Исключение из перечня стратегических предприятий
Если выяснится, что иностранец не согласовал с правительством вложения в стратегические предприятия, то его российские инвестиции могут быть изъяты государством в судебном порядке / Евгений Разумный / Ведомости
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила ужесточить наказание в случае нарушения закона об иностранных инвестициях в стратегически значимые для страны компании. Ведомство хочет установить прямую норму, позволяющую изъять в доход государства все приобретенное зарубежным собственником в результате сделки, которая не согласована с профильной правкомиссией.
Сейчас после признания таких сделок недействительными иностранный покупатель возвращает акции продавцу.
Проект изменений в закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» есть у «Ведомостей».
Документ был одобрен на правкомиссии по законопроектной деятельности, сообщил источник, близкий к комиссии. Информацию подтвердил представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко, возглавляющего правкомиссию.
Согласно законопроекту, передача имущества в пользу государства будет проходить в судебном порядке на основании иска ФАС или российского общества, которое понесло убытки в случае сделки. Речь идет об акциях, имуществе и доходах, полученных в результате приобретения доли в стратегическом обществе.
Сейчас законом о порядке осуществления иностранных инвестиций определен перечень из 48 отраслей, в числе которых работа с ядерными установками и радиоактивными веществами, разработка и производство вооружения и военной техники, обеспечение авиационной безопасности, космическая деятельность, телевизионное и радиовещание, рыболовство, разведка и добыча полезных ископаемых.
Также это касается получения долей в компаниях, которые занимают доминирующее положение на рынке. В 2022 г. в список включили перевозку морским и водным транспортом определенных правительством видов груза, создание и обслуживание информационных систем оформления воздушных перевозок.
При принятии решения суд в том числе должен будет учитывать риски возникновения угрозы обороноспособности страны или безопасности государства в случае так называемой двусторонней реституции.
Этот механизм предполагает, что каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, следует из текста законопроекта.
Если недобросовестный иностранный инвестор незаконно, без получения согласия правкомиссии, приобрел имущество стратегического общества или долю в его капитале, то судом в случае признания сделки ничтожной акции могут быть взысканы в доход России, пояснил представитель ФАС. Предусмотренные изменения направлены на обеспечение правовой определенности в сфере контроля за осуществлением иностранных инвестиций, отметил он.
Законопроект согласован с Минфином, Минэкономразвития, Минпромторгом, Счетной палатой, отмечается в материалах к законопроекту.
«Ведомости» отправили запросы их представителям. В пресс-службе Счетной палаты отметили, что замечаний и предложений по законопроекту у ведомства не было. Представитель Минюста заявил, что законопроект рассмотрен министерством, заключение по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз законопроекта было направлено в ФАС.
Согласно материалам к законопроекту, юридическое ведомство направило замечание, что «столь существенная санкция за нарушение положений закона, как обращение в доход государства полученного по сделке, не отвечает принципу соразмерности наказания за допущенное правонарушение (учитывая, что сумма сделки может являться значительной) и не отвечает принципу правовой определенности».
Если инвестор или их группа получили доступ к принятию решений в стратегическом предприятии без согласования, то последствия таких сделок должны признаваться нелегитимными и создавать определенные риски.
Так возникнет стимул для стратегических предприятий отдельно согласовывать наличие иностранного капитала или влияние иностранного инвестора на решения стратегического предприятия, пояснил зампред комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Владимир Самокиш, знакомый с документом.
«Данная мера направлена на защиту национальных интересов и недопущение установления иностранного контроля над предприятиями, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны», – отмечает председатель правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимир Груздев.
Сейчас в Гражданском кодексе уже установлено, что в отношении недействительных сделок может применяться реституция, но только в случае, если это противоречит основам правопорядка и нравственности, например при продаже оружия, наркотиков, подделке ценных бумаг, поясняет партнер Orchards Алексей Станкевич.
Предполагается, что теперь суд получит больше свободы: при разрешении вопроса о взыскании имущества в доход государства нужно будет учитывать наличие или отсутствие рисков сохранения или возникновения угрозы обороне и безопасности государства в случае двусторонней реституции, добавляет он.
Общее последствие таких сделок будет прежним – двусторонняя реституция и только в крайних случаях суд обратит акции или имущество в доход государства, предполагает юрист.
В законе сейчас предусмотрена специальная мера – лишение иностранного инвестора права голоса на общих собраниях стратегического предприятия без лишения его права на сами акции, отмечает адвокат Forward Legal Олег Шейкин.
Но по нынешним правилам в случае применения реституции закон предполагает возврат акций продавцу, а не изъятие их в доход государства.
ФАС же, по сути, хочет ужесточить ответственность за нарушение закона и для продавца, и для покупателя, добавляет Шейкин.
Если акционер умышленно пошел на нарушения, которые привели к рискам для обороны и безопасности государства, то ему не следует вновь доверять контроль над стратегическим обществом, полагает Станкевич.
Границы применения данного правила будут, очевидно, корректироваться на практике, считает он: норма имеет исключительный характер и сама по себе не приведет к дисбалансу системы. В законодательстве уже прописано, как иностранные инвесторы могут входить в стратегические предприятия, а также ограничения для вхождения.
Продажная стратегия — Из списка стратегических предприятий России пропадает оборонка, зато остаются «ТНК-ВР», «Мегафон» и «Главстрой»
Правительство собирается исключить из числа стратегических объектов около 240 компаний – больше половины нынешнего списка.
Стратегический статус предприятия означает, что оно обязано находиться под контролем государства, то есть в его собственности. Лишая компанию этого статуса, правительство фактически даёт добро на её приватизацию.
К какому результату приведёт отпущение предприятий на вольные хлеба и чем вызвано столь радикальное решение, выяснял корреспондент «Нашей Версии».
Само словосочетание «стратегический объект» вызывает у среднего россиянина образ чего-то жутко засекреченного с высоким забором вокруг и суровым КПП на входе, через который разрешается пройти только узкому кругу сотрудников, а также компетентных лиц c цепким профессиональным взглядом, в «штатских» пиджаках или как минимум в армейской форме.
В наследство от СССР к России перешло свыше полутора тысяч предприятий оборонно-промышленного комплекса. Однако помимо них к числу стратегических относятся, например, и такие широко доступные объекты, как железные дороги, порты, аэропорты, связанные с «национальной безопасностью».
Согласно закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» к стратегическим относятся федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, «чьи акции находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан».
Определение весьма расплывчато, а посему, вероятно, столь же туманна и неопределённа судьба таких предприятий. За последние шесть лет их численность уже сократилась более чем вдвое, а впереди – очередная радикальная зачистка, после чего в России останется лишь меньше 20% (!) количества 2004 года.
https://www.youtube.com/watch?v=qlKViQIA7Js\u0026pp=ygVc0JjRgdC60LvRjtGH0LXQvdC40LUg0LjQtyDQv9C10YDQtdGH0L3RjyDRgdGC0YDQsNGC0LXQs9C40YfQtdGB0LrQuNGFINC_0YDQtdC00L_RgNC40Y_RgtC40Lk%3D
Главный козырь компании со стратегическим статусом – гарантия её поддержки со стороны государства.
Такое предприятие вправе рассчитывать, что федеральная власть не позволит ему утонуть в бурном океане свободного рынка и всегда обеспечит либо госзаказом, либо на худой конец временными субсидиями или дотациями.
Видимо, по этой причине в 1990-е годы реестр стратегических предприятий так и не был создан, несмотря на то что уже был подготовлен соответствующий законопроект.
В те времена темы «всемогущей руки рынка» и «невмешательства государства в экономику» были одними из любимых в государственных СМИ.
Когда прежние лозунги сменились кремлёвскими обещаниями «укрепления обороноспособности страны» и «возрождения державы», вполне органичным стало утверждение президентским указом Владимира Путина в 2004 году «Перечня стратегических предприятий».
Все сделки по продаже акций вошедших в этот перечень компаний должны проходить через специальную правительственную комиссию, которая даёт одобрение на продажу стратегических активов. В заветный список попали 518 ФГУП и 546 АО. Возможно, их будущее под государственной «крышей» было бы и далее безоблачным, но на горизонте замаячил экономический кризис.
Федеральная власть поступила в соответствии с принципом «Боливар не выдержит двоих» и сбросила лишних пассажиров со своего корабля.
В 2008 году
Всем этим компаниям была обещана помощь в виде льготного кредитования и государственных гарантий на 350 млрд рублей, а также государственные заказы, реструктуризация налоговой задолженности, докапитализация, реализация социальных программ.
При этом – самое главное! – среди счастливчиков были не только стратегические ФГУП и АО, то есть находящиеся в федеральной собственности, но и множество вполне частных – «ТНК-ВР» и «НОВАТЭК», МТС и «Мегафон», строительные фирмы «Главстрой», Пик, СУ-155…
По официальным данным на март 2009 года, все российские стратегические предприятия получили кредиты на 2 трлн рублей. Но правительственных пряников на всех не хватает. Поэтому с 2008 года список стал стремительно сокращаться.
Президентскими указами или правительственными постановлениями из него вычёркивалась то одна, то другая компания – например, московский завод «Электроприбор», Камчатский гидрофизический институт, НИИ «Атолл» в наукограде Дубна, саратовское производственное объединение «Бином», столичный ЦНИИ «Курс».
Впрочем, одновременно шёл и другой процесс.
Ряды избранных пополняли новые члены – например, столичное НПП «Гамма», ОАО «Информационные спутниковые системы» в Железногорске (Красноярский край), ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле (Свердловская область), московские ОАО «Объединённая зерновая компания» и «Оборонсервис». Но всё же вычёркиваний было гораздо больше, чем добавлений. В итоге к концу прошлого года перечень стратегических предприятий похудел более чем вдвое по сравнению с 2004 годом – до 241 ФГУП и 216 ОАО.
А 1 марта, выступая на совещании по обеспечению Вооружённых сил РФ современными образцами вооружения и военной техники для авиации и ПВО, Путин объявил, что правительство готовит ещё более радикальное сокращение списка, после чего в нём останется лишь чуть более 200 предприятий. По словам главы правительства, данная мера позволит «существенно повысить эффективность деятельности ВПК, сформулировать и реализовать планы по модернизации, организации выпуска конкурентоспособной продукции, повышению энергоэффективности и производительности труда». Разумеется, это касается лишь тех, кто сохранит своё место в «списке счастья». Выпавших же из гнезда ждёт незавидная участь в виде реальной угрозы потери государственных заказов – главного средства выживания для подавляющего большинства подобных предприятий.
Полный список предприятий, лишаемых стратегического статуса, пока не согласован. Известно, что все основные предприятия ОПК останутся.
Для этого уже сформированы крупные холдинги – Объединённая авиастроительная корпорация, концерны «Оборонпром», «Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное вооружение». ОПК получила беспрецедентную государственную поддержку – свыше 93 млрд рублей.
Кроме того, принято решение о предоставлении госгарантий под привлекаемые кредиты на общую сумму 45,5 млрд рублей.
Зато стратегические гражданские предприятия, судя по всему, признаны обузой для государства и подлежат передаче в частные руки.
Среди намеченных жертв – Мурманское, Волжское, Северо-Западное, Енисейское и Сахалинское пароходства; Новороссийский, Мурманский, Ванинский и Туапсинский морские порты; аэропорты в Анапе, Екатеринбурге и Новосибирске, Шереметьево; «Кавминкурортресурсы», Центральный телеграф, «Мосметрострой», «Мосгортранс», «Мосводоканал», «Мосгаз» и «Мособлгаз».
Все они будут приватизированы, вероятно, в течение 2010–2011 годов. А вот компаниям «Роснефть», «Аэрофлот», РЖД, ВТБ, Сбербанк и «Газпром нефть», как заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, это не грозит.
Кроме того, к продаже предназначены 13,1% акций компании «Росгосстрах», 25% акций «Совкомфлота». По словам Путина, речь идёт или о привлечении инвестиций, или о включении в состав холдинговых структур, или о передаче в собственность субъектам РФ.
Первый зампред правительства Игорь Шувалов пояснил, что приватизацию предполагается поручить крупнейшим банкам. В то же время Минэкономразвития разработало законопроект, открывающий возможность проведения приватизации госимущества через избранные правительством юридические лица, которые вовсе не обязательно будут являться банками.
Согласно проекту правительство будет заключать договоры на продажу госимущества с конкретными фирмами – без какого-либо конкурса.
Главная ставка делается не на отечественных, а на зарубежных покупателей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по поручению главы правительства подготовила поправки в закон об иностранных инвестициях в российские стратегические отрасли, которые должны упростить доступ к российским недрам.
Уже начались консультации с правительством Сингапура, суверенные фонды которого превышают 400 млрд долларов. Эта юго-восточная страна проявляет живой интерес к морским портам и аэропортам России.
По косвенной информации, к ним же присматривается и корпорация ADIA, управляющая суверенными фондами Объединённых Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.
Глава Сбербанка РФ Герман Греф на Всемирном экономическом форуме в Давосе предложил «приватизировать госбанки и начать со Сбербанка, очень выгодно продав большой пакет акций». По прогнозу Набиуллиной, российская казна получит от распродажи госсобственности почти 100 млрд рублей.
Либеральные эксперты поддерживают распродажу госсобственности.
«Часто за словами о стратегических предприятиях скрываются корыстные интересы, далёкие от заботы о национальной безопасности страны, – уверяет завкафедрой Высшей школы экономики Иосиф Дискин.
– Сокращение числа стратегических предприятий даст возможность органам госуправления детальнее заниматься оставшимися, глубже руководить их развитием, позволит повысить спрос с менеджмента, требовать большей эффективности».
Противоположной точки зрения придерживается директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Есть функции, которые находятся исключительно в сфере компетенции государства, частный бизнес их просто не потянет. Если под разговор о «лишнем» всё распродавать, это будет возвратом к худшим чертам 90-х годов.
А вот в те сферы, где государства и рядом быть не должно, чиновники вползают всем весом своих мерседесовских броневиков.
Получается, что, с одной стороны, правы либералы, кричащие, что у государства много всего лишнего, а с другой – правы государственники, которые говорят, что у государства нет естественных, необходимых для исполнения им своих неотъемлемых функций инструментов».
Медведев подписал указ о сокращении перечня стратегических предприятий и АО — Россия || Интерфакс Россия
18 июня.Interfax-Russia.ru- Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом президента РФ от 4 августа 2004 г», сообщает пресс-служба Кремля.
Ранее в пятницу Д.Медведев уже сообщил, что подписал указ о сокращении числа стратегических предприятий в пять раз. «Я сокращаю перечень стратегических предприятий в пять раз. Такой указ мной сегодня подписан», — заявил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая в пятницу на Петербургском экономическом форуме.
Он пояснил, что число стратегических акционерных обществ уменьшается с 208 до 41, федеральных унитарных предприятий — с 230 до 159.
Перечень стратегических предприятий утвержден указом президента (N1009) в августе 2004 года. Предприятия из перечня могут быть включены в прогнозный план приватизации федерального имущества, после принятия президентом РФ об исключении предприятий из числа стратегических или об уменьшении доли государства в уставном капитале акционерных обществ.
Согласно подписанному президентом указу, из названного перечня исключен ряд федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ.
В частности, исключению из перечня подлежали организации с долей участия государства в уставном капитале менее контрольной, за исключением ОАО «Трансинжстрой», ОАО «Газпром», ОАО Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева, ОАО «Первый канал», в которых в силу структуры акционерного капитала государство осуществляет по сути функции мажоритарного акционера.
Также исключены из перечня предприятия, находящиеся на различных стадиях банкротства и не имеющие адекватной стратегии восстановления платежеспособности, и ряд федеральных государственных предприятий, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, но имеющих незначительный государственный оборонной заказ, либо его отсутствие.
Ряд организаций исключены в связи с тем, что их акции проданы в соответствии с законодательством РФ о приватизации на момент вступления в силу указа президента РФ от 4 августа 2004г.
№1009 или в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности (ликвидацией).
Также при анализе видов деятельности организаций, включенных в стратегический перечень, были выявлены акционерные общества, практически прекратившие свою основную деятельность и занимающихся в основном сдачей недвижимого имущества в аренду.
По ряду организаций уже приняты решения о передаче пакетов акций (от 74,5 до 100%), находящихся в федеральной собственности, в уставные капиталы различных интегрированных структур и изменения направлены на передачу всей полноты полномочий по управлению этими организациями названным интегрированным структурам.
Стратегический секвестр — Газета.Ru
Список стратегических компаний, находящихся под опекой государства, урезан в пять раз. По указу Дмитрия Медведева. Это надо было сделать еще до кризиса, чтобы жестче конкурировать за иностранные инвестиции, считают эксперты.
«Я сокращаю перечень стратегических предприятий в пять раз. Число стратегических акционерных обществ уменьшается с 208 до 41, федеральных унитарных предприятий – с 230 до 159», – сообщил президент, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Зал аплодировал.
Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ был утверждён указом президента от 4 августа 2004 года. Он периодически пополнялся и в итоге разбух до нескольких сотен компаний.
Стратегическими считаются предприятия, которые финансируются по преимуществу государством и обеспечивают безопасность страны, в первую очередь в военной и промышленной сферах. Как правило, это предприятия ОПК, инфраструктурные объекты, сырьевые компании, предприятия связи.
Для контроля над компаниями из списка стратегических бизнес должен получать согласие государства. Решение о включении и исключении из списка принимается правительственной комиссией под председательством премьера.
Необходимость сокращения списка Медведев обосновал желанием дальнейшей модернизации экономики, привлечения западных инвестиций. «Создание комфортных условий для инвесторов, по сути, является нашей важнейшей задачей. Но сегодня мы ставим эту задачу в центр наших действий», — заявил Медведев.
Он напомнил, что уже было сделано властями в последнее время для улучшения инвестиционного климата. Например, «ограничены возможности ареста предпринимателей при расследовании экономических преступлений».
С 1 января этого года расширены возможности применения нулевой ставки по налогу на прибыль в отношении дивидендов, а с 2011 года будет полностью отменён налог на прирост капитала при осуществлении долгосрочных прямых инвестиций.
Прямо в ходе выступления на форуме Медведев поручил правительству проработать идею создания инвестиционного фонда, в котором государственные средства будут дополнены частным капиталом, как предполагается, в соотношении 1:3.
Кроме того, упрощён миграционный режим для приезжающих в Россию высококвалифицированных специалистов, способных участвовать в инвестиционных, научных и высокотехнологичных проектах. Готовится либерализация визовых правил.
В этом же ключе улучшения инвестиционного климата происходит и сокращение списка стратегических компаний, находящихся под опекой государства. Современную экономику невозможно построить сверху и по приказу, модернизация возможна только силами частного бизнеса, признал Медведев. А роль государства – создавать для российских и иностранных предпринимателей благоприятную деловую среду.
«Государство не должно всегда само рвать яблоки с древа экономики. Найдется тот, кто может это сделать иногда и лучше, и эффективнее. Но что государство должно делать, что входит в обязанность государства – это помогать выращивать наш «яблоневый сад», то есть помогать развивать саму экономику, экономическую среду»,
— резюмировал Медведев.
Как пояснило государственно-правовое управлении Кремля,
исключению из перечня стратегических подлежали организации с долей участия государства в уставном капитале менее контрольной, за исключением ОАО «Трансинжстрой», ОАО «Газпром», ОАО Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва, ОАО «Первый канал», в которых, в силу структуры акционерного капитала, государство осуществляет, по сути, функции мажоритарного акционера.
- Также исключены из перечня предприятия, находящиеся на различных стадиях банкротства и не имеющие адекватной стратегии восстановления платёжеспособности, и ряд федеральных государственных предприятий, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, но имеющих нулевой либо незначительный государственный оборонзаказ.
- Ряд организаций исключены в связи с тем, что они уже приватизированы и ликвидированы.
- Также были выведены из тепличных условий организации, практически прекратившие свою основную деятельность и занимающиеся в основном сдачей недвижимого имущества в аренду.
Решение главы государства о ревизии списка стратегических компаний президент Сбербанка Греф назвал самым громким. Россия меняется, и важно смотреть не только на заявления властей, но и на реальные шаги, а это как раз такой шаг, сказал Греф на форуме.
«Это была большая критериальная работа. Мы считали, что список был очень длинным.
Основной критерий, по которому исключались предприятия, — они не относятся к стратегическим и вполне могут находиться в частной собственности», — пояснила в кулуарах форума глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
По ее подсчетам, теперь Минэкономразвития прогнозирует получить от приватизации госимущества в 2010 году около 72 млрд рублей.
Ранее план приватизации на 2010 год предполагал, что казна пополнится от продажи госимущества только на 18 млрд рублей.
- Урезание количества стратегических предприятий спровоцировал кризис, полагают эксперты.
- «Сейчас в Европе наметились признаки второй волны кризиса, о чем на форуме говорил президент, и в этой ситуации государство вынуждено сокращать свое участие в экономике. В отличие от 2008 года, когда государство активно участвовало в спасении предприятий, сейчас денег на это нет»,
- — говорит заместитель гендиректора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.
- И нет смысла поддерживать широким фронтом ту же оборонную отрасль, если Россия вынуждена закупать вертолетоносцы у Франции, а беспилотные самолеты у Израиля,
полагает эксперт. К тому же, с приближением парламентского и президентского избирательных циклов, в 2011–2012 годах потребуются дополнительные расходы при прогнозируемом в этом году дефиците бюджета в 5,4% ВВП. Так что приватизация экс-стратегических предприятий и пополнение за счет этого бюджета были неизбежны.
Сокращение перечня стратегических предприятий само по себе не является катализатором инвестиционных процессов в экономике, ведь отказ от именования «стратегический» еще не означает, что данное предприятие будет передано в частную собственность или акции государства будут проданы, предупреждает руководитель практики госконсалтинга ООО «Решения для бизнеса» Алексей Калинин.
«Скорее, это «декларация о намерениях», притом адресованная не только российским и зарубежным инвесторам, но и руководству тех предприятий и АО, что лишатся почетного звания стратегов.
Предприятиям дают понять: крутитесь сами, что для более-менее успешных будет означать расширение возможностей, а для нежизнеспособных — скорое ухудшение состояния вплоть до банкротства или реорганизации», — полагает Калинин.
«Аналогичные процессы происходят и в других развивающихся странах – аналогичный список сокращается и на Украине. Есть все основания полагать, что в «посткризисном» мире обострится конкуренция за западный капитал, поэтому государство с либерализацией экономики должно спешить», — заключает Верников.
Регулирование банковского обслуживания стратегически значимых компаний
- КАКИЕ КОМПАНИИ ПОДПАДАЮТ ПОД ОГРАНИЧЕНИЯ?
- Закон вводит новый термин – «хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации» (далее здесь – «стратегически значимые компании», «СЗК»).
- В соответствии с Законом к стратегически значимым компаниям относятся:
- компании, включенные в перечень, утвержденный Указом Президента от 4 августа 2004 г. № 1009[1] (кроме кредитных организаций). Это, в том числе: ФГУП «Почта России», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», АК «АЛРОСА», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная зерновая компания».
- компании, включенные в перечни, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р[2] (кроме кредитных организаций). Среди прочих это: ОАО «Первый канал», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «СЭУ Трансинжстрой».
- стратегические предприятия (в соответствии с Законом о стратегических предприятиях), в отношении которых Правительством РФ / Президентом РФ будут приняты отдельные решения о применении к ним правил, установленных Законом (пп. 3 п. 6 ст. 1 Закона).
Ограничения Закона также будут распространяться на общества, находящиеся под прямым или косвенным контролем СЗК, при условии включения контролируемых обществ в перечень, утвержденный Правительством РФ. Закон не устанавливает сроки утверждения данного перечня.
КАКИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КОМПАНИЙ?
Стратегически значимые компании вправе совершать операции, на которые распространяются ограничения Закона, только с тремя категориями кредитных организаций:
- находящимися под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ;
- имеющими собственные средства (капитал) по состоянию на 1 января текущего года в размере не менее установленного Правительством РФ размера по согласованию с ЦБ;
- иными кредитными организациями, которым право на банковское обслуживание СЗК предоставлено отдельным решением Правительства РФ.
Сводный перечень всех кредитных организаций, соответствующих требованиям Закона и имеющих право на обслуживание СЗК, будет вестись Банком России и размещаться на сайте регулятора (далее – «Перечень ЦБ»). В целом Перечень ЦБ будет обновляться Банком России ежеквартально.
Однако изменения в Перечень ЦБ, связанные с предоставлением Правительством РФ той или иной кредитной организации права на обслуживание СЗК, будут вноситься на следующий рабочий день после получения ЦБ уведомления о принятии соответствующего решения Правительством РФ.
СДЕЛКИ И ОПЕРАЦИИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАКОНА
Ограничения распространяются на следующие операции:
- открытие счетов;
- открытие покрытых (депонированных) аккредитивов;
- заключение договоров банковского счета;
- заключение договоров банковского вклада (депозита);
- приобретение ценных бумаг кредитных организаций.
Условия для осуществления данных операций в соответствии с Законом зависят от валюты договора (валюты, в которой номинированы ценные бумаги):
- В случае если валютой договора является рубль, данные договоры могут быть заключены только с кредитными организациями, соответствующими критериям Закона, за исключением случаев:
- заключения договоров с Внешэкономбанком;
- определения Правительством РФ отдельных видов сделок, на которые распространяются ограничения, но которые стратегически значимые компании и их подконтрольные общества вправе совершать как с кредитными организациями соответствующими требованиям Закона, так и с иными кредитными организациями, не соответствующими требованиям Закона (при этом данные кредитные организации не будут включаться в перечень, публикуемый Банком России).
При соблюдении аналогичных условий СЗК вправе приобретать ценных бумаги кредитных организаций, номинированные в рублях.
- В случае если валютой договора является иностранная валюта, вышеуказанные договоры могут заключаться
- с кредитными организациями, соответствующими критериям Закона, а также
- с иностранными банками, действующими в соответствии с правом страны своего места нахождения.
- Выполнение этих же условий необходимо для приобретения ценных бумаг кредитных организаций, номинированных в иностранной валюте.
- О каждом случае открытия счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов в иностранных банках, заключении договоров банковского счета, договоров банковского вклада с иностранными банками, а также о приобретении ценных бумаг иностранных банков СЗК, а также их подконтрольные компании будут уведомлять Росфинмониторинг.
- ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ
- За совершение операций в нарушение требований Закона будет введена административная ответственность как для компаний, к которым применяются положения Закона, и их должностных лиц, так и для кредитных организаций, не соответствующих требованиям Закона, и их должностных лиц.
Размер ответственности: штраф от 100 000 руб. до 1 000 000 руб. для должностных лиц; от 10 000 000 руб. до 60 000 000 руб. для банков и компаний.
- ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ ЗАКОНА В СИЛУ
- Закон вступил в силу с момента его опубликования – 22 июля 2014 г.
- Для полноценного применения Закона необходимо принятие ряда подзаконных актов, в отношении которых нет ясности относительно сроков их принятия.
- Расторжение договоров
Компании, на которые распространяются ограничения Закона, должны расторгнуть договоры банковского счета и закрыть счета в кредитных организациях, не соответствующих критериям Закона, в течение 1 года после опубликования Банком России на своем сайте Перечня ЦБ. Договоры банковского вклада, договоры об открытии покрытых аккредитивов, заключенные до вступления в силу Закона, расторгать не требуется, но их срок не может быть продлен.
Со дня опубликования указанного Перечня ЦБ, на счет СЗК, открытый в кредитной организации, не соответствующей требованиям Закона, не могут быть зачислены денежные средства кроме процентов по договору банковского вклада/счета.
В дальнейшем, в случае исключения кредитной организации из Перечня ЦБ, на банковский счет СЗК, открытый в данной кредитной организации, также нельзя будет зачислять денежные средства за исключением процентов по договору банковского счета / вклада. Ограничения на использование счета будут применяться со дня исключения кредитной организации из Перечня ЦБ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ БАНКОВ
- Проверить существующих клиентов на предмет их присутствия в перечнях, утвержденных Указом Президента № 1009, Распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р.
- Проводить регулярный мониторинг нормативных и ненормативных актов Президента и Правительства, в том числе внесение изменений в перечни компаний, утвержденные Указом Президента № 1009, Распоряжением Правительства № 91-р.
[1] Указ Президента РФ от 04 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».
[2] Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2003 N 91-р «О перечне открытых акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера — Российской Федерации — осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации».
- Авторы:
- Олег УШАКОВ Старший юрист, практика банковского и финансового права, рынков капитала
- [email protected]
- Любовь СЕМИКОВА Адвокат, практика банковского и финансового права, рынков капитала
- [email protected]
В. Путин исключил Башнефть из перечня стратегических предприятий — с молотка уйдет весь госпакет акций компании
С легкой руки В. Путина Башнефть исключили из списка стратегических предприятий, таким образом дав понять, что государство намерено предложить инвесторам всю свою долю участия — 50% плюс 1 акция.
Указ о том, что Башнефть исключается из списка стратегических предприятий за подписью В. Путина был опубликован 17 мая 2016 г на официальном портале правовой информации.
И после того, как В. Путин исключил Башнефть из стратегического списка, компания, по факту, готова к приватизации.
- Башнефть стала госкомпанией в 2014 г.
- Сегодня государство через Росимущество является собственником 50,08% акций компании.
- Башкирия имеет в своем кармане долю участия 25% плюс 1 акция.
13 апреля 2016 г глава Минэкономразвития РФ А. Улюкаев заявил, что государство намерено предложить инвесторам блокирующий пакет акций Башнефти.
- До конца мая 2016 г инвестиционные консультанты завершат работу и вынесут свое решение.
- Что ж, известный прогнозист, не ошибся и в этот раз — потенциальным покупателям будет предложен блокирующий пакет акций Башнефти.
- Известно что приватизацией Башнефти займется ВТБ Капитал.
- В начале марта 2016 г ведомство разослало приглашения более 10 банкам и инвестиционным компаниям для участия в приватизации госактивов.
- И вот теперь, после того, как Башнефть исключили из списка стратегических предприятий, начнется самое интересное — борьба.
- Известно, что приобрести пакет акций компании открыто изъявили желание ЛУКОЙЛ, ННК и Татнефтегаз.
Глава ННК Э. Худайнатов довольно откровенно рассказал почему хотел бы приобрести пакет акций Башнефти.
Еще в 2013 г эксперты предполагали, что когда придет время, ННК будет основным претендентом на Башнефть.
Глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов тоже подтвердил интерес покупке блокирующего пакета акций Башнефти.
Л. Федун заявил, что сегодня Башнефть почему то стоит сегодня дороже ЛУКОЙЛа, и компания не собирается переплачивать, хотя ЛУКОЙЛ очень интересует СП Башнефть-Полюс.
Кроме ЛУКОЙЛа и ННК на контрольный пакет акций Башнефти претендует и Татнефтегаз, готовый за 6 млрд долл США взять в аренду на 10 лет контрольный пакет акций Башнефти.
В свою очередь 12 апреля 2016 г на 7м ежегодном Биржевом форуме в г Москве глава Башнефти А. Корсик заявил, что потенциальным покупателем госпакета акций Башнефти видит ЛУКОЙЛ.
, читатели сайта Nefegaz.RU считают, что Башнефть лучше бы оставить в ведении государства.
- Такое мнение озвучили 34,08% респондентов.
- 21,72% читателей считают, что госпакет Башнефти лучше всего отдать ННК, и 20,60% — ЛУКОЙЛу.
- 12,73% респондентов пришли к выводу, что блокирующий пакет Башнефти лучше всего предложить азиатским компаниям.
- Отметим, что по итогам работы в 1 квартале 2016 г чистая прибыль Башнефти по РСБУ увеличилась в 1,8 раз — до 7,6 млрд рублей.
- Доказанные запасы нефти Башнефти на 31 декабря 2012 г составили 2,007 млрд барр по классификации PRMS.
- За 1й квартал 2016 г Башнефть стала лидером среди нефтяных компаний по темпам прироста добычи нефти.
- В марте 2016 г добыча нефти в Башнефти увеличилась на 9,9% — до 1,762 млн т, а за январь–март 2016 г — на 11,3% — до 5,158 млн т.
- В 2015 г Башнефть сократила чистую прибыль по РСБУ на 19% по сравнению с 2014 г — до 52,306 млрд рублей.
- В 2015 г чистая прибыль Башнефти по МСФО выросла на 34,8% по сравнению с 2014 г и составила 58,175 млрд руб.