Правовые нормы

Линии электропередач льгота

Линии электропередач льгота

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и на то, как меняется судебная практика. Однако постоянное отслеживание таких изменений может принести свои плоды. Например, можно отбиться от результатов налоговой проверки в свою пользу, как это и произошло с одним из наших клиентов. Рассказываем подробности!

Ежедневно десятки изменений утверждаются и отменяются в самых разных сферах российского законодательства. Следить за этим непросто, и можно получить эффект Шредингера даже в отдаленных от физики отраслях.

Сегодня мы вам расскажем, как решение одного суда повлияло на правоприменение и почему так важно иметь хорошего консультанта, который будет отслеживать все изменения судебной практики в налоговой сфере.

Искромётное дело

Встречаются в нашей практике ситуации, когда налогоплательщику удалось снять претензии инспекции по итогам налоговой проверки, даже не применив одну из правовых позиций высших судов РФ, а на волне изменения практики окружных арбитражных судов по одному из вопросов. Должна быть, конечно, в таких делах и доля везения, но оно срабатывает только в случае грамотно и вовремя подобранной судебной практики по аналогичным спорам.

Показательный спор касался правомерности применения пониженной ставки по налогу на имущество в отношении объектов основных средств, используемых при производстве и передаче энергии (линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов).

Часть 3 ст.

380 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговые ставки по налогу на имущество, определяемые законами субъектов РФ в отношении в частности линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году — 0,7 процента, в 2015 году — 1,0 процента, в 2016 году — 1,3 процента, в 2017 году — 1,6 процента, в 2018 году — 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Правительством РФ от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов».

Основным видом деятельности налогоплательщика являлась выработка теплоэнергии для отопления и горячего водоснабжения части жилого сектора города.

Организация применяла пониженную ставку по налогу на имущество, в том числе и к таким объектам как главные корпуса ТЭЦ, здание распределительной станции, здание бойлерной установки, баки аккумуляторов горячей воды, резервуары для воды, приборы теплового контроля, приборы автоматического регулирования и прочее имущество, находящееся в зданиях.

Претензии налоговиков

По мнению налогового органа, применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций предусмотрено только в отношении имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии и указанного в перечне имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №504, то есть к имуществу, относящемуся непосредственно к ЛЭП. Присвоение же самой организацией имуществу кода ОКОФ, указанного в перечне, установленном законодательством, не свидетельствует о безусловном наличии права на применение льготы.

Часть имущества, в отношении которого Обществом применялась пониженная ставка по налогу на имущество, не участвовало лишь передаче теплоэнергии, а относилось в том числе и к ее выработке, поэтому налоговый орган счел применение пониженной ставки в отношении такого имущества неправомерным. Нахождение в зданиях оборудования, участвующего как в процессе выработки, так и процессе передачи энергии (как в едином цикле), не подтверждало, по мнению ИФНС,  право на применение пониженной ставки.

Суд на стороне плательщика

На момент вынесения акта проверки вся судебная практика окружных арбитражных судов была не в пользу налогоплательщика, поэтому налоговый орган был уверен в своих претензиях.

Не убеждало ИФНС и наличие заключения эксперта о том, что часть спорного оборудования участвует одновременно и в цикле передачи тепловой энергии, и в цикле ее генерации.

Не интересовали их также выводы эксперта о неотделимости технологического процесса производства энергоресурсов от процесса передачи ресурсов сторонним потребителям.

Однако в период оспаривания результатов налоговой проверки вышло инновационное Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда  №09АП-4385/2018 по делу А40-16337/15, где арбитражный суд высказал позицию, согласно которой на территории любой ТЭЦ осуществляется два взаимосвязанных технологических процесса.

Суд подробно описал процесс производства теплоэнергии, а также ее передачи и поступления в сети, через которые производится дальнейшая ее передача потребителям.

 И даже главные корпуса ТЭЦ, поскольку в них размещено оборудование для производства тепла, а также оборудование, задействованное в процессе передачи энергии, не могут быть отнесены исключительно к процессу производства теплоэнергии или исключительно к ЛЭП.

Поэтому по своим техническим характеристикам и функциональному назначению они являются сооружениями – неотъемлемой технологической частью ЛЭП и непосредственно связаны с передачей энергии в том числе. Эти же выводы (о неотделимости процесса выработки и передачи) были сделаны по отношению к иному оборудованию ТЭЦ.

В указанном судебном акте были поддержаны доводы налогоплательщика.

И жили они долго и счастливо

Что касается же нашего клиента – эта практика пришлась как нельзя кстати. В результате налоговый орган тоже принял решение по итогам проверки в пользу организации, подтвердив правомерность применения ею пониженной ставки по налогу на имущество, указав на неопределенность сложившейся судебной практики по данному вопросу.

Ситуация эта интересна еще и потому, что подход проверяющих может разом измениться только лишь на основании изменившейся тенденции в практике применения законодательства, без изменения непосредственно нормы права, устанавливающей льготную ставку.

Что делаем мы, консультанты, чтобы помочь своему клиенту в таких условиях? Постоянно отслеживаем изменения законов и практики, чтобы быть в курсе и реагировать на любые вызовы.

Льготы для электролинейщиков

Для строителей линий электропередачи установлен ряд льгот. Они ежегодно получают возрастающие со стажем вознаграждения за выслугу лет в размере 0,6 месячного оклада после 1 года работы и до полутора окладов после 15 лет работы.

Надбавки в повышенных размерах за непрерывный стаж получают те, кто работает в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам, в частности в Коми АССР, Архангельской обл., Карельской, Тувинской и Бурятской АССР, Читинской обл., Дальнем Востоке. Здесь надбавка после 1 года непрерывного стажа составляет 10% заработка, и выплачивается она ежемесячно.

Через 3 года надбавка увеличивается до 20%, через 5 лет — до 30%. Надбавка ежемесячно начисляется к заработной плате, включая премиальные за хорошую работу.

Для местностей со сложными природными условиями установлены районные коэффициенты. В зависимости от характера местности эти коэффициенты увеличивают (при прочих равных условиях) сумму заработной платы с 15% для южных областей Западной Сибири и до 100% в Чукотской автономной области и на островах Северного Ледовитого океана. В высокогорных районах коэффициенты повышаются дополнительно.

За подвижный характер работы на воздушных линиях электропередач выплачивается на строительных работах надбавка 30%, а на монтажных работах — 50% либо выплачиваются командировочные.

К строительным работам относят земляные, бетонные, каменные, кровельные и другие работы, выполняемые при возведении различных сооружений, а к монтажным — монтаж сборных фундаментов и подножников, установку опор ВЛ напряжением 35 кВ и выше, монтаж гирлянд изоляторов, подвеску проводов и грозозащитных тросов, монтаж защитных устройств и средств связи, а также оборудования подстанций.

Читайте также:  Единая энергетическая система

Существуют и другие надбавки.

Например, рабочим, занятым на особо ответственных работах, за высокое профессиональное мастерство выплачиваются надбавки в зависимости от разряда: 3-го до 12, 4-го — 16, 5-го — 20 и 6-го — до 24% тарифной ставки.

Установлена также выплата рабочим надбавок за совмещение профессий и выполнение установленного объема работ меньшей численностью работников, за производственное обучение рабочих, имеющих меньший разряд, за руководство бригадой и др.

Отпуска рабочим увеличиваются на три дня при непрерывной работе в строительстве свыше 2 лет. Мастера и прорабы получают льготную пенсию по старости при достижении ими возраста для мужчин 55 лет, для женщин 50 лет, если из общего стажа работы (для мужчин 25, а для женщин 20 лет) не менее половины проработано на строительстве воздушных линий электропередач.

Учитывая, что при постепенном повышении квалификации многие электролинейщики становятся мастерами или прорабами, эта льгота непосредственно относится и к рабочим.

При этом в стаж работы на строительстве воздушных линий электропередач засчитывается и время профессионального обучения при подготовке электролинейщиков и повышения их квалификации, время отпусков, болезней.

Аналогично и для рабочих, обслуживающих действующие электрические сети, также установлен ряд льгот. Добавим, что они могут нести дежурства у себя на предоставляемых им квартирах или домах, при этом они полностью освобождаются от оплаты за потребление электроэнергии, а от оплаты за квартиру — на 50%.

После каждого суточного дежурства на дому без права отлучаться (на случай вызова на работу) рабочие имеют суточный отдых. Рабочие, дежурящие в специально оборудованной комнате на объекте, имеют суточный отдых после каждого 12-часового дежурства. Некоторым категориям электромонтеров (например, обслуживающих подстанции 500 кВ и др.

) установлены дополнительные отпуска в количестве 6 рабочих дней.

Ряд льгот предоставляется рабочим, совмещающим работу с обучением в средних и высших вечерних или заочных учебных заведениях.

Электромонтеры, имеющие разъездной или передвижной характер работы на строительстве линий, не могут регулярно посещать вечерние занятия, поэтому обычно они проходят обучение в заочных вузах или техникумах. Рабочие, не получившие среднего образования, также могут получить его без отрыва от производства.

То же относится и к электромонтерам-эксплуатационникам, предпочитающим более самостоятельное заочное обучение в связи с регулярными дежурствами, препятствующими учебе в вечерних школах.

Сотовые доли: в России предложили ввести новые льготы на электроэнергию

Для мобильных операторов попросили ввести льготный тариф на электроэнергию. Такую меру прорабатывают в Совете по развитию цифровой экономики при Совфеде. Она поможет сдержать рост цен на сотовую связь, считают эксперты.

Операторы меру поддерживают, однако она может привести к повышению нагрузки для других потребителей и увеличению объема перекрестного субсидирования более чем на 1 млрд рублей в год. Поэтому Минэнерго и ФАС выступают против такой инициативы.

При этом в Минцифры отметили, что средняя стоимость услуг связи за последние 20 лет увеличилась в 1,3 раза, а цены на электроэнергию более чем в пять раз, поэтому на фоне роста издержек введение льгот для сотовых операторов целесообразно.

Электрический толк

В России хотят ввести новую льготную категорию потребителей электроэнергии: операторов сотовой связи. Идею ввести пониженный тариф для таких компаний прорабатывают в Совете по развитию цифровой экономики при Совфеде.

Проект соответствующих рекомендаций уже разослали в профильные ведомства, сейчас идет этап согласования итоговой версии с федеральными органами исполнительной власти, рассказал «Известиям» источник в госорганах.

Ее финальный вид может быть согласован на совещании под руководством первого зампредседателя верхней палаты парламента Андрея Турчака в августе, добавил источник в совете.

— Традиционно при подготовке заседания Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации в проект решения входят инициативы, ранее обсуждавшиеся на его площадках для сбора актуальных мнений участников рынка и регуляторов.

Крайне высокими остаются цены на обеспечение электричеством базовых станций. Также, по оценкам операторов связи, стоимость подключения к электросетям подорожала до 100 раз. Всё это влияет на рост тарифов мобильной связи.

Эти вопросы неоднократно поднимались, в том числе на уровне правительства.

Учитывая большое социальное значение услуг связи, в совете считают, что на государственном уровне должен быть сформирован справедливый тариф, который соответствует интересам и энергетиков, и связистов, без перекоса в чью-либо сторону, — подчеркнул собеседник «Известий».

Окончательное решение по включению вышеуказанных предложений в итоговый текст рекомендаций пока не принято, отметил он.

https://www.youtube.com/watch?v=Oo_39uV3vCM\u0026pp=ygU00JvQuNC90LjQuCDRjdC70LXQutGC0YDQvtC_0LXRgNC10LTQsNGHINC70YzQs9C-0YLQsA%3D%3D

В Минцифры отметили, что средняя стоимость услуг связи за последние 20 лет выросла всего в 1,3 раза, а цены на электроэнергию за этот же период выросли более чем в пять раз.

— Возвращение льготных тарифов на подключение к энергосетям удешевило бы строительство линий связи и позволило бы операторам высвободить дополнительные средства на развитие инфраструктуры, — сообщили в ведомстве. Там добавили, что если такового не произойдет, то это может привести к значительному росту цен на услуги связи.

«Известия» направили запросы энергетикам.

Сегодня в России по льготному тарифу оплачивают электроэнергию только население и приравненные к нему отдельные потребители (например, некоторые коммунальные и муниципальные учреждения). Цена на электричество для остальных не регулируется, а формируется по конкурентным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения, отметили в Минэнерго.

В среднем рыночная цена электроэнергии для промышленности и бизнеса на 30% выше той, что платит население, и составляет около 6 рублей за 1 кВт•ч, сообщил «Известиям» источник в отрасли.

— Мы позитивно оцениваем инициативу по вводу общего пониженного тарифа для операторов. Расходы на электроэнергию — одна из составляющих себестоимости, но на размер тарифа также влияют затраты на оборудование, эксплуатацию сети и другие расходы, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Мегафона».

Поддержали предложение Совета по развитию цифровой экономики и в МТС.

В пресс-службе компании отметили, что издержки операторов значительно выросли из-за отмены с 1 июля 2022 года льготных ставок на присоединение объектов связи мощностью до 15 кВт (все площадки базовых станций строятся в пределах этого показателя). В итоге средняя стоимость присоединения с 30–50 тыс. рублей за одну базовую станцию в зависимости от субъекта возросла в разы, отметили в компании.

В результате расходы операторов на подключение базовых станций значительно возросли (до 10% от стоимости всех работ), поэтому льготный тариф на электроэнергию может стать одним из способов снизить нагрузку на компании отрасли и сдерживать темпы подорожания связи, отметил аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.

В апреле сообщалось, что крупнейшие операторы связи и башенной инфраструктуры пожаловались главе Минцифры Максуту Шадаеву на существенное увеличение своих затрат на присоединение объектов к электросетям. Эксперты прогнозировали рост средней стоимости тарифов на связь у крупнейших сотовых операторов в 2023 году на 10–15%. В Tele2 от комментариев отказались.

Как рассказал «Известиям» источник в сотовом бизнесе, связисты в день тратят на электроэнергию по несколько миллионов рублей, в год эта сумма может превышать 1 млрд. По его словам, льготный тариф должен снизить стоимость электричества хотя бы на 10%, чтобы скидка могла существенно снизить операционные расходы.

Читайте также:  Хранение ключа электронной подписи

Перераспределение нагрузки

В «Россетях» «Известиям» пояснили, что в случае принятия такого решения должны быть определены источники компенсации недополученных доходов сетевых организаций и гарантирующих поставщиков.

В «Сообществе потребителей энергии» подчеркнули, что введение новой льготной категории потребителей электроэнергии неизбежно приведет к росту ценовой нагрузки на остальных участников рынка в виде перекрестного субсидирования (когда заниженные тарифы для населения дотируются бизнесом). Оно уже составляет около 350 млрд рублей в год, добавили представители рынка.

— Если у кого-то появляется льгота, значит, кто-то другой переплачивает. Эти искажения в электроэнергетике называются перекрестным субсидированием.

Из-за этого растет себестоимость товаров и услуг, сокращаются конкурентные преимущества и ресурсы для развития предприятий. Получатель льгот при этом лишается стимулов для энергосбережения и энергоэффективности.

В итоге проигрывают все, то есть экономика в целом, — сказали в «Сообществе потребителей энергии».

Согласились с риском увеличения объемов перекрестного субсидирования и в НП «Совет рынка».

— Внутри составляющей на передачу в конечном тарифе на электроэнергию в настоящее время уже существует перекрестное субсидирование между категориями потребителей «население» и «прочие».

Установление же особого тарифа для отдельного сектора экономики спровоцирует появление нового вида перекрестки уже внутри категории «прочие».

Это неизбежно приведет к росту цен для субсидирующих потребителей и вызовет с их стороны обоснованную критику и аналогичные «встречные предложения» от других секторов экономики, — уточнили в ассоциации. Там добавили, что всегда последовательно вступали за сокращение всех видов перекрестного субсидирования.

https://www.youtube.com/watch?v=Oo_39uV3vCM\u0026t=187s

Установление льготных тарифов на электрическую энергию для определенных коммерческих организаций создает неравные условия ведения бизнеса, ведет к росту перекрестного субсидирования, идет вразрез с проводимой политикой в электроэнергетике и не поддерживается Минэнерго, отметили в ведомстве. Аналогичную позицию выразили и в ФАС.

— По мнению ведомства, введение дополнительной льготной категории может привести к увеличению перекрестного субсидирования и к неравным условиям ведения бизнеса. Таким образом, это предложение не может быть поддержано, — сказали в антимонопольной службе.

Сложно подсчитать, сколько предлагается заплатить за льготы компаниям связи, но речь может идти примерно о 0,5–1 млрд рублей в год и выше, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Андрей Романчук. Но даже такая сумма, добавленная к перекрестному субсидированию, станет камнем на шее другого бизнеса, который покупает услуги связи без всяких льгот, на договорной основе, заключил эксперт.

Спорные вопросы по налогу на имущество

Проанализируем судебную практику, касающуюся наиболее актуальных вопросов исчисления налога на имущество.

1. Споры по поводу использования налоговых льгот (пониженных ставок)

Налогоплательщики могут использовать льготы по налогу на имущество при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп.3 п.1 ст. 21, п.1 ст.56 НК РФ).

При этом положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие налоговые льготы не подлежат расширительному толкованию (определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 г. №41-О).

Споры в части льготирования линий энергопередач

Большая часть налоговых споров касается правомерности применения налоговых льгот, установленных старой редакцией п.11 ст.

381 НК РФ в части железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Следует отметить, что суть этих споров не теряет актуальность и сейчас, в связи с тем, что налоговые ставки, устанавливаемые законами субъектов РФ в отношении данных объектов, не могут превышать в 2016 году — 1,3 %, в 2017 году — 1,6 %, в 2018 году — 1,9 %. А до 2013 г. такое имущество было освобождено от налогообложения.

Соответствующий перечень такого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г.

№504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (далее по тексту — Перечень №504).

Для того чтобы воспользоваться правом на налоговую льготу (пониженную налоговую ставку, устанавливаемую субъектом РФ), необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  • имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п.3 ст. 380 НК РФ;
  • имущество поименовано в Перечне №504, утвержденном Правительством РФ;
  • имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Как свидетельствует арбитражная практика, неправильное определение налогоплательщиком кода общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) при постановке объекта основных средств на учет не может служить основанием для отказа в признании его права на налоговую льготу (Решение АС г. Москвы от 06.05.2016 г. №А40-177795/2015).

Льготная ставка в размере 1000 рублей за 1 кВт

Напоминаем, что с 01 июля 2022 года правительство РФ отменило льготную стоимость подключения к электросетям в размере 550 руб, которая ранее была установлена для всех граждан Российской Федерации, подключающих не более 15 кВт мощности.

https://www.youtube.com/watch?v=Oo_39uV3vCM\u0026pp=YAHIAQE%3D

Теперь в каждом отдельном регионе России стоимость за 1 кВт мощности отличается. Но она не может быть менее 3000 рублей или более 10000 рублей.

  • Как уже говорили ранее, правительство определило категории граждан у которых ставка будет составлять 1000 рублей за 1 кВт вне зависимости от региона проживания.
  • Сегодня мы поговорим про них.
  • Льгота 1000 рублей за 1 квт полагается:

Членам малоимущей семьи или одиноко проживающему гражданину. Среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенным в соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации.

Для этого малоимущему нужно принести справку, подтверждающую данный статус. Её можно получить или в МФЦ, или на госуслугах.

  1. Далее льгота 1000 рублей за 1 квт полагается:
  2. Ветеранам, но только тем, кто указан в определенных статьях Федерального закона №5 “О ветеранах”
  3. И это всего 5 статей:
  • Статья 14. Меры социальной поддержки инвалидов войны.
  • Статья 15. Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны
  • Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

Содержание вышеперечисленных статей достаточно обширное и в них много исключений. Более подробно вы можете ознакомиться с ними в Федеральном законе “О ветеранах” или задать свой вопрос касательно Вашей ситуации на нашем сайте в разделе “Бесплатные консультации !

Далее:

  • Статья 18. Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, и лиц, награжденных знаком “Житель осажденного Севастополя”
  • Статья 21. Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
  • Льготы предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца.
  • Таким образом, не всем ветеранам предоставляются льготы.
  • Например, на ветеранов труда а, это статья 22, льготы на подключение электричества не распространяются.
  • Третья категория кому полагается льгота 1000 рублей за 1 квт это:
  • Инвалиды и семьи, имеющим детей-инвалидов.
Читайте также:  Учет расходов на юридические услуги

Здесь руководствуемся Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Распространяется он только для тех категорий, кто попадает под статью 17 Федерального закона 181.

  1. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
  2. На другие статьи данного закона льгота не распространяется.
  3. Если вы попадаете под одну из перечисленных категорий граждан и Вам незаконно отказывают сетевые организации в предоставлении льготы, то обращайтесь в нашу компанию.
  4. Мы точно сможем подключать вам электричество по льготной стоимости!
  5. Смотреть видео:

Процедуру упростили, льготы сохранили: в России утвердили тарифы на подключение потребителей к электросетям. Новости от 08.07.2022 г

С 1 июля 2022 года, согласно постановлению правительства, в стране начинают действовать новые ставки. «Краснодарские известия» выясняли, кого коснутся нововведения, кто может рассчитывать на льготы и почему новая система выгоднее предыдущей для всех сторон.

В документе обозначена минимальная цена за услугу – 3 тыс. рублей за 1 кВт присоединяемой мощности, в июле 2023 года она повысится до 4 тыс. рублей, а в 2024 году – до 5 тыс. рублей.

При этом окончательную стоимость за подключение будут формировать власти каждого региона. 

Кому платить меньше

Многодетные семьи, инвалиды, ветераны и малоимущие граждане получат льготу при подключении к электросетям. Для них тариф составит 1 тысячу рублей за 1 кВт.

На льготных условиях сможет подключаться малый и средний бизнес. Речь идет о мощности до 150 киловатт по третьей категории надежности. При этом подключаемые объекты должны располагаться в пределах 200 метров в городской черте и 300 метров в сельской местности от электросетевой инфраструктуры.

https://www.youtube.com/watch?v=QJQ2sHFAMb4\u0026pp=ygU00JvQuNC90LjQuCDRjdC70LXQutGC0YDQvtC_0LXRgNC10LTQsNGHINC70YzQs9C-0YLQsA%3D%3D

При этом правительство сохранило льготы для отдельных категорий россиян. Многодетные семьи, инвалиды, ветераны и малоимущие граждане смогут платить дешевле при подключении к электросетям – всего 1 тыс. рублей за 1 кВт.

Кроме того, на преференции могут рассчитывать и предприниматели. При подключении мощности до 150 киловатт по третьей категории надежности, в случае определенных условий, малый и средний бизнес может рассчитывать на скидку. В городе объект должен находиться в пределах 200 метров, а в сельской местности – 300 метров. 

Почему изменения были необходимы

Система льготного присоединения к электросетям была введена в 2009 году, чтобы поддержать малое и среднее предпринимательство.

За эти годы было присоединено 3,2 млн электроустановок заявителей льготной категории, но затраты оказались слишком большими – более 190 млрд рублей, причем за льготных потребителей платили как сетевики, так и другие жители. Многие начали злоупотреблять мерой поддержки.

Цена оказалась одинаковой при увеличении мощности уже подключенного дома (где не требовались работы сетевой компании) и при присоединении нового строения в удаленной лесной зоне, где нужно было возводить новые линии электропередач и другие объекты. 

По подсчетам аналитиков, из 40 ГВт присоединенной мощности, на которую были потрачены средства, а теперь они тратятся на дальнейшее поддержание и функционирование, оказалось востребовано порядка 15 процентов. Поэтому дальнейшее использование системы существенно сказалось бы на качестве и надежности поставляемых услуг. 

Благодаря нововведениям, электросетевые компании смогут вкладывать полученные от новых тарифов средства на модернизацию инфраструктуры. 

Председатель Союза «Краснодарская краевая корпорация жилищного самоуправления» Владимир Колпаков отмечает, что изменения упрощают процедуру подключения, за счет сокращения необходимых документов. Например, при большинстве заявок уже не требуется акт о выполнении технических условий – для услуги необходимо лишь оплатить выставленный электросетевой организацией счет за подключение.

— Процедура будет упрощена, хорошо, что ни физичическим ни юридическим лицам не нужно будет бегать по кабинетам, ждать, это основное, что беспокоит многих.

Хорошо, что льготная категория граждан остается приоритетной, это безусловное преимущество, у нас большой процент населения пользуется льготами, поэтому данные преференции будут ощутимы.

Насчет удорожания – это норма, это упорядочит систему и приведет к единому знаменателю. Мы видим что юридические лица могут также пользоваться льготами, это большой плюс,

Новые тарифы на подключение к электросетям: кто может рассчитывать на льготы

Правительство России утвердило новые тарифы на подключение потребителей к электросетям. Соответствующее постановление начало действовать с 1 июля текущего года.

Согласно документу, минимальная цена теперь составляет три тысячи рублей за 1 кВт присоединяемой мощности, с 1 июля 2023 года –  четыре тысячи рублей, а с 1 июля 2024 года – 5 тысяч рублей.

Окончательную плату за подключение потребителей будут определять региональные власти.

Однако для отдельных категорий граждан льгота на подключение к электросетям сохранится. Так, для многодетных семей, инвалидов, ветеранов и малоимущих льготный тариф составит 1000 рублей за 1 киловатт.

Кроме того, льготные условия получит малый и средний бизнес при подключении мощности до 150 киловатт по третьей категории надежности. Чтобы получить скидку, объекты должны находиться в пределах 200 метров, если речь идет о городской черте, и 300 метров, если подключить электросети нужно в сельской местности.

Отметим, что система льготного присоединения к электросетям в нашей стране заработала более десяти лет назад. Ее вводили в качестве стимула для развития малого и среднего бизнеса, однако на практике оказалось, что мера себя не только не оправдала, но и привела к массовым злоупотреблениям.

В общей сложности с 2009 года было присоединено 3,2 миллиона электроустановок заявителей льготной категории. Затраты на это превысили 190 миллиардов рублей, причем за льготников платили как другие потребители, так и сами электросетевые компании.

В результате стоимость оказалась одинаковой при увеличении мощности уже подключенного дома (где не требовались работы сетевой компании) и при присоединении нового строения в удаленной лесной зоне, где нужно было возводить новые линии электропередач и другие сопутствующие объекты. При этом плата составляла 550 рублей за 15 кВт мощности вне зависимости от реальной потребности заявителя.

Аналитики подсчитали, что в конечном итоге из 40 ГВт присоединенной мощности, на которую были потрачены средства, а теперь они тратятся на дальнейшее поддержание и функционирование, оказалось востребовано порядка 15 процентов.

Объем выпадающих доходов сетей только за 2009-2019 годы оценивается в 55 миллиардов рублей. Каждый год сети получали заявки на льготное ТП суммарно на 7 ГВт, хотя фактически клиенты потребляют меньше четверти мощности.

  • Иначе говоря, система показала себя полностью неэффективной, а дальнейшее ее использование привело бы в том числе к снижению качества и надежности электроснабжения.
  • Нынешние тарифные нововведения позволят снять с уже подключенных потребителей часть нагрузки, поскольку сейчас они фактически оплачивают затраты сетевых организаций, связанные с присоединением новых абонентов.
  • В свою очередь, компании смогут направить полученные от новых тарифов деньги на модернизацию электросетей, что в конечном счете повысит надежность и качество электроснабжения потребителей и снизит число аварий.

Кроме того, сама процедура подключения стала проще, поскольку сократилось количество необходимых документов. В частности, для большинства заявок больше не нужен акт о выполнении технических условий.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели теперь вместо утомительного сбора нужных бумаг могут просто подать заявку и оплатить выставленный электросетевой организацией счет за подключение.