Ограничение участия в юридических лицах
Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Юридическое лицо (ООО) исключено из ЕГРЮЛ как недействующее (отсутствие движений по расчетному счету, непредоставление отчетности в течение 12 месяцев) в июле 2020 года.
На текущий момент выяснилось, что единственный участник, который владел более 50% доли в уставном капитале, попал под ограничения пп. «ф» ст. 1.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — на момент исключения ООО имело задолженность перед бюджетом.
Вправе ли участник отчуждать свою долю в другой организации (продажа, дарение и т.д.)?
Возможно ли досрочно снять ограничения, налагаемые данной нормой?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Запрет, установленный подпунктом «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, запрещает не любые регистрационные действия с участием указанных в нем лиц, а только те, которые подразумевают регистрацию этих лиц в качестве учредителя вновь создаваемого юридического лица, нового участника уже действующего юридического лица или нового директора любого из таких юрлиц. При этом действующее законодательство не предусматривает возможности досрочного снятия ограничений, налагаемых данной нормой.
Обоснование вывода: С 1 января 2016 года п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) дополнен подпунктом «ф», предусматривающим дополнительные основания для отказа в государственной регистрации.
В частности, такой отказ допускается, если в регистрирующий орган представлены документы в отношении: — бывшего участника (с долей не менее 50%) общества с ограниченной ответственностью, исключенного из ЕГРЮЛ как недействующего, и на момент исключения из Реестра имевшего задолженность перед бюджетом; — лица, имевшего на момент исключения юридического лица (также задолжавшего бюджету) из ЕГРЮЛ право без доверенности действовать от его имени (далее — директор*(1)). На наш взгляд, формулировка, использованная законодателем в указанной норме — если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица — позволяет говорить о достаточно конкретном, точечном применении ограничений: отказ в регистрационных действиях допускается в отношении не любых действий и документов с участием указанных лиц, а только тех, которые подразумевают их регистрацию в качестве учредителя вновь создаваемого юридического лица, нового участника уже действующего юридического лица или нового директора*(1) любого из таких юрлиц.
Можно вполне уверенно говорить о том, что пп. «ф» п. 1 ст.
23 Закона о госрегистрации не подразумевает запрета для указанных лиц продолжать выступать в качестве участника или директора уже существующих организаций (то есть не содержит принципиального запрета на осуществление определенных видов деятельности), а лишь предотвращает их появление в указанном качестве в других юридических лицах, в которых они прежде не присутствовали. Обратное прочтение можно было бы рассматривать как нарушение конституционных прав участника ООО (лишение или ограничение прав собственности, имущественных прав, ст. 35 Конституции РФ). Кроме того, такая трактовка закона существенно затрудняла бы нормальное функционирование организации с таким участником или директором, делая невозможными, по сути, любые действия, связанные с изменением сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, что в определенных ситуациях может полностью парализовать деятельность общества, которое, отметим, никоим образом не причастно к нарушениям, допущенным участником или директором в другом юридическом лице. В определении Конституционного Суда РФ от 13.03.2018 N 580-О отмечено, что предусмотренная пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации дополнительная гарантия обеспечения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не может рассматриваться как чрезмерное, непропорциональное и несовместимое с конституционно значимыми ценностями ограничение конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает только лишь недобросовестных лиц (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 13 марта 2018 г. N 582-О).
Таким образом, полагаем, что расширительное толкование пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, приводящее к невозможности вообще любых регистрационных действий с участием бывших участника и директора исключенного из Реестра юрлица, неправомерно. Отказ в регистрационных действиях допускается только в прямо указанных в законе случаях, когда бывший участник (директор) пытается:
— создать новое юридическое лицо, выступая в качестве его учредителя (соучредителя) (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2019 г. N 09АП-46891/19);
Дисквалификация и ограничение участия в юридических лицах: негативные последствия и как восстановиться?
20 июл 2021
За что могут дисквалифицировать или ограничить участие в юридическом лице? Какие последствия могут быть для компании и руководства, и что делать, если в списки ФНС вас включили по ошибке?
Списки ФНС
Федеральная налоговая служба ведет реестры дисквалифицированных лиц и ограниченных в участии в юридическом лице. В эти «черные списки» попадают руководители и участники (учредители) компаний за административные и налоговые правонарушения. Срок дисквалификации или действия ограничений – от 6 месяцев до 3 лет.
https://www.youtube.com/watch?v=reUCqAx42Gw\u0026pp=ygVK0J7Qs9GA0LDQvdC40YfQtdC90LjQtSDRg9GH0LDRgdGC0LjRjyDQsiDRjtGA0LjQtNC40YfQtdGB0LrQuNGFINC70LjRhtCw0YU%3D
Узнать о дисквалифицированных лицах и ограниченных в участии в юридическом лице можно на сайте ФНС и ресурсе Прозрачный бизнес:
Чтобы получить информацию о себе, участниках общества, партнерах и контрагентах, достаточно ввести любые известные вам данные физического лица: фамилию, дату или место рождения. Если вообще не внести никакие данные и сделать запрос, налоговая выдаст полный реестр дисквалифицированных (реестр ограниченных в участии ЮЛ) лиц.
- Если вам нужно проверить сразу все руководство и учредителей конкретной компании, введите наименование или ОГРН юридического лица в поиске организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
- Сведения в реестрах обновляются ежедневно.
- Какая информация о дисквалифицированном или ограниченном в участии в ЮЛ лице есть в реестрах:
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- наименование компании и должность лица;
- статья КоАП РФ, регламентирующая нарушение;
- наименование органа, составившего протокол о правонарушении;
- фамилия и инициалы судьи, который вынес соответствующее решение.
Эти данные предоставляются автоматически любому человеку, кто сделал запрос на сайте ФНС.
За что могут дисквалифицировать или ограничить в участии?
- Дисквалифицировать или ограничить в участии в юридических лицах могут директора, участника (учредителя), если они совершили административное правонарушение, уклонились от совершения необходимых действий либо были ранее задействованы в деятельности компаний, нарушивших законодательство.
- Приведем конкретные примеры.
- Директора могут дисквалифицировать (отстранить от должности), если он:
- своевременно не выдает заработную плату работникам;
- допускает сотрудников к работе без трудового договора;
- инициировал фиктивное или преднамеренное банкротство;
- предоставил неверные сведения при регистрации общества;
- бросил компанию, и ФНС ликвидировала юридическое лицо;
- продает некачественные товары или оказывает некачественные услуги (нарушает законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей»).
- реализует алкогольную продукцию без лицензии;
- работает без кассы или допускает другие грубые нарушения учета;
- не выполняет требования уполномоченных органов (не выплачивает штрафы, не выполняет предписания) и т. д.
Дисквалифицируют директора на срок от 6 месяцев до 3 лет, только по решению суда и чаще всего после повторного нарушения.
Ограничивают в участии в ЮЛ за:
- причастность к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе ЮЛ;
- причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (в том числе и списанной).
Ограничения на совершение сделок (операций) с долями в уставном капитале ООО — Юникон
21 сентября 2022
Еще в марте 2022 года был установлен особый порядок[1] совершения сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, с участием «недружественных лиц». Такие сделки можно совершать с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Кроме того, в марте был установлен особый порядок[2] исполнения резидентами обязательств по финансовым инструментам (к которым относятся ценные бумаги[3]) перед «недружественными лицами», если размер таких обязательств превышает 10 млн рублей в месяц (или эквивалент в иностранной валюте). Для совершения указанных сделок необходимо открыть специальный счет типа «С».
Таким образом, с марта 2022 года действуют усложненные процедуры совершения сделок с акциями. В этой связи участникам гражданского оборота было не ясно, следует ли придерживаться специальных правил при совершении сделок с долями в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), особенно после издания Указа Президента РФ от 04.05.
2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами».
Федеральная нотариальная палата, среди прочих, на этот счет высказала мнение[4], что особый порядок не касается сделок по отчуждению долей в уставном капитале ООО, но единой (нормативной) позиции у госорганов до недавнего времени не было.
Теперь вопрос о совершении сделок с долями в уставном капитале ООО наконец урегулирован. 8 сентября 2022 года Президент РФ подписал новый указ[5], которым установлен особый порядок совершения сделок (операций) в отношении:
- долей в уставных капиталах ООО (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций);
- иных прав, позволяющих определять условия управления ООО и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности (например, путем заключения корпоративного договора).
Особый порядок установлен для сделок (операций):
- между резидентами и «недружественными лицами» («недружественные лица» включают в себя иностранных лиц, связанных с недружественными иностранными государствами[6], и лиц, которые находятся под их контролем);
- между лицами недружественных иностранных государств;
- между лицами недружественных иностранных государств и иностранными лицами дружественных иностранных государств.
При этом «недружественными лицами» не признаются:
- лица, отвечающие одновременно двум требованиям:
- они находятся под контролем российских юридических или физических лиц (конечными бенефициарами являются РФ, российские юридические или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;
- информация о контроле над ними раскрыта налоговым органам РФ в соответствии с требованиями российского законодательства.
- лица, находящиеся под контролем юридических или физических лиц, личным законом которых является право дружественного иностранного государства, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 года;
- лица, находящиеся под контролем дружественного иностранного государства, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 года.
Особый порядок совершения вышеперечисленных сделок (операций) заключается в том, что отныне они могут осуществляться (исполняться) только на основании разрешений Правительственной комиссии. При этом особый порядок не распространяется на некоторые сделки (операции) в топливно-энергетической и финансовой сферах, в отношении которых установлено специальное регулирование[7].
* * *
Этот обзор не является исчерпывающим описанием положений Указа Президента РФ от 08.09.
2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами», не представляет собой юридическое заключение по изложенным в нем вопросам, не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.
Эксперты Правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части
- Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
- Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
- Подписаться
[1] Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».
Новые ограничения в отношении сделок с долями в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью и других сделок
Сообщаем вам важные новости, которые могут повлиять на потенциальные и запланированные сделки в России. 8 сентября 2022 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами» («Указ № 618»).
Указ № 618 устанавливает особый режим осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой прямо или косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или)** распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью** (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами с ограниченной ответственностью и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности («Запрещенные сделки»):
-
между российскими резидентами и иностранными лицами, связанными с «недружественными» государствами (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство таких «недружественных» государств, или местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц («Иностранные лица «недружественных» государств»);
-
между Иностранными лицами «недружественных» государств и другими Иностранными лицами «недружественных» государств; и
-
между Иностранными лицами «недружественных» государств и иностранными лицами, не являющимися Иностранными лицами «недружественных» государств.
- С момента подписания Указа №618 Запрещенные сделки могут осуществляться (исполняться) исключительно на основании специального разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, и такое разрешение может при необходимости содержать условия осуществления (исполнения) Запрещенных операций.
- Порядок выдачи специальных разрешений для целей Указа № 618 будет утвержден Правительством Российской Федерации в течение 10 дней с 8 сентября 2022 года.
- Указом № 618 прямо предусмотрено, что его действие не распространяется на сделки (операции), осуществляемые в соответствии со специальным режимом («Специальный режим»), установленным:
-
Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 года № 416 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» и/или
-
Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 2022 г. № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
Таким образом, если Запрещенные сделки не подпадают под Специальный режим, применяется Указ № 618, и для осуществления (исполнения) Запрещенных сделок будет требоваться специальное разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Ознакомиться с подробностями Вы можете, пройдя по ссылке ниже.
Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.
Практика: Антикризисное управление, экономические санкции и комплаенс
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Авторы данного письма не несут ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.
Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Авторы данного письма не несут ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
В случае возникновения вопросов, пожалуйста, свяжитесь с нами.
С уважением,Юридическая фирма АЛРУД
ул. Скаковая, д. 17, стр. 2, этаж 6, Москва, Россия, 125040 Т: +7 495 234 96 92, Т: +7 495 926 16 48, [email protected]
www.alrud.ru
Введен особый порядок продажи иностранцами долей в российских ООО
8 сентября Президент России подписал Указ № 618 об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами, который вступил в силу со дня его официального опубликования.
Речь идет о специальном порядке исполнения между резидентами и иностранными лицами, связанными c недружественными России государствами, и подконтрольными им лицами и иными субъектами сделок (операций), влекущих за собой прямо или косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования или распоряжения долями в уставных капиталах ООО либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами или условия осуществления ими предпринимательской деятельности.
В указе, в частности, отмечено, что такие сделки могут осуществляться только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ и при необходимости содержащих условия их осуществления (исполнения).
Правительство РФ в десятидневный срок должно утвердить порядок выдачи вышеуказанной комиссией соответствующих разрешений. Установленный порядок не распространяется на операции, исполняемые в соответствии с указами Президента РФ от 30 июня 2022 г.
№ 416 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» и от 5 августа 2022 г.
№ 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
Согласно указу, выраженные в иностранной валюте обязательства по договорам банковского счета (вклада), заключенным между кредитными организациями, в отношении которых «недружественными» иностранными государствами введены ограничительные меры, и клиентами указанных организаций, являющимися юрлицами-резидентами, признаются исполненными надлежащим образом, если эти обязательства исполнены в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость) и рассчитанной по официальному курсу Центрального банка России, установленному на день исполнения обязательств. Такие правила не применяются к отношениям, регулируемым п. 1 Указа Президента РФ от 8 августа 2022 г. № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями».
ООО, доля прямого или косвенного участия в уставных капиталах которых принадлежит юрлицам, являющимся пользователями участков недр, которые расположены на территории РФ, и включенным в перечень стратегических предприятий и стратегических АО, вправе не предоставлять информацию о своей деятельности участникам таких обществ, являющимся лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Руководитель практики «Корпоративное право: сопровождение сделок и процедур» юридической фирмы INTELLECT Светлана Лебедева пояснила, что указом был введен ряд новых правил: теперь сделки, совершение которых влечет прямо или косвенно установление, изменение, прекращение прав владения, пользования, распоряжения долями в уставном капитале ООО, требуют получения разрешения, выданного Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. «Каких-либо ограничений по сумме сделки указ не содержит – соответственно, без разрешения ни одна сделка не может быть совершена. Необходимо отметить, что разрешение требуется также и на сделки, влекущие прямо или косвенно установление, изменение, прекращение иных прав, позволяющих определять условия управления такими ООО и условия осуществления ими предпринимательской деятельности. Из этого можно сделать вывод, что и опционы, и корпоративные договоры, сторонами которых являются лица, перечисленные в указе, не могут быть заключены без соответствующего разрешения», – заметила она.
Это означает, пояснила эксперт, что нерезидентам РФ невозможно выйти из российского бизнеса в любой момент. «В текущей ситуации это, безусловно, создает для таких лиц дополнительные сложности. Пока что порядок выдачи разрешения Правительством РФ не утвержден.
В связи с этим также остается “подвешенным” вопрос о том, будут ли установлены конкретные основания для отказа в предоставлении такого разрешения.
Кроме того, указом разрешено российским банкам, находящимся под санкциями, исполнять свои валютные обязательства перед российскими компаниями в рублях – в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте и рассчитанной по официальному курсу ЦБ РФ», – отметила Светлана Лебедева.
Адвокат практики банкротства АБ «Инфралекс» Андрей Мазуркевич также полагает, что указ создаст существенные проблемы для текущих процессов выхода иностранных инвесторов с российского рынка, в том числе временного характера, поскольку во многих сделках на практике уходящими участниками предусматривается опцион колл, то есть право выкупить долю обратно через несколько лет. «В частности, установление особого порядка совершения сделок затруднит такие процессы: подача документов в Правительственную комиссию по иностранным инвестициям с большой вероятностью потребует раскрытия данных об участниках и бенефициарах со стороны заявителей, многие из которых раскрывать такие данные не готовы», – заметил он. Впрочем, добавил эксперт, детали получения разрешений станут известны немного позднее, после утверждения регламента работы Правительственной комиссии.
Адвокаты оценили законопроект о введении внешнего управления в иностранных компаниях в РоссииОни обратили внимание на количество внесенных изменений в проект по сравнению с первоначальной редакцией, отметив при этом значительную долю недостатков
По мнению адвоката, принятие указа может повлечь появление на практике корпоративных споров, связанных с управлением и ликвидацией обществ, поскольку из-за невозможности выхода участников увеличится вероятность корпоративных конфликтов, в том числе в обществах с частичным иностранным участием, а также новых банкротных дел, поскольку у иностранных инвесторов практически не останется иных способов покинуть бизнес в России, кроме как подать заявление о банкротстве или принять решение о ликвидации. «Закон о внешнем управлении в отношении организаций с иностранным участием, который также может затронуть данную ситуацию, был принят Госдумой РФ в первом чтении в конце мая, однако с тех пор его статус не ясен. Отдельно стоит отметить проблему, связанную с формулировками данного указа: в частности, помимо распространения указа на сделки с долями в ООО на данный момент не ясно, распространяется ли он также и на учреждение обществ, поскольку в результате этого также возникает право распоряжения долями в уставном капитале», – подчеркнул Андрей Мазуркевич.
Адвокат, старший партнер МКА «Ионцев, Ляховский и партнеры» Максим Ионцев полагает, что президентский указ в целом продолжает спровоцированную западными государствами, вполне обоснованную текущей ситуацией линию на ужесточение нормативно-правового регулирования отдельных видов сделок с долями участия, а также порядка реализации некоторых иных корпоративных прав, вытекающих из участия в ООО. «Безусловно, подобные ограничения стали прогнозируемой и прагматичной реакцией государства на массовый исход иностранных компаний из России по политическим соображениям, хотя более корректно было бы сказать: этот исход явился следствием колоссального давления соответствующих правительств на “уходящие” корпорации. С точки зрения защиты национальных интересов ограничения, вводимые этим указом, разумны и обоснованны. Иностранные корпорации, десятилетиями развивавшие свой бизнес в нашей стране, не должны иметь возможность беспрепятственно его “свернуть”, хотя в действительности этого и не происходит. Активы, принадлежащие этим компаниям, как правило, передаются в собственность региональному менеджменту с гарантированной возможностью обратного выкупа в течение длительного временного промежутка», – отметил он.
По словам эксперта, Россия – огромный емкий рынок, действительный уход с которого чреват серьезными убытками. «Также крайне обоснованным нахожу запрет о предоставлении информации иностранным недружественным субъектам.
Откровенно враждебные шаги иностранных государств, выразившиеся в заморозке российских активов, что, по сути, является первым шагом к их хищению, не должны оставаться без адекватного ответа.
Полагаю, этот указ не спровоцирует увеличение числа корпоративных споров в ближайшей перспективе, поскольку западные компании нашли действенный способ демонстрации полной лояльности своим правительствам, сохраняя при этом свое присутствие на рынке через технических собственников активов. Пик корпоративных споров придется на те времена, когда настанет время обратного выкупа долей, акций и имущественных комплексов», – предположил Максим Ионцев.
Декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, д.ю.н.
, профессор Гульнара Ручкина отметила, что подписанный документ свидетельствует об использовании механизма «указного нормотворчества», который применяется в случаях, когда необходимо оперативно отреагировать на возникающие угрозы в целях противодействия негативным последствиям. «К примеру, п.
5 указа отражает подход российского регулятора финансового рынка, считающего необходимым переходить на расчеты в российских рублях с недружественными странами для снижения избыточной валютизации рынка. В свою очередь, п.
6 указа принят в рамках существующего регулирования, например Банк России при установлении регуляторных послаблений разрешил финансовым организациям временно не отражать в отчетности обесценение активов, а банкам – временно не публиковать финансовую отчетность», – заметила она.
Минфин и ФНС займутся реестром нуждающихся в сокрытии информации о себе юрлиц
Правительство разработало проект постановления о непубличном реестре для юридических лиц, к которым применяются или могут быть применены санкции. Оно предполагает, что доступ к информации о компаниях, которые нуждаются в ее сокрытии, будет ограничивать Федеральная налоговая служба (ФНС), пишут «Ведомости» со ссылкой на проект.
ФНС будет вести непубличный реестр и ограничивать доступ к сведениям в Едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ресурс БФО) в отношении российских юрлиц, которые попали или могут попасть под санкции.
Заявки на включение в реестр будут подаваться через Минфин, министерство обяжут принимать решение в срок до 30 дней с момента подачи заявки.
Выйти из реестра можно будет тоже через Минфин — юрлица должны будут уведомить министерство о снятии санкций в течение 30 дней.
Представитель Минфина сообщил, что ограничение раскрытия информации призвано сгладить негативные последствия санкций и снизить риски введения дополнительных и «вторичных» ограничений. По словам собеседника газеты, в результате будет сформирован перечень лиц, которые могут ограничивать раскрытие информации.
Действующее регулирование это не предусматривает, добавил он. По словам представителя Минфина, регулирование будет распространяться на более широкий круг лиц и предоставлять дополнительные возможности нераскрытия (информация о филиалах в ЕГРЮЛ, отчетность в БФО).
Он отметил, что процедура для лиц, в отношении которых могут быть введены санкции, исключает «возможности безосновательного ограничения раскрытия».
В проекте постановления перечислены основания для включения в непубличный реестр: ограничительные меры в отношении конкретного юрлица; косвенные санкции из-за подконтрольности подсанкционному юрлицу; угроза санкций для юрлица.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что он подготовлен для «нивелирования последствий действия иностранных ограничительных мер».
По действующему порядку ограничения доступа к сведениям в ЕГРЮЛе его можно закрыть по запросу компании в трех случаях: в отношении юрлица введены санкции иностранного государства; это один из уполномоченных банков для гособоронзаказа; юрлицо или его филиал находится в Крыму или Севастополе.
Предложенный проект постановления правительства закроет имеющиеся бреши в юридической технике уже действующих документов, отметила юрист коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. Она добавила, что постановлением расширяется возможность ограничить доступ к информации, которая может быть использована в целях пополнения санкционных списков.
Применение Указов Президента Российской Федерации, устанавливающих меры воздействия (противодействия), направленные на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации
Обновлено: 12.09.2022
Указами Президента Российской Федерации, а также актами Банка России установлены некоторые ограничения в отношении сделок (операций), совершаемых с нерезидентами из дружественных1 государств.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.
2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и Указом Президента Российской Федерации от 01.03.
2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее — Указ № 81) установлен особый порядок предоставления займов в иностранной валюте всем нерезидентам.
Также установлены ограничения по сумме переводов иностранной валюты со счетов физических лиц (как резидентов, так и нерезидентов из дружественных государств), открытых в кредитных организациях, источником которых не является заработная плата и (или) плата за выполнение работ (оказание услуг) на территории Российской Федерации, на счета, открытые в иностранных финансовых организациях, расположенных за рубежом. Разрешенная сумма указанных переводов иностранной валюты в настоящий момент ограничена размером в 1 млн долларов США (или эквивалента в иной иностранной валюте) в течение календарного месяца.
Кроме того, подпунктом «в» пункта 1 Указа № 81 для сделок (операций), предметом которых являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные нерезидентами из дружественных государств после 22.02.
2022 у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, устанавливается порядок их совершения (исполнения), аналогичный таковому для сделок (операций), совершаемых с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Сходные положения установлены пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.
2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95) в отношении исполнения должниками-резидентами обязательств, названных в пункте 1 Указа № 95, перед нерезидентами из дружественных государств в случае, если право требования по таким обязательствам было им уступлено после 01.03.2022 иностранными кредиторами, названными в пункте 1 Указа № 95 (или после иной даты, определенной Советом директоров Банка России). Такое исполнение должно осуществляться с соблюдением порядка, предусмотренного Указом № 95.
Также обращаем внимание, что нерезидент из дружественного государства может находиться под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, что приведет к распространению на совершаемые с таким лицом операции (сделки) специального регулирования, предусмотренного для иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, совершающими недружественные действия.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 29.04.
2022 № 5-ОР лицами, указанными в подпункте «а» пункта 6 и пункте 8 Указа № 95, не признаются граждане Республики Беларусь, юридические лица и граждане Республики Беларусь, обладающие статусом предпринимателя, местом государственной регистрации которых является Республика Беларусь.
Кроме того, предлагаем принимать во внимание положения пункта 12 Указа № 95 и пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 254), устанавливающие условия, наличие которых позволяет не относить иностранное лицо к категории «лица иностранных государств, совершающих недружественные действия» (пункт 1 Указа № 81) или категории «иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают недружественные действия» (пункт 4 Указа № 254) соответственно.
1 Под дружественным государством понимается государство, не включенное в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р, а под недружественным государством — государство (территория), включенное (включенная) в указанный перечень.
Три способа провести регистрацию в ИФНС с участником или руководителем из «черного списка» — Право на vc.ru
С января 2016 года действует подпункт «Ф» п. 1 статьи 23 ФЗ «О госрегистрации юридических лиц …», позволяющий налоговым органам отказывать в регистрации новых компаний или во внесении изменений в сведения о действующих юр.лицах, если один из учредителей или руководитель компании имеет «запятнанную» репутацию (внесены данные о недостоверности сведений).
{«id»:77543,»gtm»:null}
Во внесении сведений в ЕГРЮЛ, как об учредителе (участнике) компании или её руководителе, будет отказано в отношении лица, если оно:
- было участником ООО с долей в его уставном капитале более 50%, которое исключено налоговым органом из ЕГРЮЛ как недействующее и с задолженностью перед бюджетом;
- было руководителем организации ЛЮБОЙ организационно-правовой формы, которая исключена из ЕГРЮЛ как недействующая и, опять же, с задолженностью перед бюджетом;
- является руководителем компании ЛЮБОЙ формы, в отношении которой в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности сведений в части её адреса или руководителя, или в отношении которой есть неисполненное судебное решение о её принудительной ликвидации;
- является участником ООО с долей в его уставном капитале более 50%, в отношении которого в реестре также имеется запись о недостоверности сведений об адресе общества или его руководителе, либо также не исполнено решение суда о ликвидации этого ООО.
Норма закона касается как физических лиц — участников и/или руководителей компаний, так и юридических.
А потому, к информации в ЕГРЮЛ в отношении управляющих компаний или материнских организаций, нужно относиться более трепетно. Неожиданный запрет использования таких юр.лиц в качестве руководителей/участников других организаций может существенно усложнить жизнь единого холдинга.
Запрет на внесение сведений о лице, как учредителе (участнике) организации или её руководителе, длится три года с момента внесения в «чёрный список».
Если вы «бросили» ООО (имея в нём долю более 50% и/или выполняя роль руководителя), которое в последующем исключено из ЕГРЮЛ, то на ближайшие три года вы оказываетесь в «черном списке» регистрирующего органа. И ни директором не стать, ни новую компанию на себя не зарегистрировать.
Условие о наличии задолженности перед бюджетом легко соблюдается, ведь перед исключением компания не сдавала отчетность, а значит, как минимум имеет несколько тысяч неуплаченного штрафа. Вы не ликвидировали компанию в установленном порядке, не обеспечили исполнение ею своих обязательстве перед бюджетом.
Регистрирующий орган на ближайшие три года «не доверяет» вам.
Соответственно, если вы владели более 50% акций в недействующем акционерном обществе, исключенном из ЕГРЮЛ, то можете смело становиться новым участником какой-либо компании. Если же это было ООО — то, скорее всего, вы уже в «черном списке» налоговой.
Практика исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ получила широкое распространение с 2014 года и продолжается до сих пор. Ежегодно ФНС России рапортует о сотнях тысяч компаний, в отношении которых внесены записи о недостоверности сведений о них или исключении их из ЕГРЮЛ как недействующих.
Несмотря на то, что отказ в регистрации новых компаний или во внесении изменений в сведения о действующих юр.лицах, если один из учредителей или руководитель компании имеет «запятнанную» репутацию действует только с января 2016 оказалось что..
Закон обратной силы… имеет
Схожие друг с другом ситуации сложились у граждан из разных регионов России (Москва, Самара, Алтайский край), недавно обратившихся в Конституционный суд РФ с просьбой признать необоснованными отказы в регистрации сведений в ЕГРЮЛ за их «грехи», совершённые до 1 января 2016 года (до даты вступления в силу указанных изменений) и связанные с исключением их компаний из ЕГРЮЛ в 2014, 2015 годах. Бизнесмены полагали, что на них, как на бывших участников или руководителей организации, исключенных из ЕГРЮЛ как недействующих с долгами перед бюджетом, правила об отказе по основаниям пункта «Ф» не распространяются, поскольку тогда (до января 2016 года) их ещё не было, а закон обратной силы иметь не должен.
На это Конституционный суд им ответил, что запрет на создание или руководство новыми или существующими компаниями для тех граждан, которые ранее проявили недобросовестность, уклонившись от необходимых действий по прекращению деятельности юридического лица в обязательных законом процедурах ликвидации или банкротства, что также может означать уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами, является одним из инструментов актуальности и достоверности сведений в ЕГРЮЛ. Этот запрет направлен только против недобросовестных лиц, является временным (три года с момента исключения юрлица из ЕГРЮЛ) и способствует защите интересов добропорядочных граждан, доверяющих достоверности сведений в ЕГРЮЛ в целях ведения предпринимательской деятельности.
Дополнительно отметим, что
по всей России в разных регионах арбитражные суды поддерживают налоговые органы в отказах предпринимателям в регистрации изменений по основаниям подпункта «Ф» п. 1 статьи 23 ФЗ «О госрегистрации юридических лиц …».
Ограничения для некоторых лиц, по дальнейшему ведению бизнеса направлены, в первую очередь, на борьбу государства с фирмами-однодневками, регистрируемыми на номиналов или по адресам массовой регистрации, «брошенными» (недействующими) компаниями и, соответственно, на полное, своевременное пополнение бюджета налоговыми платежами. Однако они также затронули и добропорядочных бизнесменов, которые по невнимательности или легкомыслию упустили важные юридические моменты в своей прошлой деятельности, действуя как тогда было «принято».
Если нельзя, но очень хочется, то можно. Лицо, которое попало в «черные списки» налогового органа, может воспользоваться инструментами прикрытого владения и/или управления компаниями.
Если есть необходимость в создании новой компании, то её учреждение стоит оформить не в форме ООО, а в форме АО.
Дело в том, что все изменения участников (размеры их долей) в ООО должны вносится в ЕГРЮЛ, а в отношении Акционерного общества в ЕГРЮЛ фиксируются только акционеры-учредители.
Все последующие изменения состава акционеров отражаются только в реестре акционеров, который ведет Реестродержатель (коммерческое юридическое лицо). Следовательно, невозможно получить отказ в регистрации сведений в ЕГРЮЛ, если их там не регистрируешь.
Учреждение и регистрацию компании в ЕГРЮЛ проводит лицо, не включённое в «чёрный список», а затем через регистратора АО оформляется купля-продажа всех 100% или части акций. Заинтересованный в такой структуре собственник может быть как единственным, так и одним из акционеров.
Подробнее об АО как инструменте прикрытого владения мы писали здесь.
Если есть заинтересованность участия в уже действующем бизнесе, который существует в форме ООО, то участником ООО может стать не физическое, а подконтрольное ему юридическое лицо, опять же в форме Акционерного общества.
Механизм создания и передачи владения такой же как в первом варианте, но с некоторыми нюансами:
- Доля участия юридического лица влияет на возможность применения компанией УСН (не более 25%). Если это актуально, важно соблюсти ограничение;
- Учредителем АО «Владелец» должно быть иное лицо, нежели сам собственник с «запятнанной» репутацией, так как сведения об учредителях АО отражаются в реестре. Соответственно, если речь идет о вновь учрежденном АО, то собственник приобретает акции в нем после завершения его создания;
- АО «Владелец» с единственным акционером не сможет быть единственным участником ООО. Если наш Собственник хочет стать единственным участником бизнеса, то использовать предлагаемый вариант придется с ограничением — сохранение минимальной доли первоначального учредителя в АО либо введение второго участника в ООО. В бизнесе с несколькими партнерами такого ограничения нет.
Когда нет необходимости (возможности) входить в состав участников ООО, но есть желание стать руководителем компании, следует заменить всем привычный единоличный исполнительный орган — директора на Управляющую компанию. Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» это позволяют.
В этом случае также создается непубличное акционерное общество, которому по договору передаются функции единоличного исполнительного органа — Управляющей компании.
При этом директор Акционерного общества «Управляющая компания» может быть исключительно проводником и «рупором» решений, принимаемых собственником — 100% акционером в АО «Управляющая компания», главное при написании Устава АО предусмотреть для него максимальную компетенцию.
Полное руководство по скрытому владению бизнесом — здесь.