Кто вправе принять процессуальное решение о задержании подозреваемого?
29 августа 2018
19 июля 2018 года вступил в силу 205-ФЗ, вносящий поправки в ст.46 УПК РФ. Что же изменилось?
Согласно ранее действовавшей редакции п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ подозреваемый имел право на получение копии постановления о возбуждении против него уголовного дела.
Сама формулировка с указанием «против него» трактовалась органами расследования таким образом, что по уголовныи делам, возбужденным не против подозреваемого копии постановлений о возбуждении дела не подозреваемому и его защитнику не выдавались.
Следует отметить, что уголовно-процессуальное законодательство не содержит деления уголовных дел на два вида: возбужденные против подозреваемого и возбужденные не против подозреваемого.
Избрав данную не совсем удачную формулировку, законодатель имел ввиду то, что подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, по которому данный подозреваемый и привлекается к уголовной отвественности. Но репрессивный уклон нашей следственной практики привёл к необоснованному ограничению прав подозреваемых.
Так, уголовные дела в зависимости от того, возбуждены ли они в отношении конкретного лица или без указания конкретного лица делятся на два соответствующих вида, причём второй вид дел принято назвать уголовными делами, возбужденными по факту; уголовные дела по факту совершения возбуждаются, как правило, когда у следствия есть достаточные основания полагать, что совершено преступление, но данных о совершившем его лице нет. Именно подобные дела, возбужденные без лица по факту совершения преступления, органы расследования отождествили с уголовными делами, возбужденными не против подозреваемого. И если по таким делам появлялся уже после возбуждения подозреваемый, ему и его защитнику зачастую отказывали в получении копии постановления о возбуждении уголовного дела. При этом было налицо нарушение прав участников процесса, так закон не делает буквальных различий в правах подозреваемых в зависимости от того, когда и каким образом статус подозреваемого был получен. Таким образом, ранее подозреваемый имел право на получение копии постановления о возбуждении уголовного дела только в том случае, если дело возбуждалось в отношении него. Если же дело возбуждалось по факту совершения преступного деяния, подозреваемый, исходя из буквального толкования данной нормы, не мог рассчитывать на получение копии постановления следователя. И следственные органы действительно могли отказать в предоставлении документа лишь на этом основании.
Теперь нововведения устранили этот огрех: в новой редакции п. 1 части 4 ст.46 УПК РФ говорится, что подозреваемый вправе получать необходимые документы, а именно копию постановления о возбуждении уголовного дела.
Указание на то, что уголовное дело должно быть против подозреваемого, из закона убрали.
То есть, подозреваемый и его защитник вправе получить процессуальное решение о возбуждении уголовного дела вне зависимости от того, как было возбуждено дело — в отношении подозреваемого лично или по факту совершения преступления в отношении неустановленного субъекта.
Правка, казалось бы, небольшая, но она существенно влияет на фактическую реализацию других прав подозреваемого по УПК РФ, а именно:
- Право знать, в чем физлицо подозревается. Если субъект не знает сущность и причины подозрения, то и активно защищаться он не в состоянии.
- Право возражать против сложившихся подозрений. В частности, не зная сути подозрений, субъект не может предоставлять весомых доказательств, отталкиваясь от обстоятельств дела, а также давать показания и объяснения.
- Право на обжалование постановления о возбуждении уголовного дела. В постановлении указывается повод и основание для возбуждения дела, поэтому, не видя документа, подозреваемому довольно трудно составить жалобу правильно.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что права подозреваемого по УПК РФ расширены, субъект получил больше возможностей для защиты, хоть это и произошло путём устранения из закона необоснованного ограничения. Отметим, что указанная поправка была внесена на рассмотрение еще в 2016 году.
Как еще расширялись права подозреваемых?
Уголовно-процессуальное законодательство держит курс на либерализацию в отношении подозреваемых — об этом свидетельствуют соответствующие правки, вносимые в УПК РФ. Так, 437-ФЗ от 30 декабря 2015 года внес изменения в ст.96 УПК РФ.
Согласно ей, подозреваемый получил право на один телефонный звонок родным и близким в течение 3 часов с момента его прибытия к следователю или в орган дознания.
В том же законе прописывается право лица на обязательное участие адвоката при составлении протокола задержания, если он принимает участие в процессе с момента фактического задержания субъекта.
22 марта 2018 года Конституционный Суд РФ указал, что подозреваемые могут помещаться под домашний арест только в том случае, если им угрожает реальный срок. Причем следователь обязан привести основания для избрания данной меры. Это разъяснение суда должно снизить количество граждан, помещенных под домашний арест незаконно.
Принят важный закон о зачете срока задержания и времени нахождения подозреваемого под стражей в срок наказания в зависимости от вида наказания, а также режима отбываниям наказания в виде лишения свободы.
Кроме того, в настоящее время готовится к принятию ряд других поправок либерального характера, например, о праве подозреваемого на дополнительного защитника, о запрете помещения под стражу некоторых лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений, о праве подозреваемого на свидание для назначения нового защитника по делу и т.д.
Эти и другие нововведения призваны обеспечить защиту бизнеса в целом и подозреваемых в частности, усложнить порядок привлечения предпринимателей к уголовной ответственности.
Чем может помочь уголовный адвокат?
На деле, к сожалению, права подозреваемых продолжают нарушаться органами следствия, причем чаще всего это происходит в процессе производства следственных действий. Граждане, никогда не сталкивавшиеся с уголовным процессом, могут этого просто не заметить, что в итоге может сыграть против них.
Чтобы этого не допустить, подозреваемому с самого начала взаимодействия со следственными органами необходимо заручиться поддержкой квалифицированного уголовного адвоката (тем более, что такое право закреплено в ст.46 УПК РФ). Его роль в деле переоценить невозможно:
- Именно адвокат на основе имеющихся обстоятельств выстраивает эффективную линию защиты.
- Правовед не допускает ущемления прав своего доверителя и обеспечивает их максимальную реализацию.
- Адвокат пресекает незаконные действия сотрудников следственных органов.
- Адвокат всеми законными способами добивается завершения пребывания своего доверителя в статусе подозреваемого и снятия всех ограничений, наложенных на субъект в связи с получением данного статуса. Например, лицо перестает считаться таковым при вынесении постановления о прекращении уголовного преследования.
Участие в деле квалифицированного защитника существенно повышает шансы подозреваемого на благоприятный исход дела. Поэтому гражданину отказываться от помощи адвоката не только неразумно, но и опасно, поскольку без отсутствия должной поддержки подозреваемый может легко перейти в разряд обвиняемого, а потом и подсудимого.
Задержание лица в качестве подозреваемого: понятие, основания и процессуальный порядок
Для дознания характерно применение такой меры принуждения, как задержание.
Задержание — неотложная мера процессуального принуждения, представляющая собой кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.
Неотложностью данной меры обусловлено и то обстоятельство, что она применяется без предварительной санкции прокурора или суда, а потому и на краткий срок, в течение которого проверяется обоснованность подозрения и необходимость применения к задержанному лицу меры пресечения.
Рассмотрим более подробно основания и процессуальный порядок задержания лица в качестве подозреваемого органами дознания или дознавателем.
На основании ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
- 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
В ст. 91 УПК РФ четко обозначен круг субъектов, которые вправе производить задержание. Указание на орган дознания и дознавателя как самостоятельных субъектов принятия процессуального решения следует понимать таким образом, что если решение о задержании принимает штатный дознаватель, т.е.
лицо, состоящее на должности дознавателя, то он самостоятельно принимает данное решение и составляет протокол задержания.
Если же задержание производит иное должностное лицо органа дознания (сотрудник ОВД) по поручению начальника органа дознания, не состоящий в должности дознавателя, то в этом случае протокол задержания должен быть подписан (утвержден) начальником органа дознания.
Орган дознания, дознаватель могут не задерживать лицо, если нет оснований опасаться, что он скроется от дознания, совершит новое преступление, будет препятствовать установлению истины по уголовному делу путем угроз участникам процесса или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Если же основания для такого опасения имеются, то указанные соображения выступают в качестве мотивов, побуждающих применить задержание.
пз
Для правоприменительной деятельности очень важным представляется рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под процессуальным задержанием лица и с какого момента нужно исчислять срок такого задержания.
В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ под задержанием понимается мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Законодатель определил, что моментом фактического задержания лица следует считать момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ).
Следует обратить внимание на то, что законодатель связывает фактическое лишение свободы гражданина по подозрению в совершении преступления с необходимостью соблюдения установленного процессуального порядка и составлением процессуального документа, а именно протокола задержания, поскольку именно данный документ нужно составлять в соответствии со ст.
92 УПК РФ, определяющей порядок задержания. Иными словами, моментом фактического задержания лица следует считать момент составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Данный протокол в соответствии со ст. 92 УПК РФ составляется в срок не позднее трех часов с момента доставления лица в орган дознания.
Поэтому если лицо «схватили за руки» на месте совершения преступления, то этот момент не следует считать моментом фактического задержания, поскольку такой смысл не вытекает из законодательного положения, разъясняющего этот момент (п. 15 ст. 5 УПК РФ).
Отдельные авторы в попытках прокомментировать законодательную формулировку ошибочно, на наш взгляд, полагают, что моментом фактического задержания лица нужно считать тот момент, когда сотрудники ОВД схватили и удерживают лицо на месте совершения преступления или сразу после его совершения.
Однако если эту позицию считать верной, то непременно напрашивается вывод о том, что процессуальное задержание может иметь место еще до возбуждения уголовного дела, что, безусловно, противоречит правилам УПК РФ, и в этом случае задержание будет являться незаконным.
Во всяком случае, законодатель ни в одной из норм УПК РФ не указывает на возможность производства задержания лица в порядке ст. 92 УПК РФ до возбуждения уголовного дела и не предусматривает наличие статуса подозреваемого у лица на этапе проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ).
Мы полагаем, что решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления может быть принято только после возбуждения уголовного дела.
Кроме того, для установления наличия оснований к задержанию лица в качестве подозреваемого должностному лицу органа дознания или дознавателю необходимо время.
В связи с этим нам представляется верным считать, что задержание лица на месте совершения преступления (захват), удержание его и доставление в ОВД для выяснения всех обстоятельств, не входят в понятие процессуального задержания, а период времени, в течение которого лицо удерживается сотрудниками ОВД и до момента составления протокола о процессуальном задержании, находится за рамками уголовно-процессуальных отношений и регулируется (и срок удержания, и действия сотрудников полиции) другими нормативными актами (например, Законом о полиции, КоАП РФ). В противном случае в срок задержания (48 ч) следовало бы включить и время доставления лица в орган дознания, что представляется абсурдным, поскольку в некоторых регионах и по различным обстоятельством время доставки лица в орган дознания с места задержания может быть очень значительным, а иногда и превышать 48 ч.
Законодатель определил срок задержания в течение 48 ч для того, чтобы следователь, дознаватель имели возможность проверить лицо на причастность к совершению преступления, по которому уже возбуждено уголовное дело и ведется расследование.
То есть это время дается субъекту расследования для оценки той процессуальной ситуации, которая сложилась к моменту принятия решения о возможности задержания.
Время доставления лица в орган дознания не может быть заранее регламентировано законодателем, поскольку в каждом конкретном случае срок удержания и доставления лица (например, с места преступления в ОВД) может быть различен и обусловлен разными обстоятельствами. Не случайно законодатель указал в ст.
92 УПК РФ, что протокол задержания должен быть составлен в срок не более трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания.
Для законного исполнения данного законодательного установления сотрудники полиции, доставившие лицо в орган дознания, должны написать рапорт с обязательным указанием времени доставления лица в ОВД.
Требование о составлении протокола задержания в срок не более трех часов делает необходимым обязательное документирование факта доставления человека в орган дознания, к дознавателю, следователю с отражением факта, времени, субъекта, оснований и иных существенных обстоятельств доставления. Дознаватель или орган дознания должны принять решение о задержании лица в срок не позднее трех часов с момента доставления его в дежурную часть ОВД. Вместе с тем законодатель не требует в каждом случае доставления гражданина в орган дознания задерживать его в качестве подозреваемого, а только при наличии к тому оснований.
При исчислении срока задержания, установленного в часах, следует принимать во внимание и часы и минуты, с которых начинается течение срока.
Так, например, если в протоколе проставлено время задержания (т.е. время составления протокола) — 14 ч 45 мин 19 октября, то срок задержания истечет в 14 ч 45 мин 21 октября.
При этом не имеет значения, является ли 21 октября выходным или праздничным днем[1].
Основания задержания лица в качестве подозреваемого перечислены в законе и не подлежат расширительному толкованию. При наличии оснований к задержанию лица в качестве подозреваемого дознаватель приступает к процессуальному оформлению данного решения.
Процессуальный порядок задержания представляет собой необходимость выполнения нескольких действий, обязательных при применении данной меры принуждения.
- 1. После доставления подозреваемого в орган дознания, в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания.
- 2. В протоколе задержания делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные cm. 46 УПК РФ.
Кроме того, в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания.
Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
Если по уголовному делу с момента задержания участвовал и защитник, то и его участие в составлении протокола задержания должно быть обязательно отражено[2].
3. Принимается ряд мер для уведомления о задержании лица.
Так, подозреваемому предоставляется право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о его задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе.
В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, о чем также делается отметка в протоколе задержания.
В то же время дознаватель должен исполнить обязанности по уведомлению о задержании в соответствии со ст. 96 УПК РФ, а именно: о произведенном задержании орган дознания или дознаватель обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 ч с момента задержания подозреваемого.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.
4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 cm. 46, cm. 189 и 190 УПК РФ.
Первый допрос подозреваемого, задержанного в порядке ст. 91 УПК РФ, должен состояться не позднее 24 ч с момента задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
5. На основании ст. 93 УПК РФ лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подлежит личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ.
Личный обыск подозреваемого может быть произведен одновременно с принятием решения о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, но перед составлением протокола задержания. В нем уже должны быть отражены результаты личного обыска задержанного.
При проведении личного обыска надо иметь в виду, что при захвате и доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления, он может быть подвергнут административному досмотру, результаты которого должны быть отражены в документе о доставлении (рапорте, протоколе). Такой документ или его копию целесообразно приобщать к протоколу задержания и материалам уголовного дела.
- 6. По истечении срока задержания дознаватель должен принять процессуальное решение:
- — освободить подозреваемого, отобрав от него обязательство о явке;
- — освободить подозреваемого и применить к нему одну из мер пресечения, не связанных с лишением свободы;
- — не освобождать подозреваемого, а обратиться в суд с ходатайством о применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако в этом случае следует иметь в виду, что если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо постановление о продлении срока задержания не поступит начальнику места содержания подозреваемого в течение 48 ч с момента его задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания в лице его начальника. Также уведомляется прокурор.
Согласно ч. 7 ст. 108 УПК РФ судья при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу вправе отложить принятие решения на срок не более 72 ч для предоставления дополнительных доказательств обоснованности задержания.
В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания, и направляет постановление дознавателю, прокурору, подозреваемому.
Однако по истечении этого дополнительного срока дознаватель должен вновь обратиться с ходатайством в суд либо же принять решение об освобождении подозреваемого.
В случае если дознаватель принял решение не освобождать задержанного, а ходатайствовать перед судом об избрании подозреваемому меры пресечения — заключение под стражу, следует иметь в виду, что законодатель в ч. 3 ст.
108 УПК РФ требует обратиться в суд с подобным ходатайством не позднее чем за 8 ч до истечения срока задержания, т.е. через 40 ч после задержания.
Именно восемь часов отводится суду на рассмотрение ходатайства и установление оснований к избранию меры пресечения — заключение под стражу.
Вместе с тем в практической деятельности имеют место случаи, когда за восемь часов обратиться в суд невозможно, например из-за ночного времени. В этом случае дознаватель должен представить судье материалы не за восемь часов, а раньше, например за 10—14 ч до истечения срока задержания. Проиллюстрируем сказанное.
Пример
Протокол задержания в отношении Шишкова был составлен 3 марта в 8 ч утра. Если следовать примет решение избрать подозреваемому меру пресечения в виде заключения под стражу, то, следуя законодательному установлению, дознаватель должен представить материалы судье за 8 ч до истечения срока, т.е. в 24 ч. Однако в ночное время суд не работает.
В связи с этим дознавателю следует заранее просчитать подобную ситуацию и обратиться в суд с материалами, обосновывающими арест, накануне, причем с таким расчетом, чтобы у суда было время, по продолжительности не менее восьми часов, для рассмотрения ходатайства о заключении под стражу.
Таким образом, в суд дознаватель должен обратиться 4 марта начиная с 12 ч дня.
Можно констатировать, что фактически из 48 ч, отведенных законодателем на проверку задержанного лица на причастность к совершению преступления, дознаватель располагает малым количеством времени для непосредственной работы с задержанным. На основании п.
3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ судья вправе вынести постановление о продлении срока задержания на срок не более 72 ч с момента вынесения судебного решения для сбора дополнительных доказательств обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя в том случае, если:
- 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- 3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.
При наличии оснований освобождения подозреваемого, перечисленных в ч. 1 ст. 94 УПК РФ, дознаватель выносит постановление об освобождении подозреваемого. Постановление об освобождении должно быть немедленно доставлено в место содержания задержанного, а дознаватель должен убедиться в выполнении своего постановления.
При освобождении подозреваемого лицу выдается справка, в которой указывается, кем был задержан гражданин (-ка), дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
Статья 92. Порядок задержания подозреваемого
СТ 92 УПК РФ
1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.
1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.
2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
Комментарий к Статье 92 Уголовно-процессуального кодекса
1. В срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю должен быть составлен протокол задержания. Содержание протокола задержания должно соответствовать фактическим обстоятельствам произошедшего.
Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, а также право пользоваться помощью адвоката (защитника), принадлежащее каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, — исходя из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его прав и законных интересов . При этом Конституция РФ, закрепляя право на получение квалифицированной юридической помощи, не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым или обвиняемым, поэтому данное конституционное право возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2013 г. N 38-О.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. N 668-О-О.
Согласно требованиям п. 3 ч. 4 ст. 46 и п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ защитник допускается к участию в деле, в том числе с момента фактического задержания лица, т.е. немедленно.
Если задержанный не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу, к производству процессуального действия привлекается переводчик , в порядке, определенном ст. 59 и ст. 169 настоящего Кодекса.
———————————
Пункт 7 ч. 4 ст. 46 УПК РФ.
2. Часть 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса требует указания даты и времени задержания в протоколе задержания, что исключает бесконтрольное, вне установленных сроков, содержание задержанного правоприменительным органом .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. N 1400-О-О.
- При этом протокол задержания составляется с соблюдением установленных в УПК РФ правил. В протоколе обязательно указываются:
- 1) дата, место и время начала и окончания составления протокола с точностью до минуты;
- 2) должность, специальное или воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- 3) фамилия, имя и отчество защитника, присутствующего при задержании подозреваемого, номер его удостоверения, номер и дата выдачи ордера, а также полное наименование адвокатского образования, его выдавшего;
- 4) процессуальное положение, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвующего в процессуальном действии, а в необходимых случаях их адреса и другие данные об их личности;
- 5) дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого;
- 6) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также место жительства (регистрации) задержанного, его гражданство, семейное положение, сведения о месте работы, документах, удостоверяющих его личность, сведения о судимости с указанием, когда именно, каким судом и по какой статье УК РФ был осужден;
- 7) результаты его личного обыска;
- 8) объяснения задержанного либо причины, по которым он отказался давать таковые, а также другие обстоятельства его задержания.
По смыслу этой уголовно-процессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе задержания должны быть указаны все имевшие место такие обстоятельства.
Кроме того, в протоколе задержания надлежит указывать, не относится ли задержанный к категории лиц, пользующихся иммунитетом от процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, или лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 настоящего Кодекса, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам; не является ли подозреваемый членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие данные.
При составлении протокола подозреваемому одновременно разъясняются его права, перечисленные в ст. ст. 16, 46 и 317.1 настоящего Кодекса, о чем делается соответствующая отметка в протоколе задержания.
Подозреваемому также разъясняется, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ он не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст.
5 настоящего Кодекса.
Протокол задержания подписывается должностным лицом, его составившим, подозреваемым, его защитником, понятыми, специалистом и другими лицами, принимавшими участие в производстве процессуального действия. Подозреваемый вправе получить при этом копию протокола задержания.
Особое внимание должно обращаться на то, что в протоколе задержания следователем в обязательном порядке должны указываться не только основания задержания подозреваемого, перечисленные в ст.
91 настоящего Кодекса, но и иные обязательные сведения, среди которых предусмотрено приведение мотивов задержания подозреваемого, т.е.
конкретные данные, обосновывающие необходимость задержания лица — в качестве подозреваемого в данном случае.
При наличии оснований следователем или дознавателем выносится постановление о производстве освидетельствования подозреваемого в соответствии со ст. ст. 179, 180 УПК РФ и обеспечивается его реализация с привлечением врача или другого специалиста.
В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование задержанного лица может быть произведено до возбуждения уголовного дела и соответственно до составления следователем протокола задержания.
По окончании проведения процессуального действия в протокол задержания вносится наименование места содержания, куда направлен подозреваемый.
3. В течение 12 часов с момента задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить о произведенном задержании подозреваемого надзирающему прокурору в письменном виде, обеспечив фактическое получение прокурором уведомления в указанный срок. В данном сообщении помимо сведений о личности подозреваемого надлежит указывать и место, куда последний направлен для содержания.
4. В каждом случае задержания подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания по правилам, установленным ч. 2 ст. 46, ст. ст. 189 и 190 настоящего Кодекса, с соблюдением прав, гарантированных ему законом.
До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
Конфиденциальность свидания подразумевает запрет на проведение оперативно-разыскных мероприятий технического и иного характера в целях получения информации о содержании беседы подозреваемого с защитником.
Закон предусматривает, что в случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания с защитником свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
Допрос подозреваемого может быть произведен в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства .
———————————
Часть 3 ст. 164 УПК РФ.
При отказе подозреваемого от назначенного защитника допрос подозреваемого может быть произведен без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 — 8 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса.
Руководитель следственного органа в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.
39 настоящего Кодекса имеет право лично допросить подозреваемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.
5. Дача показаний — процессуальное право, а не обязанность подозреваемого. Поэтому он вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться вовсе от дачи объяснений и показаний.
При согласии дать показания подозреваемый должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, если показания подозреваемого получены с нарушением требований настоящего Кодекса .
———————————
Пункт 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ.
6. Допрос подозреваемого относится к числу наиболее сложных в тактическом отношении следственных действий.
Цель допроса подозреваемого заключается в том, чтобы предоставить ему возможность реализовать его субъективное право на защиту и дать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для задержания или заключения под стражу, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств дела. Если лицо задержано на месте преступления, его допрос в качестве подозреваемого производится незамедлительно.
43. Задержание подозреваемого
§ 2. Задержание
подозреваемого
Вопрос о природе,
сущности и содержании задержания
подозреваемого был и остается остро
дискуссионным в правовой литературе и
в практике его применения.
Одни авторы
полагают, что задержание подозреваемого
— мера процессуального принуждения ;
другие — следственное действие,
направленное на собирание, проверку и
оценку доказательств ; третьи —
одновременно мера принуждения и
следственное действие .
Представляется,
что задержание подозреваемого носит
интегративный характер, в котором
сочетаются элементы принуждения и
следственного действия.
———————————
См.: Уголовный
процесс. Общая часть / Под науч. ред. В.З.
Лукашевича. СПб., 2004. С. 312 и др.
См.: Гельдибаев
М.Х. Уголовный процесс. СПб., 2001. С. 90 и
др.
См.: Вандышев
В.В. и др. Уголовный процесс. СПб., 1996. С.
1, 70 и др.
Думается, что
задержание
подозреваемого
— комплексная мера воздействия на
личность, сочетающая в себе элементы
принуждения и следственного действия
и заключающаяся в кратковременном
ограничении свободы при отсутствии
судебного решения сроком до 48 часов и
с правом его продления судьей районного
суда, но не более чем до 72 часов, с
помещением лица, подозреваемого в
совершении преступления, в изолятор
временного содержания (ИВС).
Общим условием
задержания подозреваемого в порядке
ст. 91 УПК является подозрение в совершении
этим лицом преступления, за которое в
соответствии с уголовным законом может
быть назначено наказание в виде лишения
свободы.
-
Субъектами
задержания граждан по подозрению в
совершении преступления
являются: - 1) орган дознания;
- 2) дознаватель;
- 3) следователь.
-
Основания
задержания подозреваемого
— информация, свидетельствующая о
возможной
причастности
лица к совершению преступления. -
Лицо может быть
задержано при наличии одного из следующих
оснований: -
1) когда
это лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно после
его совершения.
Хрестоматийным примером задержания по
этому основанию является обнаружение
лица в помещении, в котором сработала
охранная сигнализация; -
2) когда
потерпевшие или очевидцы укажут на
данное лицо как на совершившее
преступление.
По этому основанию обычно задерживают
лиц, подозреваемых в совершении так
называемых уличных или бытовых
преступлений;
3) когда
на этом лице (имеется в виду тело человека
в целом) или его одежде, при нем или в
его жилище будут обнаружены явные следы
преступления.
Чаще всего это основание используется
для задержания лиц, подозреваемых в
совершении незаконного оборота
огнестрельного оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ или взрывных
устройств, наркотических средств или
психотропных веществ.
-
При наличии иных
данных,
дающих основание подозревать лицо в
совершении преступления (например, при
наличии словесного портрета), оно может
быть задержано, если: - 1) пыталось скрыться;
-
2) не имеет постоянного
места жительства; -
3) не установлена
его личность;
4) может быть
заключено под стражу в связи с направлением
следователем с согласия руководителя
следственного органа или дознавателем
с согласия прокурора в суд ходатайства
об избрании в отношении указанного лица
данной меры пресечения. Типичным примером
задержания лиц по данному основанию
является установление их личности по
ориентировкам органов предварительного
расследования.
Мотивы задержания
подозреваемого
заключаются в достижении правоограничительных
целей в интересах решения задач уголовного
процесса. К ним относится пресечение
попыток этого лица:
1) скрыться от
органов предварительного расследования
или суда;
2) воспрепятствовать
установлению объективной истины по
уголовному делу путем угроз свидетелю
и другим участникам уголовного процесса,
уничтожения следов преступления и т.д.;
3) продолжать в
дальнейшем преступную деятельность;
4) воспрепятствовать
исполнению обвинительного приговора.
Процессуальное
оформление задержания
заключается в составлении протокола
задержания лица, форма и содержание
которого должны отвечать требованиям
ст. 166 и 167 УПК.
В соответствии со
ст. 92 УПК после доставления лица,
подозреваемого в совершении преступления,
в орган дознания или к следователю в
срок не более трех
часов должен
быть составлен протокол задержания
подозреваемого, подписанный лицом, его
составившим, и задержанным.
-
В протоколе должны
быть сведения о: -
1) дате и времени
составления протокола; -
2) дате, времени,
месте, основаниях и мотивах задержания; -
3) результатах
личного обыска, осуществленного в
порядке ст. 93 и 184 УПК; -
4) разъяснении
подозреваемому лицу прав, предусмотренных
ст. 46 УПК, удостоверенном его подписью; -
5) иных фактических
обстоятельствах задержания, например
попытках скрыться или оказания
сопротивления. -
О произведенном
задержании орган дознания, дознаватель
или следователь обязаны сообщить
прокурору в письменном виде в течение
12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый
должен быть допрошен в соответствии с
требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК.
До начала допроса
лица, подозреваемого в совершении
преступления, ему по его просьбе
обеспечивается свидание с защитником
наедине и конфиденциально.
В случае
необходимости производства следственных
действий с участием подозреваемого
продолжительность свидания свыше двух
часов может быть ограничена дознавателем
или следователем с обязательным
предварительным уведомлением об этом
подозреваемого и его защитника.
-
Таким образом,
уголовно-процессуальное
задержание подозреваемого
— сложное по своему содержанию действие,
состоящее из: -
1) фактического
задержания
(или захвата), направленного на
незамедлительное доставление лица для
разбирательства; -
2) доставления
лица обычно в органы внутренних дел,
которые обязаны непосредственно
разбираться с правонарушителем и его
деянием; -
3) административно-правового
задержания
сроком до трех часов, цель которого —
разбирательство должностного лица с
доставленным лицом по поводу совершенного
им деяния с признаками преступления
или иного правонарушения. В его рамках
должностное лицо должно: -
а) получить от
доставивших правонарушителя лиц
заявления, объяснения или рапорты с
изложением обстоятельств фактического
задержания и оснований доставления
лица; -
б) установить
личность доставленного для разбирательства; -
в) получить от
доставленного лица объяснение по поводу
фактического задержания; -
г) определить из
полученных и составленных документов,
содержит ли деяние признаки преступления
или иного правонарушения; -
д) решить вопрос
о необходимости немедленного возбуждения
уголовного дела; -
е) принять решение
при наличии возбужденного уголовного
дела о процессуальном задержании
доставленного или отобрании у него
обязательства о явке либо о применении
к нему меры пресечения, не связанной с
помещением в специализированное
учреждение; -
4) собственно
уголовно-процессуального задержания,
сущность и содержание которого заключаются
в помещении задержанного лица в ИВС.
Порядок и условия
содержания подозреваемых в специальном
учреждении регулируются Федеральным
законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О
содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений»
. При необходимости проведения
оперативно-розыскных мероприятий
оперативные работники вправе встречаться
с задержанным с письменного согласия
дознавателя или следователя (ст. 95 УПК).
———————————
СЗ РФ. 1995. N
29. Ст. 2759.
-
Согласно ст. 96 УПК
дознаватель или следователь в
течение 12 часов
с момента фактического задержания
обязаны уведомить: -
1) о задержании
кого-либо из родственников подозреваемого
либо предоставить возможность такого
уведомления подозреваемому; -
2) о задержании
командование воинской части, если
подозреваемым в совершении преступления
является военнослужащий; -
3) посольство или
консульство иностранного государства,
если подозреваемым является его
гражданином или подданным.
При необходимости
сохранения в интересах расследования
в тайне факта задержания совершеннолетнего
подозреваемого уведомление соответствующих
лиц с согласия прокурора может не
производиться (ст. 96 УПК).
-
Подозреваемый
подлежит освобождению по постановлению
дознавателя или следователя, если: -
1) не подтвердилось
подозрение в совершении преступления; -
2) отсутствуют
основания применения к нему меры
пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было
произведено с нарушением требований
ст. 91 УПК.
-
По истечении 48
часов с момента задержания подозреваемый
подлежит освобождению, если: -
1) в отношении его
судом не была избрана мера пресечения
в виде заключения под стражу либо -
2) суд не продлил
срок задержания подозреваемого.
Если постановление
судьи о применении к подозреваемому
меры пресечения в виде заключения под
стражу либо о продлении срока задержания
не поступит в течение 48 часов с момента
фактического задержания, то подозреваемый
немедленно должен быть освобожден
постановлением начальника места его
содержания. О своем решении он обязан
уведомить орган дознания или следователя
и прокурора.
При освобождении
лицу выдается справка, в которой
указываются, кем он был задержан; дата,
время, место и основания задержания;
дата, время и основания освобождения.
Если в деле имеется решение суда об
отказе в удовлетворении ходатайства
дознавателя, следователя об избрании
меры пресечения в виде заключения под
стражу, то копия этого решения также
выдается лицу при освобождении (ст. 94
УПК).