Правовые нормы

Министерство является юридическим лицом

Является ли Министерство внутренних дел Российской Федерации юридическим лицом?

Согласно пунктам 13 и 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г.

№ 699 (далее — Положение о МВД России), в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждает положения о них.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в структуру федеральных органов исполнительной власти входит, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 5 Положения о МВД России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.

Пунктом 22 Положения о МВД России установлено, что МВД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полагаем, что указанная норма направлена на обеспечение участия МВД России в гражданских правоотношениях, предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК), при материально-техническом обеспечении органов внутренних дел.

Пунктами 1 и 3 статьи 2 ГК предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 124 ГК, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно пункту 1 статьи 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Разъяснение подготовлен СПУ ДПД МВД России.

Органы исполнительной власти как юридические лица

Применительно к государственным органам вызывает большое сомнение возможность применения общего понятия юридического лица, характерной для Частного Права. В Частном праве юр лицо создается с целью участия в гражданском обороте – т.

е главная цель, которую преследуют учредители любого юридического лица заключается в создании обособленного субъекта с обособленным имуществом, который может от своего имени и своим имуществом участвовать в гражданском обороте (это касается юр лиц, создаваемых как частными лицами, так и государством (например ГУПы)).

Когда государство создает госорган оно такой цели совершенно очевидно не преследует – государство преследует цель создать субъект публичного права для выполнения публичных функций, его целью не является участие в гражданском обороте.

Применительно к госорганам подходы относительно применимости к ним конструкции юридического лица различаются в разных странах.

В некоторых странах появилось понятие юридического лица публичного права. В нашей стране оно не используется, законодатель не знает разделения на юридические лица частного права и юр лица публичного права.

https://www.youtube.com/watch?v=OyyiXi_9iJY\u0026pp=ygVL0JzQuNC90LjRgdGC0LXRgNGB0YLQstC-INGP0LLQu9GP0LXRgtGB0Y8g0Y7RgNC40LTQuNGH0LXRgdC60LjQvCDQu9C40YbQvtC8

Глубинный смысл разделения –юр. лица юр. лицам рознь, одни создаются для того, чтобы действовать в частно-правовом режиме, а другие – для того чтобы выполнять публичные функции. Поскольку категория юр.

лиц публичного права у нас отсутствует, в цивилистической доктрине сформировалась позиция о том, что юр.

Лицо — это категория универсальная, общеправовая, которая должна использоваться применительно к любым лицами и организациям, участвующим в гражданском обороте.

Такая концепция начинает расходится с практикой, в первую очередь в том, что сам механизм предоставления прав Юридического Лица государственному органу отличается от предоставления прав ЮЛ частно-правовой организации.

Также, следует учитывать, что в положениях о государственных органах никогда не пишут, что, например, министерство является юридическим лицом, пишут, что оно наделяется правами ЮЛ.

Этим подчеркивается, что орган по своей природе создан не для цели участия в обороте, но для того, чтобы выполнять публичные функции, этот орган нуждается в самостоятельном частноправовом статусе, соответственно для этого органу предоставляют право выступать в гражданском обороте.

Такая терминологическая конструкция показывает, что речь идет о некотором приравнивании госоргана к ЮЛ. (цивилисты ругаются – мол или является, или не является ЮЛ)

Цивилисты при этом не имеют ответа — какой организационно-правовой формой обладает госорган как ЮЛ? Подход цивилистов (поверхностно) – госорган следует считать учреждением(просто в ГК сказано, что учреждения могут создаваться для выполнения управленческих функций).

НО – учреждение создается собственником, имущество которого передается учреждению, учреждение создается путем утверждения устава, но ни у одного госоргана нет устава и это принципиально – устав предполагает некую самостоятельность (есть положение, которое утверждается в отличие от учреждения не органом, который осуществляет управление имуществом, представляет государство как собственника, а орган, который в системе органов исполнительной власти является вышестоящим по отношению к создаваемому, соответственно предполагается, что здесь имущественная составляющая не имеет никакого значения) Учреждение может действовать как ЮЛ только если его зарегистрируют в ЕГРЮЛ.

Были забавные случаи, когда налоговая инспекция заявляла требование о ликвидации государственного органа в связи с тем, что он не предоставляет налоговую отчетность (любой орган платит, например, подоходный налог за своих сотрудников как налоговый агент. За непредоставление налоговой отчетности регистрирующий орган может инициировать процедуру ликвидации ЮЛ).

Даже если суд примет решение об исключении из реестра ЮЛ, орган не перестанет существовать, это никак не отразится на его статусе, даже права ЮЛ у государственного органа не могут быть прекращены вследствие прекращения государственной регистрации, ведь они возникли не вследствие регистрации, а вследствие включения в положения о государственном органе соответствующего указания, нормы

Противоречие -ГК РФ, ст. 125: «От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

По их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане»

ГК РФ, ст. 66: «Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ»

Государственный орган –в рамках своей компетенции это государство, государство действует через свои органы à Это запрет государству выступать в качестве учредителя хозяйственных обществ? Но он мягко говоря не соответствует действительности, да и строго говоря статья говорит именно о государственных органах, а не о государстве. Если ст.

125 увязывается с публично-правовой доктриной и предполагает, что орган и есть государство в гражданских правоотношениях, то ст. 66 исходит из некой эфемерной правосубъектности государственных органов как таковых (как будто это просто то же юридическое лицо, действующее само по себе).

Определение Верховного Суда РФ от 29 июня 2005 года про делу N 46-Г05-4: Прокурор считает, что органы (в данном случае – это КУГИ), являющиеся участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством от имени субъектов гражданских отношений, перечисленных в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны иметь статус юридического лица.

(КУГИ – это тот самый собственник (государство), зачем ему статус юридического лица, если он представляет государство как участника гражданского оборота)

  • ВЫВОД: Государственный орган – это особый участник гражданского оборота – его частноправовой статус производен от его публично-правового статуса, пределы, формы, содержание, цели участия государственного органа в гражданском обороте определяется его публично-правовой компетенцией, а стало быть Госорган представляет собой особую категория участников гражданских правоотношений. Следовательно, мы не должны запихивать государственный орган в законодательные рамки, установленные для государственных учреждений (он может быть на него похож, но далеко не полностью с ним совпадает)
  • Кстати в ЕГРЮЛ регистрирующие органы в графе организационно-правовая форма пишут государственный орган, а не учреждение, понимая, что речь идет об особом положении этих субъектов, которое предполагает связанность частноправового статуса с публично-правовым (выше)
  • В Концепции хотят обособить статус госорганов в среде прочих участников гражданского оборота.
  • Проблема органов исполнительной власти как юридических лиц имеет отношение к запрету, введенному законом о защите конкуренции.
Читайте также:  Бесплатная юридическая помощь ленинградская область

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ст. 4 хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;

Ст. 15 ч. 3. Запрещается совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов (иначе говоря – Государственный орган участвовать в гражданском обороте с целью получения дохода не вправе)

Понятие должностного лица в административном праве

Должностное лицо – это сугубо административно правовое понятие.

Должностное лицо по главной своей характеристике — это лицо осуществляющее функции представителя власти, именно эта функция является определяющей среди прочих признаков должностного лица.( Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: ст. 4 – легальное)

  1. Функции представителя власти — это полномочие издавать распоряжения, обязательные для исполнения органами и лицами, не находящими в прямом подчинении у должностного лица.
  2. Если лицо имеет полномочия действовать от лица государственного органа, реализуя его власть, его полномочия, которые принадлежат органу и связаны с внешне-властным воздействием на граждан, ЮЛ, прочие организации, то его можно назвать должностным лицом.
  3. Условно говоря среди госслужащих есть две категории –
  4. 1) служащие, чьи функции ограничиваются взаимодействием внутри самого органа и
  5. 2) те служащие, чьи функции распространяются на действие вовне государственного органа, наделенные полномочиями, связанными с внешним взаимодействием с иными органами, организациями и лицами. (вторые – это должностные лица)

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

Административное право

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма.

Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев: федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации, а их акты подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти. К федеральным органам исполнительной власти относятся: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти наделен широкими полномочиями. В соответствии со ст. 80–90 Конституции Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  • • определяет внутреннюю и внешнюю политику России;
  • • его полномочия распространяются на всю сферу государственного управления;
  • • создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;
  • • формирует Правительство Российской Федерации (назначает с согласия Государственной Думы Председателя, принимает решение об отставке Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя, федеральных министров);
  • • имеет право председательствовать на заседании правительства Российской Федерации;
  • • издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;
  • • вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента;
  • • назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов исполнительной власти России, повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами субъектов Федерации;
  • • назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • • является Верховным Главнокомандующим;
  • • обладает другими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Другие члены Правительства (заместители Председателя и федеральные министры) также назначаются Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

  1. Правительство Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации обладает широкими полномочиями во многих сферах жизнедеятельности государства:
  2. • разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  3. • отчитывается перед Государственной Думой об исполнении федерального бюджета;
  4. • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  5. • проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управляет федеральной собственностью;
  6. • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  7. • воплощает в жизнь меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента России.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, принимаемые на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Оно же обеспечивает организацию и исполнение принимаемых им актов на всей территории России.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Оно может подать в отставку и до истечения срока своих полномочий. Отставка принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

ВВЕДЕНИЕ. Федеральные министерства

  • Федеральные министерства
  • Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в установленной сфере (отрасли) деятельности.
  • Министерство образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства
  • Российская Федерация, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.
  • Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), т. е. устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно правовые акты).

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ или Правительством РФ.

В министерстве образуется совещательный орган — коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, главные управления, управления, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром, за исключением тех министерств, положение о которых утверждает Президент (например, МВД России).

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы следующие федеральные министерства, которые подразделены на две группы:

  1. — министерства, руководство деятельностью осуществляет Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ);
  2. — министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ (Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ; Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство информационных технологий и связи РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития и торговли). 11
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. По итогам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.

В настоящее время в России продолжается реформа органов исполнительной власти, что непосредственным образом сказывается на эффективности форм и методов государственного управления. В связи, с чем решение проблемы эффективности существующих форм управленческой деятельности имеет определяющее значение для деятельности органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно сложная система исполнительной власти.

Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел.

Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы.

Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Особенности государственной регистрации федеральных органов власти РФ в качестве юридических лиц

УДК 347.89

Степанов Александр Александрович – магистрант юридического факультета Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

Степанова Людмила Петровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса Института сервиса туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

  • Аннотация: В представленной статье рассматриваются некоторые вопросы возникновения федеральных органов власти РФ в форме казенных учреждений.
  • Ключевые слова: Юридическое лицо, государственная регистрация, казенные учреждения.
  • В отличие от большинства юридических лиц процедура государственной регистрации федеральных органов власти РФ в форме казенных учреждений имеет некоторые особенности.
Читайте также:  Однократность технологического присоединения к электрическим сетям

Ряд авторов полагают, что гражданская правосубъектность государственных органов власти возникает не с момента регистрации органа как юридического лица, а с момента принятия решения, о создании такого отдельно взятого органа власти[1, с.124].

До недавнего времени ситуацию можно было считать таковой, однако сейчас данное утверждение представляется ошибочным. Руководствуясь п. 8 ст. 51 ГК РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2], Федеральным законом № 7-ФЗ от 12 января 1996 г.

«О некоммерческих организациях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г.

№ 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа, федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесение в них изменений» (далее Постановление Правительства № 539)[3] , для участия таких субъектов в гражданских правоотношениях им необходимо обладать статусом юридического лица, который приобретается со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Данные правила носят императивный характер и никакого иного пути для возникновения гражданской парвосубъектности не предусматривают. Однако наличие такого количества нормативных актов в отношении государственной регистрации органов власти как юридических лиц вносит некоторую специфику в данную процедуру.

Начнем с того, что О.А. Красавчиковым выделялось три основных способа образования юридического лица: разрешительный, распорядительный, явочно-нормативный[4, с.142]. Для государственных органов того времени единственно возможным был распорядительный способ образования.

В настоящее время основным способом возникновения юридического лица является — явочно-нормативный. Однако органы власти РФ являются исключением из этого общего правила.

Для возникновения гражданской правосубъектности органов публично-правовых образований в РФ установлена специальная процедура, особенность которой заключается в издании предварительного распоряжения компетентного на то органа государства (таковым является Правительство РФ, которое выступает от имени Российской Федерации в качестве учредителя). Так, данное положение закреплено в п. 3 раздела 2 Постановления Правительства № 539.

Сама процедура регистрации с учетом нормативной базы и практики применения законодательства выглядит следующим образом. Вначале следует подготовительная стадия по созданию такого юридического лица.

На этом этапе Правительство Российской Федерации издает распоряжение о создании федерального государственного казенного учреждения. Оно по аналогии с иными юридическими лицами является решением о создании юридического лица.

В нем должно быть указано наименование федерального учреждения с указанием типа (в нашем случае казенное учреждение), основные цели деятельности, наименование лица, осуществляющего полномочия учредителя, а также следующие специфические положения: сведения о недвижимом имуществе, которое будет закреплено за таким учреждением, предельную штатную численность работников для казенного учреждения, перечень мероприятий по созданию такого учреждения с указанием сроков их проведения. Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ предоставляется пояснительная записка. После издания распоряжения Правительством РФ утверждается устав такого учреждения, однако все органы государственной власти РФ действуют не на основании устава, а на основании положения, которое, с одной стороны, заменяет устав юридического лица, а с другой — является подзаконным актом.

Далее пакет документов для регистрации органа власти РФ как юридического лица направляется в уполномоченный территориальный орган (Управление Министерства юстиции РФ) не позднее чем через три месяца со дня издания распоряжения о создании такой организации для прохождения регистрации.

Не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов этот орган принимает решение о государственной регистрации федерального органа власти в форме казенного учреждения. После вынесения соответствующего решения Управление Министерства юстиции РФ (далее — Минюст РФ), на основании п. 8, ст.

13.1 Федерального закона

«О некоммерческих организациях» весь пакет документов направляется в «регистрирующий орган», а именно в налоговую службу по месту нахождения такого государственного органа. Порядок взаимодействия министерства юстиции РФ и ФНС РФ регламентируется Приказом Министерства юстиции РФ от 12 ноября 2010 г.

№ 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций»[5]. Налоговый орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ.

Затем, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения записи в государственный реестр, территориальное отделение ФНС РФ направляет в Минюст России с сопроводительным письмом документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, а также соответствующую выписку из государственного реестра для выдачи представительному органу муниципального образования и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В случае получения налоговым органом от Министерства юстиции РФ неполного комплекта документов отделение ФНС РФ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения документов, направляет в Министерство юстиции России письмо с указанием документов, отсутствующих в представленном комплекте. В свою очередь Минюст РФ в течение одного рабочего дня с момента получения письма направляет недостающие документы в налоговый орган. Внесение соответствующих сведений в государственный реестр осуществляется также в срок не более пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом документа (документов), отсутствовавшего в ранее представленном комплекте. В итоге федеральный орган государственной власти РФ приобретает статус юридического лица в организационно-правовой форме казенного учреждения.

  1. Таким образом, основными особенностями государственной регистрации федеральных органов власти РФ в качестве юридических лиц являются:
  2. 1) подготовительная стадия по созданию юридического лица;
  3. 2) распорядительно-регистрационный порядок образования таких субъектов, который предусматривает обязательное издание Правительством РФ распоряжения, являющегося основанием для государственной регистрации органов публично-правовых образований РФ в качестве юридических лиц
  4. 3) наличие положения в качестве учредительного документа таких казенных учреждений.
  5. Список литературы
  1. Болдырев В.А. Юридические лица несобственники в системе субъектов гражданского права. Монография / под ред. Сысоева В.А. — Омск, Омская академия МВД, 2010. – 324с.

МИНИСТЕРСТВО

Министерства

центр. орган гос. управления России, ведающий отд. Отраслью хозяйства или управления. В России образованы в 1802 г.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, соци ально-культурного или административно-политического строительства.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Министерство

1) центральный орган государственного управления, который осуществляет руководство определенной отраслью и возглавляется министром; 2) государственный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику и осуществляющий управление в соответствующей сфере деятельности.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Министерства

центральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в определенной сфере. В России М. были образованыв 1802 г. взамен коллегий, в 1917 г. они были упразднены, а вновь восстановлены в 1946 г. вместо народных комиссариатов.

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

МИНИСТЕРСТВО

от лат. ministro — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI- XVII вв. В России учреждены в 18Q2 г. В 1917-1946 гг. назывались «народными комиссариатами». Глава М. (министр) входит в состав правительства.

Источник: Большой юридический словарь

МИНИСТЕРСТВО

от лат. ministro – служу, управляю) – родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Число М.

и распределение компетенции между ними определяется практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М.

федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура).

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

МИНИСТЕРСТВО

от лат. ministro — служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М.

образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США), или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах — на основе законов или актов правительства. Число М.

и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.

), по принципам построения (внутренняя структура). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры — к функциональным.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МИНИСТЕРСТВО

в РФ федеральный (субъекта Федерации) орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий упраате- ние в установленной сфере деятельности, а также в пределах своей компетенции координирующий работу в этой сфере иных органов исполнительной власти. Возглавляет М.

министр, который руководит порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это М. функций. В соответствии с федеративным устройством РФ образуются федеральные М., М. республик, а также некоторых других субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст.

112) создание федеральных М , их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Наименование, статус и перечень М. определяются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждаемой Президентом РФ. Правовое положение федеральных М.

регулируется положениями о них, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ. Непосредственно Президенту РФ (в соответствии с его конституционными полномочиями) подчиняются М.: обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и некоторые др. Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение республиканских М. и М.

в других субъектах РФ определяются конституциями, законами, уставами, иными нормативными правовыми актами этих субъектов. Главные задачи М.

— определение приоритетных направлений, обеспечение эффективного функционирования и развития подведомственных отраслей и сфер управления, разработка и реализация государственных целевых программ; совершенствование организации и структуры управления отраслью, сферой. Для выполнения возложенных на М.

функций министр вправе издавать в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством нормативные правовые акты (приказы, инструкции, правила, положения), подлежащие обязательному исполнению органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, а также обладает другими полномочиями. М. является юридическим лицом. В М.

Читайте также:  Правовой статус саморегулируемой организации

образуется коллегия — совещательный орган, который рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции данного М. В состав коллегии входят министр (председатель коллегии), его заместители по должности, руководители ведущих подразделений центрального аппарата М., ученые, специалисты и общественные деятели. Ряд федеральных М. имеют право создавать в установленном порядке свои территориальные органы в субъектах РФ. Они могут также образовывать совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственные комиссии. М.В. Пучкова

Источник: Юридическая энциклопедия

МИНИСТЕРСТВО

лат. minist-го — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI-XVII вв. В России первые 7 М. были учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах — на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). М. состоит из руководства (министр, его заместители, коллегия М.) и аппарата. М. вместе с подчиненными ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему М. В РФ М. существуют не только на федеральном уровне, но и в республиках в составе РФ, а также в некоторых других субъектах РФ. В отдельных отраслях управления (оборона, иностранные дела и др.) могут существовать только федеральные М. В других отраслях, которых большинство (культура, здравоохранение, внутренние дела, управление государственным имуществом и др.), действуют как федеральные М., так и М. субъектов РФ. Многие федеральные М. имеют свои органы на местах: в одних М. это органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства обороны), в других — эти органы находятся в так называемом двойном подчинении, т.е. кроме отраслевого подчинения еще и в подчинении местных органов, например, в системе Министерства образования, Министерства культуры и др. Федеральные М. образуются указами Президента РФ. Задачи, функции, права и обязанности М. регламентируются в положениях, которые утверждаются указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ. Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» был утвержден следующий перечень федеральных М.: Министерство РФ по атомной энергии; Министерство внутренних дел РФ; Министерство государственного имущества РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство здравоохранения РФ; Министерство иностранных дел РФ; Министерство культуры РФ; Министерство науки и технологий РФ; Министерство обороны РФ; Министерство региональной и национальной политики РФ; Министерство общего и профессионального образования РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и торговли РФ; Министерство путей сообщения РФ; Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; Министерство топлива и энергетики РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство труда и социального развития РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономики РФ; Министерство юстиции РФ. В соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» федеральные М. подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Однако руководство деятельностью отдельных М. (обороны, внутренних дел, иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям) осуществляет непосредственно Президент РФ, в то время как Правительство может лишь координировать их деятельность. М. в рамках своих полномочий издает приказы, инструкции и иные подзаконные нормативные акты. Все М. в РФ являются юридическими лицами.

Источник: Энциклопедия юриста

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определенной его отраслью и возглавляемый министром (см.). Наименование «министерство» для центральных органов, руководящих отдельными отраслями государственного управления, введено в СССР законом, принятым 15 марта 1946 г. на 1-й сессии Верховного Совета СССР II созыва. Оно заменило прежнее наименование – народный комиссариат (см.). Прежнее наименование возникло в первый период существования Советского государства, когда происходила коренная ломка старой государственной машины и устанавливались новые, советские формы государственной жизни. В ходе развития Советского государства изменялись и совершенствовались система центральных органов государственного управления, их формы и функции. В связи с этим возникла необходимость преобразовать центральные органы государственного управления и произвести переименование возглавляющих эти органы должностных лиц. Новое наименование соответствует общепринятым в государственной практике наименованиям и в достаточной степени отчетливо выражает тот объем компетенции и ответственности, который возлагает Конституция СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государственного управления. Оно резко отличается от наименования всех прочих, особенно местных, органов государственного управления. М. в СССР осуществляют единство политического и хозяйственного руководства в соответствующих отраслях государственного управления. На 4-й сессии Верховного Совета СССР III созыва 15 марта 1953 г. был принят Закон о преобразовании министерств СССР, значительно сокративший число М., в каждом из которых теперь объединено руководство родственными отраслями государственного управления. Преобразование М., равно как и расширение прав министров, имеет своей целью еще более приблизить государственный аппарат к массам, упростить и удешевить его, повысить уровень руководства, сделать управление различными отраслями народного хозяйства и культуры более оперативным, обеспечить успешное проведение в жизнь выработанной Партией и Правительством политики. Реорганизация М. создает еще более благоприятные условия для успешного решения стоящих перед Советским Союзом исторических задач неустанного и всестороннего укрепления многонационального социалистического государства, его Вооруженных Сил для обеспечения его безопасности, всемерного развития социалистической промышленности и социалистического сельского хозяйства, умножения культурного богатства, дальнейшего подъема благосостояния советских людей. Среди М. Союза ССР различаются общесоюзные и союзно-республиканские М. Общесоюзные М. Союза ССР руководят порученными им отраслями государственного управления на всей территории СССР непосредственно или через назначаемые ими органы (ст. 75 Конституции СССР). Союзно-республиканские М. Союза ССР руководят порученными им отраслями государственного управления, как правило, через одноименные М. союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета Союза ССР (ст. 76 Конституции СССР). Преобладание в составе М. Союза ССР хозяйственных М. является ярким показателем развития хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции Советского государства во второй главной фазе его развития. М. союзных республик делятся на союзно-республиканские и республиканские. Союзно-республиканские М. союзных республик руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому М. Союза ССР. Республиканские М. союзных республик руководят порученными им отраслями гос. управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров союзной республики. Перечень М. союзной республики устанавливается каждой союзной республикой в соответствии с Конституцией Союза ССР и с учетом особенностей данной республики. Большинство М. союзных республик союзно-республиканские. Республиканскими М. союзной республики являются М. просвещения, социального обеспечения и др. М. автономных республик руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров автономной республики, так и соответствующему М. союзной республики. Система, принципы организации и деятельности М. Союза ССР, союзных и автономных республик установлены Конституцией СССР, Конституциями союзных и автономных республик. Задачи, полномочия и порядок деятельности каждого М. определяются положением о нем, утвержденным Советом Министров соответственно Союза ССР, союзной или автономной республики. Образование новых М. и упразднение существующих, в случае необходимости, производится: в отношении М. Союза ССР – Указами Президиума Верховного Совета СССР с последующим утверждением их Верховным Советом СССР и внесением изменений в текст Конституции СССР, в отношении М. союзных и автономных республик – указами Президиумов Верховных Советов этих республик в том же порядке. Во главе каждого М. стоит министр, являющийся членом Правительства – Совета Министров, соответственно Союза ССР, союзной, автономной республики (см. Совет Министров СССР, Совет Министров республики). Министры, как члены Правительства, утверждаются на первой сессии Верховного Совета очередного созыва при образовании Правительства. В период между сессиями Верховного Совета назначение и освобождение от обязанностей отдельных министров производится по представлению главы Правительства Президиумом Верховного Совета с последующим внесением на утверждение Верховного Совета. Руководство М. со стороны министра осуществляется по принципу единоначалия и персональной ответственности за работу М. и подчиненных ему органов перед Советом Министров, Президиумом Верховного Совета и Верховным Советом. В М. существуют коллегии, которые состоят из руководящих работников М. и утверждаются Правительством (см. Коллегия министерства). В пределах компетенции соответствующих М. министры издают приказы и инструкции (см.) на основании и во исполнение действующих законов, указов, а также постановлений и распоряжений Правительства и проверяют их исполнение. Аналогичная в основном система М. существует в странах народной демократии. Поскольку страны народной демократии – унитарные государства, в них имеются лишь единые М. Состав М. стран народной демократии, принципы их организации, компетенция и порядок деятельности определяются их конституциями. В буржуазных странах М. – отраслевой орган чиновничье-бюрократического управления, осуществляемого в интересах эксплуататорских классов. На Западе эти органы возникли в результате укрепления абсолютистского государства, создавшего в лице М. систему единоличного бюрократического руководства определенными отраслями государственного управления лицами, назначаемыми монархом и ответственными только перед ним (см. Абсолютизм). В современных буржуазных государствах М. являются орудием власти империалистической буржуазии. Во главе М. там стоят либо сами крупные капиталисты, либо их агенты из рядов буржуазных партий. Они всецело подчинены монополиям. В России М. были созданы в 1802 г. в целях установления единоличного руководства отраслями государственного управления в отличие от ранее существовавших коллегий (см.). Главы М. были ответственны перед царем. Они представляли собой чисто бюрократические центральные органы государственного управления. Свержение царизма не изменило эксплуататорского характера М. Великая Октябрьская социалистическая революция, сломав старую государственную машину, ликвидировала и старые М,. бывшие орудием власти капиталистов и помещиков

Источник: Советский юридический словарь