Правовые нормы

Общая и специальная правоспособность юридического лица

Подборка наиболее важных документов по запросу Общая и специальная правоспособность юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»(постатейный)(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Лысенко Т.И., Митричев И.А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)

Такой подход к правосубъектности страховых организаций вызвал критику ряда ученых , поскольку само по себе получение специального разрешения (лицензии) «в принципиальном плане» не влияет на характер правосубъектности коммерческой организации (так, например, получение лицензии на занятие строительной деятельностью не делает правоспособность строительной организации специальной). Отмечается, что лицензирование само по себе («по своему смыслу») изменяет правоспособность участников гражданского оборота. Тем не менее безусловных оснований говорить о специальной правоспособности лиц, получивших лицензию, не имеется. Кроме того, наличие запретов на занятие теми или иными видами деятельности нельзя рассматривать в качестве основания отнесения какой-либо организации к юридическим лицам со специальной правоспособностью, поскольку такие правовые запреты в равной мере распространяются и на общую, и на специальную правоспособность юридического лица.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Сделки как основная форма участия в гражданском обороте(Бакаева И.В.)

(«Законы России: опыт, анализ, практика», 2019, N 7)

Для юридических лиц первостепенное значение приобретает правоспособность, поскольку она может быть как общей, так и специальной. При общей правоспособности юридическое лицо в рамках закона может совершать любые сделки, а при специальной — только сделки в соответствии с целями его деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах.

В отношении сделкоспособности юридического лица следует учитывать возможность ограничения его правоспособности посредством лицензирования отдельных видов деятельности, членства в саморегулируемой организации или необходимости получения от нее свидетельства о допуске к определенному виду работ, а также наличие специальных ограничений правоспособности для отдельных видов юридических лиц (банки, страховые организации и т.д.).

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П»По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»7.2. Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счете регионального оператора, то Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на них лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171), а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору — создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 178, части 1 и 2 статьи 182), которое, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.

Правосубъектность юридического лица

Правосубъектность юридического лица – это наличие у юридического лица качеств субъекта права (правоспособности и дееспособности). Юридические лица являются значительной группой субъектов гражданского права.

Институт юридического лица выполняет ряд функций:

  • объединение капиталов;
  • оформление коллективных интересов;
  • управление капиталом;
  • ограничение предпринимательского риска.

Юридическое лицо – это организация, признанная государственными органами в качестве субъекта права, обладающая обособленным имуществом, отвечающая им по своим обязательствам, и выступающая от своего имени в гражданском обороте.

https://www.youtube.com/watch?v=k5xXy72iL5o\u0026pp=ygVn0J7QsdGJ0LDRjyDQuCDRgdC_0LXRhtC40LDQu9GM0L3QsNGPINC_0YDQsNCy0L7RgdC_0L7RgdC-0LHQvdC-0YHRgtGMINGO0YDQuNC00LjRh9C10YHQutC-0LPQviDQu9C40YbQsA%3D%3D

Правоспособность может быть:

  1. Общая (универсальная) правоспособность. Представляют для участников права возможность иметь права и обязанности, необходимые для любых видов деятельности в сфере гражданского права.
  2. Специальная правоспособность. Наличие у юридических лиц только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям деятельности и прямо зафиксированы в соответствующих учредительных законах.

+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться

Правоспособность юридического лица появляется в моменте создания, приуроченный к его государственной регистрации (ст. 49, 51 ГК); прекращается в момент его исключения из единого государственного реестра.

Реализация отдельных видов деятельности может осуществляться только через получение лицензий — специального разрешения государства.

На законодательном уровне устанавливаются специальные ограничения правоспособности, касающиеся некоторых видов юридических лиц (например, права, базирующиеся на праве хозяйственного ведения, по распоряжению имуществом могут обуславливаться получением согласия собственника данного имущества).

Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, имеют предмет уставной деятельности, определенные правоотношения по олицетворению данной деятельности. Например, в предмет уставной деятельности организации не входит торговля.

У данных организаций не оспаривается право совершения сделок купли-продажи, если это важно для ведения активной деятельности.

Конкретные правомочия организации, обладающие специальной правоспособностью, в гражданском обороте, могут быть значительно шире предмета установленной деятельности.

«Правосубъектность юридического лица» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

У юридического лица, в отличие от граждан, правоспособность и дееспособность появляются и прекращаются в одно и тоже время. Юридическое лицо может создавать, приобретать, исполнять и осуществлять гражданские права и обязанности. Прерогативой органа юридического лица является осуществление прав и обязанностей.

Читайте также:  Последствия отсутствия юридического лица по адресу

Правосубъектность и орган юридического лица

Правовой термин «орган юридического лица» может обозначать как отдельное лицо (единоличный орган), так и коллегиальный орган — группу лиц, представляющих интересы нескольких юридических лиц во взаимоотношениях с другими участниками права без специальных полномочий (без доверенности). Юридические лица через свои органы принимают гражданские обязанности и приобретают гражданские права.

Правосубъектность – это общественно-юридическое свойство лица. Юридическое свойство правосубъектного лица заключено в признании правосубъектности со стороны действующего законодательства.

Юридический факт, норма права, правосубъектность выступают предпосылками формирования конкретных правоотношений. Правосубъектность устанавливает пределы участия в гражданских правоотношениях.

Сущность правосубъектности может быть охарактеризована, как юридическая способность лица стать субъектом правоотношений, основанная на нормах права.

Юридические лица могут быть представлены в виде:

  • одного органа (правление, директор);
  • нескольких органов одновременно (председатель правления и директор).

Гражданский кодекс (ст. 177) вводит общее правило в случае совершения органом юридического лица операций со сделками с превышением полномочий, которые установлены учредительными документами. Такие сделки могут быть признаны недействительными, если другая сторона должна была знать или заведомо знала о данном превышении.

Место нахождения юридического лица зависит от места государственной регистрации (если учредительными документами не установлено другое (п. 2 ст. 54).

Конкретный адрес привязывается к месту расположения постоянно действующего органа.

Определение места нахождения, точного адреса юридического лица имеет большое значение для верного применения актов местных органов власти, исполнения обязательств и предъявление исков (ст. 316 ГК).

Ответственность в виде взыскания процентов при неисполнении денежного обязательства определяется, исходя из учетной ставки банковского процента (существующей в месте нахождения кредитора). Согласно ст.

444, если в договоре место его заключения не указано, то договор считается заключенным в месте расположения юридического лица, которое направило оферту.

Договор поставки может предусмотреть получение товаров получателем(покупателем) в месте нахождения постановщика.

https://www.youtube.com/watch?v=k5xXy72iL5o\u0026pp=YAHIAQE%3D

Учредитель несет ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам вследствие недостоверности места нахождения коммерческой организации, указанного в учредительных документах.

Незаконное использование для недобросовестной конкуренции зарегистрированного чужого места выступает основанием для юридического лица (потерпевшего) требовать запрета использования зарегистрированного места в судебном порядке, возмещения причиненных убытков.

Представительства и филиалы

Юридические лица имеют право организовывать вне места нахождения представительства и филиалы (ст. 55). Представительство защищает и представляет интересы юридического лица. Для филиалов характерна более широкая сфера деятельности. Они осуществляют представительские и другие многочисленные функции.

Представительства и филиалы входят в состав юридических лиц, при этом юридическими лицами сами не являются. Выданное представительствам и филиалам имущество выступает собственностью юридического лица. Руководители филиалов и представительств функционируют на основании выданных юридическим лицам доверенностей. В учредительных документах должны быть представлены представительства и филиалы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

5.1. Понятие, правоспособность юридического лица и лицензирование его деятельности.. Гражданское право: общая часть … 27

Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст.

48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом.

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 ГК и Федеральным законом от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);

2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е.

отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица.

Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е.

выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст.

Читайте также:  Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации

53 ГК). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности).

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.

Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст.

49 ГК показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность.

В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.

2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст.

2 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании.

Лицензирование – это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

5.2. Возникновение юридического лица

Наука гражданского права традиционно выделяет четыре способа (порядка) образования юридических лиц:

1) распорядительный порядок. В соответствии с ним юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется.

В таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Однако, исходя из правил ст.

51 ГК, в современной России такой порядок возникновения юридических лиц не применим;

2) нормативно-явочный порядок. В данном случае для образования юридического лица не требуется согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы: организации создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

При этом регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Подобный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

3) разрешительный порядок. Он предполагает, что создание организации должно быть разрешено тем или иным компетентным органом. В таком порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала;

4) договорно-правовой порядок. Его выделяет цивилистическая школа МГУ им. М. В. Ломоносова. Для него характерны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования юридических лиц, и заключение учредителями специального договора гражданско-правого характера.

Правовой основой деятельности юридического лица в России являются как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и локальные акты юридического лица (учредительные документы, в которых учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам).

Читайте также:  Отключение электроэнергии за неуплату члена снт

Так, юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество).

Учредительный договор – это гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он заключается только в письменной форме (простой или нотариальной) и, как правило, вступает в силу с момента его заключения. Нужно отличать учредительный договор от устава организации.

Так, последний не заключается, а утверждается учредителями. К тому же устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).

Однако, как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Содержание учредительных документов в общем виде определяется в ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц – в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных правовых актах.

Порядок государственной регистрации юридического лица. Важным этапом образования юридического лица является его государственная регистрация, при которой компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания юридического лица, и принимает соответствующее решение.

После чего основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в Российской Федерации статусом юридического лица может обладать не только организация, состоящая из коллектива граждан, но и из одного физического лица. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (упорядочено).

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется нормами ГК (ст. 51) и Закона о государственной регистрации.

Учебное пособие по курсу "Правоведение"

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить обо всем обществе. Общество не является простой совокупностью индивидов.

Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ.

Общество – сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы.

  • Рассматривая общество, необходимо различать три категории индивидов:
  • 1)человек – это разумное психофизическое существо, живущее в обществе;
  • 2)личность – это человек, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом прав, свобод, обязанностей;

3)гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы, обязанности. По отношению к конкретному государству гражданином является лицо, находящееся в определенной политико-правовой связи с этим государством, с определением взаимных прав и обязанностей государства и гражданина.

По отношению к обществу государство выступает как субъект управления, обеспечения законности и правопорядка, а по отношению к нарушителям порядка — как орудие принуждения и насилия.

Наиболее важной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.

Для этой цели используется государственный аппарат, который отделен от общества и в общественных отношениях представляет государство.

В определении сущности государства на первом месте стоит содержательная сторона. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

Такое государство – средство для обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы, что вызывает сопротивление у других классов. Отсюда вечная проблема «снятия» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства.

Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства по своей сути выступают классовыми государствами. Общечеловеческие и иные интересы в этих государствах также присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство используется в более широких целях, как средством для достижения интересов общества.

Государство в такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Таких государств, в реальности нет. Но есть ряд стран, которые в достижении этой цели добились гораздо больше успехов, нежели современная Россия.

К таким государствам можно отнести Германию, Швейцарию, Швецию, Австрию и др.

Религиозный подход проявляется в организации политической власти, содействующей преимущественно осуществлению интересов определенной религии. Например, католический Ватикан, исламские Пакистан, Иран, Ливия и др.

В рамках национального подхода государство проявляется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории страны. Например, современные Латвия, Эстония и др.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.