Правовые нормы

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Одним из важнейших направлений и базисов политики государства является борьба с коррупцией. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года [1]. Ратификация произошла же, 8 марта 2006 года.

Федеральный закон о ратификации содержит в себе заявления по отдельным статьям и пунктам, исходя из которых Россия обладает достаточной юрисдикцией и необходимости для исполнения.

После подписания данной конвенции борьба с коррупционной деятельностью стала более результативной и с каждым годом все прогрессирует. Большая часть ситуаций со взяточничеством фиксируется в предпринимательской деятельности в интересах коллективных субъектов.

Указанная конвенция свидетельствует на неотвратимость ответственности юридических лиц за коррупцию, закрепляя уголовную, гражданско-правовую и административную формы ответственности.

В Российском законодательстве не предполагается возможность привлечения юридического лица к уголовной ответственности [4]. Однако, это не освобождает юридические лица от ответственности.

В случае, если был совершен коррупционный акт физическим лицом, организация, в интересах которой он действовал, получает наказание в виде немалого штрафа.

Правоприменение штрафных санкций является одним из самых популярных и наиболее встречающихся приемов против коррупции.

Законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется, в том числе и административное, формируя достаточно глубокую по смыслу и структуре нормативно-правовую базу [6].

В настоящем Кодексе об Административных правонарушениях [2] очень четко регламентируется ответственность за незаконное вознаграждение от юридического лица.

Особенность данной административной ответственности заключается в том, что несмотря на то, что правонарушение совершает физическое лицо, ответственность необходимо нести юридическому лицу.

На практике это вызывает значительное количество споров в суде, ведь лицо совершившее правонарушение могло действовать сугубо в своих личных интересах, не ставя в известность и не согласовываясь с органами управления организации [7].

Не редко встречаются случаи, когда данное деяние и вовсе противоречит интересам юридического лица, от имени которого действовал нарушитель.

Либо же физическое лицо попросту заблуждалось и думало, что действует в интересах организации, но из-за не правильного трактования слов других сотрудников, ошибочно полагало, что организация видит в совершении незаконного вознаграждения, выход из тяжелой ситуации компании.

Довольно распространенные ситуации, когда из-за такого недопонимания и того, что лицо, совершившее правонарушение не поставило в известность других сотрудников (которые могли предотвратить и отговорить от совершения правонарушения), физическое лицо совершало правонарушение вроде-как, и не преследуя личные цели, вроде во благо организации и ее интересов, но в действительности никому лучше от этого не стало. Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о проблеме установления субъективных признаков и квалификации правонарушения, предусмотренной настоящим кодексом об административных правонарушениях, а именно статьей 19.28 КоАП РФ. Привлекает внимание в аспекте проблематики исследования работы то, что субъект, совершивший противоправное деяние, не совпадает с субъектом наложения административной ответственности [2].

Привлечение всех лиц, связанных с юридическим лицом (прямо, косвенно или номинально) формирует глобальную проблему для деятельности нашего законодательства и такого понятия как правосудие и справедливость.

Ведь не раз встречались случаи, когда обещание должностному лицу материальных благ и его обнадеживание в получении выгоды, якобы в интересах юридического лица, не преследовало интересов данного юридического лица, а совершено это было именно с целью привлечения организации к административной ответственности или же причинения вреда деловой репутации юридического лица [9]. Например, сотрудник компании, который заблаговременно знает, что в скором времени он уйдет из организации, имея личный конфликт с органами управления юридического лица, совершает коррупционное действие. Это конечно очень опрометчиво надеется на то, что в итоге его не “поймают” в данной ситуации и не привлекут к ответственности, но такие ситуации в судебной практике встречаются не редко. Причем данный сценарий распространен не только в Российской Федерации, но и во всех других развитых странах.

Стоит отметить, что в действительности не имеет значения какое именно юридическое лицо привлекать к ответственности. Совершенно не важно, будет это российская организация или же иностранная организация.

Кроме того, организация может не иметь фактического имущества на территории Российской Федерации, не иметь отношений с другими организациями, которые находятся в Российской Федерации.

Принципиально новые решения проблемы привлечение иностранных юридических лиц дает совершенно недавно внесенный в Государственную Думу Российской Федерации законопроект, позволяющий продлить срок расследования по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица до 12 месяцев.

По нашему мнению, это частично улучшило ситуацию, ведь для правильного выявления административного правонарушения необходима тщательная экспертиза, которая требует не мало времени, а учитывая то, что это иностранное государство, процесс с расследованием может быть затянутым в силу элементарного языкового барьера.

Изучив судебную практику, можно также увидеть распространенную ситуацию, когда судьи не отводят должного внимания, либо просто игнорируют доводы и аргументацию представителей юридического лица, касательно того, что физическое лицо, совершившее правонарушение в области коррупции, действовало против воли юридического лица, а сугубо в своих личных интересах и целях [7].

На наш взгляд, данное поведение судей несправедливо, но на такие их решения и действия есть свои причины. Довольно часто, представители юридических лиц совершают шикану.

Злоупотребляя своим право, старательно доказывая свою непричастность к правонарушению в то время, как на самом деле заинтересованность юридического лица была, либо имела место быть, юридические лица подверглись недоверию со стороны судей.

Исходя из этого, следует должным разрешения проблемы в области определения юридической связи между действиями физического лица и организации в интересах которой он действовал и было передано незаконное вознаграждение.

Для наилучшей реализации борьбы с коррупцией в Российской Федерации в сфере предпринимательской деятельности, по моему мнению, правоохранительным органам, в юрисдикцию которых входит расследование соответствующих уголовных и административных дел наиболее тщательно выяснять обстоятельства того, как именно довершало правонарушение физическое лицо.

Было совершение правонарушение единолично, либо же физическое лицо, заблаговременно договорился с представителями юридического лица? Было ли именно физическое лицо организатором или исполнителем, либо же есть еще кто-то? Каким образом и способом были получены передаваемые средства, каковы были личные мотивы физического лица и были ли они вообще? Что являлось истинной целью правонарушения? Все эти вопросы должны занимать основу при расследовании данных преступлений.

И конечно же, представители юридических лиц, дабы избежать подпорченной репутации и возложению на них административного штрафа, должны качественно следить за своими сотрудниками. Должны быть приняты все зависящие меры по недопущению незаконной передачи, обещания или предложения.

Итак, проведенные исследования показывают, что необходимо изучать пробелы в законодательстве, опираться не только на наши законодательные акты, но и на иностранный опыт.

Учитывая то, что все это находится в открытом доступе на сайте Министерства Юстиций Российской Федерации, изучив это и транслируя данные примеры своим сотрудникам, многие юридические лица смогли бы себя обезопасить от недобросовестных сотрудников.

Законодательство дополняется новыми правками, что значительно улучшает ситуацию и помогает наиболее точно квалифицировать правонарушение.

Данные дополнения и изменения в законодательстве должны быть своевременны, поскольку они направлены не только на борьбу с коррупцией в сфере предпринимательской деятельности, но и превентивной мерой для борьбы с коррупцией в целом в Российской Федерации.

Осипова А. В. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

  • Illegal remuneration on behalf of a legal entity (Article 19.28 of the Administrative Code of the Russian Federation)
  • Осипова Алла Вадимовна
  • Osipova Alla Vadimovna
  • Студентка ИЮИ (ф) УП РФ, г. Иркутск
  • [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица в Российской Федерации.

Исследуются статистические данные правоприменительной практики, а также предлагаются пути более эффективного применения административных правонарушений, предусмотренных статей 19.

28 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Annotation. The article discusses the problematic aspects of administrative liability for illegal remuneration on behalf of a legal entity in the Russian Federation.

The statistical data of law enforcement practice are explored, as well as ways are proposed to more effectively detect administrative offenses under articles 19.

28 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Ключевые слова: административное правонарушение, коррупция, юридическое лицо, ответственность, прокурор.

Keywords: administrative offense, corruption, legal entity, responsibility, prosecutor.

В Российской Федерации не предусмотрена уголовная ответственность для юридических лиц. За нарушение установленного порядка управления в сфере противодействия коррупции и коррупционных правонарушений юридические лица привлекают к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) [2].

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, состоит в совершении следующих противоправных действий:

  • незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением;
  • оказание услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением;
  • предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического вышеуказанными лицами действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Читайте также:  Корпорация развития дагестана

Части 2 и 3 ст. 19.28 КоАП РФ предусматривают ответственность юридических лиц за вышеперечисленные действия, совершенные в крупном и особо крупном размере соответственно.

От имени или в интересах юридического лица могут действовать: уполномоченные совершать такие действия (бездействие) на основании закона, иного правового акта, устава, договора или доверенности; занимающие должность в органах управления или контроля юридического лица; имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определять его действия (бездействие) или решения в силу прямого или косвенного участия в уставном (складочном) капитале этого юридического лица, закона, иных правовых актов или договора; иные лица по указанию, с ведома либо одобрения вышеуказанных лиц, действующие в интересах юридического лица.

При этом Федеральный закон «О противодействии коррупции», не исключает возможности одновременного возбуждения уголовного дела в отношении физического лица и дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст.19.28 КоАП РФ, в интересах которого действовало это физическое лицо [4].

Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года» также указал, что возможность привлечения юридического лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от наличия обвинительного приговора в отношении физического лица, несмотря на то что противоправные действия фактически совершаются физическим лицом от имени или в интересах юридического лица [6].

Состав данного административного правонарушения взаимосвязан с составами преступлений, предусмотренных ст. 204 и 291 УК РФ, т.к.

за совершение указанного деяния руководителем юридического лица должностное лицо подлежит уголовной ответственности, а юридическое лицо – административной.

Поводом к возбуждению уголовного дела и дела об административном правонарушении являются данные об одном событии правонарушения.

Полномочие по возбуждению дел о вышеуказанном административном правонарушении принадлежат прокурору, которые активно его используют [1]. Например, в 2016 году было возбуждено 479 дел по ст. 19.28 КоАП РФ и судами наложено штрафов на сумму 654 млн. рублей. В свою очередь, в 2017 году возбуждено 672 дела по ст. 19.28 КоАП РФ и судами рассмотрено 674 дел по ст. 19.28 КоАП РФ [10].

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

При осуществлении предпринимательской деятельности некоторые недобросовестные участники гражданского оборота используют различные ухищрения и уловки.

Делают они это для заключения выгодных контрактов с государственными (муниципальными) или частными компаниями, преодоления административных барьеров и извлечения иных необоснованных преимуществ, на которые они не вправе были рассчитывать при обычных условиях, конкурируя с другими коммерсантами.

К таким уловкам можно отнести выплату незаконных вознаграждений, которая, кстати, преследуется по закону. В статье анализируем практику судов и делаем выводы, когда могут привлечь к ответственности по ст. 19.

28 КоАП РФ за антикоррупционное правонарушение, какие смягчающие обстоятельства могут быть, когда от ответственности могут освободить, каков бывает размер штрафа и чем еще грозит привлечение к ответственности по данной статье, а также можно ли взыскать убытки с директора и/или участника в пользу общества из-за привлечения к такой ответственности. Эти обстоятельства нужно учитывать, особенно в преддверии традиционных подарков к 23 Февраля и 8 Марта.

За выплату незаконного вознаграждения от имени юридического лица по ст. 19.

28 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа с конфискацией имущества, выступающего объектом коррупционного правонарушения.

Сумма штрафа варьируется в зависимости от того, совершено ли правонарушение в обычном размере (ч. 1), крупном (ч. 2) или особо крупном (ч. 3) размерах – ​более 1 000 000 или более 20 000 000 руб. соответственно.

Привлечь к ответственности по данной статье могут только юридическое лицо.

Объективная сторона правонарушения выражается в незаконных передаче, предложении или обещании от имени или в интересах юрлица (либо в интересах связанного с ним юрлица) должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации) денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление любых имущественных выгод.

Например, передачу автотранспорта для временного использования, осуществление ремонта, освобождение от имущественных обязательств (погашение кредита или микрозайма, выплаты третьим лицам в счет погашения задолженности или возмещения ущерба, оплата лечения или посещения фитнес-клубов и т. п.). Об этом говорит п.

 3 Обзора судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. Президиумом ВС РФ 08.07.2020.

Незаконное вознаграждение предлагается за совершение должностными лицами действий (бездействие), связанных с занимаемым ими служебным положением. Выплата незаконного вознаграждения может быть произведена:

  • как непосредственно указанным должностным лицам 1;
  • так и по их поручению иным физическим или юридическим лицам, чтобы завуалировать их участие в незаконной схеме и продемонстрировать непричастность к факту совершения правонарушения.

Понятно, что и представители компании могут перечислять незаконное вознаграждение не напрямую на счета должностного лица, в покровительстве которого они заинтересованы, а через посредников, в том числе неосведомленных об их преступных намерениях. Вовлекая в реализацию посредников, представители компании пытаются увести подозрения от себя в совершении коррупционного правонарушения 2.

А нарушитель кто?

  • Совершить указанное нарушение от имени юрлица могут физические лица, представляющие их в силу закона, иного правового акта, устава организации или доверенности, в том числе являющиеся должностными лицами организации или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации (гендиректор, его замы или руководители департаментов, управлений, отделов или иных структурных подразделений).
  • Для оценки характера и объема полномочий таких лиц правоприменительные органы оценивают содержание их трудовых договоров и должностных инструкций, приказов о приеме на работу, доверенностей, фактическое участие в переговорах при обсуждении условий сотрудничества и иные заслуживающие внимания обстоятельства 3.
  • Обстоятельства совершения коррупционного правонарушения, вина представителей компании и иные юридически значимые обстоятельства устанавливаются на основании:
  • рапортов сотрудников полиции,
  • протокола об административном правонарушении,
  • определения о возбуждении административного…

Что нужно знать об административной ответственности за взятку — Право на vc.ru

Какие угрозы для бизнеса несет «безобидная» административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

{«id»:78111,»gtm»:null}

ЧТО? Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица

КОМУ? должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации…

ЧЕГО? денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав

ЗА ЧТО? за совершение в интересах данного юридического лица… действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

ВЛЕКУТ наложение административного штрафа… размер которого исчисляется миллионами рублей. (Ст.19.28 КоАП РФ)

Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Привлекаемыми лицами являются:

  • в рамках административной ответственности — юридические лица;
  • в рамках уголовной ответственности — физические лица.

Важно: индивидуальные предприниматели НЕ являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Такого термина официально в законе не существует.

Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.

Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.

Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.

Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.

По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Читайте также:  Контроль качества электрической энергии

Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»

(ст. 19.28 КоАП РФ). Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

Размеры штрафов действительно поражают:

— не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;

— за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;

— если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела… и даже водитель.

НАПРИМЕР: 1. В одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение
районного суда о привлечении юридического лица к административной
ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД
взятку в размере 9 800 руб.

, чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки
водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.

) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для
которого выше. 2. В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб.

за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения
другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.

Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.

В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

  • физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;
  • источники для такого вознаграждения;
  • была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

Привлечение физ. лица к уголовной ответственности дает «зеленый свет» привлечению организации, (в интересах которой он действовал или которой обещал какие-то преференции) к административной ответственности

Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ.

Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.

К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало…

Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.

Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

  • определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;
  • разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;
  • принять кодекс этики и служебного поведения работников.

Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

Больше материалов об ответственности предпринимателя — на нашем сайте.

Ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Согласно положениям статьи 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.

, каждое государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребовался для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.

Реализацией данной нормы явилось введение института административной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 19.

28 КоАП РФ административная ответственность установлена за незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Субъектом правонарушения могут быть только юридические лица.

Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный незаконно передает от имени юридического лица (и в его интересах) деньги, ценные бумаги, иное имущество лицам, указанным в должностным лицам, указанным в статье. Кроме того, она охватывает также оказание указанным лицам услуг имущественного характера.

  • От имени или в интересах юридического лица могут действовать следующие лица:
  • — уполномоченные совершать такие действия (бездействие) на основании закона, иного правового акта, устава, договора или доверенности;
  • — занимающие должность в органах управления или контроля юридического лица;
  • — имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определять его действия (бездействие) или решения в силу прямого или косвенного участия в уставном (складочном) капитале этого юридического лица, закона, иных правовых актов или договора;
  • — иные лица по указанию, с ведома либо одобрения вышеуказанных лиц, действующие в интересах юридического лица.
Читайте также:  Индекс структурного подразделения

Под передачей следует понимать любые действия, связанные с отчуждением (вручение, пересылка, оставление в обусловленном месте и др.) объектов, имеющих материальную ценность, либо документов, опосредующих права на них и предполагающие переход права собственности на эти объекты.

Предложение или обещание – явно выраженное намерение произвести незамедлительно или когда либо в будущем передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, либо оказать услуги имущественного характера, передать имущественные права.

При разграничении понятий «обещание» и «предложение» незаконного вознаграждения следует исходить из того, кто являлся инициатором такого вознаграждения.

При этом необходимо учитывать, что согласно международным договорам Российской Федерации в области противодействия коррупции «обещание взятки» подразумевает наличие договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, в то время как «предложение взятки» не подразумевает такой договоренности.

За правонарушение по части 1 статьи 19.

28 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

За действия, совершенные в крупном и особом крупном размере,  частями 2 и 3 статьи 19.28 КоАП РФ предусмотрена более суровая административная ответственность.

Виды ответственности за правонарушение коррупционной направленности и сроки их применения

  • Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения.
  • Так, к преступлениям коррупционной направленности относятся такие преступления, как получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, в случае установления корыстного мотива — злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, отдельные виды мошенничества, присвоения или растраты.
  • Наиболее тяжким наказанием за названные преступления является лишение свободы.

Административная ответственность установлена за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о противодействии коррупции составляет 6 лет с момента их совершения.

Типовым примером незаконного вознаграждения от имени юридического лица является передача руководителем предприятия денежных средств сотруднику контролирующего органа за не привлечение юридического лица к административной ответственности, что само по себе составляет состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 291 Уголовного кодекса РФ (дача взятки).

Наказание за совершение данного правонарушения (по ч. 1 ст. 19.

28 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

Так, к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения могут быть привлечены, например, государственные либо муниципальные служащие, указавшие недостоверные сведения о своих доходах и членов своей семьи.

В данном случае, по общему правилу подлежат применению положения ст.ст. 22 и 192 Трудового кодекса РФ, указывающие на возможность применения:

  1. — замечания;
  2. — выговора;
  3. — увольнения по соответствующим основаниям.
  4. При этом, отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.
  5. Однако для данного вида ответственности необходим специальный субъект правонарушения – лица, замещающие государственные или муниципальные должности.
  6. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения предполагает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Отдельно необходимо отметить, что существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам ответственности (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).

Правовые основания исчисления сроков привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений установлены ст.193 Трудового кодекса РФ, а также Федеральным законом от 16.12.2019 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства о противодействии коррупции».

Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу, периоды временной нетрудоспособности служащего, его пребывания в отпуске, а также другие случаи отсутствия на службе по уважительным причинам.

При этом взыскания применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Согласно ст. 14 Федерального закона от 25.12.

2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица установлена ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Субъектам правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, являются только юридические лица.

Так, например, прокуратурой города Нерюнгри установлено, что в 2018 году работник АО «Иркусткгеофизика», с целью недопущения составления административного протокола, действуя в интересах АО «Иркусткгеофизика», пытался передать сотруднику полиции денежные средства в размере 5 тыс. руб., от которых последний отказался. Для проведения процессуальной проверки в отношении работника АО «Иркусткгеофизика» материалы направлены в правоохранительные органы.

 По данному факту прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, в отношении АО «Иркутскгеофизика», по результатам рассмотрения которого в мае 2018 года мировым судьей вынесено постановление о привлечении АО «Иркутскгеофизика» к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 тыс. руб.

Применение административного наказания является не единственным юридическим последствием совершения вышеуказанного административного правонарушения.

Для организаций, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, устанавливается двухлетний запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Сведения о факте привлечения организации к ответственности вносятся в Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, ведение Реестра обеспечивает Генеральная прокуратура РФ, а сам Реестр находится в общем доступе на официальном сайте прокуратуры.

Юридическим лица следует иметь в виду, что давность привлечения к административной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, в том числе по ст.19.28 КоАП РФ, наступает по истечении 6 лет со дня его совершения.

Согласно примечаниям к ст. 19.

28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Данное правило направлено на своевременное информирование хозяйствующими субъектами правоохранительных органов о фактах преступной деятельности должностных лиц, что является необходимым для выявления и расследования коррупционных правонарушений, имеющих высокий уровень латентности, связанной с нежеланием участников раскрывать факты корпоративной коррупции.