Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики
Правительcтвo Рoccии 3 июня в ocнoвнoм oдoбрилo Генеральную cхему размещения oбъектoв электрoэнергетики дo 2030 гoда. Генеральная cхема — один из важнейших документов в отечеcтвенной электроэнергетике, наряду c Энергетичеcкой cтратегией Роccии.
Генеральная cхема определяет развитие электроэнергетики на длительную перcпективу (до 15 лет) и cодержит поименные перечни генерирующих и электроcетевых объектов по энергоcиcтемам в разрезе cубъектов Российской Федерации с указанием сроков ввода энергетических объектов и их параметров. Генсхему разрабатывает Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетики.
Впервые Генеральная схема была утверждена в 2007 год, и первоначально на срок до 2020 года.
Осуществляемый Минэнерго России мониторинг Генеральной схемы до 2020 года оказал обходимость ее корректировки вследствие наличия следующих существенных расхождений между целевыми показателями действующей Генеральной схемы и реальными планами энергетических компаний по развитию электроэнергетики.
Необходимость корректировки была продиктована: — более умеренным прогнозом роста электропотребления в результате намечаемых масштабных мер по снижению энергоемкости экономики страны и повышению энергоэффективности; — финансовыми трудностями и дефицитом средств у частных энергетических компаний; — существенным удорожанием удельных капиталовложений при строительстве новых генерирующих мощностей; — более низким уровнем реальных вводов генерирующих мощностей. Правительство РФ в качестве цели корректировки документа называло установление ориентиров для создания надежной, конкурентоспособной, эффективной и экологически чистой электроэнергетики с достижением целевых показателей Энергетической стратегии России до 2030 года в области электроэнергетики. Минэнерго РФ не раз отмечало, что российской электроэнергетике необходима широкомасштабная модернизация и перевод на новый технологический уровень на базе разработки (лицензионного освоения) и внедрения новых ключевых энергетических технологий. В частности, в газовой генерации планируется внедрить высокоэффективные ПГУ с КПД до 60%, в угольной генерации — перейти на суперсверхкритические параметры с КПД до 46%. В отрасли необходимо повысить надежность, экономическую и энергетическую эффективность на основе оптимального сочетания крупных системообразующих генерирующих и электросетевых объектов. Максимально близко, с учетом всех требований технологической и экологической безопасности, к потребителям нужно приблизить энергоисточники средней и малой мощности на базе местных топливных и возобновляемых источников энергии. Минэнерго также выступает за развитие и модернизацию Единой энергетической системы России на основе интеллектуальных электрических сетей переменного и постоянного тока, завершения Немаловажной составляющей программы развития отечественной генерации министерство называло и снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду. Для определения параметров перспективного спроса на электроэнергию и мощность в рамках корректировки Генеральной схемы, был подготовлен долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, предусматривающий два варианта роста электропотребления до 2030 года — максимальный в объеме 1860 млрд кВт.ч в год (среднегодовой темп прироста — 3,1%) и базовый 1553 млрд кВт.ч в год (темп прироста — 2,2 %). В результате при корректировке Генеральной схемы предложена рациональная структура, близкая к оптимальной, с учетом реальных возможностей энергокомпаний. Суммарный рекомендуемый объем демонтажа генерирующих мощностей в период 2010 — 2030 годов составляет 67,7 млн. кВт. Суммарный объем вводов генерирующих мощностей АЭС, ГЭС и ГАЭС, ТЭС и электростанций на основе использования возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ), рекомендуемый к вводу в период 2010 -2030 годов по России в целом в базовом варианте электропотребления составляет 173,4 млн кВт, в максимальном варианте — 228,5 млн кВт.
Установленная мощность атомных станций России к 2030 году может вырасти более чем вдвое в сравнении с 2008 годом — до 50,5 ГВт. В 2008 году установленная мощность российских АЭС составляла 23,5 ГВт. К 2015 году, как предполагается, мощность АЭС России достигнет 30,8 ГВт, к 2020 году — 36,4 ГВт, к 2025 году — 44,5 ГВт.
Генсхема называет новые площадки: Балтийская АЭС, Кольская АЭС-2, Смоленская АЭС-2, Курская АЭС-2, Нижегородская АЭС, Татарская АЭС, Башкирская АЭС, Южно-Уральская АЭС, Северская АЭС, Приморская АЭС. К 2030 году установленная мощность ГЭС-ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций), с учетом реконструкции, может вырасти до 58,6 ГВт с 45,5 ГВт в 2008 году. Сейчас мощность энергосистемы РФ составляет 216,3 ГВт.
Потребность в капитальных вложениях до 2030 года Генеральной схемой оценивается в 20 триллионов рублей, в том числе на строительство электрогенерации — 9,8 триллиона рублей, электросети — 10,2 триллиона рублей.
Интересно, что электропотребление в России в 2009 году, по данным ОАО «Системный оператор», осуществляющего оперативно-диспетчерское управление всеми объектами в составе энергосистемы РФ, снизилось на 4,6% по сравнению с 2008 годом и составило 964,4 миллиарда кВт.ч.
Минэнерго в апреле 2009 года прогнозировало, что спрос на электричество в 2009 году снизится на 4,5%, а НП «Совет рынка» предполагал, что спад потребления достигнет 8,5-9,0%.
В апреле этого года Минэнерго улучшило прогноз по электропотреблению в стране, ожидая теперь его роста в 2010 году на 2,6% вместо ранее прогнозировавшихся 0,4%. В качестве механизмов реализации Генеральной схемы предусматриваются: — учет основных положений Генеральной схемы при формировании Схемы и программы развития ЕЭС России, инвестиционных программ генерирующих и сетевых компаний, программ субъектов Российской Федерации; — формирование на основе Генеральной схемы Федеральной схемы территориального планирования в электроэнергетике для своевременного резервирования площадок под строительство энергетических объектов; — разработка и принятие программы модернизации электроэнергетики; — стимулирование внедрения новых технологий;
— заключение договоров по принципу между генерирующими компаниями и крупными потребителями, предусматривающих финансовую ответственность за заявляемый прирост электропотребления и ввод объектов в сроки, предусмотренные в Генеральной схеме; — доработка правил оптового рынка в направлении повышения дифференциации между дневными и ночными ценами на электроэнергию, а также внедрение рынка системных услуг для обеспечения окупаемости гидроаккумулирующих станций. Интересно, что из скорректированной Генеральной схемы исчез один из крупнейших энергогенерирующих объектов — Эвенкийская гидроэлектростанция. Проект Эвенкийской ГЭС был включен в генеральную схему электроэнергетики до 2020 года. ЭГЭС предполагалось ввести в
Срок ввода еще одной гидроэлектростанций — Канкунской ГЭС мощностью 1,2 ГВт в республике Саха (Якутия) отложен на 10 лет. В базовом варианте генсхемы до 2030 года первый гидроагрегат мощностью 300 МВт должны ввести в 2030 году. А в максимальном варианте станция полностью будет введена с 2026 по 2030 годы. В утвержденном в 2007 году первом варианте Генеральной схемы Канкунскую ГЭС должны были ввести в эксплуатацию в 2016-2020 годах. После заседания кабинета министров России, на котором рассматривали скорректированную генсхему, министр энергетики РФ С.И. Шматко заявил, что Правительство РФ будет гибко подходить к вопросу установления сроков ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС, поскольку должен быть соблюден весь технологический процесс.
, — считает представитель . По его словам, уже сейчас на основе генсхемы нужно очень быстро понятную картину развития отрасли на несколько лет вперед, пусть и не с очень глубокой проработкой. Затем необходимо начать проводить исследования стоимости строительства, потребности в машиностроительных мощностях.
Эксперт считает, что перед Россией, Европой и США стоит серьезнейшая проблема старения основных энергетических мощностей. После оценки технического состояния оборудования в 80-х годах 20-го века была осуществлена его модернизация, позволившая продлить срок эксплуатации электростанций еще на 20 лет.
По словам Шкатова, если и дальше продлять ресурс эксплуатации большинства электростанций страны, это может повлечь за собой огромные риски. Он уверен, что необходимо сейчас для продления паркового ресурса действующего оборудования, разворачивать на заводах цепочки по производству тех или иных элементов конструкции, чтобы сделать этот процесс массовым и удешевить.
Владельцы генерации в большинстве случаев не собираются выводить старые электростанции из эксплуатации, а собираются их ремонтировать. Но срок надежной работы ТЭЦ не зависит от этого. В генеральной схеме прописан вывод старых мощностей. До 2015 года надо вывести 8,4 ГВт мощностей.
По словам эксперта, этот объем старой генерации, примерно равный 4% от всей установленной мощности отечественной генерации, выйдет из строя сам. Шкатов уверен, что параметры вывода оборудования, его обновления, нужно прорабатывать еще более детально, чем вводы новых электростанций.
Об утверждении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года от 09 июня 2017
(с изменениями на 30 декабря 2022 года)
1. Утвердить прилагаемую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (далее — Генеральная схема).
- 2. Минэнерго России:
- учитывать положения Генеральной схемы при разработке схемы и программы развития Единой энергетической системы России;
- осуществлять мониторинг реализации Генеральной схемы и представлять ежегодно, начиная с 2018 года, в I квартале, в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад;
внести в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2016 г. N 1634-р.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. N 215-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 11, ст.1038).
- Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
- Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерации
от 9 июня 2017 года N 1209-р
(с изменениями на 30 декабря 2022 года)
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (далее — Генеральная схема) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики».
- Целями Генеральной схемы являются:
- формирование структуры генерирующих мощностей и объектов электросетевого хозяйства для обеспечения перспективного баланса производства и потребления электрической энергии и мощности в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
- предотвращение прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности наиболее эффективными способами с учетом прогнозируемых режимов работы энергетических систем, необходимого технологического резерва и основных технологических ограничений;
- определение основных направлений размещения линий электропередачи и подстанций, относимых к межсистемным связям и необходимых для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии и мощности по объединенным энергетическим системам, а также для обеспечения нормального электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России и выдачи мощности новых электрических станций, установленная мощность которых составляет 1000 МВт и выше, либо увеличения выдачи мощности существующих электрических станций, установленная мощность которых составляет 500 МВт и выше.
- Для достижения целей Генеральной схемы необходимо решение следующих задач:
- анализ современного состояния электроэнергетики и существующей структуры объектов генерации и электросетевого хозяйства;
- разработка научно обоснованных предложений по оптимальной (рациональной) структуре генерирующих мощностей;
- разработка научно обоснованных предложений по объемам вывода из эксплуатации генерирующего оборудования, модернизации оборудования или замещению новым оборудованием действующих генерирующих мощностей;
- разработка предложений по составу электростанций, включая их характеристики и район размещения;
- разработка перспективных балансов мощности и электрической энергии в Единой энергетической системе России, объединенных энергетических системах и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах до 2035 года;
- прогноз спроса на топливо;
- разработка предложений по развитию основной электрической сети Единой энергетической системы России напряжением 330 кВ и выше.
- Генеральная схема разработана с учетом:
- проекта энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года (в части электроэнергетики);
- перспективных планов генерирующих компаний по вводу и выводу из эксплуатации генерирующего оборудования на долгосрочную перспективу;
- данных о планах по строительству объектов электроэнергетики, в том числе о перечне, сроках, местах расположения, вводимой мощности, виде используемого топлива, включенных в федеральные целевые и федеральные адресные целевые программы, программу деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период, а также аналогичных данных о планах по строительству объектов электроэнергетики, строительство которых предполагается осуществлять за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
- предложений системного оператора о перечне и размещении объектов электроэнергетики, в том числе о перечне и размещении объектов, необходимых для достижения технологической сбалансированности и допустимости перспективных режимов работы Единой энергетической системы России и учитывающих технологические ограничения перетока электрической энергии, а также данных о функционировании Единой энергетической системы России в предшествующем периоде;
- предложений субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах о перечне генерирующих и сетевых объектов и об их размещении на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
- предложений публичного акционерного общества «Российские сети» о планируемых к реализации и реализуемых проектах по развитию единой национальной электрической сети, а также данных о ее функционировании в предшествующий период;
- предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о перечне объектов электроэнергетики и об их размещении на территории субъектов Российской Федерации;
- схем и программ развития железнодорожного транспорта общего пользования и Единой системы газоснабжения;
- информации, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потребителями электрической энергии, о планируемых инвестиционных проектах на территории субъектов Российской Федерации, в том числе о перечне объектов, строительство которых предполагается осуществлять на территории субъекта Российской Федерации, об их присоединяемой мощности, о сроках ввода в эксплуатацию и местах расположения;
- информации о прогнозе потребления электрической энергии и мощности крупных энергоемких потребителей электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт и энергопринимающие установки которых влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы;
- информации о планах международного сотрудничества в сфере экспорта (импорта) электрической энергии, представляемой субъектами электроэнергетики;
- статистической информации о фактических балансах производства и потребления по объединенным энергетическим системам;
- требований к обеспечению надежного и безопасного функционирования электроэнергетических систем, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Генеральная схема содержит:
- долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность;
- перспективные балансы мощности и электрической энергии с указанием рекомендуемой структуры генерирующих мощностей и прогнозируемых объемов экспорта (импорта) мощности и электрической энергии;
- информацию о действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации атомных электростанциях, тепловых электростанциях, установленная мощность которых превышает 500 МВт, и гидравлических электростанциях, установленная мощность которых превышает 100 МВт, в том числе о месте расположения, количестве и типе блоков, виде используемого топлива;
- информацию о действующих и планируемых к сооружению линиях электропередачи и подстанциях, класс напряжения которых равен или превышает 330 кВ, а также об основных линиях электропередачи 220 кВ, относимых к межсистемным связям, необходимых для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии и мощности по объединенным энергетическим системам, нормального электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России и выдачи мощности электрических станций, установленная мощность которых превышает 500 МВт, обеспечивающих ликвидацию технологических ограничений перетока электрической энергии в отдельных частях Единой энергетической системы России, в том числе о размещении, протяженности и трансформаторной мощности указанных объектов электросетевого хозяйства;
- прогноз спроса на топливо;
- сведения о развитии экспорта (импорта) электрической энергии и мощности в Российской Федерации;
- прогноз экологических последствий влияния развития электроэнергетики на окружающую природную среду и предложения по их снижению;
- меры по обеспечению надежного и безопасного функционирования энергетических систем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Генеральная схема используется в качестве основы:
- для формирования схемы и программы развития Единой энергетической системы России;
- для формирования рекомендаций в целях внесения изменений в энергетическую стратегию России.
- Генеральная схема является рекомендательным документом для субъектов электроэнергетики при разработке программ развития промышленного производства и жилищного строительства и принятии субъектами электроэнергетики инвестиционных решений.
Установленная мощность электростанций зоны централизованного электроснабжения России на начало 2016 года составила 243,2 млн.кВт, из них 27,2 млн.кВт (11,2 процента) на атомных электростанциях, 50,6 млн.
https://www.youtube.com/watch?v=urzc-Dr0nIA\u0026pp=ygVq0JPQtdC90LXRgNCw0LvRjNC90LDRjyDRgdGF0LXQvNCwINGA0LDQt9C80LXRidC10L3QuNGPINC-0LHRitC10LrRgtC-0LIg0Y3Qu9C10LrRgtGA0L7RjdC90LXRgNCz0LXRgtC40LrQuA%3D%3D
кВт (20,8 процента) на гидравлических электростанциях, 164,5 млн.кВт (67,6 процента) на тепловых электростанциях, 0,9 млн.
https://www.youtube.com/watch?v=urzc-Dr0nIA\u0026pp=ygVq0JPQtdC90LXRgNCw0LvRjNC90LDRjyDRgdGF0LXQvNCwINGA0LDQt9C80LXRidC10L3QuNGPINC-0LHRitC10LrRgtC-0LIg0Y3Qu9C10LrRgtGA0L7RjdC90LXRgNCz0LXRgtC40LrQuA%3D%3D
кВт (0,4 процента) на электростанциях, функционирующих на базе возобновляемых источников энергии.
Производство электрической энергии в зоне централизованного электроснабжения России в 2015 году составило 1049,9 млрд.кВт·ч, из них 195,5 млрд.кВт·ч (18,6 процента) на атомных электростанциях, 168,5 млрд.
кВт·ч (16,1 процента) на гидравлических электростанциях, 683,4 млрд.кВт·ч (65,1 процента) на тепловых электростанциях, 2,5 млрд.
кВт·ч (0,2 процента) на электростанциях, функционирующих на базе возобновляемых источников энергии.
Потребление электрической энергии в зоне централизованного электроснабжения России в 2015 году составило 1036,4 млрд. кВт·ч, максимум потребления мощности составил 152,1 млн.кВт.
За 2007-2014 годы в зоне централизованного электроснабжения России потребление электрической энергии увеличилось на 72,9 млрд.кВт·ч (7,5 процента по отношению к уровню 2006 года), максимум потребления мощности увеличился на 7,7 млн.
https://www.youtube.com/watch?v=urzc-Dr0nIA\u0026pp=ygVq0JPQtdC90LXRgNCw0LvRjNC90LDRjyDRgdGF0LXQvNCwINGA0LDQt9C80LXRidC10L3QuNGPINC-0LHRitC10LrRgtC-0LIg0Y3Qu9C10LrRgtGA0L7RjdC90LXRgNCz0LXRgtC40LrQuA%3D%3D
кВт (5,1 процента по отношению к уровню 2006 года), установленная мощность электростанций увеличилась на 27 млн.кВт (12,7 процента по отношению к уровню 2006 года), производство электрической энергии увеличилось на 65,1 млрд.
кВт·ч (6,6 процента по отношению к уровню 2006 года).
Объем ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей в зоне централизованного электроснабжения России в 2007-2014 годах составил 30,3 млн.кВт, объем вывода из эксплуатации генерирующих мощностей в указанный период — 9 млн.кВт.
Основу возрастной структуры генерирующего оборудования составляет оборудование, введенное в эксплуатацию в 1961-1970 годах установленной мощностью 47,2 млн.кВт, в 1971-1980 годах установленной мощностью 61,1 млн.
https://www.youtube.com/watch?v=urzc-Dr0nIA\u0026pp=ygVq0JPQtdC90LXRgNCw0LvRjNC90LDRjyDRgdGF0LXQvNCwINGA0LDQt9C80LXRidC10L3QuNGPINC-0LHRitC10LrRgtC-0LIg0Y3Qu9C10LrRgtGA0L7RjdC90LXRgNCz0LXRgtC40LrQuA%3D%3D
кВт и в 1981-1990 годах — установленной мощностью 51,2 млн. кВт. Суммарная установленная мощность генерирующего оборудования, введенного в эксплуатацию до 1961 года, составляет 17,5 млн.
кВт, оборудования, введенного в эксплуатацию в 1991-2014 годах, — 63,26 млн.кВт.
В настоящее время, по данным отраслевой отчетности, паротурбинное оборудование в объеме более 90 млн. кВт выработало парковый ресурс, срок его эксплуатации определяется назначенным ресурсом по результатам индивидуальных обследований. До 2025 года парковый ресурс выработает оборудование тепловых электростанций в объеме дополнительно 30 млн.кВт.
Протяженность электрических сетей напряжением 330-750 кВ Единой энергетической системы России за 2007-2014 годы увеличилась с 55,1 тыс.км до 63,2 тыс.
км, суммарная мощность трансформаторных подстанций напряжением 330-750 кВ увеличилась с 145,9 млн.кВА до 192,5 млн.кВА. На начало 2016 года протяженность электрических сетей напряжением 330-750 кВ составила 65 тыс.
км, суммарная мощность трансформаторных подстанций напряжением 330-750 кВ — 196 тыс.кВА.
Перспективные уровни потребления электрической энергии и мощности приняты в соответствии с проектом долгосрочного прогноза спроса на электрическую энергию и мощность в Российской Федерации до 2035 года, одобренным на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики от 17 апреля 2015 г. (далее — долгосрочный прогноз спроса).
- Долгосрочный прогноз спроса разработан на основе эконометрической модели с дополнительным учетом крупнейших отраслевых проектов, прогноз потребления электрической энергии и мощности по которым формировался с использованием расчетной модели на основе удельных показателей потребления электрической энергии с учетом информации по перспективным объемам выпуска продукции.
- Долгосрочный прогноз спроса разработан на основе консервативного сценария прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года и уточнен с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития России на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 21 апреля 2016 г.
- Долгосрочный прогноз спроса представлен в 2 вариантах — базовом и минимальном.
- Базовый вариант долгосрочного прогноза спроса учитывает замещение электроэнергией других видов топлива и энергии и углубление электрификации в ряде отраслей, в том числе в обрабатывающей промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте.
- Минимальный вариант долгосрочного прогноза спроса учитывает интенсивную реализацию программ энергосбережения и внедрение новых технологий с пониженным потреблением электрической энергии.
Долгосрочный прогноз спроса учитывает присоединение к Единой энергетической системе России энергетической системы Республики Крым и г.Севастополя, а также Центрального и Западного энергетических районов Республики Саха (Якутия).
Долгосрочный прогноз спроса в базовом варианте предполагает к 2035 году в зоне централизованного электроснабжения России увеличение потребления электрической энергии до 1345,2 млрд.кВт·ч, увеличение максимума потребления мощности до 197 млн.кВт, среднегодовой прирост потребления электрической энергии на уровне 1,3 процента.
https://www.youtube.com/watch?v=urzc-Dr0nIA\u0026pp=YAHIAQE%3D
Долгосрочный прогноз спроса в минимальном варианте предполагает к 2035 году в зоне централизованного электроснабжения России увеличение потребления электрической энергии до 1275,3 млрд.кВт·ч, увеличение максимума потребления мощности до 187,6 млн.кВт, среднегодовой прирост потребления электрической энергии на уровне 1 процента.
https://www.youtube.com/watch?v=urzc-Dr0nIA\u0026pp=YAHIAQE%3D
Долгосрочный прогноз спроса (базовый вариант) приведен в приложении N 1.
Долгосрочный прогноз спроса (минимальный вариант) приведен в приложении N 2.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на долгосрочный период является частью общегосударственной системы прогнозирования и планирования, определяет направления развития электроэнергетики для обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения потребителей и экономики страны электрической и тепловой энергией, разрабатывается на 15-летний прогнозный период (текущий документ до 2030 г.) и содержит в т.ч.:
- долгосрочный прогноз спроса на электроэнергию;
- сведения о развитии электростанций (новые вводы, демонтаж устаревшего оборудовании);
- сведения о развитии электрических сетей;
- перспективные балансы мощности и электрической энергии;
- прогноз спроса на топливо;
- информацию о развитии экспорта (импорта) электроэнергии;
- прогноз экологических последствий.
— ТЭС мощностью 500 МВт и выше — АЭС, ГЭС, ГАЭС, электростанции на базе ВИЭ 100 МВт и выше
— электрические сети 330 кВ и выше — отдельные электрические сети 220 кВ
Генеральная схема корректируется раз в три года (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 года № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики») и обязательно согласовывается с другими отраслевыми схемами ТЭК (угольной, газовой, нефтяной) и Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Разрабатывает и корректирует Генеральную схему по поручению Минэнерго России ЗАО «АПБЭ» в широкой кооперации проектных и научно-исследовательских институтов при участии ФСТ, ГК «Росатом», ОАО «СО ЕЭС» и ОАО «ФСК ЕЭС», утверждает – Правительство РФ.
Первая Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года была разработана в апреле 2007 года, доработанный в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации (протокол от 19 апреля 2007 г. № 15) проект был одобрен Правительством Российской Федерации (распоряжение от 22 февраля 2008 г. № 215-р).
По результатам мониторинга Генеральной схемы, проведенного в 2009 году, были выявлены существенные отклонения от прогнозных показателей, в том числе в части электропотребления, вводов генерирующих мощностей и выводов из эксплуатации ТЭС. В результате мониторинга реализации Генеральной схемы было принято решение осуществить ее корректировку, что и было сделано ЗАО «АПБЭ» в 2010 г.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года предусматривает в качестве основных приоритетов решение следующих задач:
- широкомасштабную модернизацию российской электроэнергетики и перевод ее на новый технологический уровень на базе разработки или лицензионного освоения и внедрения новых ключевых энергетических технологий;
- освоение новых технологий, позволяющих перейти к масштабному выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования;
- повышение экономической и энергетической эффективности электроэнергетики;
- повышение надежности функционирования электроэнергетики за счет дальнейшего развития Единой энергетической системы России и наиболее полной реализации преимуществ совместной работы энергосистем, диверсификации применяемых современных энергетических технологий и видов топлива;
- ограничение и в ряде случаев снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду.
3 июня 2010 года Правительство России в основном одобрило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2030 года.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ДО 2020 ГОДА (одобренная распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 № 215-р)
История
Правительство РФ утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики с целью достижения 25%-й доли атома в энергобалансе
Добрый день, уважаемые коллеги!
Правительство продолжает серию стратегических сессий по дальнейшему развитию ключевых секторов экономики. И сегодня мы обсудим, как в новых условиях выполняются задачи в сфере энергетики. Посмотрим, какие нужны дополнительные меры, чтобы шире раскрыть отраслевой потенциал. Это важно для достижения национальных целей развития, которые определил наш Президент.
Остановлюсь на ключевых моментах. Прежде всего надо укрепить внутренний спрос на энергоресурсы, расширить газификацию регионов. Всё больше российских семей должны получать надёжный и относительно недорогой источник тепла и энергии. Это позволит сделать жизнь людей более комфортной и позитивно скажется на деятельности местного бизнеса.
Важно поддержать создание и развитие крупных проектов в нефтегазохимии. Нашей промышленности в ближайшие годы потребуются дополнительные поставки пластика, полимеров и другой профильной продукции.
Надо развивать собственное производство сжиженного природного газа, чтобы повысить мобильность наших ресурсов, облегчить выход на новые рынки сбыта.
Ещё один важный сегмент для расширения внутреннего спроса – это газомоторное топливо. Его использование способно существенно сократить транспортные расходы компаний и наших граждан, а в городах – снизить уровень загрязнений.
Предстоит серьёзно диверсифицировать экспорт. Прежде всего – за счёт переориентации в Азиатско-Тихоокеанский регион. Разумеется, с сохранением торговых связей с дружественными странами на прежних площадках.
Для этого необходимо развивать транспортную инфраструктуру, строить новые и расширять действующие газо- и нефтепроводы, модернизировать железнодорожное сообщение и, конечно, создавать портовые мощности и перевалочные базы.
В перспективе не менее важно сформировать возможность для быстрой смены направления сырьевых потоков с Запада на Восток и обратно.
Например, за счёт объединения единой газотранспортной системы, ориентированной на Европу, с проектами «Сила Сибири» и трубопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток.
Сделать своего рода перемычку, которая позволит гораздо более гибко реагировать на ценовую конъюнктуру.
Для всех таких проектов нужно в ближайшие годы не только организовать закупки техники и комплектующих в дружественных странах, но и расширять своё производство. Организовать мощности по выпуску горно-шахтного и нефтегазового оборудования, развивать наше судостроение.
Отдельная сфера – электроэнергетика. Внутри страны потребление электроэнергии по итогам шести месяцев выросло более чем на 2%. Здесь риски, провоцируемые внешними изменениями, значительно ниже, поскольку на экспорт идёт гораздо меньшая доля. Главной задачей должна стать максимальная локализация производства оборудования.
Конечно, за всеми этими внешними вызовами необходимо не забывать о климатической повестке и цифровой трансформации отрасли. Многие программно-аппаратные решения в энергетике имели зарубежное происхождение.
Важно сформировать условия для разработки собственных информационных продуктов и замещения критически значимых иностранных отраслевых технологий.
Чтобы не только снять угрозы, например кибератак, но и создать заказ для экономики и предприятий IТ-отрасли, в том числе для малого бизнеса. А это колоссальный ресурс – сотни миллиардов рублей в год.
Сегодня также обсудим риски, которые стоят перед нашей атомной отраслью. В целом она успешно справляется с текущими вызовами. По итогам первого полугодия по ряду направлений вышла на рекордные показатели.
Атомная индустрия вносит существенный вклад в общий энергобаланс страны. Её доля составляет порядка 20%, а в европейской части России – вдвое выше.
Президент поставил задачу довести этот показатель не менее чем до 25%. И для этого утверждена Генеральная схема размещения объектов.
На мировом рынке наша страна занимает лидирующие позиции в строительстве атомных станций и производстве продукции ядерного топливного цикла. За границей Россия строит более двух десятков энергоблоков. Ещё примерно столько же – в проекте.
С учётом текущей ситуации очевидно, что в этой сфере необходимы будут более активные шаги, чтобы снизить вероятные риски.
Также важно продвигать разработки и продукты атомной отрасли для повышения технологического суверенитета нашей страны – от софта до больших узлов и агрегатов. И загружать возможности Северного морского пути для выполнения задач, которые определил Президент в рамках национальных целей развития.
9.1.2. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики
Генеральная
схема размещения объектов электроэнергетики
(далее — Генеральная схема) является
комплексным документом, описывающим
выбранный перечень площадок, районов
и пунктом размещения объектов
электроэнергетики (объектов генерации
и сетевых объектов) на основе прогнозов
потребления электрической энергии, для
целей обеспечения падежного и эффективного
энергоснабжения потребителей.
В
настоящее время Генеральная схема
охватывает период до 2020 года и
разрабатывается по инициативе
Правительства Российской Федерации.
В
Генеральной схеме пообъектно указаны
только общесистемные (федеральные)
электростанции, к которым отнесены -все
атомные электростанции, тепловые
электростанции установленной мощностью
500 МВт и выше, гидроэлектростанции
установленной мощностью 300 МВт и выше,
объекты электросетевого хозяйства
напряжением 330 кВ и выше, а также
электрические сети напряжением 220 кВ,
предназначенные для выдачи мощности
новых электростанций, межсистемные и
межгосударственные линии электропередачи.
Предполагается, что Генеральная схема
будет пересматриваться и корректироваться
с заданной государством периодичностью.
Если
формулировать сжато, то Генеральная
схема представляет собой видение
государства на развитие отрасли в
средне- и долгосрочной перспективе.
Впервые
вопрос о том, что отрасли необходим
документ, подобный Генеральной схеме,
встал после энергетической аварии в
Москве в 2005 году. Стало очевидно, что
для предотвращения Подобных аварий в
будущем необходимо понимать (и не на
год вперед, а на несколько лет и даже
десятилетий вперед), как может развиватъся
отрасль в будущем.
В
настоящее время идет процесс становления
системы разработки и утверждения
Генеральной схемы — совершенствуется
методология разработки и корректировки
такой схемы, разрабатывается документ
о статусе Генеральной схемы и ее
использовании в практической деятельности
(например, государственные компания
(ОАО «ФСК ЕЭС», РусГидро, Росатом) могут
быть обязаны руководствоваться
положениями схемы при разработке своих
инвестиционных программ и т.д., объекты,
указанные в схеме, могут строиться с
участием государственных средств и
т.д.).
9.1.3. Инвестиции и согласование программ развития
В
соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике»
с уполномоченными органами исполнительной
власти должны согласовываться
инвестиционные программы субъектов
электроэнергетики, в уставных капиталах
которых участвует государство.
Соответственно,
инвестиционные программы ОГК и ТГК
разрабатываются и утверждаются
исключительно самими ОГК и ТГК. При этом
РусГидро, ФСК, МРСК и СО, а также концерн
«Росэнергоатом», являясь компаниями,
в которых государству принадлежит более
50% и 1 голосующей акции, согласуют свои
инвестиционные программы с государством.
Данное
согласование заключается в направлении
указанными компаниями своих инвестиционных
программ на рассмотрение в профильное
министерство, которое, в свою очередь
согласовывает эти программы с другими
министерствам и ведомствам.
ОГК
и ТГК, как было уже сказано, самостоятельно
создают и принимают свои инвестиционные
программы, исходя из необходимости
удовлетворения целей, стоящих перед
ними (увеличение прибыли, выход на новые
рынки, перевод станций на новые виды
топлива и т.д.).
Единственное ограничение,
которое есть у ОГК и ТГК в осуществлении
их инвестиционной деятельности — это
заключенные ими договоры на предоставление
мощности. Суть указанных договоров —
фиксация обязательств новых владельцев
ОГК и ТГК по строительству новых
электростанций. Заключение таких
договоров являлось обязательным условием
при покупке ОГК, ТГК.
В случае невыполнения
таких договоров ОГК и ТГК будут должны
заплатить высокие штрафы — около 30% от
стоимости новой мощности.
Если
говорить о контроле за выполнением
инвестиционных программ, то в соответствии
с ФЗ «Об электроэнергетике» государство
вправе
контролировать выполнение инвестиционных
программ абсолютно всех субъектов
электроэнергетики (в т.ч. и частных ОГК
и ТГК). Такой контроль может заключаться
в требовании к субъектам предоставлять
периодические отчеты о выполнении ими
программ, в организации плановых и
внеплановых проверок на стройплощадках
и т.д.
В
заключение скажем пару слов о различии
между инвестиционными программами и
программами развития субъектов
электроэнергетики. Как правило, эти
программы связны следующим образом
(впрочем, конкретная связь этих программ
зависит от того, как внутри соответствующей
компании выстроен процесс инвестирования
и развития):
- программы развития создаются на более длительный период времени (например, на 10-15 лет);
- инвестиционные программы включают в себя часть программ развития, наиболее приближенных по времени, но могут включать в себя и строительство (модернизацию) других объектов, которых не было в программах развития, и обеспечены источниками финансирования.
Правительство РФ утвердило генеральную схему размещения объектов электроэнергетики в России до 2035 г
На встрече с вице-премьерами РФ Д. Медведев сообщил, что утвердил генеральную схему размещения объектов электроэнергетики РФ до 2035 г.
- Об этом премьер-министр сообщил 19 июня 2017 г.
- Распоряжение от 9 июня 2017 г №1209-р было опубликовано на сайте правительства РФ 19 июня 2017 г.
- Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики направлена, в частности, на формирование структуры генерирующих мощностей и объектов электросетевого хозяйства для обеспечения перспективного баланса производства и потребления электрической энергии и мощности в Единой энергетической системе (ЕЭС) России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, предотвращение прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности наиболее эффективными способами с учетом прогнозируемых режимов работы энергетических систем, необходимого технологического резерва и основных технологических ограничений.
Генсхема была подготовлена Минэнерго РФ.
Генеральная схема разработана на основе проекта Энергетической стратегии РФ до 2035 г с учетом долгосрочного прогноза спроса на электрическую энергию и мощность.
- Для чего нужна данная генеральная схема?
- — для формирования структуры генерирующих мощностей и объектов электросетевого хозяйства для обеспечения перспективного баланса производства и потребления электрической энергии и мощности в ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
- — для предотвращения прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности наиболее эффективными способами с учетом прогнозируемых режимов работы энергетических систем, необходимого технологического резерва и основных технологических ограничений;
- — для определения основных направлений размещения линий электропередачи и подстанций, относимых к межсистемным связям и необходимых для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии и мощности по объединенным энергетическим системам, а также для обеспечения нормального электроэнергетического режима работы ЕЭС России и выдачи мощности новых электрических станций, установленная мощность которых составляет 1000 МВт и выше, либо увеличения выдачи мощности существующих электрических станций, установленная мощность которых составляет 500 МВт и выше.
- В генсхему РФ до 2035 г входит:
- — долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность;
- — перспективные балансы мощности и электрической энергии с указанием рекомендуемой структуры генерирующих мощностей и прогнозируемых объемов экспорта (импорта) мощности и электрической энергии;
- — информацию о действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации АЭС, тепловых электростанциях (ТЭС), установленная мощность которых превышает 500 МВт, и гидравлических электростанциях (ГЭС), установленная мощность которых превышает 100 МВт, в том числе о месте расположения, количестве и типе блоков, виде используемого топлива;
- — информацию о действующих и планируемых к сооружению линиях электропередачи (ЛЭП) и подстанциях, класс напряжения которых равен или превышает 330 кВ, а также об основных линиях электропередачи 220 кВ, относимых к межсистемным связям, необходимых для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии и мощности по объединенным энергетическим системам, нормального электроэнергетического режима работы ЕЭС России и выдачи мощности электрических станций, установленная мощность которых превышает 500 МВт, обеспечивающих ликвидацию технологических ограничений перетока электрической энергии в отдельных частях Единой энергетической системы России, в том числе о размещении, протяженности и трансформаторной мощности указанных объектов электросетевого хозяйства;
- — прогноз спроса на топливо;
- — сведения о развитии экспорта (импорта) электрической энергии и мощности в РФ;
- — прогноз экологических последствий влияния развития электроэнергетики на окружающую природную среду и предложения по их снижению;
- — меры по обеспечению надежного и безопасного функционирования энергетических систем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Генеральная схема будет использоваться в качестве основы для формирования схемы и программы развития ЕЭС России, рекомендаций в целях внесения изменений в энергетическую стратегию России.
Генсхема будет рекомендательным документом для субъектов электроэнергетики при разработке программ развития промышленного производства и жилищного строительства и принятии субъектами электроэнергетики инвестиционных решений.