Правовые нормы

Правовой статус саморегулируемой организации

Правовой статус саморегулируемой организации

Что такое СРО в строительстве? Это объединение профессионалов, предоставляющих профильные услуги (реконструкция, капитальный ремонт, строительство и снос объектов). Оно выступает посредником между государством, участниками рынка и членами саморегулируемой организации. Самостоятельно регулирует права, обязанности, возмещает третьим лицам ущерб за ненадлежащее качество выполненных работ, осуществляет контролирующие и надзорные функции.

Деятельность СРО в строительстве регламентируется Градостроительным Кодексом РФ, согласно изменениям в 372 ФЗ, от 1 июля 2017г.

Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске.

Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски.

Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично.

Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

Государство поставило перед саморегулируемыми организациями задачи по предотвращению нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу физическим лицам, государству, окружающей среде, животному и растительному миру, а также памятникам культурного наследия. Также стоит перед СРО и задача по повышению качества выполнения работ в каждой из отраслей.

Все о саморегулировании можно узнать из действующих в настоящее время законов. Основные из них:

  • Как уже было сказано выше, саморегулируемая организация имеет полномочия по выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ и дальнейшей контрольной функции за своими членами.
  • Для этого СРО должна сначала разработать и утвердить Общим требования к выдаче свидетельства о допуске, правила контроля в области саморегулирования, стандарты, положения и другие документы.
  • СРО может участвовать в обсуждении федеральных законов, государственных программ, относящихся к профессиональной деятельности членов, и направлять свои предложения в органы государственной власти.
  • Также согласно законодательству, саморегулируемая организация вправе обратиться в суд, отстаивая интересы членов Партнерства.
  • Важно помнить, что СРО вправе применять меры дисциплинарного воздействия к членам, которые нарушают требования, в виде приостановления свидетельства о допуске, вплоть до прекращения его действия и исключения из членов СРО.

Основные задачи прописаны в ст.6 ФЗ № 315. Сегодня, именно некоммерческие объединения, а не государство, несут ответственность за работу фирм, которые являются их членами. Законодательное регулирование контрольно-надзорных функций, способствует повышению качества оказываемых услуг.

Функции

Деятельность самих саморегулируемых объединений контролируется органами Ростехнадзора и ассоциацией НОСТРОЙ. Вся информация о них содержится в государственных реестрах.

КТО ДОЛЖЕН ВСТУПАТЬ В СРО?

  • Участники закупок, при сумме договора на строительный подряд выше трех миллионов рублей.
  • Застройщики, при самостоятельном проведении строительных работ.
  • Технические заказчики.
  • Генеральные подрядчики, планирующие участвовать в тендерах, торгах.
  • Компании, работающие на уникальных, опасных, технически сложных объектах.
  • Организации, занимающиеся капремонтом, расселением, сносом жилья по федеральной программе.
  • Нахождение в штате 2 специалистов, включенных в Национальный реестр.
  • Наличие сертификата ISO для проведения работ на опасном объекте.
  • Оплата компенсационного фонда возмещения вреда.
  • Действующий договор страхования гражданской ответственности.

Ассоциация «Содружество Строителей» предоставляет всестороннюю помощь на всех этапах оформления членства в СРО, бесплатно оказывает правовую и юридическую поддержку.

У нас нет комиссий и скрытых платежей. Вы получаете высокое качество услуг по доступным ценам.

Компании, стоящие перед необходимостью вступления в саморегулируемую организацию, часто не понимают всех привилегий и выгод членства.

Компании малого бизнеса не всегда могут содержать в штате юристов, но являясь членом Партнерства могут рассчитывать на помощь юристов СРО, связанной с защитой своих законных прав и интересов в судебных инстанциях.

Вступление в СРО никак не связано с территориальными границами, т.е. компания из Калининграда может получить свидетельство о допуске на Дальнем Востоке. Это позволяет расширять географические границы участников саморегулирования в рамках одного Партнерства, тем самым расширяются деловые связи и взаимовыгодное сотрудничество компаний по стране.

Так как СРО разрабатывает стандарты профессиональной деятельности для членов Партнерства, которые в обязательном порядке должны быть внедрены в работу компании, это приводит к повышению качества работ.

Добросовестное Партнерство всегда заинтересовано в оказании дополнительной помощи своим членам, такой как проведение семинаров и круглых столов, повышение квалификации и аттестации, дополнительном информировании по функционированию отрасли или о возможности участия в тендерах.

Правовое положение саморегулируемых организаций

Закрепление правового статуса саморегулируемых организаций определяется ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 17 декабря 2007 года

Под саморегулируемой организацией понимается некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Правовой статус саморегулируемой организации некоммерческая организация приобретает с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Основной идеей саморегулируемых организаций является переложение контрольных и надзорных функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка.

При этом с государства снимаются явно избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности.

В связи с внедрением института саморегулируемых организаций постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

  • Саморегулируемые организации создаются в следующих видах предпринимательской деятельности:
  • — на рынке ценных бумаг (брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг);
  • — в строительной деятельности;
  • — в проектировании;
  • — в инженерных изысканиях;
  • — в инвестиционной деятельности;
  • — в аудиторской деятельности;
  • — в лизинговой деятельности;
  • — в оценочной деятельности;
  • — в деятельности арбитражных управляющих.
  • Правовой статус характеризуется совокупностью прав, свобод, обязанностей и возможностью нести ответственность. В соответствии с действующим законодательством, саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
  • 1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  • 2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • 3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • 4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • 5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • 6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

  1. В соответствии с установленными статьей 6 (п.З) ФЗ «О саморегулируемых организациях» основными функциями, в процессе осуществления своей деятельности саморегулируемая организация имеет право:
  2. 1. осуществлять контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации;
  3. 2. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов, либо создающие угрозу такого; нарушения;
  4. 3. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз, проектов нормативных правовых актов;
  5. Саморегулируемая организация, ее органы управления, специализированные органы и работники обязаны соблюдать требования ФЗ «О саморегулируемых организациях», других федеральных законов, устав, стандарты и правила.
Читайте также:  Ответственный за электрохозяйство в офисе

Особое значение при характеристике правового статуса саморегулируемых организаций занимают существующие ограничения прав ее должностных лиц и иных работников.

Например, саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Что такое СРО и для чего она нужна

Что такое СРО?

После того, как государство перестало выдавать лицензии, подтверждающие квалификации строителей, эти полномочия перешли к саморегулируемым организациям. Эти же объединения отвечают и за выплату компенсаций заказчикам, пострадавшим от неквалифицированно выполненных работ застройщиками, проектировщиками и изыскателям.

Что такое СРО и для чего она нужна

Саморегулируемая организация объединяет разные компании одной отрасли для того, чтобы контролировать и регулировать процесс исполнения участниками их работы. Например, строители становятся участниками строительного СРО, проектировщики – проектного, изыскатели – изыскательного. Чем занимаются эти объединения:

  • разрабатывают нормы, касающихся качества проведения строительных работ;
  • следят за соответствием строительных компаний заданным требованиям.

Фактически, саморегулируемое объединение – это посредник между участниками рынка (заказчиком и исполнителем работ), занимающийся улаживанием конфликтов между сторонами, если такие возникают.

СРО – некоммерческая организация. Статус присваивается объединению после его включения в госреестр, и теряется, когда СРО исключают из него.

Деятельность саморегулируемых объединений подчиняется ФЗ №315 и ФЗ №372. Кроме того, все они обязательно регистрируются в налоговых.

Функции и цели организации

Саморегулируемые объединения создавались для того, чтобы контролировать деятельность предприятий, работающих в сфере строительства. До 2010 года этим занималось государство.

Но затем эта обязанность была переложена на самих участников рынка – так государство снизило нагрузку на бюджет, из которого приходилось изымать средства на возмещение убытков, причиненных исполнителями (застройщиками) по неосторожности, недостаточности квалификации или из-за неисполнения договоренностей.

Теперь компенсацию выплачивают не за счет госсредств, а фактически за счет самих строителей – деньги на это берутся из компенсационного фонда СРО, членом которой является компания, причинившая вред. В чем заключаются основные цели саморегулируемых организаций:

  • предупреждение причинения вреда здоровью, жизни или имуществу заказчиков;
  • повышение качества проводимых работ;
  • обеспечение выполнения участниками договоров.

Все они зафиксированы в статье 55.1 части 1 ГрК РФ. Функции, права и обязанности объединений также установлены законодательно. Что к ним относится:

  • определение требований к вступлению и членству предпринимателей и предприятий;
  • представление интересов участников объединения перед органами государственной власти и местного самоуправления;
  • организация возможности прохождения необходимой аттестации, получения нужной квалификации и ее повышения участникам объединения;
  • арбитраж при возникновении споров между членами СРО, их заказчиками и потребителями предоставляемых услуг;
  • назначение дисциплинарного наказания в случае нарушения участниками правил СРО, вплоть до исключения нарушителя из объединения.

Саморегулируемые организации контролируют деятельность своих участников – проводят проверки, плановые и внеплановые. Они могут быть как выездными, так и камеральными (дистанционными, документальными). Это их право регламентируется статьей 9 ФЗ №315.

Виды СРО

Существует несколько видов объединений: арбитражников, оценщиков, аудиторов и прочих. Но для строительной отрасли наибольшее значение имеют объединения строителей, проектировщиков, изыскателей.

Строительные СРО – некоммерческие организации, внесенные в госреестр. В них входят предприниматели и компании, специализирующиеся на строительстве, реконструкции и капремонте.

Объединения проектировщиков – это тоже некоммерческие организации, внесенные в госреестр. Их участники – компании, предоставляющие услуги в области архитектурно–строительного проектирования.

  • СРО изыскателей – НКО, внесенные в реестр, в состав входят компании и частные лица, специализирующиеся на изысканиях.
  • Все эти объединения подчиняются законодательству: Градостроительному кодексу (ФЗ № 190) и Закону о СРО (с изменениями и дополнениями).
  • Что дает членство в саморегулируемой организации
  • Компании–участники саморегулируемой организации имеют множество преимуществ по сравнению с застройщиками, проектировщиками и изыскателями, не имеющими разрешений от СРО. Какие бонусы дает членство в объединениях:
  • защита профессиональной деятельности и интересов бизнеса;
  • возможность возмещать ущерб, причиненный заказчику, за счет компенсационных фондов;
  • возможность участвовать в различных аукционах, тендерах, закупках, в том числе государственных (при этом шансы получить желаемый заказ у компании–участника СРО выше, чем у тех, кто работает самостоятельно);
  • оперативное получение самых свежих изменений в законодательстве, касающихся строительства, изысканий и проектирования;
  • получение необходимых консультаций квалифицированных юристов и бухгалтеров;
  • обмен опытом и наработками с коллегами по «цеху»;
  • пользование ресурсами объединения для повышения квалификации собственных сотрудников.
  1. Кроме того, участие в СРО повышает престиж строительной организации у заказчиков – так они будут уверены в том, что сотрудники, которым они доверяют выполнение задачи, будут обладать нужными знаниями и квалификацией.
  2. Кому членство в СРО не обязательно
  3. В 2016 году в ГрК РФ были внесены изменения (ФЗ № 372), согласно которым членство в СРО теперь является обязательным не для всех, а только некоторым строительным организациям. К таким относятся:
  • строительные фирмы, выполняющим работы по строительству, капремонту и реконструкции;
  • технические заказчики (уполномоченные партнеры застройщика);
  • предприятия, участвующие в государственных и коммерческих аукционах, тендерах;
  • строительные подрядчики, заключившим договор на сумму выше 3 млн. рублей.

Но для некоторых стройфирм членство в СРО перестало быть обязательным. Речь идет о таких предприятиях:

  • Государственные и муниципальные организации.
  • Публично–правовые образования.
  • Компании, где половина собственности принадлежит государству.
  • Подрядчики, работающие с «небольшими» заказами на сумму менее 3 млн. рублей.
  • Юридическим лицам, где учредителями выступают публично–правовые образования (с долей собственности 50% и выше).
  • Предприниматели, которые занимаются строительством малоэтажных зданий, частных домов, выполняют работы на объектах некапитального строительства.

Эти предприятия могут быть членами объединения, но для них вступление добровольное, тогда как для остальных – обязательное.

Что нужно для приема в СРО

Для вступления стройфирма должна предоставить пакет бумаг. Их перечень установлен статьей 55.6 ГрК РФ и включает:

  • Заявление о приеме. В нем обязательно указывают список работ, которыми планирует заниматься потенциальный участник объединения.
  • Копии регистрационных и учредительных документов.
  • Приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера.
  • Выписки ЕГРЮЛ, Госкомстата.
  • ОГРН и ИНН;
  • Документы, подтверждающие квалификацию и опыт руководителя предприятия.
  • Трудовые договоры с высококвалифицированными специалистами.
  • Этот список примерный – каждая СРО имеет право самостоятельно включить в него и другие документы.
  • Требования к вступлению
  • Для того, чтобы стать участниками СРО предприятия должны соответствовать определенным требованиям:
  • При выборе СРО для вступления учитывать, что членство допускается только в объединениях, зарегистрированных в том же регионе, где и строительное предприятие. Если Вы занимаетесь изысканиями или проектированием, то вступать можно в любое СРО независимо от региона.
  • Все необходимые взносы (членский, платеж в компенсационный фонд, вступительный) должны быть переведены со счета строительной компании на спецсчета выбранной организации в полном объеме. Величина платежей будет зависеть от того, какими работами планирует заниматься строитель.
  • В штате строительного предприятия должно состоять не менее двух высококвалифицированных сотрудников, зарегистрированных в национальном реестре (НРС).
Читайте также:  Договор на оказание юридических услуг между физическими лицами

Участники СРО должны неукоснительно выполнять правила объединения и регулярно перечислять необходимые взносы. Систематическое несоблюдение требований приведет к тому, что предприятие исключат из саморегулируемой организации. Сделанные взносы при этом не вернут.

Как проходит процедура вступления в СРО

Она включает несколько этапов:

  1. Определение уровня ответственности. В строительстве их 5, в проектировании и изысканиях – 4. Он зависит от того, какие работы планирует выполнять будущий участник, необходимо ли ему участие в тендерах. Другими словами, он опирается на максимальную стоимость договора на выполнение работ.

  2. Оплата необходимых взносов. Величина платежей в компенсационный фонд напрямую зависит от выбранного уровня ответственности: чем он выше, тем большая сумма подлежит уплате. Такое разграничение нужно для того, чтобы не «уравнивать» компенсацию за причиненные ущербы: величина возмещения за причиненный убыток размером миллион не может быть одинаковым за вред, исчисляемый десятками миллионов.

  3. Сбор и заполнение необходимой документации (заявлений, анкет и прочих бумаг).

Членство в СРО дает строительным предприятиям множество преимуществ.

Но сам процесс вступления в объединение – процесс длительный и сложный, ведь важно не упустить множество нюансов: узнать, выдает ли объединение нужные допуски, какие размеры обязательных платежей и периодичность их уплаты, как наказывают нарушителей (есть ли штрафы или ограничиваются предписаниями) и прочее. Поэтому, если в строительной организации нет своего юриста, разбирающегося в этом вопросе, то проведение процедуры лучше доверить профессионалу.

Специалисты компании СтройЮрист помогут вам разобраться со всеми вопросами, касающимися членства в СРО. Получить консультацию вы можете на сайте msk.stroyurist.ru по телефону +78007001525 или электронной почте [email protected].

Что такое саморегулируемые организации

Большой интерес ряда фирм к СРО возник в январе 2010 года, когда вступление в организацию стало заменой прежней системы лицензирования. Для некоторых ЮЛ вступление в СРО является обязательным. Это условие дальнейшего ведения деятельности.

Основные особенности СРО

Саморегулируемые организации (СРО) – это некоммерческие структуры, образованные по отраслевому признаку. К примеру, это объединения строительных фирм. Деятельность рассматриваемых организаций контролируется государственными структурами. Самые распространенные формы СРО:

  • Строительно-ремонтные.
  • Проектные.
  • По инженерным изысканиям.
  • Рекламные.
  • Автотранспортные.

СРО существовали и до 2010 года, однако они обладали меньшими полномочиями. Ранее компания даже при вступлении в организацию, должна была получать лицензию. Ситуация эта отличалась массой минусов:

  • Бюрократия.
  • Дополнительная нагрузка на государственный аппарат.
  • Необходимость контроля над деятельностью всех компаний, даже если она ведется законно.
  • Длительный срок получения лицензии.

СРО – это значительно более эффективный аппарат. Если один из участников будет заниматься противоправной деятельностью, общую ответственность за это несут все лица, вступившие в организацию. Это обеспечивает эффективный контроль над каждой компанией. Однако контроль – это еще не все функции СРО. Организация также занимается защитой прав своих участников.

Главная цель создания СРО в рыночной экономике – снижение государственного контроля, обеспечение гибких условий и удобной деятельности. Обращение в организацию позволяет избежать коррупции и бюрократии.

К СВЕДЕНИЮ! Первые прототипы нынешних саморегулируемых объединений появились еще в эпоху Возрождения. В то время сотрудники тех или иных отраслей объединялись в группы, наделенные управленческими функциями.

В форме, приближенной к современной, объединения возникли в начале 20 века. Однако в то время они специализировались на контроле над содержанием рекламы. В России СРО получили большое распространение с 2009 года.

Однако первый закон об организациях появился еще в 2007 году.

Цели деятельности СРО

Хоть и в организацию входят только участники рынка, на субъект возложено много функций. Рассмотрим цели работы СРО:

  • Обеспечение безопасности деятельности путем предоставления доступа к работам и его ограничения.
  • Предупреждение появления на рынке участника, деятельность которого может принести вред человеку или окружающей среды.
  • Повышение качества взаимодействия заказчика с исполнителем.
  • Представление интересов участников СРО в суде и прочих органах.

СРО может самостоятельно определить, стоит ли доверять той или иной компании. Однако доверие это не является безосновательным.

Для вступления в организацию фирма должна предъявить документы, подтверждающие правомерность работы. Представители объединения всесторонне изучают деятельность субъекта и только после этого дают доступ в СРО.

Участнику выдается свидетельство, на основании которого он может заниматься своей деятельностью.

Кто должен вступать в организацию

В СРО обязаны вступать все субъекты, деятельность которых приведена в перечне, отраженном в Приказе Минразвития №274.

Даже если деятельность, указанная в перечне, является дополнительной, а не основной для субъекта, вступать в объединение все равно придется.

Однако нужно сказать, что в СРО часто вступают фирмы на добровольной основе. Связано это со следующими преимуществами, предоставляемыми при получении доступа:

  • Увеличение доверия со стороны контрагентов и клиентов.
  • Получение допуска к бесплатным программам по повышению квалификации.
  • Защита интересов участника в судах.
  • Помощь специалистов при возникновении сложных ситуаций.
  • Обмен опытом между фирмами, работающими в одной и той же отрасли.
  • Информационная поддержка.
  • Оказание юридических консультаций.

Если в процессе деятельности будет нанесен ущерб третьим лицам, компенсация им выплачивается из компенсационного фонда. Эта мера полезна как для участников, так и для самой СРО.

Объединение, понимая принцип субсидиарной ответственности, будет более внимательно подходить к предоставлению доступа. Участник же при возникновении тяжелой ситуации получает финансовую поддержку.

Однако нужно также принимать во внимание, что фирма регулярно перечисляет взносы в общий компенсационный взнос.

Общие условия вступления в СРО

СРО обладают довольно широкими полномочиями. В частности, организации могут самостоятельно устанавливать размер некоторых взносов, условия вступления.

Ограничение только одно – условия получения доступа не могут быть мягче тех положений, которые прописаны в законе. Однако объединения могут делать эти условия более жесткими.

Существуют СРО, в которые вступить крайне сложно. Однако участие в них является наиболее престижным.

Рассмотрим стандартную схему вступления в СРО:

  1. Направление в СРО заявления.
  2. Предоставление пакета документов.
  3. Оплата вступительного взноса.
  4. Получение свидетельства.

Составлению заявления предшествует выбор подходящего объединения. СРО подбирается по территориальному, отраслевому принципу.

К примеру, если строительная организация работает в Челябинске, она должна искать объединение, специализирующееся на строительной деятельности, работающее в Челябинской области. Немаловажным фактором в выборе являются условия вступления.

Если компания не может пройти строгий отбор, ей нужно обращаться к СРО, более лояльным в предоставлении допуска.

ВАЖНО! У каждого объединения могут быть свои требования относительно перечня документов, необходимых к предоставлению. Поэтому перед подачей заявки нужно зайти на сайт конкретного СРО и ознакомиться с установленными условиями.

Могут ли исключить из СРО

Фирма получает свидетельство, разрешающее заниматься той или иной деятельностью, на неограниченный срок. Однако компания может быть исключена из СРО. Отзыв допуска выполняется в этих случаях:

  • Причинение ущерба третьим лицам (контрагенты, партнеры, клиенты).
  • Невыплата обязательных взносов.
  • Занятие деятельностью, на которую нет допуска.

Если фирма подлежит обязательному участию в СРО, при исключении из организации она утрачивает право на занятие деятельностью.

Стоит ли вступать в СРО?

Имеет ли смысл вступать в саморегулируемую организацию? Если деятельность подлежит обязательному получению допуска, вступать в объединение нужно. Работа без свидетельства – опасное мероприятие.

Если правонарушение будет обнаружено, ЮЛ может быть привлечено к ответственности. Но стоит ли вступать в СРО добровольно? Преимущества вступления приведены выше.

Это юридическая, консультационная, информационная поддержка, защита интересов, постоянное взаимодействие с другими участниками. Однако нужно учитывать и минусы:

  • Большой размер вступительных взносов (могут составлять 200 000 – 400 000 рублей).
  • Необходимость ежемесячно выплачивать членские взносы.
  • Необходимость прохождения ежегодных проверок СРО.
  • Если другой участник объединения нанесет ущерб третьему лицу, средства (в том числе совокупность компенсационных взносов фирмы) будут направлены на выплату компенсации.
Читайте также:  Отключение электроэнергии должникам

Основной вопрос, который стоит перед потенциальным участником СРО – финансовый. Однако если компания располагает соответствующими средствами, вступить в объединение рекомендуется. Это поможет закрепиться на рынке.

Правовой статус саморегулируемых организаций

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 19Следующая ⇒

Арбитражных управляющих

Определение саморегулируемой организации арбитражных управляющих дано в ст. 2 Закона о банкротстве.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее – СРО АУ) – это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр СРО АУ и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Общая характеристика правового статуса СРО АУ определена в ст. 21 Закона о банкротстве.

Статус СРО АУ приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО АУ (п. 1 ст. 21 Закона о банкротстве).

  • За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО АУ уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах[35].
  • Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО АУ является выполнение ею следующих обязательных требований:
  • — соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в СРО АУ, утвержденным СРО;
  • — участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр СРО АУ), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
  1. — наличие разработанных в соответствии с требованиями Закона о банкротстве и являющихся обязательными для выполнения членами СРО АУ стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
  2. — создание органов управления и специализированных органов СРО АУ, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным Законом о банкротстве;
  3. — наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены Законом о банкротстве.
  4. СРО АУ может быть реорганизована только в форме слияния двух и более СРО АУ или в форме присоединения одной СРО АУ к другой СРО АУ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус СРО АУ, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях[36] с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве. В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус СРО АУ, включается представитель национального объединения СРО АУ.

Некоммерческая организация утрачивает статус СРО АУ с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО АУ (п. 3, 4, 5 Закона о банкротстве).

Дав общую характеристику правового статуса СРО АУ, связанного с созданием, реорганизацией и ликвидацией СРО АУ, рассмотрим ее права и обязанности. Права и обязанности СРО АУ установлены в ст. 22 Закона о банкротстве.

  • СРО АУ вправе:
  • — представлять интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • — участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением;
  • — подавать иски о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих — членов СРО, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также иными лицами;
  • — заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов СРО в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

— осуществлять иные установленные Законом о банкротстве права (п. 1 ст. 22 Закона о банкротстве).

  1. СРО АУ обязана:
  2. — разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в СРО;
  3. — разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами СРО стандарты и правила профессиональной деятельности;
  4. — контролировать профессиональную деятельность членов СРО в части соблюдения требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
  • — рассматривать жалобы на действия члена СРО, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
  • — применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом о банкротстве и внутренними документами СРО, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов СРО;
  • — заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена СРО в случае исключения арбитражного управляющего из членов СРО в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения, а также в иных случаях, установленных Законом о банкротстве;
  • — хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов СРО, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;
  • — осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • — обеспечивать формирование компенсационного фонда СРО для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами СРО при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
  • — организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;

— осуществлять иные установленные Законом о банкротстве обязанности (п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве).

Требования к созданию, функциям и компетенции органов управления и специализированных органов СРО АУ определены в ст. 21.1 Закона о банкротстве.

Органы управления СРО АУ, их структура, порядок формирования, компетенция, срок полномочий, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом некоммерческой организации, внутренними документами этой СРО в соответствии с требованиями Закона о банкротстве и других федеральных законов.

Высшим органом управления СРО является общее собрание членов СРО АУ. Общее собрание членов СРО АУ созывается не реже чем один раз в год в порядке, установленном уставом некоммерческой организации.

  1. К компетенции общего собрания членов СРО АУ относятся следующие вопросы:
  2. — утверждение устава СРО, внесение в него изменений;
  3. — установление условий членства в СРО, порядка приема в члены СРО и порядка прекращения членства в СРО;
  4. — определение приоритетных направлений деятельности СРО, принципов формирования и использования ее имущества;
  5. — избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО АУ, принятие решений о досрочном прекращении полномочий коллегиального органа управления или отдельных его членов;
  6. — утверждение в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом некоммерческой организации, отчетов коллегиального органа управления и исполнительного органа СРО о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности СРО АУ;
  7. — утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
  8. — назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа СРО, досрочное освобождение такого лица от должности;
  9. — утверждение сметы СРО, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности СРО;
  10. — принятие решения о добровольном исключении сведений о СРО из единого государственного реестра СРО АУ;
  11. — рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов СРО, на необоснованность решения об исключении этого лица из членов СРО и принятие решения по такой жалобе;
  12. — принятие решений о добровольной ликвидации СРО, назначении ликвидационной комиссии;
  13. — принятие иных решений в соответствии с федеральными законами и уставом некоммерческой организации.
  14. Общее собрание членов СРО АУ правомочно принимать решения, отнесенные к его компетенции, если на нем присутствует более чем пятьдесят процентов общего числа членов СРО.