Правовые нормы

Органы управления рсчс

Органы управления рсчс

РССЧС — это аббревиатура от «Российской системы чрезвычайных ситуаций», но лишь частичное сокращение названия.

Полное название системы, созданной в 1992 году, — ‘Российская комплексная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций’. Следует согласиться с тем, что аббревиатура «Респлчс» довольно сложна для произношения. По этой причине была принята аббревиатура РСЧС.

Сегодня название претерпело дальнейшие изменения. ‘Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций’ (Постановление Правительства от 30 декабря 2003 года 794), но аббревиатура осталась прежней: РСЧС.

РСЧС была создана с целью интеграции отдельных организаций и ведомств для оптимизации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Это означает, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации единый центр управления начинает координировать и направлять деятельность спасателей, медицинских служб и служб жизнеобеспечения.

Задачи РСЧС

Основными обязанностями РСЧС являются

  1. предотвращение симптомов природных и техногенных катастроф; и
  2. минимизация возможных последствий чрезвычайных ситуаций, и
  3. ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Органы управления рсчс

При детализации всех обязанностей службы системы возникает целый перечень необходимых мероприятий.

  1. Разработать и реализовать специальные программы по предотвращению чрезвычайных ситуаций, такие как внедрение научных разработок в области прогнозирования стихийных бедствий и снижение масштабов негативных последствий после чрезвычайной ситуации
  2. Обеспечение технической оснащенности и физической готовности сооружений к проведению спасательных работ во время чрезвычайных ситуаций
  3. обеспечение готовности населения к возможным чрезвычайным ситуациям (учения, обучение, информирование и т.д.)
  4. Координировать работу всех уровней РСЧС (для уровней в следующих разделах)
  5. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, чтобы
  6. исследование методов расчета материального ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций; и
  7. создание зон экономической защиты в случае чрезвычайной ситуации, включая помощь пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры в пострадавших районах; и
  8. Создание и оснащение пунктов первой помощи и временных поселений на случай чрезвычайных ситуаций.
  9. Поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.

Структура РСЧС

Структура ПРМ (что это такое?) относится к иерархическому типу организации, состоящему из пяти уровней.

Органы управления рсчс

На схеме показаны следующие уровни системы (от высшего к низшему).

  1. Федеральный (национальный уровень), и
  2. Межрегиональный (уровень шести федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Сибирский и Дальневосточный).
  3. Начальные школы (уровень города),.
  4. Уровень объекта (конкретные объекты, например, атомные электростанции, крупные промышленные предприятия и т.д.).

Каждый из перечисленных уровней координируется на более высоком уровне, но функционирует автономно.

Например, если землетрясение произойдет на острове Курильский (а происходит оно там часто), будут действовать региональный (Сахалинская область), уровень начальной школы и уровень учреждения.

  • При необходимости привлекаются более высокие межрегиональные и федеральные уровни.
  • Каждый уровень РСЧС имеет свой силовой и медийный комплекс, который может выполнять задачи, поставленные перед РСЧС в автономных операциях.
  • В этот комплекс входят
  1. Руководящие органы:.
    1. Координационный аппарат (комитеты), который координирует работу выделенных сил и организует их взаимодействие с РСЧС других уровней
    2. органы управления (подразделения МЧС разных уровней); и
    3. персонал повседневного управления, т.е. пункты управления, работающие в режиме реального времени в отведенных им районах; и

    Органы управления рсчс

    Режимы функционирования РСЧС

    Способ функционирования РСЧС зависит от состояния чрезвычайных ситуаций.

    Следовательно, существует три возможных способа функционирования.

    1. Отсутствие чрезвычайной ситуации.
    2. Имеется чрезвычайная ситуация, с которой можно справиться, и
    3. Существует чрезвычайная ситуация.

    *Нажмите на изображение, и оно откроется в новом полноразмерном окне.

    Теперь у вас есть некоторые подробности о каждой функции.

    1. Функции повседневной работы (без чрезвычайной ситуации). Выполняемые действия:.
      1. Мониторинг окружающей среды,.
      2. прогнозирование вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, и
      3. разработка и реализация программ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, и
      4. Возможная готовность к чрезвычайным ситуациям (техническое оснащение и обучение компетентных подразделений, обновление населения); и
      5. обеспечение ресурсами материальных средств в случае чрезвычайной ситуации; и
      6. подготовка объектов для эвакуации населения и материальных ресурсов в случае чрезвычайной ситуации; и
      7. ведение статистики и анализ уже произошедших чрезвычайных ситуаций
      1. усиление мониторинга окружающей среды и совершенствование положений о чрезвычайных ситуациях; и
      2. укреплять готовность органов управления по чрезвычайным ситуациям, органов по поиску чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям.
      3. информировать население о возможных чрезвычайных ситуациях во всех возможных средствах массовой информации (объявления по радио и телевидению, использование SMS и т.д.)
      4. принять меры по снижению потенциального ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций; и
      5. Обновить планы действий (силы быстрого реагирования, планы развития эвакуации населения и т.д.).
      6. Эвакуация людей и ценностей, если это необходимо.

      Органы управления рсчс

      Предназначение, задачи и структура РСЧС и ГО

      • Предназначение РСЧС
      • РСЧС предназначена для предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций техногенного, природ­ного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий (при оп­ределенных структурных изменениях) и для реше­ния задач по защите населения и территорий в чрезвы­чайных ситуациях военного характера.
      • Основные задачи РСЧС:
      • · разработка и реализация правовых и экологичес­ких норм, связанных с обеспечением защиты насе­ления и территорий от ЧС;
      • · осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и устойчивость функционирования предприятий, учреждений и организаций, а также подведомст­венных им объектов в ЧС;
      • · обеспечение готовности к действиям органов уп­равления, сил и средств, предназначенных для пре­дупреждения и ликвидации ЧС;
      • · сбор, обработка, обмен и выдача информации в об­ласти защиты населения и территорий в ЧС;
      • · подготовка населения к действиям в ЧС;
      • · прогнозирование и оценка социально-экономичес­ких последствий ЧС;
      • · создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
      • · осуществление государственной экспертизы, над­зора и контроля в области защиты населения и тер­риторий в ЧС;
      • · ликвидация ЧС;
      • · осуществление мероприятий по социальной защи­те населения, пострадавшего в ЧС; проведение гу­манитарных акций;
      • · реализация прав и обязанностей населения в обла­сти защиты в ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации;
      • · международное сотрудничество в области защиты населения и территорий в ЧС.
      • Предназначение ГО
      • Гражданская оборона — система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите и по защите населения, матери­альных и культурных ценностей на территории Россий­ской Федерации от опасностей, возникающих при веде­нии боевых действий или вследствие этих действий.
      • В современных условиях гражданская оборона яв­ляется одним из важных элементов национальной бе­зопасности России, обеспечения выживаемости госу­дарства в военное время.
      • Основные задачи ГО:
      • · обучение населения способам защиты от опаснос­тей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
      • · оповещение населения об опасностях, возникаю­щих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
      • · эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
      • · предоставление населению убежищ и средств ин­дивидуальной защиты;
      • · проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
      • · проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ве­дении военных действий или вследствие этих дей­ствий;
      • · первоочередное обеспечение населения, постра­давшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицин­ское обеспечение, включая оказание первой меди­цинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
      • · борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      • · обнаружение районов, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению, химическому, биологическому или иному заражению;
      • · санитарная обработка населения, обеззаражива­ние (дезактивация) техники, зданий, территории и проведение других необходимых мероприятий;
      • · восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
      • · оценка восстановления функционирования необ­ходимых коммунальных служб в военное время;
      • · разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
      • · обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
      • Структура РСЧС

      Организационная структура РСЧС объединяет ор­ганы управления, силы и средства органов исполни­тельной власти (от федеральных до местного само­управления) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения в ЧС в мирное и военное время. Она состоит из территори­альных и функциональных систем и имеет пять уров­ней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

      1. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соот­ветствующих их административно-территориальному делению.
      2. Функциональные подсистемы создаются федераль­ными органами власти и включают органы управле­ния, силы и средства министерств и ведомств, органи­зующих работы по защите населения от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
      3. На каждом уровне РСЧС имеются координирую­щие органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, а также соответствующие силы и средства, резервы материальных и финансо­вых ресурсов и системы связи, оповещения и инфор­мационного обеспечения.
      4. Координирующими органами на федеральном и ре­гиональном уровнях являются, соответственно, Меж­ведомственная и ведомственная комиссии по преду­преждению и ликвидации ЧС и региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий; на территориальном, местном и объектовом уровне — комиссии по ЧС (КЧС).
      5. Координирующие органы организуют, контроли­руют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреж­дению и ликвидации ЧС на подведомственных им тер­риториях и объектах.

      Органами постоянного управления по делам граж­данской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на феде­ральном уровне — Министерство по делам ГОЧС, на региональном уровне — региональные центры (РЦ), на территориальном и местном уровнях — ко­митеты, главные управления, управления, отделы, со­здаваемые при органах исполнительной власти и ор­ганах местного самоуправления, органы управления по делам ГОЧС и на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица) по де­лам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

      Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях. Единые дежурно-диспечерские службы (ЕДДС), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти (ДДС).

      Общее руководство гражданской обороны и защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС (РГО и ЗНиТ)

      В системе управления РСЧС предусмотрено созда­ние стационарных и подвижных пунктов управления (ПУ). Стационарные ПУ могут быть повседневными (мирное время) и запасными (военное время).

      • Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются не­штатные органы управления: оперативные штабы (группы) — ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них пред­ставителей ФСБ, МВД и других служб.
      • К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы (учреждения) и организа­ции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоя­нием природной среды и обстановкой на потенциаль­но опасных объектах; формирования Госсанэпиднад­зора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; геофизическая служба РАН; оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России; учреждения и агентства по мониторингу ЧС; учреждения сети наблюдения и лабораторного кон­троля ЧС.
      • Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения посто­янной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:
      • · части и подразделения МЧС:
      • ü поисково-спасательная служба (ПСС), включаю­щая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территори­альные спасательные службы;
      • ü противопожарные части и подразделения;
      • ü войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;
      • · специально подготовленные инженерные и хими­ческие части и подразделения Минобороны (МО) России;
      • · сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;
      • · бригады экстренного реагирования и специализи­рованной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;
      • · профессиональные спасательные отряды и различ­ные формирования Минатома и других профиль­ных министерств и ведомств.
      •  Кроме сил постоянной готовности различной степе­ни к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварий­но-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организа­ций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.
      • Формирования общего назначения подразделяют­ся на сводные отряды (команды, группы), предназна­ченные для проведения как аварийных, так и спаса­тельных работ, и спасательные формирования, выпол­няющие в основном спасательные работы.

      Формирования служб (группы, звенья) могут со­здаваться для наблюдения за экологической обстанов­кой, а также проведения противопожарных, медицин­ских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.

      Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает: центр управления в кри­зисных ситуациях МЧС; информационные центры федеральных органов исполнительной власти; инфор­мационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Фе­дерации; абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС; информационные центры организаций; средства связи и передачи дан­ных (рис. 7.1).

      Структура ГО РФ

      Организационная структура ГО базируется на осно­ве структуры РСЧС с учетом определенных и заранее спланированных изменений в ее элементах на основе требований Федерального закона «О гражданской обо­роне», и полностью развертывается при переводе стра­ны (отдельных регионов) на военное положение или при возникновении военных действий (рис. 7.2).

      1. Руководство гражданской обороной Российской федерации осуществляется правительством РФ во гла­ве с премьер-министром — начальником ГО страны.
      2. Руководство гражданской обороной в Федеральных органах исполнительной власти и в организациях осу­ществляют их руководители, являющиеся по должнос­ти начальниками гражданской обороны указанных ор­ганов и организаций.
      3. Руководство гражданской обороной на территори­ях субъектов Российской Федерации, территориаль­ных образований, в отдельных организациях и на объ­ектах осуществляют соответственно главы исполни­тельной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления, руководители отдельных организаций и объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
      4. Органы управления рсчс
      5. Органы управления рсчс
      6. Начальники гражданской обороны несут персо­нальную ответственность за организацию и проведе­ние мероприятий ГО в Федеральных органах исполни­тельной власти, на предприятиях, а также в организа­циях (на объектах).
      7. Координирующие органы управления, в силу необ­ходимости соблюдения принципа единоначалия в ус­ловиях военного времени, могут быть преобразованы в консультативные органы сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с переходом их функций к постоянным органам управления.
      8. Функции постоянных органов управления, уполномо­ченных на решение задач в области ГО, будут выполнять­ся в основном имеющимися органами управления РСЧС (МЧС, РЦ, органы управления ГОЧС территориальных уровней) с определенными изменениями: на федераль­ном уровне МЧС будет взаимодействовать в решении за­дач с Генеральным штабом МО, на региональном уровне — Региональный центр — со штабом данного военного
      9. округа, на остальных уровнях в органах управления ГОЧС возможно увеличение количественного состава групп ГО в составе этих органов управления.

      Службы различных назначений, имеющиеся в РСЧС в мирное время, продолжают выполнять свои задачи и в военных условиях с приоритетом задач ГО. Могут со­здаваться также и новые службы — маскировки, радио­перехвата, борьбы с диверсантами и т. п.

      Повседневное управление гражданской обороной будет осуществляться теми же органами РСЧС, что и в мирное время (Центры по управлению в кризис­ных ситуациях, оперативно-диспетчерские службы, дежурно-диспетчерские службы), но с обязательным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления (ЗПУ).

      Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на них задач, являются со­единения, воинские части и другие формирования войск гражданской обороны а также нештатные формирования гражданской обороны.

      Нештатные формирования гражданской обороны являются формированиями, создаваемыми на потен­циально опасных объектах и на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение по тер­риториально-производственному принципу, владею­щими специальной техникой и подготовленными для защиты населения, материальных ценностей от опас­ностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Они составляют наи­большие по численности формирования ГО и предназ­начаются для выполнения основного объема аварий­но-спасательных работ и других мероприятий ГО.

      Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, ава­рийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общест­венного порядка, торговли и другие виды формирова­ний.

      В состав этих формирований могут входить: свод­ные и спасательные команды и группы; сводные ко­манды механизации работ; команды, группы, звенья разведки и связи; медицинские отряды, бригады, группы, звенья; подвижные госпитали; санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и груп­пы охраны общественного порядка и т. д.

      Для выполнения задач в области ГО в зависимости от обстановки могут привлекаться также профессио­нальные аварийно-спасательные службы различных уровней, аварийно-спасательные формирования, мо­бильные группировки ГО и МО, воинские части и под­разделения МО, другие части и подразделения посто­янной готовности РСЧС.

      Органы управления рсчс Мы поможем в написании ваших работ!

      Структура и органы управления РСЧС

      Цели и задачи РСЧС

      На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают всё, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

      До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.

      В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

      Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьёзные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций [4].

      С учётом этого Правительство РФ своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей.

      Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях.

      Позже этот день было решено считать днём создания Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента РФ они был объявлен Днём спасателя.

      Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г.

      Правительством РФ было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

      Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС [7].

      • Цель создания системы – объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      • Основные задачи РСЧС:
      • · разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
      • · осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;
      • · обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
      • · сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
      • · подготовка населения к действиям при ЧС;
      • · прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
      • · создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
      • · осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
      • · ликвидация ЧС;
      • · осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций [4].
      • Структура и органы управления РСЧС
      • РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС.
      • Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
      • · федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
      • · региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов РФ;
      • · территориальный, охватывающий территорию субъекта РФ;
      • · местный, охватывающий территорию района (города, населённого пункта);
      • · объектовый, охватывающий территорию объекта.
      • Территориальный подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий [2].

      Функциональный подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Таких подсистем насчитывается более трёх десятков.

      Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Структура координирующих органов РСЧС представлена на схеме 1.

      Схема 1.Структура координирующих органов управления РСЧС

      Органы управления рсчс

      В состав межведомственных комиссий (МВК) включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров. В их компетенцию входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [2].

      1. Основные задачи МВК:
      2. · формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;
      3. · координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесённым к её компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке этих проектов в Правительство РФ;
      4. · подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территорий страны от ЧС;
      5. · проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;
      6. · определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС;
      7. · разработка проектов федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, защите населдения и территорий страны от ЧС, координации работ по выполнению этих программ [5];
      8. · координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социально-экономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС);
      9. · определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.
      10. Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в её состав, органами исполнительной власти субъектов РФ [9].
      11. Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:
      12. · контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надёжности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;
      13. · наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
      14. · обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
      15. · разработка нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;
      16. · разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
      17. · создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения ЧС;
      18. · взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС;
      19. · руководство работами по ликвидации ЧС;
      20. · планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
      21. · сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
      22. · руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.
      23. Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные представители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях – оперативно мобилизовывать ресурсы территорий и эффективно ликвидировать ЧС.
      24. Задачи объектовых КЧС:
      25. · руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
      26. · организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
      27. · обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
      28. · руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
      29. · организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС [2].
      30. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС, структура которых приведена на схеме 2.
      31. Схема 2.Структура постоянно действующих органов управления РСЧС

      Органы управления рсчс

      Размещение органов повседневного управления РСЧС (схема 3) осуществляется на пунктах управления, оснащённых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

      Схема 3. Состав органов повседневного управления РСЧС

          Органы повседневного управления РСЧС   Пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней
      Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных и территориальных органов исполнительной власти и организаций

      Силы и средства РСЧС

      Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

      Силы и средства РСЧС подразделяются на: силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

      Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.

      ); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

      В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России [18].

      Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.

      Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных.

      Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов.

      По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости применяемые в технологических процессах современного производства.

      Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда.

      Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо и пропускной режим.

      В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

      Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

      Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям [23].

      Минпром, Минтопэнерго, Минатом все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

      Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

      Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.

      Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в девяти регионах на сегодня есть более 300 таких подразделений.

      Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

      В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму [9].

      Организация РСЧС; ее структура и задачи

      1. Организационная структура РСЧС

      В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО — в военное время.

      При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

      В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

      • Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.
      • Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:
      • •    функциональных (создаются федеральными органами власти),
      • •    ведомственных.
      • РСЧС имеет пять уровней:
      • •    федеральный,
      • •    региональный,
      • •    территориальный,
      • •    местный,
      • •    объектовый.
      • •    Каждый уровень РСЧС имеет:
      • о координирующие органы,
      • •    органы управления,
      • •    силы и средства РСЧС,
      • •    системы связи и оповещения,
      • •    резервы финансовых и материальных ресурсов.
      • 2. Основные задачи РСЧС
      • Основными задачами РСЧС являются:
      • •    проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации — защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;
      • •    формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;
      • •    оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
      • •    ликвидация чрезвычайных ситуаций;
      • •    создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;
      • •    выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);
      • •    оказание гуманитарной помощи и др.
      • При этом координирующими органами РСЧС являются:
      • •    на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
      • •    на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
      • •    на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ,    — комиссии по ЧС органов
      • исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
      • •    на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
      • •    на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).
      • Органами повседневного управления РСЧС являются:
      • •    пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
      • •    дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
      • Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.
      • 3. Режимы функционирования РСЧС
      • В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.
      • При этом режим повседневной деятельности включает:
      • •    осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
      • •    планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;
      • •    совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам — защиты и действиям при ЧС;
      • •    создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
      • •    осуществление целевых видов страхования.
      • Режим повышенной готовности предусматривает:
      • •    принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;
      • •    усиление дежурно-диспетчерской службы;
      • •    усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
      • •    принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
      • •    приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:
      • •    организацию защиты населения;
      • •    выдвижение оперативных групп в район ЧС;
      • •    организацию ликвидации ЧС;
      • •    определение границ зоны ЧС;
      • •    организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
      • •    осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

      4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

      1. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).
      2. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.
      3. Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

      При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

      Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС.

      Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая — для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

      • В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.
      • Скачать реферат: ORGANIZACIYa-RSChS-EE-STRUKTURA-I-ZADAChI.rar
      • Пароль на архив: privetstudent.com

      Рсчс — структура, основные задачи и функции системы — помощник для школьников спринт-олимпик.ру

      РСЧС это принятая аббревиатура, при помощи которой кратко обозначают систему органов, существующих ради охраны населения страны и ее территории от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС). 

      РСЧС- расшифровка и цель создания

      РСЧС это всем известное сокращение, которое определяется как «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 

      Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель. 

      Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.

      Задачи и функции РСЧС

      Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:

      • профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;
      • значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;
      • предотвращение самих происшествий и их результатов. 

      В соответствии с задачами РСЧС необходима для:

      • создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;
      • воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;
      • обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;
      • предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);
      • расчета ущерба, нанесенного ЧС;
      • организации резерва необходимых ресурсов — как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;
      • проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);
      • международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран). 

      Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

      Структура данной системы состоит из пяти уровней:

    2. Федеральный — данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).

    3. Межрегиональный — образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.

    4. Региональный — уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.

    5. Муниципальный — к нему относится вся территория города.

    6. Объектовый — охватывает территории предприятий.

    7. На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.

      Координационные органы РСЧС

      В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.

      Основные задачи КЧС

      Задачами КЧС являются:

      • руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;
      • увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;
      • подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;
      • принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;
      • упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;
      • регулирование проведение аттестации спасателей.

      Органы управления РСЧС

      На каждом уровне все органы управления подразделяются на органы повседневного управления, координационные и постоянно действующие.

      Силы и средства РСЧС

      К силам, всегда находящимся в полной готовности можно отнести: аварийно-спасательные службы и формирования, а также общественные объединения, в арсенале которых имеются специализированное оборудование, техника и приспособления. 

      Основные направления деятельности РСЧС

      • На сегодняшний день РСЧС является одним из ключевых звеньев государственной власти. 
      • Приоритетными направлениями деятельности системы РСЧС являются:
      • разработка возможных оргтехмероприятия по защите земель РФ и ее народа от ЧС, которые впоследствии могут быть внесены в закон;
      • регулирование функционирования РСЧС;
      • контроль за работой подразделений МЧС;
      • исполнение работ, нацеленных на профилактику ЧС;
      • профессиональная подготовка профессионалов по спасению населения;
      • финансирование и материально-техническая поддержка РСЧС.

      На данный момент она отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания.

      Благодаря деятельности данной системы, во всех уголках России эффективно организована работа с населением, проводятся всевозможные тренинги, лекции, на которых сотрудники рассказывают не только взрослым, но и детям (даже детсадовского возраста) о том, что из себя представляет ЧС, как необходимо себя вести при ее наступлении и какие меры следует соблюдать для недопущения ее возникновения.

      Вплоть до сегодняшнего времени эта структурированная система позволяет действенно организовать работу входящих в нее подразделений, способствует проведению всех необходимых мероприятий, направленных на профилактику ЧС, спасение людей от гибели и уничтожение последствий от различных катаклизмов и других катастроф.

      ПредыдущаяСледующая