Правовые нормы

Приватизация объектов электросетевого хозяйства

  • Приватизация объектов электросетевого хозяйства 20-летие РОО. Портреты Приватизация объектов электросетевого хозяйства Поздравления с 20-летием РОО
  • Приватизация объектов электросетевого хозяйства Общество оценщиков Татарстана. Семинар и общее собрание… Приватизация объектов электросетевого хозяйства Фотоконкурс
  • Приватизация объектов электросетевого хозяйства Форум «Цветущие Сады», 2012 Приватизация объектов электросетевого хозяйства Обучение экспертов. 2014 г., Москва
  • Приватизация объектов электросетевого хозяйства Отчетно-выборное собрание 2011 Приватизация объектов электросетевого хозяйства 20-летие Липецкого РО РОО, 8 июля 2016 г.
  • Приватизация объектов электросетевого хозяйства 20-летие РОО. Концерт

О приватизации электросетевого комплекса российской федерации

Приватизация объектов электросетевого хозяйства Валентин Викторович СЛОЕВ, заслуженный энергетик СНГ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

Из аналитического доклада Института проблем естественных монополий следует, что реформирование электроэнергетики, официально завершившееся в 2008 году окончательной реорганизацией и прекращением функционирования РАО «ЕЭС России», в реальности сегодня вступает в новую фазу.

Валентин Викторович СЛОЕВ, заслуженный энергетик СНГ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Причина проста — почти ни одна из целей реформы не была достигнута: не произошло ожидаемого роста эффективности предприятий отрасли, развитие электроэнергетики происходит не на основе стимулирования инвестиций; создать конкуренцию в секторе генерации и на розничном рынке не получилось; цены на электроэнергию для конечных потребителей достигли мирового уровня, а в некоторых случаях даже превзошли его, что поставило ряд отраслей промышленности, сельское хозяйство, малый и средний бизнес на грань выживания. В условиях вступления России в ВТО и обострения конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными компаниями, вопросы стоимости электроэнергии для отечественных производителей приобретают критически важное значение.

В электросетевом секторе страны в 2013 году произошло объединение ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» путем создания ОАО «Российские сети». Этому событию предшествовал ряд установочных совещаний на высшем уровне и разработка «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» (утверждена Постановлением правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 511-р).

Выступление Президента РФ В. В. Путина в ноябре 2012 г. на совещании по вопросам работы электросетевого комплекса подтвердило ранее озвученные направления по развитию отрасли: общий тренд на приватизацию ранее государственных энергокомпаний — правильный.

Президент в очередной раз подчеркнул, что «возврат к государственной форме собственности, который произошел бы в результате слияния ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК», неэффективен.

Ключом к решению назревших проблем должна стать ПРИВАТИЗАЦИЯ распределительных компаний страны.

Мировая практика показала, что компании, работающие в форме частной собственности, при соблюдении необходимых условий ведения бизнеса, гораздо эффективнее, чем государственные».

Так ли это? Опыт Франции, где присутствует фактически одна естественно-монопольная корпорация — Eltktricite de France и наблюдается наименьший рост цен на электроэнергию среди всех развитых стран, говорит об обратном. И наш собственный опыт в генерирующем секторе за годы реформирования заставляет с особой осторожностью относиться к предстоящей приватизации электрических сетей России.

В настоящее время доля государственных энергокомпаний в стране, участвующих в производстве электрической энергии, составляет всего 24,5% вместе с атомной энергетикой. На очереди — дальнейшая приватизация предприятий ОАО «Русгидро» и ОАО «Интеррао ЕЭС».

По сообщению Минэнерго РФ инвестиции компаний с государственным участием за последние три года более чем в 3,5 раза превышали инвестиции частных компаний, а их реализация была на уровне 96% против 70% соответственно.

В разработанной Схеме и программе развития ЕЭС России на период 2013–2019 годы предусматривается ввод генерирующих мощностей: 2016 г. — 3,02 ГВт, 2017 — 2,8 ГВт, 2018 — 1,59 ГВт, 2019 — 1,15 ГВт (в Китае в 2013 году введено 94 ГВт).

К тому же ежегодно возрастает так называемая недоступная мощность. По сведениям ОАО «Системный оператор» она достигла 44,2 млн кВт (19% от установленной мощности).

Неизвестно, как будет обеспечивать энергетика нужды потребителей в экстремальных условиях холодной зимы и росте электропотребления, чего не наблюдается в последние годы.

О распределительном комплексе российской федерации

Общая протяженность всех воздушных и кабельных линий электропередачи (ЛЭП) всех уровней напряжения в одноцепном исполнении составляет порядка 2,6 млн км.

Для сравнения — это 65 раз вокруг земного экватора. Это — айсберг, подводная часть которого не видна реформаторам.

Поэтому так легко, без всякого профессионального анализа и учета последствий навязываются обществу очередные непродуманные реформы.

Приватизация объектов электросетевого хозяйства

Эти сети сооружались, в основном, в 70–80 годы прошлого столетия по принципам массовой электрификации страны, по низким нормативным требованиям к устойчивости, с применением дешевых материалов и оборудования, требующих значительных затрат на ремонтное и эксплуатационное обслуживание.

Износ этих сетей находится на уровне 70%. По результатам качественной оценки технического состояния более 12% сетей напряжением 0,38–20 кв находится в неудовлетворительном и непригодном для эксплуатации состоянии и подлежит замене или списанию.

На восстановление находящихся в работе распределительных сетей требуется не менее 2,8 трл руб. Сейчас обновляется ежегодно менее 1%, требуется не менее 3–4%, т.е. темпы старения опережают обновление.

Где же найти инвесторов и эффективных собственников на восстановление и обслуживание такого хозяйства на бескрайних просторах Российской Федерации?

Во все времена и во всех цивилизованных странах сельскохозяйственное производство было, есть и, видимо, будет в обозримом будущем дотационным.

В советские времена тариф на электроэнергию для сельского хозяйства был самый низкий, в разы ниже, чем для остальных потребителей, что стимулировало производство, механизацию и автоматизацию производственных процессов, улучшало условия труда и жизни сельского населения. Что же изменилось в этой сфере за годы реформирования?

За последние 10 лет средние цены на электроэнергию в стране существеннее всего выросли как раз для сельхозпотребителей — в 5,5 раза (c 0,7 руб. до 3,8 руб. за кВт.ч).

Неудивительно, что эта сфера стремительно деградирует, не выдерживая конкуренции. Производства закрываются, сельское население, не находя применения, покидает места обитания, превращая страну в необжитую местность.

Более всего это характерно для Северных территорий, Нечерноземья, Сибири, Дальнего Востока.

Удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны в 1990 году составлял 13,3% против 6% в 2002 году и уже 3,9% в 2011 году. Это подтверждается и ежегодным снижением электропотребления, которое в 2011 году составило 14,1 млрд кВт.

https://www.youtube.com/watch?v=2CB68Gk3ihE\u0026pp=ygVb0J_RgNC40LLQsNGC0LjQt9Cw0YbQuNGPINC-0LHRitC10LrRgtC-0LIg0Y3Qu9C10LrRgtGA0L7RgdC10YLQtdCy0L7Qs9C-INGF0L7Qt9GP0LnRgdGC0LLQsA%3D%3D

ч или всего 1,4% от общего электропотребления в стране (1041 млрд кВт.ч). Еще в 1990 г. электропотребление в этой сфере было на уровне 70,5 млрд кВт.ч, т.е. снижение в 5 раз. Ошеломляющая статистика для России.

Понятно, что после вступления страны в ВТО улучшения не ожидается.

На большей части территории России сельские распределительные сети разгружены, значительная часть сельского населения неплатежеспособна, содержание таких сетей в российских условиях неэффективно и убыточно.

Исключение составляют сети в городах и в сельских регионах Юга, Поволжья, Черноземья и др., где большая плотность проживания населения. Приватизация таких сетей в принципе возможна и допустима при условии соответствующего обременения на законодательном уровне, которого в настоящее время не существует.

Попытка принятия Госдумой в 2012 году такого законопроекта за № 79403-6 «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливающих ряд обязательных условий при приватизации объектов электросетевого хозяйства была заблокирована профильными комитетами. Государство в очередной раз пытается устраниться от ответственности за функционирование важнейшей инфраструктуры в стране, на основе которой происходит развитие всей экономики и социальной сферы.

Распределительные сети России в техническом оснащении отстали от мирового уровня на целую эпоху.

Между тем, вынужденное сдерживание роста тарифов на электроэнергию, наметившееся снижение объемов электропотребления (в 2013 г. на 0,6%) в связи со спадом в экономике и уходом потребителей с договоров «последней мили» серьезно ударили по инвестиционным программам электросетевых компаний.

На период 2014– 2018 гг. в ОАО «Российские сети» секвестирование планируется в 1,6 раза. При этом, ФСК ЕЭС и МРСК Центра утвердили сокращение инвестпрограмм на четверть, МРСК Северного Кавказа на треть, МРСК Юга в 1,7 раза, МРСК Урала вдвое ниже 2013 года.

Это означает, что по цепочке резко упадет спрос на проектирование, строительство, монтаж, наладочные работы и на электротехническое оборудование и материалы.

В итоге, цели, поставленные в «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» по техническому перевооружению, снижению аварийности и потерь электроэнергии, уменьшению затрат на обслуживание морально устаревшего и физически изношенного оборудования не будут достигнуты.

Читайте также:  Понятие коммерческой организации

Необходима комплексная государственная Программа по широкомасштабному техническому перевооружению, реконструкции и развитию распределительного комплекса, тесно увязанная с развитием экономики и решением социальных задач регионов.

О магистральных электрических сетях

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.11.12 г. № 1567 в п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (ФЗ-35) 3 апреля 2013 г.

Государственной Думой РФ вносится изменение: «по завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) осуществляется путем прямого или КОСВЕННОГО владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50% плюс ОДНА голосующая акция». Это о «ФСК ЕЭС России», которая осуществляет эксплуатацию и развитие объектов ЕНЭС, составляющих основу Единой энергетической системы страны.

Фас россии | передача муниципального имущества коммунального назначения без торгов: нарушения антимонопольного законодательства и допустимые действия в сфере передачи муниципального имущества (объектов коммунального комплекса) в рамках закона о концессионных соглашениях

Передача муниципального имущества коммунального назначения без торгов: нарушения антимонопольного законодательства и допустимые действия в сфере передачи муниципального имущества (объектов коммунального комплекса) в рамках закона о концессионных соглашениях

Передача муниципального имущества коммунального назначения без торгов:

 нарушения антимонопольного законодательства и допустимые действия в сфере передачи муниципального имущества (объектов коммунального комплекса) в рамках закона о концессионных соглашениях

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14  Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

        Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Законом о теплоснабжении, в отношении объектов водоснабжения, водоотведения регламентирован Законом о водоснабжении и водоотведении.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.

2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее- Закон о теплоснабжении), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее- Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 3 статьи 28.

1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования установлены частью 3 статьи 41.1. Закона о водоснабжении и водоотведении.

Таким образом, в с 01.01.2015 передача в пользование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет, может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.

Правовые аспекты взыскания фактических потерь энергоресурса применительно в имущественному комплексу, которое было объектом приватизации

Законодательство обязывает сетевую организацию осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 8 Правил недискриминационного доступа).

Сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства (абз. 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике).

Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители (абз. 5 пункта 4 Основных положений). 

Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путём приобретения электрической энергии по заключённым ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (пункт 129 Основных положений).

В случае отсутствия заключённого в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства (пункт 130 Основных положений).

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ (см. – определение от 15.10.2014 № 308-ЭС14-91 по делу А53-16593/2013) в предмет доказывания по делу о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, фактически потерянной в электросетях при ее передаче, входит установление следующих обстоятельств:

  • принадлежность объектов электросетевого хозяйства и границ балансовой принадлежности сетей
  • факт перетока электроэнергии через электросети
  • способы фиксации объёмов электроэнергии на входе в электросеть и на выходе из неё
  • величина (количественное значение) электроэнергии, поступившей в сеть;
  • величина (количественное значение) электроэнергии, вышедшей из сети (суммарное значение объёма полезного отпуска, поставленного потребителям, и объёма, переданного в смежные электросети)
  • разность между двумя предыдущими величинами, которая составит величину потерь
  • задолженность по оплате, рассчитанная как разность между стоимостью потерянной электроэнергии и размером фактически произведённой за неё оплаты

Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих исследованию при рассмотрении спора о взыскании стоимости потерь, является установление факта принадлежности спорных сетей ответчику либо отсутствие иного законного владельца данных сетей.

NB! Из материалов дела следует и стороны не оспаривают, что спорный объект электросетевого хозяйства сетевой компании (прим. – ответчику) не принадлежит, а также не включен в реестр имущества в качестве бесхозяйного.

https://www.youtube.com/watch?v=2CB68Gk3ihE\u0026t=112s

Вместе с тем судами установлены следующие фактические обстоятельства. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Чувашской Республики распоряжением от 18.02.2003 № 262-р РГУП «Чувашхмельпром» преобразовано путем приватизации в ОАО «Чувашхмельпром» (прим. – третье лицо по настоящему делу).

Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, при этом приватизация осуществляется в отношении всего имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением имущества не подлежащего приватизации, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности (часть 3 статьи 3 Закона о приватизации, в ред., действовавшей на момент преобразования Предприятия).

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, а также сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия (часть 1 статьи 11 Закона о приватизации).

При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником (часть 4 статьи 11 Закона о приватизации).

Позиция суда кассационной инстанции — вышестоящая сетевая компания не является надлежащим ответчиком по делу

  • Если при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия спорный объект электросетевого хозяйства не вошёл в состав имущества, подлежащего приватизации, то это имущество осталось в государственной собственности
  • Имущественный комплекс унитарного предприятия представляет собой функционально и технологически единую сложную вещь, состоящую из совокупности вещей, участвующих в производственной деятельности предприятия и необходимых для осуществления его уставной деятельности
  • Отсутствие буквального совпадения наименования объекта в передаточном акте как «ЗТП-250кВа» (прим. – спорный объект ЭСХ), не изменяет правовой статус такого имущества для целей его приватизации как единого комплекса
  • Возможность осуществления Обществом определённой деятельности, предусмотренной его уставом, без переданного по акту имущества не означает исключение спорного имущества из состава имущественного комплекса унитарного предприятия
Читайте также:  Признание иностранной электронной подписи

Возложение на «вышестоящую» сетевую компанию обязанности по оплате потерь электрической энергии, возникших в объекте электросетевого хозяйства иного владельца, противоречит положениям статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктов 6,15, 50, 51 Правил недискриминационного доступа, пунктов 2, 4, 129, 130 Основных положений

Границы запрета на приватизацию объектов энергетики

Александра Феоктистова, руководитель Департамента комплексных проектов КГ «Михайлов и партнеры».

Жанна Манкулова, ведущий юрисконсульт КГ «Михайлов и партнеры».

Законом установлены ограничения на приватизацию в отношении объектов энергетики. Но определить на что именно распространяется такой запрет нельзя, так как в нормативных актах отсутствует определение понятия «объекты энергетики». Рассмотрим, как можно решить вопрос с приватизацией объектов энергетики, не дожидаясь усовершенствования законодательства.

Необходимость изменений

В Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон «О приватизации…») сформулировано только общее наименование объектов, включенных в перечень запрещенных к приватизации, — объекты энергетики.

Понятие «объект энергетики» в действующем законодательстве отсутствует. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» содержит только два определения — «объекты электросетевого хозяйства» и «объекты электроэнергетики».

Отметим также, что до сих пор не введено нормативное определение «объектов, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения», а равно установленный порядок отнесения объектов соцкультбыта к данной группе.

https://www.youtube.com/watch?v=2CB68Gk3ihE\u0026pp=YAHIAQE%3D

Все это способствует самому широкому толкованию запрета, установленного п. 1 ст. 30 Закона «О приватизации…».

Разграничение объектов энергетики

Поскольку действующее законодательство не позволяет безусловно идентифицировать социально значимые объекты, в том числе электро- и теплоэнергетического хозяйства, приватизация которых запрещена как в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия, так и отдельно от него, существуют риски признания приватизации таких объектов недействительной, как не соответствующей ст. 30 Закона «О приватизации…». С этой точки зрения определение конкретного состава имущества, запрещенного к приватизации, является ключевым моментом в вопросе приватизации социально значимых объектов. При этом один из возможных способов преодоления проблемы, возникающей из ст. 30 Закона «О приватизации…», мы связываем с разграничением объектов, путем установления их соответствия критериям, предусмотренным в Законе «О приватизации…».

Для объектов энергетики запрет на их приватизацию действует при условии, что они используются для обслуживания жителей соответствующего поселения и являются при этом объектами коммунально-бытового назначения.

В отсутствие достаточных аргументов в пользу обратного допустим, что все объекты энергетики, находящиеся на балансе энергетических унитарных предприятий, так или иначе предназначены для обслуживания населения. Однако не все из них могут соответствовать второму признаку, установленному Законом «О приватизации…», — иметь коммунально-бытовое назначение.

Нам не удалось обнаружить определение объекта энергетики коммунально-бытового назначения в нормативной документации, но можно предположить, что речь идет об объектах коммунальной или, так называемой, малой энергетики, а следовательно, существует возможность исключить из перечня объектов, запрещенных к приватизации, объекты промышленной энергетики.

Для разделения объектов можно использовать нормативные и нормативно-технические документы, из которых прямо или косвенно следует разграничение объектов тепло- и электроснабжения на относящиеся и не относящиеся к коммунальному хозяйству.

Нами была исследована классификация зданий и сооружений, которые относятся к объектам энергетики в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 N 359 (далее — ОКОФ). Из ОКОФ следует, что здания и сооружения, которые можно определить как объекты энергетики, включаются в разные классы объектов.

  • По нашему мнению, можно определить здания и сооружения, относящиеся к классам 11 4521000 и 12 4521000, как объекты промышленной тепло- и электроэнергетики (далее — промышленная энергетика), а здания и сооружения, относящиеся к классам 11 4527000 и 12 4527000 как объекты коммунальной тепло- и электроэнергетики (далее — коммунальная энергетика).
  • При применении предлагаемой классификации к наиболее типовым объектам энергетики в промышленную энергетику попадают теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), районная котельная, пункт электрический распределительный, а в коммунальную — подстанция трансформаторная, котельная отопительная и отопительно-производственная, пункт тепловой центральный (ЦТП), линия электропередачи кабельная.
  • Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) в ОКОФ не поименован, но исходя из предназначения ИТП, состоящего в передаче тепла для одного здания или его части, закономерно его отнесение к объектам коммунального хозяйства.

Повторяются в классификации в объектах промышленной и коммунальной энергетики линия электропередачи воздушная и сеть тепловая магистральная. Полагаем, что к объектам коммунальной энергетики относятся так называемые распределительные (разводящие) тепловые сети от теплового пункта до потребителя. Это отчасти подтверждается тем, что ЦТП и котельная являются объектами коммунального хозяйства.

Участки тепловой сети, составляющие тепловые вводы (участок тепловой сети от магистрального трубопровода до теплового пункта), прямо в ОКОФ не упоминаются. Но к их классификации могут быть применены те же подходы, что и для магистральных тепловых сетей.

Разграничение магистральных тепловых сетей

Для того чтобы определить возможные критерии отнесения той или иной части тепловой сети к определенной отрасли, был исследован документ — Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя от 13.12.2000 N 285).

В соответствии с ним под системой коммунального теплоснабжения понимается совокупность объединенных общим производственным процессом источников тепла и (или) тепловых сетей населенного пункта, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией жилищно-коммунального хозяйства (далее — организация ЖКХ).

Тепловая сеть исходя из комплексного анализа положений данного документа представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии потребителям, и включает как участки, состоящие из магистральных трубопроводов, так и разводящие тепловые сети.

https://www.youtube.com/watch?v=frIOrn0uy3E\u0026pp=ygVb0J_RgNC40LLQsNGC0LjQt9Cw0YbQuNGPINC-0LHRitC10LrRgtC-0LIg0Y3Qu9C10LrRgtGA0L7RgdC10YLQtdCy0L7Qs9C-INGF0L7Qt9GP0LnRgdGC0LLQsA%3D%3D

Таким образом, данным документом установлено отнесение участков магистрального трубопровода в составе тепловой сети к системам коммунального теплоснабжения, но применительно к нахождению последних на балансе предприятий, занимающихся эксплуатацией тепловых пунктов и тепловых сетей (организаций ЖКХ).

Данное соотнесение с отраслью по совокупности с двойным указанием такого объекта, как магистральная тепловая сеть и в отрасли коммунального хозяйства, и в электроэнергетике, можно расценивать следующим образом: магистральная тепловая сеть, находящаяся на балансе организации промышленной энергетики, относится соответственно к объектам промышленной энергетики. Напротив, магистральная тепловая сеть, находящаяся на балансе организации ЖКХ, относится к объектам коммунальной энергетики.

Если имеет место объединение общим производственным процессом объектов промышленной энергетики (квартальная тепловая станция (КТС), районная тепловая станция (РТС)) и объектов коммунального хозяйства (разводящих тепловых сетей, тепловых пунктов), то участки магистральной тепловой сети, начинающейся от собственного источника (РТС, КТС) до тепловых пунктов, по нашему мнению, можно отнести к объектам промышленной энергетики.

Читайте также:  Снижение юридических услуг

Следуя данной логике, магистральные трубопроводы, которые присоединены к «чужим» источникам тепла, если таковые имеются у организаций жилищно-коммунального хозяйства, могут рассматриваться как объекты коммунальной энергетики. Также изложенный подход, как уже отмечалось выше, может применяться к тепловым вводам.

Региональная практика

Конечно, предлагаемые критерии разделения перечисленных объектов на разрешенные и запрещенные к приватизации, не являются бесспорными.

Опираясь на информацию СМИ, а также нормативные акты региональных властей, можно сделать вывод о том, что во множестве субъектов Федерации и муниципальных образованиях полным ходом идет приватизация унитарных предприятий ЖКХ и энергетики.

И проблема разграничения объектов энергетики на приватизируемые и не приватизируемые в соответствии со ст. 30 Закона «О приватизации…

» наиболее остро стоит при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, созданных специально для осуществления деятельности в сфере производства, передачи и сбыта тепло- и электроэнергии.

Отношение властей регионов к приватизации объектов энергетики различно.

Постановлением Правительства Москвы от 02.08.

2005 N 578-ПП утверждена среднесрочная программа приватизации (продажи) государственного имущества города Москвы на 2005 — 2007 годы, в соответствии с которой в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации, попали ГУПы «Мосгортепло», «Мостеплоэнерго» и «Теплоремонтналадка», по совокупности осуществляющие снабжение теплом и горячей водой большей части столицы. Однако, как следует из сообщений СМИ, приватизация их имущественных комплексов была отложена из-за ограничений, установленных ст. 30 Закона «О приватизации…».

Обременение государственного имущества перед приватизацией эксплуатационными и инвестиционными обязательствами

Вопрос:

Возможно ли обойти на законных основаниях требование законодательства, например, с помощью каких-либо соглашений с отлагательными условиями (что будущий владелец уже после приобретения обязуется включить имущество в инвестиционную программу).

Так, при приватизации государственного имущества существуют ограничения, установленные законодательством — Федеральным законом N 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно в соответствии со ст.30.

1 Положения статьи требуют того, чтобы государственное имущество перед приватизацией должно быть обременено обязательствами — эксплуатационными и инвестиционными.

Так, инвестиционные обязательства предполагают, что имущество должно быть перед приватизацией включено в инвестиционную программу сетевой организации, которая в свою очередь должна быть утверждена соответствующим органом государственной власти.

Ответ:

Приватизация энергообъектов (переход права собственности) возможна лишь при условии обременения собственников обязательствами по строительству, реконструкции или модернизации, а также по эксплуатации указанных объектов.

Обоснование:

В силу статьи 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьей 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлены особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.

Одно из условий приватизации названных объектов — обременение их обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства) (пункт 1 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).

При этом условия инвестиционных обязательств определяются инвестиционными программами соответствующих организаций. А сами инвестиционные программы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).

  • Исходя из содержания пункта 8 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств подлежат обязательному включению, в том числе в качестве существенных условий, в следующие документы:
  • — решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества;
  • — договор купли-продажи объектов, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи;
  • — договор купли-продажи акций в случае, если объекты приватизируются путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
  • Как видим, инвестиционное обязательство, оформленное в виде инвестиционной программы организации (субъекта энергетики) — необходимое условие приобретения приватизируемого имущества.
  • То есть продать государственное (муниципальное) имущество (объекты энергоснабжения), не указав в договоре инвестиционные обязательства покупателя, не получится: в соответствии с этапностью приватизации данных объектов, приведенной в рассматриваемой статье, сначала он (субъект энергетики) определяет условия инвестиционных обязательств (в виде инвестиционной программы), уполномоченным органом принимается решение об условиях приватизации (содержащее эти условия для покупателя — о необходимости выполнения инвестиционных обязанностей), и только потом, с определенными инвестиционными обязательствами проводятся торги, определяется их победитель, заключается договор, и объекты (обремененные обязательствами) передаются покупателю.

Приватизация объектов энергетического комплекса с «отложенным» обременением инвестиционными и эксплуатационными обязательствами законодательством не предусмотрена. Иными словами, на момент перехода права собственности обременение данного права (в виде обязательств покупателя построить/реконструировать/модернизировать и эксплуатировать объект определенным образом) уже должно существовать.

Невключение организатором торгов в документацию (проект договора купли-продажи) условий таких обязательств признается антимонопольными органами нарушением закона.

Так, по обстоятельствам дела по жалобе энергосетевой компании на действия организатора торгов при проведении конкурса на право заключения договора купли-продажи муниципального имущества Комиссией УФАС России по региону было установлено, что условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств не были включены ни в состав решения об условиях приватизации объектов электросетевого хозяйства, ни в договор купли-продажи данного имущества. Такое действие организатора торгов в соответствии с позицией антимонопольного органа вступило в противоречие с пунктом 8 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ (Решение Комиссии УФАС по Кемеровской области от 27.12.2017 N 171/11-18.1-2017).

Госдума установила обязательные условия приватизации объектов ЖКХ — ТАСС

МОСКВА, 5 июля. /ИТАР-ТАСС/.

Госдума сегодня приняла закон об установлении обязательных условий приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем при условии их обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами. Документ был проголосован депутатами во втором и в третьем чтениях.

Условия инвестиционных /по строительству, реконструкции и /или/ модернизации/ и эксплуатационных обязательств в отношении таких объектов будут распространяться на все их составные части.

Условия инвестиционных обязательств в отношении приватизируемого имущества должны определяться утвержденными инвестпрограммами субъекта электроэнергетики, организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, организации, осуществляющей горячее водоснабжение, соответственно.

Содержание инвестиционного обязательства должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестпрограмм и утвержденным нормативными правовыми актами РФ в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Такое обязательство должно предусматривать предельные сроки его исполнения, превышение которых является существенным нарушением обязательства собственником или законным владельцем соответствующего имущества.

Эксплуатационные обязательства должны включать в себя максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем их непредоставления, превышение которых является также существенным нарушением обязательства.

Решение об условиях приватизации принимается после утверждения инвестпрограмм в отношении унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на соответствующем вещном праве, или в отношении организации, которой принадлежат права владения или пользования таким имуществом.

Условия инвестиционного и эксплуатационного обязательства включаются в качестве существенных условий в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация осуществляется посредством их продажи или путем внесения в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

В случае перехода права собственности на имущество к другому лицу инвестиционные и эксплуатационные обязательства в отношении этого имущества сохраняются. При регистрации перехода прав на имущество собственник обязан предоставить в регистрирующий орган сведения не только об этом имуществе, но и об инвестиционных и эксплуатационных обязательствах в отношение него.

В случае существенного нарушения инвестиционного или эксплуатационного обязательства собственником или законным владельцем федеральные, региональные или местные органы власти вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа имущества. Стоимость имущества определяется по результатам его оценки, за вычетом убытков, причиненных потребителям из-за существенного нарушения инвестиционного или эксплуатационного обязательства.