Правовые нормы

Компенсация потерь электроэнергии

Юридическое обслуживание + бесплатные консультации садоводов, не являющихся должниками — от 5 тыс/мес.

Уже несколько лет  действует ФЗ-217. Согласно ст. 14, все садоводы (члены СНТ и лица, ведущие садоводство в индивидуальном порядке), платят членские и целевые взносы . При этом, конкретными расходами (взносами) по электроэнергии являются:

  • расходы на  «осуществление расчетов с поставщиками … электрической энергии … на основании договоров, заключенных с этими организациями» (пп.2) п.5 ст.14)
  • расходы, связанные «с содержанием имущества общего пользования» (пп.1) п.5 ст.14)
  • убытки, связанные с эксплуатацией электросетей: оплата «потерь» (абз.7 п.2 Правил к Постановлению Правительства РФ т 04.05.2012 г. № 442, решение общего собрания).

При этом важным словом является слово «регулярные», то есть установленные законом, Уставом и/или  решением общего собрания, с определенными периодами внесения (раз в год, ежемесячно и пр.

), обязательные для всех, не содержащие исключений ни для инвалидов, ни для многодетных или иных льготных категорий граждан, независимо от сезонности и проживания или отсутствия граждан на своих садовых участках.

При этом «Периодичность не может быть чаще одного раза в месяц  (ст.14 п.4).

Для тех, кто хочет нарушать закон, законодатель специально внес пункт и справедливо разрешил брать компенсационные платежи в виде взимания пеней в случае несвоевременной уплаты взносов (ст. 14 п. 9). При этом размер пеней может быть установлен каждым СНТ самостоятельно (ст. 14 п. 9).

Как видим, законодательство указывает, что все граждане, проживающие на территории СНТ и ответственные за свои садовые участки,   обязаны платить расходы, за счет которых  осуществляется электроснабжение, и пени за несвоевременную оплату.

Прибор учета на входе в СНТ

На границе балансовой принадлежности внутренней сети СНТ установлен прибор учета электроэнергии. Он показывает, сколько электроэнергии было поставлено в СНТ, подлежащее к оплате. Весь этот объем СНТ обязано оплачивать ежемесячно.

Законодательные технологические и иные потери

Величина технологических потерь указывается в договоре энергоснабжения и состоит из двух частей: постоянной и переменной. Помимо этого, в низковольтных сетях СНТ при передаче электроэнергии от трансформатора до потребителя также возникают дополнительные потери.

Законодательство допускает до  10% от «входящих» объемов электроэнергии. Потери есть постоянные и от потребителя не зависящие, выражаются они фиксированной цифрой. Переменные потери – нагрузочные – они зависят от величины потребления электроэнергии.

И выражены они в процентном отношении.

Члены СНТ, и «индивидуалы» ведут учет потребления на своих участках  с помощью индивидуальных приборов учета  электроэнергии. При этом сумма показаний всех индивидуальных приборов учета всегда меньше,  чем учтенное на входном приборе учета всего СНТ.

В сети есть ряд потерь:

  • технологические потери в сетях  СНТ.
  • разница между показаниями индивидуальных и общего счетчика
  • неучтенное потребление электроэнергии,
  • задержки с передачей показаний счетчиков и оплатой
  • оплата вперед за еще не использованную электроэнергию, по более низким тарифам.

Поэтому, каждое СНТ величину взыскиваемых компенсационных потерь может установить самостоятельно.

Расходы по оплате имущества общего пользования

Электрохозяйство СНТ  должно иметь статьи расходов на ремонт, модернизацию, обслуживание, замену вышедшего из строя оборудования, иные расходы, установленные решением общего собрания. Эта часть входит в смету расходов на каждый год и утверждается общим собранием.

Судебная практика

Судьи придерживаются мнения, что оплата за электроэнергию должна состоять из двух (а в ряде случае и больше) составляющих (разных платежей):

  1. установленного законом тарифа, по которому  происходит оплата потребляемой электроэнергии.
  2. Платы за содержание сетей и покрытие потерь. Их каждое СНТ устанавливает самостоятельно. При этом подтверждающими документами будут Устав СНТ и протоколы общих собраний, вносящие дополнительные условия в основания и сроки установленных  платежей. 

В большинстве судебных решений начислены пени на несвоевременную оплату потребленной электроэнергии и компенсации потерь.

Компенсация расходов владельца сетей на переток энергии потребителю

  • Николай Монтиле
  • Руководитель Управления правового обеспечения ООО «АРСТЭМ-ЭнергоТрейд» Эксперт сервиса «Энергоюристы онлайн»
  • Не обладающий статусом сетевой организации владелец электросетей, к которым присоединены объекты потребителя, не вправе требовать от такого потребителя оплату за переток энергии через эти сети и обязан оплачивать потери энергии в сетях, возникшие в связи с перетоком.
  • Такие выводы следуют из положений:

(1) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, согласно которому собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату;

(2) абзаца 5 пункта 12 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.

2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), согласно которому иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители. 

Но могут ли стороны своим соглашением изменить указанные правила и предусмотреть механизм компенсации расходов владельца сетей на переток электроэнергии? В поисках ответа на этот вопрос находится и судебная практика.

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Несмотря на четко сформулированные в законе установки, суды в некоторых случаях исходят из допустимости совершения соглашений, предусматривающих компенсацию потребителем расходов владельца сетей, связанных с перетоком электроэнергии (см., например, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делам №№ А45-2499/2022, А45-44784/2019, А70-16401/2019, А81-3411/2021, А70-16401/2019).

  1. Правовые позиции, отраженные в судебной практике, позволяют выделить следующие характеристики таких соглашений.
  2. Формат соглашения
  3. (А) Условие о компенсации расходов, связанных с перетоком электроэнергии на присоединенные объекты, может быть включено в соглашение о перераспределении мощности.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.06.2021 № Ф04-2247/21 по делу № А45-44784/2019:

«…потребитель электрической энергии не лишен возможности обусловить свое согласие на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств иного лица к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства этого потребителя электрической энергии включением в соглашение о перераспределении мощности между сторонами опосредованного присоединения положения, согласно которому потери электрической энергии в его электрических сетях, связанные с перетоком через них электрической энергии иному лицу, возлагаются частично или в полном объеме на это лицо».

Читайте также:  Усиленная неквалифицированная электронная подпись работника

(Б) Условие о компенсации расходов, связанных с перетоком электроэнергии на присоединенные объекты, может быть включено в договор (соглашение) о технологическом присоединении.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2022 № Ф04-2499/22 по делу № А81-3411/2021:

«…взимание подобной платы может быть прямо согласовано сторонами при заключении соглашения о технологическом присоединении, и лишь подобная форма компенсации будет соответствовать положениям статьи 421 ГК РФ, не вступая в противоречие с требованиями пункта 6 Правил № 861».

(В) Условие о компенсации расходов, связанных с перетоком электроэнергии на присоединенные объекты, может быть включено в соглашение о возмещении стоимости потребляемой электрической энергии.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2022 № Ф04-2499/22 по делу № А81-3411/2021:

«Согласование сторонами условия о внесении подобной платы в последующем, как составляющей платы, вносимой в возмещение стоимости потребляемой электрической энергии, также не противоречит общим положениям гражданского законодательства (статья 421 ГК РФ) и подлежит установлению исходя из общих принципов толкования договора, установленных положениями статьи ГК РФ».

Примечание

Вместе с тем встречается и судебная практика, не признающая возможность компенсации расходов владельца сетей на основании конструкций, отличных от соглашения о возмещении стоимости потребляемой электрической энергии. Речь, в частности, о таких недопустимых (с т.з. судебной практики) конструкциях, как:

  • договор на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства (см., например, дела №№ А60-42342/2010, А42-2337/2018)
  • договор аренды объектов электросетевого хозяйства (см., например, дело № А27-25783/2016).

Характеристики компенсируемых расходов

(А) Экономическая обоснованность

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.06.2021 № Ф04-2247/21 по делу № А45-44784/2019

«…юридически значимыми обстоятельствами для разрешения вопроса о законности получения лицом, не являющимся профессиональным участником розничного рынка электрической энергии, с контрагента платы, превышающей размер расходов данного лица на приобретение электрической энергии у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, являются вопросы экономической обусловленности осуществления данной платы расходами, понесенными лицом, давшим согласие на осуществление к его сетям опосредованного технологического присоединения и связанными с перераспределением мощности, а также возмещением потерь электрической энергии, вызванных возникающим перетоком».

Примечание

Экономическая обоснованность компенсации расходов на оплату потерь может подтверждаться, в частности, тем, что расчет данных потерь выполнен в соответствии с требованиями Методики определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 07.08.2014 № 506. Использование указанной методики будет обеспечивать соблюдение пункта 148 Основных положений № 442, устанавливающего требования к порядку расчета потерь в электросетях.

(Б) Документальная подтвержденность

Подключение к электросетям: как собственникам получить компенсацию в 2020 году

Опосредованным подключением к электросетям называется порядок, при котором присоединение принимающих устройств потребителей к сетям ресурсоснабжающей организации производится с участием третьих лиц, через их оборудование.

Ранее технологические потери при перераспределении (перетоке) электроэнергии конечным собственникам-потребителям для собственников электросетей-посредников не компенсировались. Новый регламент по электросетям-2020 определяет порядок получения такой компенсации для предприятий и организаций в части потерь электроэнергии.

Кто может рассчитывать на компенсацию

Компенсация за электроэнергию при опосредованном подключении к электросетям-2020 собственникам электросетей выплачивается согласно постановлению правительства РФ за № 1857 от 26 декабря 2019 года.

Оно вступило в силу 1 января 2020 года.

Компенсация полагается тем предприятиям и организациям, которые за счет объектов собственного электрического хозяйства, оказывают услуги по розничной перепродаже электроэнергии конечным потребителям.

Как оформить компенсацию

Получить компенсацию собственникам электросетей в 2020 году стало проще.

Порядок получения компенсации — заявительный. Собственник объекта электрического хозяйства письменно обращается в территориальную сетевую организацию, предоставляющую энергоресурс. В заявлении, написанном в свободной форме, должна содержаться следующая информация:

  • наименование юрлица (полное и сокращенное), организационно-правовая форма деятельности, для ИП — ФИО предпринимателя;
  • ИНН организации;
  • коды ОКВЭД, указанные при постановке на учет в налоговой организации;
  • контакты (юридический и почтовый адрес, телефоны, электронные средства связи);
  • фактическое местоположения объектов энергетических систем, на которые заявляется компенсация;
  • временной промежуток, за который рассчитана компенсация за электроэнергию;
  • размер расходов, понесенных при обеспечении снабжения ресурсом через опосредованное подключение к электросетям.

Данное заявление необходимо заверить подписью ответственного лица и печатью организации либо ИП.

Для принятия положительного решения по заявлению о компенсации потерь к нему нужно приложить ряд документов, обосновывающих требования собственника. Всего их шесть.

  1. Копии правоустанавливающих документов на объекты электрического хозяйства. Особое внимание нужно уделить срокам передачи имущества, если имела место реорганизация, изменение формы собственности или иные действия: они должны полностью включать в себя период, за который собственник объекта планирует получить компенсацию.
  2. Копии актов технологического присоединения объектов. Если в периоде, за который истребуется компенсация, условия ТП или собственники электросети менялись, эти изменения должны быть отражены документально.
  3. Заверенные ответственными лицами схемы технологических узлов и линий электрохозяйства собственника.
  4. Расчеты размерокомпенсируемых затрат с учетом действующих нормативов и методик расчетов.
  5. Документы, подтверждающие фактический расход электроэнергии с учетом потерь за период, подлежащий компенсации.
  6. Расчет потерь электроэнергии, подлежащих возмещению.

В течение 30-дневного срока с момента начала действия цен на услуги электроснабжения территориальная сетевая организация выплачивает собственнику компенсацию в согласованном размере. Собственник обязан предоставить в сетевую организацию акт, подтверждающий получение им компенсации, в срок не позднее 2 рабочих дней.

8.3.2. Покупка сетевыми организациями электроэнергии для компенсации потерь в сетях

Сетевые
организации покупают электрическую
энергию (мощность) для компенсации
фактических потерь в своих сетях. При
этом потребители услуг компенсируют
сетевым организациям в составе стоимости
услуг по передаче электрической энергии
только нормативные потери электроэнергии.

Разность
между фактическими и нормативными
потерями (превышение) может возникать
из-за недолжного использования сетевой
организацией сетевого оборудования, а
также эксплуатации устаревшего
оборудования и сложных режимов передачи
мощности. Существенный вклад в превышение
фактических потерь над нормативными
вносят коммерческие потери. Сетевые
организации имеют существенные стимулы
снижать коммерческие потери электрической
энергии.

  • Покупка
    электрической энергии и мощности для
    целей компенсации потерь в сетях ЕНЭС
  • ФСК
    покупает электрическую энергию и
    мощность на оптовом рынке в целях
    компенсации потерь электрической
    энергии в сетях ЕНЭС, принадлежащих ФСК
    на праве собственности, и в сетях ЕНЭС,
    принадлежащих МСК и ММСК, находящихся
    в пользовании ФСК.
  • Иные
    владельцы ЕНЭС покупают потери на
    оптовом рынке в составе ГТП потребления
    в общем порядке — как непосредственные
    участники рынка (например, ОАО
    «Иркутскэнерго»), либо при посредничестве
    сбытовых организаций — вместе с объемами
    на I
    юкрытие
    потребления конечных потребителей.
  • Для
    ФСК предусмотрен особый механизм участия
    в оптовом рынке именно для целей покупки
    потерь.
  • Всоответствии с Правилами оптового
    рынка, определяющими порядок оплаты
    сетевыми организациями потерь
    электрической энергии (мощности),
    организация по управлению единой
    национальной (общероссийской) электрической
    сетью покупает на оптовом рынке в целях
    компенсации потерь:
  • электрическую энергию в объеме, соответствующем фактическому объему потерь электрической энергии (за исключением потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию), из них:
Читайте также:  Перемещение в другое структурное подразделение

о
по регулируемым ценам (тарифам)
электрическую энергию в объемах,
соответствующих установленным
Правительством долям а
от объемов электрической энергии,
определенных для ФСК в прогнозном
балансе на 2007 год;

  • мощность в объеме, равном объему электрической мощности, определенному для нее на соответствующий календарный месяц в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования, умноженному на фактический коэффициент резервирования мощности, из них:
  1. о
    по
    регулируемым ценам (тарифам) мощность
    в объемах, соответствующих установленным
    Правительством долям*а
    от
    объемов электрической мощности,
    определенных для нее в прогнозном
    балансе на 2008 год, умноженных на
    коэффициент резервирования мощности.
    Цена покупки электроэнергии и мощности
    для целей компенсации потерь:
  2. о
    в ценовых зонах — по установленным ФСТ
    России тарифам (ценам) на электрическую
    энергию, приобретаемую организацией
    по управлению ЕНЭС с целью компенсации
    потерь электрической энергии,
    дифференцированным по субъектам РФ, и
    по нерегулируемым ценам;
  3. о
    в неценовых зонах — по средневзвешенной
    цене оптового рынка, рассчитанной исходя из объемов планового почасового
    производства и тарифов генераторов,
    также дифференцированной по субъектам
    РФ;
  4. >
    мощность:
  5. о
    в ценовых зонах — по установленным ФСТ
    России тарифам (ценам) на мощность,
    приобретаемую организацией по управлению EНЭС с целью компенсации потерь
    электрической энергии, дифференцированным
    по субъектам РФ, уменьшенным на плановый
    коэффициент резервирования мощности,
    скорректированный на долю резервной мощности, используемую федеральным
    органом исполнительной власти в области
    регулирования тарифов при формировании прогнозного баланса на соответствующий период регулирования, а также по
    нерегулируемым ценам;
  6. о

    в неценовых зонах — по установленным
    ФСТ России тарифам (ценам) на мощность, приобретаемую организацией
    по управлению ЕНЭС с целью компенсации
    потерь электрической энергии,
    дифференцированным по субъектам РФ,
    уменьшенным на плановый коэффициент
    резервирования мощности, скорректированный
    на долю резервной мощности, используемую федеральным органом
    исполнительной власти в области
    регулирования тарифов при формировании прогнозного баланса на соответствующий
    период регулирования.

  7. В
    ценовых зонах определение указанных выше тарифов осуществляется ФСТ России в соответствии с методическими
    указаниями по определению индикативных
    цен на электрическую энергию и мощность
    для покупателей — субъектов оптового
    рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых
    договоров, заключаемых в соответствующем
    периоде регулирования, утвержденными
    приказом ФСТ России от 28 сентября 2007
    года № 262-э/11, в том числе:

  8. тарифы на электрическую энергию,
    приобретаемую организацией по управлению
    ЕНЭС с целью компенсации потерь
    электрической энергии, определяется
    равным индикативным ценам на электрическую
    энергию соответствующего субъекта РФ
  • Эпот_i
    балЕНЭС
    — прогнозный объем покупки электрической
    энергии с оптового рынка электрической
    энергии (мощности) по регулируемым ценам
    (тарифам) для i-гo
    региона в расчетном периоде регулирования
    с целью компенсации потерь электроэнергии
    в сетях ЕНЭС;
  • -прогнозный
    объем сальдо-перетока мощности с оптового
    рынка электрической энергии (мощности)
    по регулируемым ценам (тарифам) для i-гo
    региона, соответствующий объему покупки
    электрической энергии с целью компенсации
    потерь электроэнергии в сетях ЕНЭС;
  • TCPi
    — средний
    одyоставочный
    тариф на электрическую энергию,
    отпускаемую потребителям i-гo
    региона, рассчитываемый в соответствии
    с методическими указаниями по определению
    индикативных цен на электрическую
    энергию и мощность для покупателей —
    субъектов оптового рынка электрической
    энергии (мощности) в целях формирования
    регулируемых договоров, заключаемых в
    соответствующем периоде регулирования,
    утвержденными приказом ФСТ России от
    28 сентября 2007 года № 262-э/11;
  • — индикативная
    цена на электрическую энергию, утвержденная
    ФСТ России согласно указанным методическим
    указаниям соответственно для каждого
    субъекта РФ.

  • В
    части нерегулируемых цен:
  • к объемам электрической энергии, подлежащей оплате по нерегулируемым ценам, применяются цены РСВ (поскольку ОАО «ФСК ЕЭС» не способно планировать величину потерь -они более чем на 50% состоят из нагрузочных потерь и зависят от того, какой сложится режим загрузки станций и перетоков);
  • к объемам мощности, подлежащим оплате по нерегулируемым ценам, применяется цена КОМ.
  1. Договорная
    схема приобретения электрической
    энергии (мощности)
  2. Принципиально
    договорная схема приобретения
    электрической энергии (мощности)
    определена в параграфе 19 Договора о
    присоединении к торговой системе
    оптового рынка электроэнергии (мощности).
  3. Положениям
    параграфа 19 Договора о присоединении
    к торговой системе оптового рынка
    определены особенности покупки на
    оптовом рынке электрической энергии
    (мощности) в целях компенсации потерь
    в сетях, принадлежащих организации по
    управлению единой национальной
    (общероссийской) электрической сетью
    на праве собственности или ином законном
    основании, а именно: ФСК заключает с
    ЦФР:
  4. > договоры
    купли-продажи электрической энергии и
    мощности в целях компенсации потерь в
    электрических сетях (в ценовой зоне) —
    для покупки в ценовых зонах;
  5. > и
    договоры купли-продажи электрической
    энергии и мощности в целях компенсации
    потерь в электрических сетях (в неценовой
    зоне) — для покупки в неценовых зонах.
  6. ЦФР
    в целях исполнения обязательств перед
    ФСК по договорам купли-продажи
    электрической энергии и мощности в
    целях компенсации потерь в электрических
    сетях заключает с Участниками оптового
    рынка, в том числе, поставщиками, договоры
    комиссии на продажу электрической
    энергии (мощности).
  7. По
    Договору
    купли-продажи электрической энергии и
    мощности в целях компенсации потерь в
    электрических сетях
    ЦФР
    обязуется передать электрическую
    энергию и мощность, а ФСК обязуется
    принять и оплатить электрическую энергию
    и мощность в целях компенсации потерь
    электрической энергии и мощности в
    электрических сетях, принадлежащих ФСК
    на праве собственности или законном
    основании, расположенных на территориях
    субъектов Российской Федерации,
    включенных в ценовые зоны оптового
    рынка.
  8. Договорный
    и фактический объем электрической
    энергии, покупаемый ФСК, и соответствующую
    объему потерь в электрических сетях
    ФСК величину мощности, а также их
    стоимость в ценовых и неценовых зонах
    определяет (рассчитывает) АТС в
    соответствии с Договором о присоединении
    к торговой системе оптового рынка
    электроэнергии (мощности) и Регламентами
    оптового рынка.
  9. Рисунок
    8.5Договорная
    система приобретения электрической
    энергии (мощности)
  • Покупка
    электрической энергии и мощности для
    целей компенсации потерь в сетях
    территориальных сетевых организаций
  • Расходы
    РСК на потери состоят из покупки
    электрической энергии и мощности для
    компенсации собственных потерь и оплаты
    услуг по передаче электрической энергии
    по ЕНЭС в части нормативных потерь в
    таких сетях:

  • расходы на оплату ставки за потери в
    сетях ЕНЭС в настоящий момент учитываются
    при установлении тарифов в составе НВВ
    соответствующей сетевой организации
    на содержание сетей;

  • расходы на компенсацию собственных
    потерь формируют ставку на компенсацию
    нормативных потерь тарифа на услуги по
    передаче электрической энергии по
    территориальным сетям.
  • Возможно,
    в последующем расходы на оплату ставки
    на компенсацию потерь в сетях ЕНЭС будут
    учитываться при формировании ставки
    на оплату потерь при формировании
    региональных тарифов на услуги по
    передаче.

электрическую
энергию и мощность для целей компенсации
потерь только на розничном рынке у
гарантирующих поставщиков или
энергосбытовых организаций. Этому есть
две причины:


экономическая — до реализации системного
решения проблемы перекрестного
субсидирования, сетевые тариф и цены
по покупку потерь электрической энергии
используются органами регулирования
для поддержания низких тарифов для
населения и иных субсидируемых категорий,
если они есть;

>
Технологическая — при существующих требованиях по коммерческому учету на оптовом рынке, выход территориальной
сетевой организации на оптовый рынок
означал бы необходимость обеспечения
АСКУЭ по всем конечным потребителям
без исключения, что экономически
нецелесообразно.

В случае изменения подходов к коммерческому учету на оптовом рынке (допущение расчетных
механизмов определения почасовых
объемов), можно будет вести речь о возможном выходе сетевых компаний на
оптовый рынок.

Однако в таком случае им
придется решить другую, еще более сложную
задачу -обеспечение почасового
планирования величины потерь.
Территориальные сетевые организация
в розничном рынке, как правило, покупают электрическую энергию по одноставочным
тарифам и нерегулируемым ценам, учитывающим стоимость мощности.

Порядок определения доли поставки электрической
энергии по регулируемым ценам определяется правилами определения стоимости электрической энергии,
утвержденными Федеральной службой по
тарифам РФ.

  1. Нерегулируемые
    цены применяются такие же, как для других
    потребителей розничного рынка — в рамках
    предельного уровня.
  2. Сетевые
    организации оплачивают фактические
    потери в своих сетях за вычетом стоимости
    нагрузочных потерь в их сетях, учтенных
    в расчетной модели оптового рынка.
  3. Вычет
    стоимости нагрузочных потерь, учтенных
    в равновесных ценах
  4. При
    анализе нормативно-правовых актов,
    касающихся оплаты потерь, возникает
    вопрос, что подразумевается под «потерями,
    включенными в цену (тариф) на электрическую
    энергию», которые подлежат исключению
    из объема технологических потерь,
    оплачиваемых потребителями услуг по
    передаче электрической энергии?
  5. Существующая
    модель оптового рынка, закрепленная в
    правила оптового рынка, основана на
    узловом ценообразовании, при которой
    цены покупателей учитывают, наряду с
    другими факторами, переменные потери
    электрической энергии, зависящей от
    загрузки линий — то есть, нагрузочные
    потери.

При
этом имеются в виду потери только в тех
линиях электропередачи, которые
учитываются в математической модели
торговли электрической энергией
(мощностью) на оптовом рынке — то есть,
включены в расчетную модель оптового
рынка. Практически все линии электропередачи,
относящиеся к ЕНЭС, включены в расчетную
модель. Кроме того, туда включено
большинство ЛЭП высокого класса
напряжения территориальных сетевых
организаций.

  • Правилами
    оптового рынка установлено, что если
    при формировании тарифа на передачу
    электрической энергии были учтены
    полные нормативные потери (включая
    нагрузочные потери) в ЕНЭС и сетях
    территориальных сетевых организаций,
    стоимость услуг по передаче, в том числе
    территориальных сетевых организаций,
    формируется за вычетом стоимости объемов
    потерь электрической энергии, учтенных
    в равновесных ценах на электрическую
    энергию, рассчитанной администратором
    торговой системы в соответствии с
    договором о присоединении к торговой
    системе оптового рынка.
  • Администратор
    торговой системы рассчитывает объем и
    стоимость потерь, учтенных в равновесных
    ценах на электрическую энергию, и
    уведомляет субъектов оптового рынка
    об объемах и стоимости указанных потерь
    в порядке, установленном договором о
    присоединении к торговой системе
    оптового рынка, в сроки, достаточные
    для обеспечения расчетов по договорам
    оказания услуг по передаче электрической
    энергии с учетом вышеуказанной стоимости
    потерь электрической энергии, включенных
    в равновесные цены на электрическую
    энергию в текущем месяце.
  • В
    связи с этим стоимость нагрузочных
    потерь электрической энергии в сетях
    ЕНЭС и территориальных сетевых
    организаций, включенных в расчетную
    модель, подлежат исключению из стоимости
    услуг по передаче в части ставки на
    оплату потерь. Таким образом:
  • о
    Обязательства по оплате потерь на ОРЭ
    уменьшаются на величину нагрузочных
    потерь;
  • о
    Доходы в части ставки на оплату потерь
    уменьшаются на величину нагрузочных
    потерь;
  • Иные владельцы ЕНЭС (самостоятельно оказывающие услуги по передаче) и территориальные сетевые организации:
  1. о
    Обязательства по оплате потерь на
    ОРЭ/РРЭ уменьшаются на величину
    нагрузочных потерь в их собственных
    сетях, учтенных в расчетной модели;
  2. о
    Обязательства по оплате ставки на
    компенсацию потерь тарифа на услуги по
    передаче по ЕНЭС уменьшаются на величину
    нагрузочных потерь в сетях ФСК в части,
    приходящейся на данного потребителя
    услуг по передаче;
  3. о
    Доходы от стоимости услуг по передаче
    (без выделения конкретной ставки),
    получаемые от сбытовых организаций или
    непосредственных потребителей —
    участников оптового рынка, уменьшаются
    на стоимость
    нагрузочных потерь в сетях ФСК, иных
    владельцев ЕНЭС и территориальных
    сетевых организаций, приходящихся на
    соответствующего участника оптового
    рынка.