Правовые нормы

Органы управления ано

Автономные некоммерческие организации создаются для осуществления полезной обществу деятельности. Они могут получать прибыль в процессе предоставления услуг, и распоряжаться ей любым подходящим способом. Создаются такие организации учредителями и управляются специально сформированными для этого органами.

Ключевые характеристики

АНО — это учреждения унитарного типа (фондовые, религиозные и др.). При этом далеко не все понимают, чем именно отличается такая организационно-правовая форма от других.

Одна из основных особенностей подобной структуры сводится к тому, что в ней отсутствует членская форма участия. В качестве базы для формирования уставного капитала автономных некоммерческих организаций используются имущественные паи юридических и физических лиц.

Целью создания АНО может быть оказание услуг в одной из социальных сфер. Вот, в каких областях действуют автономные некоммерческие организации: образование, спорт, здравоохранение, наука, религиозная и правовая деятельность.

Таким образом, закон допускает самые разные формы активности АНО. Например, может быть создана автономная некоммерческая организация дополнительного образования, имеющая вид образовательного центра.

Органы управления ано

Хотя АНО не является коммерческой структурой, что следует из самого названия, получать деньги за предоставление услуг она может.

Но есть определенные ограничения. Суть в том, что конкретная бизнес-активность должна быть необходимой для достижения целей автономной некоммерческой организации.

По этой причине в РФ создается много АНО с целью последующего ведения деятельности в конкретном направлении. Примером могут служить спортивные клубы, организации, оказывающие юридические услуги, пансионаты, клиники, здравоохранительные центры и др.

Пример АНО

Сейчас все более популярным становится дополнительное образование граждан. Для предоставления услуг в этой сфере используются специальные программы и формируются соответствующие АНО. Речь идет о таких структурах, как:

  • Автономная некоммерческая организация дополнительного образования. Для ее успешной регистрации стоит привлекать компетентных экспертов. Суть в том, что подобные АНО должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются в сфере образования. Основная цель создания таких структур — это обучение в раках различных актуальных программ. Возраст клиентов может быть разным.
  • Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования. Такие АНО в большинстве случаев ориентированы на обучение граждан конкретным специальностям. Они могут заниматься, например, подготовкой научно-педагогических кадров.

Таким образом, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования – это структура, которая используется для реализации программ в сфере обучения.

Органы управления ано

Деятельность в этом сегменте может иметь разные форматы. Автономная некоммерческая организация профессионального образования, как и дополнительного – это лишь один из вариантов. Для таких целей регистрируются:

  • фонды;
  • религиозные организации;
  • различные учреждения.

При этом наиболее популярным вариантом остается автономная некоммерческая организация. Центр, специализирующийся на дополнительном образовании, лучше открывать именно в такой форме.

Создание АНО

Учредителями автономных некоммерческих организаций могут быть как юридические, так и физические лица, но в единственном числе. Этим АНО отличается от других структур.

Автономные некоммерческие организации могут создаваться при помощи двух схем:

  • путем реорганизации государственного предприятия, которое уже функционировало ранее;
  • путем учреждения нового некоммерческого фонда.

При этом важно, чтобы у АНО изначально присутствовал весь объем ресурсов, необходимых для полноценного ведения деятельности, предусмотренной уставом. Речь идет как о финансовых средствах, так и об имуществе.

Органы управления ано

Если АНО создается путем смены типа муниципального учреждения, существовавшего ранее, то недопустимым является уменьшение закрепленного за организацией уставного капитала.

Управление

Сами учредители могут использовать услуги, которые предоставляет организация, но на стандартных условиях.

Что касается долгов, то АНО не несет ответственности за финансовые обязательства лиц, основавших ее. В свою очередь учредители также не отвечают за бюджет организации.

В качестве основного документа для управления используется Устав. Именно он регламентирует порядок действий учредителей. Высшим управленческим органом АНО является Общее собрание. Оно состоит из учредителей.

https://www.youtube.com/watch?v=nGq3ZCqDY14\u0026pp=ygUo0J7RgNCz0LDQvdGLINGD0L_RgNCw0LLQu9C10L3QuNGPINCw0L3Qvg%3D%3D

Также формируется два органа, которые постоянно функционируют:

  • с коллегиальным типом управления;
  • единоличный орган исполнительной власти (председатель, гендиректор).

Органы управления ано

При необходимости можно воспользоваться правом выхода из числа учредителей. Для официального завершения такого процесса понадобится общее решение лиц, основавших АНО.

Также после выхода из организации необходимо внести соответствующие данные в ЕГРЮЛ.

Необходимая документация

Для того чтобы АНО смогла существовать, необходимо оформить учредительные документы. К ним относятся:

  • Положение или Устав. Утверждается органом власти, выполняющим функции учредителя. Регистрировать этот документ нужно в обязательном порядке.
  • Уставной документ. Подготавливается и заверяется директором и учредительным советом. Такой документ на постоянной основе используется в процессе работы.
  • Учредительный договор. Заключают его все члены организации. Этот документ используется с целью урегулирования жизнедеятельности учреждения. Регистрировать его не обязательно.

Устав

Формирование и регистрация устава обязательно для любой некоммерческой организации, в том числе и автономной. Согласно ГК РФ в нем нужно указать:

  • место нахождения компании;
  • цель, ради которой была зарегистрирована структура;
  • слова «автономная некоммерческая организация»;
  • информацию о сформированных органах (компетенция, состав, название).

Органы управления ано

Для того чтобы деятельность АНО осуществлялась максимально эффективно, в уставе стоит также указать сведения о:

  • составе имущества организации, а также источниках его формирования;
  • порядке, как ликвидации, так и организации АНО;
  • праве открывать филиалы;
  • порядке изменения устава;
  • всех видах деятельности зарегистрированной АНО, без исключений.

Уставу нужно уделить максимум внимания при создании организации, поскольку он является базовым документом.

Деятельность

На основании закона АНО может создаваться для того, чтобы оказывать услуги, полезные обществу. При этом прибыль, которую будет получать организация в процессе осуществления своей деятельности, является ее собственностью и расходуется на внутренние нужды.

То имущество, которое учредители передали организации при регистрации и после нее, принадлежит АНО. Лица, создавшие учреждение, не могут более претендовать на данную собственность. При этом ответственности за образовавшиеся долги они также нести не будут.

Органы управления ано

Некоммерческой организации разрешается использовать имеющиеся финансовые ресурсы для любых целей. Например, вкладывать их в различные инвестиционные проекты и покупать ценные бумаги. Та прибыль, которая будет в итоге получена, не может распределяться между учредителями.

Но зато основатели организации могут пользоваться услугами, которые предоставляет АНО.

Процесс реорганизации

Преобразование АНО возможно, но только в фонд. Других законных вариантов нет.

Для такой реорганизации должны быть выполнены следующие действия:

  • Учредители принимают соответствующее решение.
  • В Минюст передаются необходимые документы. Первый – принятое решение учредителей. Второй – заполненное уведомление, сообщающее о начале процесса реорганизации по форме 12003.
  • Публикация информации. Сведения о том, что планируется преобразование АНО в фонд, размещаются в Вестнике государственной регистрации.
  • В Минюст подаются документы для регистрации. Происходит это через 3 месяца после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о начале реорганизации.

Стоит помнить о том, что лицу, регистрирующему фонд, нет необходимости лично обращаться в ФНС, хотя в ее базу должны быть занесены все данные, касающиеся преобразования АНО. Суть в том, что Минюст отправляет все документы в налоговую службу без помощи посредников.

https://www.youtube.com/watch?v=nGq3ZCqDY14\u0026pp=YAHIAQE%3D

Что касается госпошлины за фиксацию данных в ЕГРЮЛ, то реквизиты для ее оплаты предоставляет также Министерство юстиции.

Процесс ликвидации

Для прекращения деятельности АНО от учредителей требуется собрать ликвидационную комиссию. До момента упразднения структуры именно она будет заниматься ее делами.

Органы управления ано

После публикации данных в государственном «Вестнике» нужно определить и указать срок, в рамках которого кредиторы будут иметь возможность предъявить требования.

После истечения указанного срока составляется промежуточный баланс. Именно в нем фиксируются как состав имущества, так и требования кредиторов, если таковые были предъявлены.

Может так случиться, что имеющихся финансовых средств будет недостаточно для погашения долгов. В этом случае организовываются торги, на которых продается имущество организации.

После того как расчет с кредиторами будет завершен, нужно составить ликвидационный баланс. Утверждает его исполнительный орган или учредители.

АНО будет считаться ликвидированной с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Итоги

Такие организации, как АНО, отличаются, прежде всего, спецификой своей деятельности – они должны приносить пользу обществу. Несмотря на слово «некоммерческие», подобные организации могут получать прибыль и использовать ее для покрытия любых нужд. Управляется такая структура учредителями и ликвидируется при необходимости тоже ими.

Особенности управления автономной некоммерческой организации

Консультации по вопросам государственной регистрации АНО можно получить в Управлении Минюста России по Ивановской области

Органы управления ано

В Российской Федерации в настоящее время возросло количество некоммерческих организаций, в частности автономных некоммерческих организаций.

Популярность данной организационно-правовой формы обусловлена поддержкой государства, льготными условиями налогообложения, возможностью самостоятельного формирования своей организационно-правовой структуры и несложной формой осуществления деятельности организации.

Особенности порядка создания и деятельности автономных некоммерческих организаций (далее — АНО) определяются положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, положениями статей 123.24-123.25.

В части неурегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), правовое положение АНО устанавливается Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — ФЗ № 7-ФЗ).

АНО является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах жизни.

Читайте также:  Обучение кадров нфо

Устав АНО должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация» и характер деятельности АНО; месте нахождения АНО; предмете и целях ее деятельности; составе, порядке образования и компетенции органов АНО, а также иные предусмотренные законом сведения.

Учредителями АНО могут выступать полностью дееспособные граждане Российской Федерации и (или) юридические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации. Учредителями АНО могут выступать одно или несколько российских и (или) иностранных физических и (или) юридических лиц. Учредителем АНО также может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (пункт 1 статьи 123.24 ГК РФ и статья 15 ФЗ № 7-ФЗ). Законодательная конструкция организационно-правовой формы АНО предполагает для учредителей АНО активную и значимую роль в её деятельности, выделяя их исключительную компетенцию, которая не может быть передана другим лицам.

https://www.youtube.com/watch?v=R0ydxC61O9Y\u0026pp=ygUo0J7RgNCz0LDQvdGLINGD0L_RgNCw0LLQu9C10L3QuNGPINCw0L3Qvg%3D%3D

В соответствии с положениями статей 123.24-123.25 ГК РФ к исключительной компетенции учредителей АНО отнесены следующие вопросы:

  • — принятие в состав учредителей новых лиц;
  • — утверждение устава;
  • — определение порядка управления;
  • — создание постоянно действующего коллегиального органа (органов);
  • — назначение единоличного исполнительного органа;
  • — преобразование АНО в фонд.
  • Решения по данным вопросам принимаются исключительно всеми учредителями АНО или единственным учредителем.
  • Также пунктом 3 статьи 10 ФЗ № 7-ФЗ для учредителей АНО предусмотрено правомочие по осуществлению надзора за деятельностью организации в порядке, предусмотренным уставом.

Согласно пункту 1 статьи 29 ФЗ № 7-ФЗ высший орган управления АНО является коллегиальным. Лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления.

Состав высшего органа управления АНО, являющегося коллегиальным, может формироваться из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом организации.

Не исключена возможность вхождения учредителя (учредителей) АНО в состав иных органов управления.

Компетенция высшего органа управления по общему правилу для некоммерческих организаций предусмотрена пунктом 2 статьи 29 ФЗ № 7-ФЗ.

Если в состав высшего органа управления АНО входят не все учредители и (или) уставом предусмотрена возможность включения в его состав третьих лиц уставом АНО компетенция учредителей и компетенция высшего органа управления должны быть разделены с учетом вышеизложенного.

Консультации по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации можно получить в Управлении Минюста России по Ивановской области, в отделе по делам некоммерческих организаций по адресу: 153000, г. Иваново, ул. Багаева, д. 27, каб. № № 310, 313.

Структура органов управления НКО

При регистрации НКО и разработке ее учредительных документов наиболее важным является формирование структуры органов управления некоммерческой организации, соответствующей требованиям законодательства.

Кроме того, необходимо правильно и четко указать компетенцию и полномочия органов управления, используя формулировки, которые требует Минюст.

В отличие от регистрации коммерческих организаций, например ООО, где можно использовать типовые уставы, устав НКО разрабатывается индивидуально для каждой организации в зависимости от ее специфики и целей деятельности.

Ниже приведены примеры структур органов управления некоммерческой организации (НКО) в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

Ассоциация (союз)

Высший орган управления – Общее собрание членов.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

Автономная некоммерческая организация (АНО)

Высший орган управления – Общее собрание учредителей или единственный учредитель.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

Автономная некоммерческая организация является единственной некоммерческой организацией, в которой возможен выход из состава учредителей, причем этот выход будет также отражен в ЕГРЮЛ, вышедшие учредители будут исключены из ЕГРЮЛ.

Учреждение (в том числе образовательное учреждение – НОЧУ)

Высший орган управления – единственный учредитель.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

В случае создания и регистрации образовательного учреждения (НОЧУ) структура органов управления помимо указанной должна соответствовать требованиям законодательству об образовании, согласно которому предусматривается формирование органов, состоящих из педагогов НОЧУ.

Фонд

Высший орган управления – Коллегиальный орган управления – общее собрание учредителей или выборное Правление.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

В Фонде обязательным является формирование надзорного органа, члены (физические лица) которого будет выполнять свои надзорные функции на общественных началах. В состав Попечительского совета не могут входить лица, занимающие должности в органах управления Фонда (Правления, единоличного исполнительного органа).

***

Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с регистрацией НКО, в том числе по выбору организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.

Специалисты компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы при регистрации НКО и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы, максимально соответствующей его задачам.

Разработанные нами учредительные документы некоммерческих организаций прошли неоднократную проверку в Минюсте и полностью соответствуют нормам законодательства.

Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при регистрации НКО любого вида – общественных объединений, фондов, потребительских кооперативов, учреждений, ТСЖ, ЖСК и т.д.

Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.

Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации)

  • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
  • Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
  • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
  • Постановка НКО на налоговый учет.
  • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
  • Изготовление печати.

Дополнительные услуги при регистрации НКО

  • Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
  • Открытие расчетного счета.
  • Предоставление юридического адреса для регистрации НКО.
  • Получение выписки из ЕГРЮЛ.

Перечень документов, необходимых для создания и регистрации НКО

  • Название НКО.
  • Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
  • Паспортные данные руководителя НКО.
  • Цели и предмет деятельности НКО.
  • Адрес для регистрации НКО (в случае, если адрес предоставляет заказчик).

Наши юристы подготовят все необходимые документы для регистрации НКО, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.

По вопросам, связанным с регистрацией некоммерческих организаций (НКО), обращайтесь к нашим специалистам по телефону: +7 (495) 642-45-97.

Управление автономной некоммерческой организацией

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Управление автономной некоммерческой организацией

Вопросы управления автономной некоммерческой организацией урегулированы гражданским законодательством.

Содержание

Статус автономной некоммерческой организации определен в ст. 123.24 – 123.25 ГК. Указанные положения конкретизированы соответствующими нормами закона «О некоммерческих организациях».

Согласно ним, АНО считается некоммерческое юридическое лицо унитарного типа, не предусматривающее членства, создающееся на базе имущественных взносов лиц для образовательных, научных, культурных и медицинских целей, а также для деятельности в иных некоммерческих сферах.

Поможем с регистрацией автономной некоммерческой организации

Запишись на бесплатную консультацию к юристу

Особенности и порядок управления деятельностью АНО

Вопросы управления АНО также урегулированы гражданским законодательством.

Она предусматривает несколько способов ведения дел. В зависимости от числа участников, отличают единоличный и коллегиальный метод.

Решение о выборе способа управления этой некоммерческой структурой должен содержать ее устав. Поэтому она называется автономной. Его приятие возможно только при единогласном решении. Каждый учредитель должен согласовать правила, составляющие устав.

Единственное требование закона связно с необходимостью назначить руководителя, выбор наименования которого также осуществляет учредитель или участники. Среди вариантов может быть генеральный директор, президент, директор, управляющий, исполнительный директор и иные наименования.

Помимо структуры управления, устав автономной некоммерческой организации должен содержать положения, определяющие набор вопросов, которые решают те или иные структуры юрлица.

Статус учредителей

Помимо традиционных правомочий, связанных с принятием тех или иных решений по вопросам деятельности этой автономной структуры, учредителям предоставлен широкий набор полномочий. По сути, законодательство не ограничивает их набором вопросов, входящих в исключительную компетенцию.

Согласно действующим нормам, управление может осуществлять единственный участник или их общее собрание при создании этой некоммерческой структуры несколькими лицами. Если в их число входит публично-правовое образование, то его актами определяется порядок представительства интересов такового в ходе деятельности АНО.

Модель такого управления предполагает передачу полномочий, связанных с повседневной деятельностью. Их должен осуществлять единоличный исполнительный орган. К сфере полномочий учредителей должны относиться наиболее важные вопросы, требующие контроля. Такая схема распределения функций связана с тем, что создатель или собрание участников действуют не на постоянной основе.

Чтобы предупредить злоупотребления, которые может допустить исполнительный руководитель АНО, ее единственный учредитель или собрание участников вправе назначить (избрать) единоличный орган управления из своего состава. Это поможет усилить контроль.

Читайте также:  Способы создания юридических лиц

Постоянно действующий коллегиальный орган АНО, его компетенция

Закон дает возможность включить в устав АНО положения, предусматривающие коллегиальный орган управления. Его деятельность осуществляется на постоянной основе.

Коллегиальный орган служит промежуточным звеном между собранием участников и руководителем. Учитывая такой статус, он может служить обязательной инстанцией для одобрения тех или иных сделок, совершаемых руководителем от имени АНО.

При включении правил в устав АНО, можно воспользоваться некоторыми положениями законодательства об АО, регулирующими статус совета директоров.

Создание такой структуры не имеет смысла, если АНО создана одним учредителем, не оперирует большим количеством имущества или не выполняет особо важной роли в жизни общества. Во всех остальных случаях, лучше создавать коллегиальный орган.

Он может иметь любое наименование. Наиболее распространенными являются наблюдательные и попечительские советы, а также управляющие советы.

Закон не устанавливает ограничений по поводу членства в них. Устав может предусматривать как избрание в коллегиальный орган учредителей АНО, так и сторонних лиц, по представлению отдельных участников.

Статус единоличного органа управления

Устав АНО должен содержать положения о наименовании руководящей должности и полномочиях лица, занимающего ее. Соответствующие положения ГК допускают ее замещение как учредителем АНО, так и лицом, не входящим в состав.

Полномочия руководителя должны иметь оперативный характер и позволять решать ту или иную проблему в кратчайшие сроки.

От учредителей потребуется сбалансированно распределить компетенцию между единоличным органом и остальными структурами АНО. С одной стороны, получение согласия на ту или иную сделку не должно быть тотальным, а с другой – существует необходимость защиты интересов АНО при совершении крупных сделок.

Закон разрешает АНО осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках тех целей, которые предусмотрены уставом. По этой причине, важно назначить руководителя, который справится с поставленными задачами и сможет контролировать бизнес-направление.

Не каждый учредитель сможет это делать в постоянном режиме. Поэтому целесообразно отыскать специалиста, разбирающегося в сфере деятельности АНО и понимающего основы ведения успешного бизнеса, а не идти на неоправданный риск.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Здравствуйте. Вопрос:Создаём АНО.

Хотим помимо Общего собрания учредителей предусмотреть некое промежуточное звено-Правление. Председателем Правления хотим поставить сторонней лицо, которое в свою очередь является учредителем юр. Лица, которое состоит в числе учредителей АНО.

НЕТ ЛИ ЗДЕСЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЗАКОНУ?

Айгуль 17.05.2023 17:43

Здравствуйте.Для того, чтобы ответить на ваш вопрос надо знать намного больше информации, чем вы указали в вопросе. Чтобы получить развернутый ответ на вопрос, связанный с управлением в АНО, рекомендую обратиться к профильному юристу нашей компании.Я могу предложить вам заполнить форму для записи на консультацию, которая располагается на странице.

Спасибо, что обратились к нам!

Куренкова Елена Владимировна17.05.2023 14:51

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте. Планируется создание АНО. Уже есть два учредителя. Меня планируют назначить директором (я не учредитель). Какую форму управления лучше выбрать единоличную или коллегиальную? Единоличная это значит если я директор то и вся ответственность за финансовые решения и вопросы лежит на мне? Хотелось бы понять и обезопасить себя.

Ирина23.12.2021 13:25

Добрый день!

В соответствии с п. 1 ст. 123.25 ГК РФ управление деятельностью АНО осуществляется учредителями (учредителем) в порядке, установленном уставом. Согласно положениям п.1 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 3 ст. 123.

25 ГК РФ в АНО в обязательном порядке формируются два органа: высший орган управления и единоличный исполнительный орган. Формирование каких-либо иных органов для АНО действующим законодательством не предусмотрено, но может быть введено уставом организации.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что по решению учредителей (учредителя) АНО в организации может быть создан один или несколько постоянно действующих коллегиальных органов, компетенция которых устанавливается уставом АНО.

Следовательно, высший орган управления АНО может быть как коллегиальным (например, Собрание учредителей, Правление, Общее собрание, Совет и т.д.), так и единоличным в лице единственного учредителя АНО.

При этом коллегиальный высший орган управления может состоять из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как это будет предусмотрено уставом, утвержденным учредителем (учредителями) АНО. Согласно п. 3 ст. 123.

25 ГК РФ учредители (учредитель) АНО назначают единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Сведения о единоличном исполнительном органе (далее – руководитель) подлежат обязательному включению в ЕГРЮЛ как о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. На практике зачастую возникает проблемный вопрос с отражением в уставе передачи полномочий (части полномочий) руководителя на случай его временного отсутствия третьему лицу. 

  • Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — МоскваКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом в офисе, по скайпу или телефону
  • Телефон для записи +7 (499) 995-18-31

Куренкова Елена Владимировна18.01.2022 14:34

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте! В нашей создаваемой /не зарегистрированной пока))) /организации АНО ТРИ Учредителя, один из которых выбран собранием Директором АНО. Директор АНО имеет право на какую-то з/п? ЕСЛИ рассмотреть другой вариант: ДВА Учредителя и Директор (являющийся третьим лицом). Директор АНО имеет право на какую-то з/п? Помогите разобраться с этим вопросом.

Марина22.12.2021 07:51

Добрый день!

Директор это должность, значит, заключены трудовые договора ст.16, 56, 57, 67 ТК РФ. А должность предполагает оплату труда ст.132-135 ТК РФ.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) ст.129 ТК РФ.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Куренкова Елена Владимировна22.12.2021 14:51

Ано особенности регистрации и деятельности

В форме АНО могут создаваться детские сады, общеобразовательные школы, автошколы, курсы иностранных языков, исследовательские центры, вузы, центры судебных экспертиз, центры по оказанию юридических услуг, больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры, творческие студии. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Цели и задачи автономной некоммерческой организации

АНО является достаточно универсальной формой, в отношении видов деятельности максимально приближенной к коммерческим организациям.

В форме автономной некоммерческой организации могут создаваться негосударственные детские сады, школы, курсы иностранных языков, исследовательские центры, автошколы, вузы, больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т. д.

Следует иметь в виду, что условия налогообложения для АНО занимающихся образовательной  деятельностью будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.

АНО является единственной формой некоммерческих организаций, основной целью которой законодательно предусмотрено предоставление услуг.

Если АНО будет оказывать услуги  в качестве деятельности, приносящей доход, это должно быть предусмотрено ее уставом (п. 4 ст.

50 ГК РФ) и она должна иметь достаточное для осуществления такой деятельности имущество рыночной стоимостью не менее 10 000 руб. (п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

Таким образом, высшим органом управления АНО является Общее собрание учредителей или единственный учредитель. Данный вывод можно сделать из анализа статьи 123.25 Гражданского кодекса и  ст.

29 ФЗ «О некоммерческих организациях» согласно которым, к исключительной компетенции только высшего органа управления относится назначение единоличного исполнительного органа АНО.

  • АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
  • Пункт 5 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает дополнительное условие для формирования коллегиального высшего органа управления АНО:
  • лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления этой некоммерческой организации. Как это выглядит на практике, когда учредителями являются физические лица:

 Постоянно действующий коллегиальный орган управления не является тем органом, который обязательно должен быть в структуре управления автономной некоммерческой организации (как, например, высший орган управления или единоличный исполнительный орган).

Читайте также:  Фактический адрес это

Он создается только тогда, когда учредители считают, что его функционирование позволит с большей эффективностью организовать деятельность автономной некоммерческой организации. Учредители сами могут определять компетенцию органов управления АНО в уставе.

Исключением являются образовательные АНО, где обязательно должны быть сформированы следующие коллегиальные органы управления:

  • общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);
  • педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет).

Также могут быть сформированы, но не обязательно должны быть, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

По инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.

ЕДИНОЛИЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

К компетенции Директора АНО относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией.

Директор без доверенности действует от имени АНО и осуществляет текущее руководство деятельностью Организации.

Руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за причиненный организации прямой действительный ущерб.

Убытки, причиненные в результате виновных действий директора (в том числе бывшего), возмещаются им организации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Что такое автономная некоммерческая организация — Первая линия

Учредители управляют деятельностью АНО, для чего формируют органы управления. Порядок их создания, уровень компетенции и другие аспекты непосредственной работы детально прописываются в уставе автономной НКО.

https://www.youtube.com/watch?v=R0ydxC61O9Y\u0026t=229s

Надзор над деятельностью АНО осуществляет высший орган управления. Он является коллегиальным и включает в состав, как минимум, двух человек. Еще один обязательный орган управления – исполнительный.

Он может носить как коллегиальный, так и единоличный статус.

Допускается создание Ревизионной комиссии, а также включение в устав требований о приглашении стороннего аудитора для проведения регулярной проверки.

Учредителям предоставляется право на выход из состава автономной некоммерческой организации. Такое решение не приводит к возврату имущества или его денежного эквивалента, внесенного при создании АНО.

Ликвидация автономной НКО предусматривает погашение долгов перед кредиторами некоммерческой организации. Остальное имущество используется в соответствии с целями учреждения АНО. Учредители не имеют права претендовать на активы НКО при ликвидации некоммерческой организации. Порядок ликвидации АНО не отличается от установленного для обычных НКО.

Возможность ведения НКО бизнес-деятельности

Оба базовых законодательных акта – и ГК РФ, и №7-ФЗ – допускают ведение автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности. Обязательное условие – соответствие задачам и целям, ради достижения которых НКО учреждена.

Бизнес-деятельность АНО ведется с учетом нескольких особенностей, к числу которых относятся такие:

  • право на предпринимательскую деятельность непосредственно связано с целями учреждения автономной НКО;
  • бизнес ведется посредством хозяйственных обществ, право на создание которых предоставлено некоммерческим организациям действующим законодательством;
  • АНО напрямую участвует в управлении учрежденных ею хозяйственных обществ.

Важно отметить, что деятельность автономной некоммерческой организации по извлечению дохода должна удовлетворять трем обязательным требованиям:

  • такая возможность указана в уставе;
  • соответствует реализации целей учреждения АНО;
  • соответствует задачам НКО, указанным в уставе.

Полученная в результате бизнес-деятельности прибыль целиком принадлежит АНО. Действующие сегодня правила не допускают ее распределение между учредителями.

Другие особенности деятельности автономных НКО

Законодательство не допускает возможность преобразования АНО в корпоративные и коммерческие организации. Прямой запрет на подобные трансформации содержится в ГК РФ.

Единственная правовая форма, в которую может быть реорганизована автономная НКО – это фонд. Правом принять подобное решение наделены учредители некоммерческой организации.

В то же время, можно выделить несколько правовых форм, которые могут быть преобразованы в АНО. К ним относятся: частные учреждения, общественные организации, потребительские кооперативы, ассоциации, общины коренных народов РФ и казачьи общества.

Нюансы управления ау и ано

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 1

Управление автономным учреждением (АУ), как и автономной некоммерческой организацией (АНО), играет важную роль в уставной деятельности.

От того, насколько эффективно решаются текущие вопросы и осуществляется руководство, зависит положение дел некоммерческой организации (НКО).

Сегодня мы решили рассмотреть, какие органы управляют АУ и АНО, какими они наделены полномочиями и каков процесс руководства.

Несколько слов об управлении бюджетным учреждением

Перед тем как переходить к вопросам управления АУ, вспомним, что многие из них являются бывшими бюджетными учреждениями.

В прошлом они руководствовались нормами бюджетного законодательства, которое выделяет несколько участников бюджетных правоотношений: распорядители и получатели бюджетных средств, администраторы доходов бюджета и финансовые органы. Бюджетное учреждение, как правило, выступает в роли получателя бюджетных средств.

Последние выделяет распорядитель бюджетных средств — орган власти, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей, пеней и штрафов, являющихся доходами бюджетной системы, осуществляют администраторы доходов бюджета. Составлением и организацией исполнения бюджета занимаются финансовые органы (ст. 6 БК РФ).

Перечисленные органы бюджетной системы больше являются контролирующими и регулирующими, чем управляющими. К последним скорее следует отнести непосредственно собственников бюджетных учреждений — органы власти (субъектов РФ и муниципальных образований), наделившие бюджетные учреждения имуществом на праве оперативного управления.

Такое предположение весьма условно, поскольку в Бюджетном кодексе не употребляется понятие «органы управления» по отношению к бюджетным учреждениям.

Собственники (учредители) бюджетных учреждений определяют цели, предмет и виды деятельности, устанавливают ведомственную подчиненность бюджетных учреждений соответствующему министерству или ведомству.

Органы исполнительной власти, являющиеся учредителями, наделены многочисленными полномочиями.

Они, в частности, утверждают уставы учреждений, назначают на должность руководителей, заключают с ними трудовые договоры, определяют порядок утверждения бюджетных смет, формируют государственные задания бюджетных учреждений и контролируют их выполнение, осуществляют текущее и перспективное планирование деятельности, координацию финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Собственники учреждений также осуществляют финансовый контроль за подведомственными учреждениями в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств и несут субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений при недостаточности у них денежных средств . Все это указывает, что для бюджетного учреждения компетенция его учредителя (исполнительного органа субъекта РФ или муниципалитета) позволяет отнести его к одному из главных органов управления. То же самое можно сказать и об АУ, однако для них отраслевым Законом предусмотрена несколько иная структура управления.

См., например, п. 1.1.3 Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при создании, реорганизации, ликвидации, изменении типа, осуществлении контроля за деятельностью и отчетностью государственных учреждений города Москвы (Приложение 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 24.06.2008 N 531-ПП).

Управление автономным учреждением

Как следует из ст. 8 Закона об автономных учреждениях , органами управления АУ являются наблюдательный совет, его руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы.

В этом списке нет учредителя, что не мешает ему решать вопросы, связанные с управлением АУ.

Читатель может также заметить, что в органах управления нет финансовых работников, которые в учреждении являются более исполнителями, чем руководителями в своей области.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Каждый орган управления АУ имеет свое поле деятельности. Структура, компетенция органов АУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности определяются уставом учреждения в соответствии с Законом об автономных учреждениях. Какими же полномочиями наделяет названный Закон каждый из органов управления АУ?

Что относится к компетенции учредителя?

В поле деятельности учредителя АУ, как и собственника бюджетного учреждения, входят различные правовые вопросы (ст. 9 Закона об автономных учреждениях). Это прежде всего утверждение устава АУ и внесение в него изменений.

Учредитель рассматривает и одобряет предложения руководителя АУ о создании и ликвидации филиалов АУ, открытии и закрытии его представительств.

Реорганизация и ликвидация АУ, изменение его типа, утверждение передаточного акта или разделительного баланса, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов также относятся к компетенции учредителя.

Непосредственное отношение имеет учредитель к назначению руководителя и прекращению его полномочий, к заключению и прекращению трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок.

Учредитель рассматривает и одобряет предложения руководителя АУ о совершении сделок с имуществом учреждения в случаях, когда для этого требуется согласие учредителя. На него может быть возложено решение иных предусмотренных Законом вопросов, которые не в состоянии решить другие органы управления АУ. Однако не все вопросы управления в деятельности АУ возложены на собственника. В помощь ему и отчасти руководителю в контроле за деятельностью АУ создается достаточно специфический орган — наблюдательный совет.

На что уполномочен наблюдательный совет?