия серьезно ухудшатся, то это не обязательно надо расценивать как существенное нарушение.
Кроме того, добавляется новое основание для досрочного погашения облигаций – их исчезновение с биржи (делистинг) из-за нарушений правил раскрытия информации.
Еще одно нововведение – гарантию в качестве обеспечения по облигациям сможет предоставлять не только банк, но и другая коммерческая организация. Правда, чистые активы этой фирмы должны быть не меньше суммы предоставляемой гарантии.
Новые возможности появляются у некоторых корпоративных эмитентов. Они получают право выпускать облигации без срока погашения («вечные»).
Но такие эмитенты должны соответствовать двум главным условиям: иметь наивысший кредитный рейтинг по национальной шкале, а их облигации находиться в обращении не менее 5 лет.
Причем, за этот период не выявлялись факты существенных нарушений исполнения обязательств по таким ценным бумагам. Ранее выпускать вечные облигации могли только банки.
Виктор Иванов из Федеральный рейтинг.
группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Цифровая экономика группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа Банкротство (споры mid market) группа Частный капитал Профайл компании
считает, что эта инициатива похожа на следующий шаг в долгосрочном планировании: «Звучит странно в наших условиях, но некоторые существующие выпуски доказывают, что можно планировать на 10 и 20 лет вперёд. Особенно по проектам ГЧП». А партнер Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Рынки капиталов группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Недвижимость, земля, строительство
Вадим Конюшкевич добавляет, что это нововведение соответствует лучшим мировым практикам: «Бессрочные облигации, по сути, являются не столько долговым обязательством, сколько инструментом капитализации компании. Их преимуществом является возможность эмитента самостоятельно досрочно их погашать, регулируя так будущие денежные потоки». Покупать бессрочные облигации смогут только квалифицированные инвесторы, которым теперь доступен еще один новый вид ценных бумаг – субординированные облигации. Они будут стоит не меньше 10 млн руб. за одну штуку.
Еще один вид акций и антисанкционная повестка
Вопрос 10. Закон РФ «О рынке ценных бумаг». Общая характеристика
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. N 39-ФЗ — первый российский закон о ценных бумагах.
В данном Законе даются основные определения ценных бумаг, а также указываются их виды.
В Законе содержатся понятия и признаки эмиссионной ценной бумаги, акции и облигации. Определяются такие виды ценных бумаг, как именные эмиссионные ценные бумаги, ценные бумаги на предъявителя, документарные и бездокументарные формы эмиссионных ценных бумаг.
В настоящем Законе также даются понятия выпуска и дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В настоящем Законе определен широкий круг лиц — субъектов отношений в сфере эмиссии, размещения, обращения ценных бумаг. К таковым относятся эмитенты, владельцы ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, финансовые консультанты на рынке ценных бумаг, добросовестные приобретатели ценных бумаг.
В Законе установлен запрет на деятельность участников рынка без лицензии, на выпуск и обращение суррогатов ценных бумаг, почти целый раздел посвящен ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах.
Один из принципов, закрепленных в Законе — сочетание вертикально-властного государственного регулирования с саморегулированием.
Саморегулируемые организации (СРО) получают блок полномочий и законный статус, а единая государственная политика на фондовом рынке обеспечивается концентрацией полномочий в этой сфере в одном органе — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), при этом ряд функций сохраняется за Банком России (банковские операции с ценными бумагами). Комиссия подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, и этот факт свидетельствует о той значимости, которая придается фондовому рынку в экономике.
В Законе положено начало установлению ответственности за использование служебной информации, а также выделена информация на РЦБ как система отношений. В этом направлении важно то, что теперь каждый эмитент обязан публиковать сведения о фактах своей деятельности, способных влиять на курс его ценных бумаг.
Таким образом, Закон вносит упорядоченность и стабильность на рынке, без которых его интенсивное и качественное развитие практически невозможно.
Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также определяет особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Выделяются две группы правоотношений. В первую группу входят правоотношения, связанные с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг. Нормы Закона не распространяются на иные ценные бумаги, поэтому сфера действия Закона несколько уже, чем кажется на первый взгляд из его названия.
Вторая группа правоотношений, регулируемых данным Законом, находится в рамках деятельности профессиональных участников РЦБ. Требования, установленные Законом также распространяются на всех участников независимо от типа ценных бумаг, с которыми они работают.
Даже если эмитент и владелец эмиссионных ценных бумаг не являются профессиональными участниками рынка, для них в Законе установлен ряд требований (раскрытие информации о ценных бумагах, например). Одновременно они подпадают под действие Закона, поскольку вступают в отношения «по поводу» эмиссионных ценных бумаг.
Субъектный состав, таким образом, расширяется и охватывает не только профессиональных участников РЦБ.
Законом определяется вид профессиональной деятельности и на основание этого дается определение понятия «профессиональный участник» как субъекта, осуществляющего этот вид деятельности. Фактически устанавливается правовая база под виды деятельности, реально сложившиеся на фондовом рынке.
Всего выделено семь видов деятельности: брокерская, дилерская, депозитарная, по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по организации торговли.
Такой вид деятельности, как консультационная деятельность, в Законе отсутствует.
В Законе допускается совмещение разных видов деятельности на РЦБ, за исключением двух случаев: деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг является исключительной и совмещать ее с другими видами профессиональной деятельности на РЦБ нельзя; организатор торговли — фондовая биржа может заниматься дополнительно лишь двумя видами деятельности: депозитарной и клиринговой.
Дополнительные ограничения на совмещение видов деятельности могут быть установлены Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель и имеющее соответствующую лицензию, может осуществлять три вида деятельности: брокерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, а также деятельность по организации торговли (кроме фондовой биржи).
Юридическое лицо вправе заниматься любым видом профессиональной деятельности с учетом ограничений по совмещению. ценный бумага рынок законодательство
Насколько Закон станет действительно работающим, зависит от того, как будет проходить процесс принятия документов, как регламентирующих процедурные вопросы, так и устанавливающих конкретные санкции.
Для регулирования ответственности участников рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах Закон традиционно прямых санкций за его нарушение не устанавливает, нормы в подавляющем большинстве случаев являются бланкетными, в которых происходит отсылка к гражданскому, административному, уголовному законодательству.
Учитывая российскую практику правопримерения, а также неповоротливость судебной системы, вряд ли можно предположить, что схема, предлагаемая в Законе, будет работать.
Федеральным законом от 28 декабря 2002 г.
№185-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №185-ФЗ) внесены существенные, в некоторых случаях концептуальные, изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон). Изменения во многом учли опыт практики применения прежних редакций закона и затронули все его основные разделы.
Основные законы, регулирующие рынок ценных бумаг
Основные
законодательные акты, которыми
регулируется российский рынок ценных
бумаг:
Гражданский кодекс РФ, части I
и II;
Закон О банках и банковской
деятельности;
Закон О Центральном
банке Российской Федерации;
Закон Об
организованных торгах;
Закон О клиринге
и клиринговой деятельности;
Закон О
валютном регулировании и валютном
контроле;
Закон Об акционерных
обществах;
Закон О рынке ценных
бумаг;
Закон О защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных
бумаг;
Закон Об особенностях эмиссии
и обращения государственных и муниципальных
ценных бумаг;
Закон О противодействии
неправомерному использованию инсайдерской
информации и манипулированию рынком;
Закон
О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма;
Закон О
негосударственных пенсионных фондах;
Закон
Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской
Федерации;
Закон Об инвестиционных
фондах
Закон О клиринге и клиринговой
деятельности
Указы Президента по
развитию рынка ценных бумаг;
Постановления
Правительства РФ.
Важнейшим
документом, регулирующим российский
фондовый рынок в целом, стал Федеральный
закон О рынке ценных бумаг.
В законе
систематизируется терминология фондового
рынка, классифицируются виды ценных
бумаг, виды профессиональной деятельности
и участники рынка, регламентируются
вопросы организации фондовой биржи,
рассматриваются вопросы информационного
обеспечения рынка ценных бумаг, в
частности вопросы раскрытия информации
эмитентами, ответственности за
использование служебной информации.
Государственные органы контроля и надзора на рынке ценных бумаг
К
основным государственным органам,
регулирующим рынок ценных бумаг в России
на федеральном уровне, относятся Главное
правовое управление и Контрольное
управление Администрации Президента
РФ.
Правительство
РФ.
Правительство РФ осуществляет общее
руководство развитием рынка ценных
бумаг через федеральные органы
исполнительной власти, ведет законопроектную
деятельность, осуществляя подготовку
проектов указов и распоряжений Президента
РФ, а также федеральных законов в области
ценных бумаг, назначает и контролирует
работу головных исполнителей по
подготовке нормативных актов (Минфин
РФ, Минэкономразвития РФ и т.д.).
Министерство
финансов РФ.
На рынке ценных бумаг Министерство
финансов выполняет функции представителя
эмитента государства, все функции по
выпуску государственных ценных бумаг
на федеральном уровне, государственного
органа регулирования рынка.
В
качестве эмитента государства Министерство
финансов России разрабатывает цели и
условия выпуска ценных бумаг, заключает
договоры на первичное их размещение,
оказывает организационно-техническое
содействие в создании первичного и
ликвидного вторичного рынков
государственных долговых обязательств,
создает систему льгот, обеспечивающих
спрос на них, определяет цены первичного
размещения и т.п.
Банк
России. Это
участник рынка ценных бумаг, активно
ведущий операции с ценными бумагами, а
такжегосударственный
мегарегулятор финансового рынка.
Банк
России использует операции с
государственными ценными бумагами в
качестве инструмента денежно-кредитной
политики.
Особая
сфера ответственности Банка России –
операции на открытом рынке, инструментом
которых являются ценные бумаги, а целью
– регулирование объемов денежной массы
в обращении.
Банк
России:
1) разрабатывает во взаимодействии
с Правительством Российской Федерации
основные направления развития финансового
рынка;
2) утверждает стандарты эмиссии
ценных бумаг, проспектов ценных бумаг
эмитентов, в том числе иностранных
эмитентов, осуществляющих эмиссию
ценных бумаг на территории Российской
Федерации, и порядок государственной
регистрации
3)
разрабатывает и утверждает единые
требования к правилам осуществления
профессиональной деятельности с ценными
бумагами;
4) устанавливает обязательные
требования к операциям с ценными
бумагами, нормы допуска ценных бумаг к
их публичному размещению, обращению,
котированию и листингу, расчетно-депозитарной
деятельности, правила ведения учета и
составления отчетности (за исключением
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности) эмитентами и профессиональными
участниками рынка ценных бумаг;
5)
устанавливает обязательные требования
к порядку ведения реестра;
6) устанавливает
порядок и осуществляет лицензирование
различных видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, а
также приостанавливает или аннулирует
указанные лицензии в случае нарушения
требований законодательства Российской
Федерации о ценных бумагах;
7)
устанавливает порядок выдачи разрешений
и осуществляет выдачу разрешений на
приобретение статуса саморегулируемой
организации профессиональных участников
рынка ценных бумаг, ведет реестр указанных
организаций, отзывает разрешения на
приобретение статуса саморегулируемой
организации при нарушении требований
законодательства Российской Федерации
о ценных бумагах, а также стандартов и
требований, утвержденных Банком
России;
8) определяет стандарты
деятельности инвестиционных,
негосударственных пенсионных, страховых
фондов и их управляющих компаний, а
также страховых компаний на рынке ценных
бумаг;
9) осуществляет контроль за
соблюдением эмитентами, профессиональными
участниками рынка ценных бумаг,
саморегулируемыми организациями
профессиональных участников рынка
ценных бумаг требований законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах,
стандартов и требований, утвержденных
Банком России;
10) в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, контролирует
порядок проведения операций с денежными
средствами или иным имуществом,
совершаемых профессиональными участниками
рынка ценных бумаг;
11) обеспечивает
раскрытие информации о зарегистрированных
выпусках ценных бумаг, профессиональных
участниках рынка ценных бумаг и
регулировании рынка ценных бумаг;
12)
обеспечивает создание общедоступной
системы раскрытия информации на рынке
ценных бумаг;
13) устанавливает
квалификационные требования к работникам
профессиональных участников рынка
ценных бумаг, требования к профессиональному
опыту лиц, осуществляющих функции
единоличного исполнительного органа
профессиональных участников рынка
ценных бумаг, утверждает программы
квалификационных экзаменов для аттестации
граждан в сфере профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг,
14)
разрабатывает проекты нормативных
актов (за исключением законодательных),
связанных с вопросами регулирования
рынка ценных бумаг, лицензирования
деятельности его профессиональных
участников, саморегулируемых организаций
профессиональных участников рынка
ценных бумаг, контроля за соблюдением
законодательных и нормативных актов о
ценных бумагах, проводит их экспертизу;
15)
разрабатывает рекомендации по применению
законодательства Российской Федерации,
регулирующего отношения, связанные с
функционированием рынка ценных бумаг;
16)
определяет порядок ведения реестра и
ведет реестр профессиональных участников
рынка ценных бумаг, содержащий данные
о выданных, приостановленных и об
аннулированных лицензиях на осуществление
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг. Банк России вносит изменения
в реестр профессиональных участников
рынка ценных бумаг в течение трех дней
после принятия соответствующего решения
или получения документа, являющегося
основанием для внесения изменения;
17)
устанавливает и определяет порядок
допуска к первичному размещению и
обращению вне территории Российской
Федерации ценных бумаг, выпущенных
эмитентами, зарегистрированными в
Российской Федерации;
18) обращается
в арбитражный суд с иском о ликвидации
юридического лица, нарушившего требования
законодательства Российской Федерации
о ценных бумагах и о применении к
нарушителям санкций, установленных
законодательством Российской
Федерации;
19) осуществляет надзор за
соответствием объема выпуска эмиссионных
ценных бумаг их количеству в обращении;
20)
определяет порядок ведения реестра
эмиссионных ценных бумаг и ведет
указанный реестр, содержащий информацию
о зарегистрированных Банком России
выпусках (дополнительных выпусках)
эмиссионных ценных бумаг, а также о
выпусках (дополнительных выпусках)
эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих
в соответствии с настоящим Федеральным
законом или иными федеральными законами
государственной регистрации, за
исключением облигаций Банка России.
По
заявлению Пресс службы ЦБ РФ в соответствии
с решением Совета директоров Банка
России от 29 ноября 2013 года с 3 марта 2014
года Служба Банка России по финансовым
рынкам (СБРФР) упраздняется.
(http://cbr.ru/press/PR.aspx?file=28022014_212328cbrfr.htm).
-
Полномочия,
ранее осуществляемые СБРФР по
регулированию, контролю и надзору в
сфере финансовых рынков с 3 марта 2014
года будут переданы созданным структурным
подразделениям Банка России. -
Рассмотрение
документов, связанных с процедурами
допуска на финансовый рынок некредитных
финансовых организаций, будет осуществлять
в центральном аппарате Департамент
допуска на финансовый рынок. -
С
3 марта 2014 года в этот департамент следует
адресовать все заявления, уведомления,
сведения и иные документы, касающиеся
вопросов:
• допуска к работе на
финансовом рынке (лицензирования,
аккредитации, присвоения статуса,
включения в реестр, выдачи разрешений)
и осуществления иных разрешительных
полномочий в отношении некредитных
финансовых организаций, их саморегулируемых
организаций и иных объединений, а также
по вопросам переоформления ранее
выданных разрешительных документов;
•
регистрации (согласования, утверждения)
документов некредитных финансовых
организаций, подлежащих регистрации
(согласованию, утверждению) Банком
России в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
• ведения
(внесения, исключения, изменения сведений)
государственных и иных реестров (за
исключением государственного реестра
бюро кредитных историй);
•
аттестации граждан для работы в
некредитных финансовых организациях
(в том числе по вопросам аккредитации
организаций, осуществляющих соответствующую
аттестацию).
Рассмотрение
документов, связанных с процедурами
допуска на финансовый рынок эмиссионных
ценных бумаг, будет осуществляться в
центральном аппарате Департаментом
допуска на финансовый рынок и в
территориальных учреждениях Банка
России, расположенных в Москве,
Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем
Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске,
Владивостоке, Казани, Самаре. До вступления
в силу нормативных актов Банка России
сохраняется действующее в настоящее
время разграничение соответствующих
полномочий, за исключением полномочий
по регистрации эмиссионных ценных бумаг
акционерных обществ, зарегистрированных
на территории Центрального федерального
округа. Акционерные общества,
зарегистрированные на территории Москвы
и Московской области, представляют
документы в территориальное учреждение
Банка России в Москве, акционерные
общества, зарегистрированные на иных
территориях, относящихся к Центральному
федеральному округу, представляют
документы в территориальное учреждение
Банка России в Орле.
С
3 марта 2014 года все заявления, уведомления,
сведения и иные документы, с учетом
вышеуказанного разграничения полномочий
и касающиеся вопросов:
•
регистрации выпусков эмиссионных ценных
бумаг, отчетов об итогах выпуска
проспектов ценных бумаг, выдачи разрешения
на размещение и (или) организацию
обращения эмиссионных ценных бумаг
российских эмитентов за пределами
Российской Федерации, а также о допуске
ценных бумаг иностранных эмитентов к
размещению и (или) публичному обращению
в Российской Федерации;
• государственного
контроля за приобретением крупных
пакетов акций акционерных обществ;
•
освобождения эмитентов от обязанности
раскрывать информацию в соответствии
со статьей 30.1 Федерального закона «О
рынке ценных бумаг»;
• в отношении
эмитентов федеральной группы следует
адресовать в Департамент допуска на
финансовый рынок, в отношении иных
эмитентов – в соответствующее
территориальное учреждение Банка
России.
Рассмотрение обращений и жалоб
потребителей финансовых услуг и
инвесторов, а также жалобы иных физических
и юридических лиц с 3 марта 2014 года будет
осуществлять Служба по защите прав
потребителей финансовых услуг и
миноритарных акционеров.
-
Функции
по обеспечению контроля за соблюдением
требований законодательства Российской
Федерации о противодействии неправомерному
использованию инсайдерской информации
и манипулированию рынком, а также
выявлению случаев инсайдерской торговли
и манипулирования рынком будет
осуществлять Главное управление
противодействия недобросовестным
практикам поведения на открытом рынке. -
Кроме
того, в функции Главного управления
войдет мониторинг и выявление деятельности
организаций, имеющих признаки «финансовых
пирамид». -
Российский
фонд федерального имущества выполняет
на рынке ценных бумаг следующие функции:
•
продажи акций в процессе приватизации;
•
управления портфелем акций, находящихся
в собственности государства, включая
осуществление полномочий собственника
на собрании акционеров;
• приобретения
от имени государства участия в акционерных
капиталах.