Признание электрических сетей бесхозяйными
В новом видео онлайн-журнала «Школа ЖКХ» эксперт Ассоциации «Р1» Павел Кузнецов разобрал ситуацию с бесхозяйными инженерными коммуникациями, к которым присоединяются внутридомовые системы МКД. Узнайте, почему появляются такие сети и какие существуют пути передачи их в эксплуатационную ответственность РСО.
Что учесть УО при управлении МКД – объектом культурного наследия
Застройщик возводит сети для подключения ВДИС дома, но не обязан передавать их муниципалитету
Павел Кузнецов, эксперт Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», в новом выпуске онлайн-журнала «Школа ЖКХ» рассказал о решении управляющими организациями проблем с бесхозяйными внешними сетями, ведущими в многоквартирный дом, и о том, почему это важно:
Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️
Подключение многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения для предоставления коммунальных услуг – одно из условий для его ввода в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). Чтобы подключить дом к сетям, застройщик должен:
- Получить у поставщиков ресурсов технические условия.
- Составить проект присоединения внутридомовых систем к внешним сетям.
- Реализовать его во время строительства МКД.
Как отметил эксперт, законодательством не предусмотрена обязанность застройщика передать возведённые сети органу местного самоуправления для их последующего закрепления за поставщиком коммунального ресурса. При этом муниципалитеты не заинтересованы в том, чтобы брать их на баланс. Так сети становятся бесхозяйными.
Как УО включить в квитанцию плату за допуслуги в отношении ОИ дома
Уо не несёт ответственность за эксплуатацию инженерных сетей за границей балансовой принадлежности
Вопрос ответственности за инженерные коммуникации МКД напрямую касается работы управляющих домами и сводится к определению границы балансовой принадлежности между ВДИС и внешними сетями, за которые УО/ТСЖ ответственности не несут. Павел Кузнецов указал на то, что с 2015 года судебная практика идёт по тому пути, что эта граница определяется по внешней стене здания (п. 8 ПП РФ № 491).
При этом следует различать два понятия:
- «граница балансовой принадлежности» – линия раздела сетей по признаку собственности/владения;
- «граница эксплуатационной ответственности» – линия раздела сетей по признаку ответственности за эксплуатацию.
Как определить, где в доме граница балансовой принадлежности и какую роль в этом играет общедомовой прибор учёта, узнайте из видео «Школы ЖКХ».
Муниципалитет обязан передать бесхозяйные сети под эксплуатационную ответственность РСО
Точка поставки коммунального ресурса в дом по договору между УО и РСО часто не совпадает с точкой подключения ВДИС к центральным сетям: между ними находится внешняя инженерная сеть. В итоге такая сеть становится предметом спора между компаниями: кто должен за неё отвечать. В таком случае эксперт советует управляющим домами:
- Правильно заключить договор с поставщиком ресурса.
Используйте классическую схему преддоговорного спора согласно ст. 446 ГК РФ: составьте протокол разногласий и свою редакцию акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Если РСО согласовать такие условия откажется, то данный вопрос нужно решать в судебном порядке.
- Взаимодействовать с органом местного самоуправления.
Собрать по кусочкам: как решается вопрос брошенных электросетей — Российская газета
Это проблема многих инфраструктурных отраслей, но особенно остро она стоит в энергетике, где брошенные сети могут стать причиной крупных нарушений электроснабжения. Как за год продвинулось решение вопроса – в материале «Российской газеты».
По данным Минэнерго России, в стране насчитывается несколько десятков тысяч бесхозяйных трансформаторных подстанций и связанных с ними линий электропередачи.
У каждого объекта своя история, но чаще всего такая ситуация возникла после ликвидации какого-либо предприятия, на балансе которого находились сети.
В основном это происходило в беспокойные 1990-е годы, хотя бывают и более свежие примеры.
«Это унаследованная проблема, которая долгое время была «миной замедленного действия». Прежде всего она касается систем электро-, тепло- и водоснабжения.
Успешное решение вопроса в одной из них будет примером для других отраслей.
В энергетике урегулирование статуса «бесхоза» необходимо для повышения надежности электроснабжения», – считает заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.
«Богатое» наследство
По оценке экспертов, износ бесконтрольных объектов может достигать 90 процентов. Ремонтом и модернизацией такой инфраструктуры никто не занимается, но она продолжает использоваться.
https://www.youtube.com/watch?v=gZBvEGNuPCo\u0026pp=ygVR0J_RgNC40LfQvdCw0L3QuNC1INGN0LvQtdC60YLRgNC40YfQtdGB0LrQuNGFINGB0LXRgtC10Lkg0LHQtdGB0YXQvtC30Y_QudC90YvQvNC4
О том, что это серьезный вызов, неоднократно говорил президент РФ. «Нужно продолжить работу по консолидации сетей, имея в виду и фактически бесхозные. Такие тоже, к сожалению, есть. Они, как правило, подходят к небольшим населенным пунктам, но там тоже люди живут», – отметил Владимир Путин на одном из совещаний с правительством РФ, где обсуждались задачи энергетики.
Всего выявлено около 23 тыс. единиц «бесхоза» на территориях обслуживания распределительных компаний крупнейшего энергохолдинга России – группы «Россети». Наиболее остро проблема стоит на Северном Кавказе, есть отдельное поручение президента по ее решению. Например, только на Дагестан приходится более 9,8 тыс. брошенных энергообъектов.
Долгое время существовали законодательные ограничения, сдерживающие решение задачи, но теперь они устранены. «По вашим поручениям был упрощен порядок признания прав собственности на бесхозяйные объекты.
Раньше срок был год, сейчас срок – три месяца.
Если раньше на право собственности мог подавать только регион, сейчас и у электросетевых компаний возникло право подавать на право собственности», – рассказал на встрече с президентом в прошлом году глава «Россетей» Андрей Рюмин.
Системный характер
В компании прокомментировали, что за год действия новых норм сформирована устойчивая судебная практика.
Уже в первом квартале 2023 года ожидается завершение рассмотрения судами поданных заявлений о признании права собственности на более чем 18,7 тыс.
объектов, имеющих непосредственную технологическую связь с сетями самих «Россетей». Это более 80 процентов всего выявленного в зоне присутствия компании «бесхоза».
За каждым объектом могут стоять сотни конечных потребителей.
Например, в Пермском крае в деревне Шилово «Россети Урал» приняли в эксплуатацию одну трансформаторную подстанцию и одну линию электропередачи 0,4 кВ протяженностью около 600 метров.
Однако эти два объекта питают порядка 90 домов, и раньше жители постоянно жаловались на перебои в электроснабжении. В планах энергетиков – реконструкция принятой ЛЭП.
В Медвежьегорском районе Республики Карелия «Россети Северо-Запад» приняли в управление 2,5 км линий электропередачи.
Прежний собственник бросил эти ЛЭП, поскольку они требуют особого обслуживания из-за сильных ветров с Онежского озера. От работы этой инфраструктуры зависит электроснабжение более 2 тыс.
жителей сел Толвуя, Великая Губа и деревни Лумбуши. Именно из таких историй складывается общая проблема «бесхоза».
Сергей Пятаков/РИА Новости
«В большинстве случаев это сильно изношенные сети в аварийном состоянии. При этом чаще всего к ним подключены жилые дома и дачные участки, то есть обыкновенные люди. В случае возникновения нештатной ситуации им только и остается, что звонить в МЧС.
Однако проблема носит не только социальный характер. Сбои в бесхозяйных сетях разрушают целостность региональных энергосистем, ведут к снижению качества электроснабжения, росту потерь», – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Приведение принятых в собственность объектов в нормативное состояние – одна из первоочередных задач, отмечает эксперт. Как пояснили в «Россетях», после оформления на баланс проводится детальный анализ инфраструктуры, чтобы выработать комплекс первоочередных мер.
«Передача бесхозяйных энергообъектов сетевой компании означает появление собственника, который будет отвечать за содержание этой инфраструктуры. Однако необходимо понимать, что обслуживание и модернизация таких объектов потребуют дополнительных средств. Практическое решение будет зависеть от регулятора», – добавляет Сергей Пикин.
«Ситуация серьезно различается по регионам, в отдельных случаях наблюдается высокая концентрация бесхозяйных сетей. Выполнить масштабную модернизацию только за счет тарифных источников сложно, а в некоторых субъектах, таких как Дагестан, просто невозможно. Значит возникает необходимость региональной или федеральной поддержки», – согласен с ним Юрий Федоров.
Следующие шаги
В отношении остальных бесхозяйных объектов (по которым отсутствует технологическая связь), выявленных «Россетями», работа по оформлению продолжится после вступления в силу поправок в закон «Об электроэнергетике» в части введения понятия системообразующей территориальной сетевой компании (ТСО). Это еще один шаг, направленный на повышение надежности электроснабжения регионов.
https://www.youtube.com/watch?v=gZBvEGNuPCo\u0026pp=YAHIAQE%3D
Как пояснил в прошлом году на заседании профильного думского комитета замглавы Минэнерго России Евгений Грабчак, введение в каждом из субъектов РФ одной опорной ТСО позволит создать единый центр ответственности за стабильное энергоснабжение потребителей. Выбирать такие организации смогут сами регионы.
При этом в ведение таких структур будут переданы не только вопросы «бесхоза».
«Также опорная ТСО будет обязана ликвидировать последствия аварий на сетях других ТСО по решению регионального штаба, заключить соответствующие договоры на эксплуатацию объектов сетевого хозяйства и будет подхватывать сети в случае, если собственники ТСО будут лишены статуса в соответствии с уточненными критериями», – сказал заместитель министра.
Задача консолидации сетей возникла не сегодня и не вчера, это длительный процесс, который в стратегии развития электросетевого комплекса был обозначен еще в 2010–2012 годах. Однако уже есть регионы, где она решена.
Например, в Подмосковье сегодня работают две компании, обслуживающие практически весь сетевой комплекс: «Мособлэнерго» (25 процентов рынка) и «Россети Московский регион» (около 70 процентов).
Это, в частности, позволяет сокращать время на восстановление электроснабжения после циклонов.
Как сообщила на форуме РЭН первый замминистра энергетики Московской области Ольга Роганова, даже после летних ураганов время восстановления электроснабжения не превышало 1,5 часов.
«Россети» – одна из крупнейших электросетевых компаний в мире. Имущественный комплекс «Россетей» включает 35 дочерних и зависимых обществ, которые работают в 78 регионах России. В состав Группы «Россети» входят такие ДЗО как «ФСК – Россети», «Россети Юг», «Россети Тюмень», «Россети Центр и Приволжье», «Россети Московский регион», «Россети Сибирь» и другие.
Признание электрических сетей бесхозяйными
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание электрических сетей бесхозяйными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Статья: Бесхозяйность вещей: de jure vs. de facto(Виниченко Ю.В.)
(«Вестник Пермского университета. Юридические науки», 2018, N 2)
Сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что формально в силу п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ публично-правовые образования не обязаны обращаться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения на бесхозяйные недвижимые вещи; это является их правом.
То же можно сказать об обращении с заявлением о постановке вещи на учет в Росреестр . Между тем часть таких объектов имеют социальную значимость; последнее обстоятельство учитывается и правоприменителями .
В связи с этим, принимая во внимание основные функции публично-правовых образований , можно было бы ратовать за необходимость обращения в суд с иском о признании права муниципальной или государственной собственности на фактически бесхозяйные социально-значимые объекты (водопроводные, канализационные, электрические и тепловые сети, экологически опасные объекты, памятники культуры и истории и т.п.) обязанностью (а не правом) муниципалитетов, городов федерального значения, на территории которых данные объекты находятся. Однако гораздо более действенной мерой в данной связи могло бы стать наделение правом на обращение в суд с иском о признании права муниципальной или государственной собственности на фактически бесхозяйные социально-значимые объекты любое заинтересованное лицо .
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
«Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»(постатейный)(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Макаров О.В., Свирков С.А., Сысоев Н.Н., Артемьев Е.В., Беляев М.А., Федосова А.В., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
В отказных Определениях от 8 февраля 2008 г. N 1128/08, от 14 ноября 2008 г. N 14130/08 ВАС РФ подтвердил, что объекты электрической сети, как и любые другие вещи, могут признаваться бесхозяйным имуществом. Для них в законе нет никаких исключений.
Нормативные акты
Новый порядок работы с бесхозяйными объектами теплоснабжения с 02 июля 2021 года
Несмотря кажущуюся урегулированность вопросов выявления и постановки на учет бесхозяйных инженерных коммуникаций, эта проблема решается очень непросто. Признавать сети бесхозяйными имеет право орган местного самоуправления, однако часто он это делать отказывается, максимально затягивая процедуру.
Результат — небезопасная эксплуатация никем не обслуживаемых инженерных коммуникаций и общая безнадзорность. С 02.07.2021 изменился порядок выявления таких объектов.
В чем суть проблемы с бесхозяйными объектами теплоснабженияСам подход, что в земле может лежать труба теплоснабжения, у которой нет хозяина – выглядит странным и необоснованным, поскольку проложению труб как линейных объектов предшествуют процедуры получения и согласования технических условий на подключение.
То есть, нельзя сказать, что сети инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) выявляются в земле сами собой и появляются там случайно. Поэтому в большинстве случаев, проблемы с бесхозяйными объектами теплоснабжения имеют рукотворный характер и создаются вследствие некомпетентной градостроительной политики органов местного самоуправления.
https://www.youtube.com/watch?v=z6pw-w6eafc\u0026pp=ygVR0J_RgNC40LfQvdCw0L3QuNC1INGN0LvQtdC60YLRgNC40YfQtdGB0LrQuNGFINGB0LXRgtC10Lkg0LHQtdGB0YXQvtC30Y_QudC90YvQvNC4
Ежегодно регион должен сдать определенный объем вновь построенного нового жилья. Этот показатель – важный критерий эффективности руководителя региона. Поэтому часто местные власти делают акцент на общий показатель ввода, а не на последующее качество эксплуатации (именно поэтому так много недостроенных и «сырых», но сданных многоквартирных домов).
Чтобы построить дом, нужно подвести под него сеть теплоснабжения (и другие сети ИТО). После того, как застройщик строит сеть, он подключает дом к сетям ИТО и получает разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
Между тем, орган местного самоуправления и застройщик в большинстве муниципальных образований, как правило устраняется от регистрации права собственности на подводящие к дому сети и последующему отказу от права собственности на них.
В дальнейшем управляющая организация или ТСЖ устанавливают в договоре ресурсоснабжения границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по стене многоквартирного дома, после чего кусок подводящей трубы оказывается брошенным и никем не обслуживаемым.
Чем больше новых домов с непереданными внешними сетями, тем больше бесхозяйных объектов теплоснабжения в городе. Если данная проблема не решается десятилетиями, то число таких участков в каждом крупном городе уходит за несколько сотен, однако детонировать (создавать проблемы) они начинают лишь спустя некоторое время по мере износа (пока сеть новая, будучи брошенной, она не создает никому проблем). Конечно, по такой практике рукотворного создания проблемы с бесхозом идут не все города, однако в десятках муниципальных образований ситуация по бесхозяйным сетям укладывается в приведенное выше описание и ничего не меняется годами.
Содержание нововведений Федерального закона от 02.07.2021 № 348-ФЗ (далее – Закон №348)
Закон № 348 внес поправки в ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» касательно порядка работы с бесхозяйными объектами теплоснабжения (ранее они были поименованы «бесхозяйная тепловая сеть»). Все изменения сведены к следующему.1.
Теплоснабжающие организации получили возможность закладывать в тариф затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию такого объекта теплоснабжения. Это значит, что эксплуатация бесхозяйных сетей будет осуществляться не бесплатно.
Ранее ряд теплоснабжающих организаций имели проблемы по установлению тарифов на бесхозяйные сети по причине того, что не могли подтвердить право собственности на эти объекты (п. 1).2.
В течение 60 дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления обязан:- обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики; — провести проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения;- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения;- обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления (п. 6).Данный алгоритм носит понятный характер, прежде всего, по действиям органа местного самоуправления. Однако мы сталкиваемся с ситуациями, когда местные власти отказываются считать тепловые сети бесхозяйными объектами (например, указывая, что тепловые сети являются общим имуществом через ст. 36 ЖК РФ или имуществом застройщика через ст. 218 ГК РФ). В таком случае реализовать описанную выше процедуру будет невозможно.С учетом того, что до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (п. 6.1) сценарий затягивания местными властями решения данного вопроса – очень вероятен.Между тем, с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию именно местные власти отвечают за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения (п. 6.5).3. Кроме того, орган местного самоуправления:- организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц (п. 6.2);- направляет в Ростехнадзор заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения (п. 6.3).4. После принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения (но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения) орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой соединены с бесхозяйным участком сети.
Такие действия осуществляются только в том случае, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в экспл
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
уатацию указанных объектов теплоснабжения. При этом сам бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения (п. 6.4).Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления (п. 6.5).
Почему местные власти будут решать последствия, а не устранять причину бесхоза
Нововведения Закона №348 связаны с тем, что количество бесхоза по тепловым сетям становится все больше и это создает угрозу для стабильного теплоснабжения в рамках утвержденных схем теплоснабжения.
Между тем, нововведения Закона № 348 – это устранение следствий проблемы, а не причины бесхоза, которая кроется в том, что застройщики новых домов не регистрируют право собственности на сети ИТО и не передают их в муниципальную казну в установленном порядке (справедливости ради отметим, что и муниципалитет не особо рад принимать сети ИТО на свой баланс).
Механизм решения проблемы с бесхозяйными сетями мог бы быть выстроен следующим образом:1. В отношении вновь возводимых объектов в муниципальном образовании необходимо утвердить Порядок приема сетей инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) от застройщиков в орган местного самоуправления при строительстве новых объектов капитального строительства.
В таком случае в отношении каждого вновь построенного многоквартирного дома сеть от точки подключения (врезки) до внешней стены будет передаваться в муниципальную казну для последующей передачи этих сетей ресурсоснабжающим организациям. Для того, чтобы передать эти сети, все застройщики должны регистрировать право собственности на застройщика по сетям ИТО (ст.
218 ГК РФ), чтобы в дальнейшем отказываться от них в пользу муниципалитета (который не должен препятствовать полноценной передаче такого рода объектов). Эти простые действия способны уменьшить количество имеющегося бесхоза по сетям ИТО.
https://www.youtube.com/watch?v=z6pw-w6eafc\u0026pp=YAHIAQE%3D
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки городских округов (пп. 3 п. 3 ст. 8 ГК РФ).
Таким образом, Порядок приема сетей инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) от застройщиков в орган местного самоуправления при строительстве новых объектов капитального строительства можно или включить в Правила землепользования и застройки города или принять в виде отдельного документа.
Задавать правила игры по застройке и не допускать бесхоза – прямые полномочия органа местного самоуправления. Безусловно, для проработки данных вопросов необходимы совместные консультации между застройщиками, органом местного самоуправления, управляющими организациями, РСО и тарифным органом (поскольку данные сети нужно будет заложить в тарифе на обслуживание).
Очевидно, что ЖКХ-цеху нужно понимание, как будет работать механизм передачи сетей ИТО по новым домам. 2.
В отношении уже построенных (сданных) в последние 10-15 лет объектов – проблему решить сложнее, потому что заставить застройщика что-то сделать после того, как дом построен и много лет эксплуатируется – непросто (тем более, что многие застройщики могли перестать существовать, а зарытые в земле сети – остались).
На первый взгляд, есть два варианта решения бесхозяйных сетей по уже построенным МКД (помимо алгоритма, который установлен в Законе № 348):- прописать возможность передачи сетей по уже сданным объектам в Порядке приема сетей инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) от застройщиков в орган местного самоуправления (в отношении ранее построенных многоквартирных домов); поскольку многие застройщики «живые», они обязательно воспользуются возможностью передать сети ИТО в муниципальную казну (причем многие застройщики хотят передать сети муниципалитету, но не выходят на суды с городом, потому что не хотят портить отношения в связи с необходимостью новой застройки);- принимать сети на основании решения судов и прописать это в нормативном акте (например, по решениям судов по преддоговорным спорам РСО или по решениям судов с органом местного самоуправления).Решить проблему с бесхозяйными объектами теплоснабжения крайне непросто, но жизненно необходимо. Эти сети – самые опасные и ненадлежащее их содержание способно привести к беде и человеческим жертвам.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наукhttps://pavelkuznetzov.ru/
«Россети» возьмут на баланс бесхозные энергообъекты Подмосковья
© РИАМО
«С 2017 года по всей стране дочерние организации нашего холдинга уже подхватили 4 тысячи подобных объектов», — сказал генеральный директор компании «Россети» Павел Ливинский.
Он отметил, что бесхозные сети – это серьезная проблема. Больше 18,5 тысяч линий электропередач и трансформаторных подстанций не имеют собственника.
Он обратился с просьбой к руководителям муниципалитетов выявить бесхозные энергообъекты, принять их в собственность и передать на баланс предприятия. Только такие меры, по мнению гендиректора компании, способны обеспечить безопасность нахождения рядом с линиями и гарантируют качественное энергообслуживание потребителей.
На территории Московской области около 1,4 тысячи бесхозных объектов электросетевого хозяйства, 195 километров линий электропередачи мощностью от 0,4 до 20 киловатт и 214 трансформаторных подстанций.
«Россети» проводят работу по выявлению бесхозных энергообъектов. Затем с муниципальными образованиями Подмосковья подпишут договор о безвозмездном пользовании имуществом и приобретении во временное пользование объектов электросетей, которые обеспечивают СНТ, коттеджные поселки и объекты инфраструктуры.
Компания действует совместно с правительством и министерством энергетики региона. Их взаимодействие закреплено поручениями протокола, который подписал замминистра энергетики Подмосковья Дмитрий Айрапетянц в сентябре 2019 года, и соглашением, который заключили энергетики компании и правительство Московской области в декабре прошлого года.
В рамках соглашения региональное правительство окажет поддержку, обеспечит компенсацию расходов на содержание и реконструкцию бесхозных электросетей.
Энергообъекты, которые компания примет на баланс, отремонтируют и реконструируют в плановом порядке.
Основная задача энергетиков — обеспечить надежное и качественное обслуживание сетей и потребителей, снизить аварийность объектов.
На сегодняшний день соглашения о приобретении во временное пользование подписали с восемью муниципалитетами.
Бесхозные энергобъекты 23 муниципалитов Подмосковья возьмут на баланс "Россетей" — ТАСС
МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Безхозные энергообъекты на территории 23 муниципальных образований Подмосковья в текущем году будут взяты на баланс крупнейшей в России энергокомпании «Россети».Об этом говорится в сообщении пресс-службы компании «Россети Московский регион» (бренд ПАО «МОЭСК»).
«Россети Московский регион» до конца года планируют взять на баланс бесхозные энергообъекты в 23 муниципалитетах Подмосковья. … На текущий момент соответствующие соглашения подписаны с восьмью муниципалитетами.
Бесхозяйные сети остаются серьезной проблемой электросетевого комплекса. На территории Московской области на сегодняшний день насчитывается не меньше 1 334 условных единиц бесхозных объектов электросетевого хозяйства.
В их числе 195 км линий электропередачи мощностью от 0,4 до 20 кВ и 214 трансформаторных подстанций», — уточняется в релизе.
«Обращаюсь с просьбой ко всем руководителям муниципалитетов активнее выявлять бесхозяйные энергообъекты, принимать их в собственность и в дальнейшем инициировать их передачу на баланс предприятий «Россетей».
Только такой подход способен обеспечить безопасность эксплуатации и нахождения рядом с линиями и подстанциями, а также гарантировать надежное и качественное электроснабжение российских потребителей», — приводятся в сообщении слова гендиректора компании «Россети» Павла Ливинского.
Компания «Россети Московский регион» тесно взаимодействует с правительством и министерством энергетики области в вопросе консолидации бесхозного энергооборудования. Это регламентировано соответствующими поручениями и соглашениями, общие же договоренности были достигнуты в конце 2018 года.
Как пояснили в «Россетях», задача этой программы — системная работа, направленная на выявление бесхозяйного электросетевого имущества.
Разработан поэтапный план консолидации «бесхоза», в том числе посредством заключения договоров безвозмездного пользования имуществом с муниципальными образованиями Подмосковья, приобретения во временное пользование объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих электроэнергией СНТ, коттеджные поселки и объекты инфраструктуры. Все электросетевое хозяйство, принятое на баланс компании в ненадлежащем состоянии, будет отремонтировано и реконструировано в плановом порядке. Основная цель энергетиков — за счет профессионального подхода к эксплуатации и модернизации принятого на баланс некогда бесхозного энергообрудования повысить надежность и качество электроснабжения потребителей Подмосковья, снизить аварийность и обеспечить безопасность на электросетевых объектах.
Русский
English
Юридический казус. что делать с безхозными сетями "водоканала"?
Началось разбирательство, которое зашло в тупик: технической документации и акта разграничения не оказалось ни у одной из сторон.
Муниципальная компания заняла принципиальную позицию, цитируя закон как Библию: по договору публичной оферты она лишь несет ответственность за качество услуги на границе раздела инженерных систем в соответствии с актом об определении границы раздела внутридомовых и централизованных сетей. При отсутствии такого документа граница устанавливается по месту врезки потребителя в сети общего пользования.
Хусаинов написал заявления в администрацию города и прокуратуру. «Берёзовский рабочий», которому о конфликте рассказала дочь хозяев дома, оставшегося на месяц без воды, тоже сделал запросы в мэрию и надзорный орган.
От местной власти мы получили внятный комментарий, который опубликовали в ноябре в одном из указанных выше материалов.
Прокуратура же тогда отделалась сухой отпиской, сообщив, что на момент проверки нарушений не обнаружено (когда хозяин устранил аварию и воду в дом №57 под давлением администрации «Водоканал» все-таки дал – прим. ред.).
Парадоксальность ситуации, на которую указывали знакомые редакции юристы, правоохранители тогда нам так и не разъяснили. А противоречий было много.
Несмотря на то что муниципалитет не передал «Водоканалу» на баланс сети, поставщик использовал их для передачи ресурса и брал с потребителей плату за эту услугу.
Подключение было 40 лет назад – насколько корректно применять новые правила к «старому вводу»? Знатоки предложили включить в перечень нестыковок также пункт из 354 правил, который считает внутридомовыми только те сети, которые расположены в пределах земельного участка под жилым домом.
И для бесхоза есть порядок
Этот случай не уникальный – бесхозных сетей в частном секторе много. Чтобы расставить все точки над i и понять, как на эту спорную ситуацию смотрит Фемида, редакция «Берёзовского рабочего» в начале нового года снова сделала запрос в прокуратуру, попросив надзорное ведомство разъяснить права и обязанности каждой из сторон.
Старший помощник прокурора Евгения ШЕВЦОВА прокомментировала ситуацию так:
– Обычно, когда граждане из частного сектора утверждают, что те или другие сети бесхозные, я всегда говорю им, что это еще нужно установить: есть определенный порядок признания объекта бесхозяйным. В соответствии с Гражданским кодексом, бесхозяйная вещь – это вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо он от нее отказался.
416-й федеральный закон, регулирующий водоснабжение и водоотведение, говорит, что в случае выявления бесхозных сетей, их эксплуатация осуществляется гарантирующим поставщиком со дня подписания передаточного акта органом местного самоуправления и до признания на объект права собственности или принятия его во владение собственником.
Почему-то все думают, что все сети в городе «Водоканала». Это не так – нужно смотреть документы. Если авария произошла в зоне эксплуатации «Водоканала», организация обязана устранить аварию на сетях, которые она содержит.
Если сеть находится на участках, о которых и сами граждане не подозревали (а такое тоже бывает: купили дом без схемы водопровода или прокладывали сети очень давно, и документов нет), то в случае аварии «Водоканал» обязан ее устранить, но взять сеть на баланс он не может, пока администрация не проведет процедуру признания объекта бесхозным, и он не появится в реестре бесхозяйных объектов.
В данной ситуации «Водоканал» действовал правильно. У предприятия есть реестр объектов, которые ему передал муниципалитет. Обслуживать то, что ему не передано, он не может. Как показывает практика, в городе каждый год выявляется несколько бесхозных сетей, которые ставятся на кадастровый учет.
Но это процедура долгая, на нее уходит в среднем год. Пока идет процесс, муниципалитет передает сети во временное пользование «Водоканалу». Должен быть какой-то документ, который подтверждает факт передачи: «Водоканал» не может работать на бесхозе, у которого могут неожиданно найтись хозяева.
А такие случаи бывают.
– Бесхоз ведь вкладывается в тариф?
– Если он передан по документам. А не просто тот, о котором сказали: содержите. Таких случаев в городе много. Это в частности выясняется, когда делается ремонт на сетях и обнаруживается чья-то врезка.
– Как в таких случаях жителям поступать правильно с точки зрения закона?
– Чтобы подобная ситуация не повторилась, жителям частного сектора не стоит ждать, когда авария произойдет снова. Нужно разобраться, что у вас за сети и кто их содержит. Постановкой на кадастр и составлением реестра бесхозных сетей занимается муниципалитет.
Если вы считаете, что сети не ваши, вы их не строили, нужно прийти в администрацию и написать заявление просьбой рассмотреть вопрос о постановке объекта на учет. Этим займется Комитет по управлению имуществом. Процедура, как я уже сказала, длительная и зависит не только от администрации, но и Росреестра.
Она предполагает период ожидания, за который может заявиться кто-то из собственников. Когда будут ставить на учет, определят границы эксплуатационной ответственности.
- Есть другой путь – через суд, который установит бесхоз ли это, чтобы потом можно было передать его муниципалитету и содержать сеть нормально.
- – Ставить бесхозные сети на учет затратно?
- – Это будут затраты администрации.