Правовые нормы

Признание иностранной электронной подписи

Признание иностранной электронной подписи

«Как быть с подписанием договоров в электронной форме с иностранными контрагентами? Есть какая-то правовая регламентация?», – спрашивает читатель ECM-Journal.

Как быть с подписанием договоров в электронной форме с иностранными контрагентами? Есть какая-то правовая регламентация?«, — спрашивает читатель ECM-Journal Юрий Павлихин.

Признание иностранной электронной подписи

Вопрос читателя: Согласно ФЗ «Об электронной подписи»:

Статья 7. Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами.

  1.  Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании настоящего Федерального закона.
  2. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Но как на практике эти положения применяются? Как обеспечивается совместимость с ЭП иностранного контрагента? Есть ли какие-то судебные решения по этому поводу?

Ульяна Коровкина, бизнес-аналитик Synerdocs: Действительно, трансграничному обмену посвящена статья 7 Федерального закона «Об электронной подписи».

Поскольку она носит общий характер, компаниям, которые хотят отказаться от бумажного документооборота со своими зарубежными партнерами, приходится прикладывать немало усилий и прорабатывать юридические нюансы этого вопроса.

Задача усложняется тем, что стороны должны выполнить все необходимые законодательные требования правовых систем разных государств, резидентами которых они являются.

Обратимся к российскому праву.

К сожалению, кроме общих рекомендаций есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание в каждом отдельном случае. Именно поэтому практика трансграничного обмена между юридическими лицами не настолько распространена как, например, между госорганами разных стран.

Отсутствие четко сложившейся позиции судов по этому вопросу связано с небольшим объемом судебной практики. К сожалению, а может, и к счастью, подобные дела мы не встречали.

В заключение отмечу, что сейчас идет работа над совершенствованием законодательства в области применения ЭП, в том числе и при трансграничном обмене. В частности, предлагается ввести доверенную третью сторону, которая будет выступать гарантом значимости подписанных таким образом документов.

  1. Ввоз и вывоз устройств, имеющих функции криптографии (шифрования), ограничен согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования». В связи с этим применять усиленную квалифицированную электронную подпись (далее — ЭП) иностранный контрагент не может. Выйти из этой ситуации можно, применив усиленную неквалифицированную ЭП. При этом обязательно нужно учесть требования статьи 6 Федерального закона «Об электронной подписи». Так, в случае использования неквалифицированной подписи участникам обмена необходимо заключить соглашение о признании подписанных ею документов равнозначными тем, что подписаны собственноручно. Оно также должно содержать порядок проверки ЭП.
  2. Стороны должны максимально подробно описать правила взаимодействия, а также выразить доверие оператору ЭДО, с помощью которого будет происходить обмен документами. В этом случае он может выступить в качестве доверенной третьей стороны. Сервис обмена будет в некотором роде средой, где осуществляется техническая совместимость ЭП разного вида.
  3. Необходимо определить порядок разрешения спорных ситуаций и представления доказательств в этом случае. Лучше зафиксировать, что является доказательством того или иного факта и события, и установить его достаточность.

Источник: Synerdocs. Консультации экспертов

Чтобы прочитать эту статью до конца, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Трансграничный ЭДО

Ни для кого не секрет, что электронный документооборот (ЭДО) набирает в России все большую популярность. С каждым годом количество пользователей ЭДО увеличивается в разы, перечень электронных документов, которыми стороны могут обмениваться с помощью ЭДО, также расширяется.

Но есть одна область, практически не затронутая цифровым документооборотом, где основная доля компаний работает по старинке, обмениваясь оригиналами документов.

Это внешнеэкономическая деятельность, а именно экспортно-импортные операции (мы не будем затрагивать другие виды деятельности, где трансграничный ЭДО также востребован, например, в банковской деятельности в сфере валютного регулирования и контроля и в иных сферах B2G взаимодействия).

Давайте попробуем разобраться, почему, несмотря на очевидную необходимость и потенциальную востребованность трансграничного электронного документооборота, его развитие осуществляется крайне медленно.

Для организации электронного документооборота, по сути, необходимы несколько вещей:

  1. Усиленная электронная цифровая подпись;
  2. Согласованный формат и перечень передаваемых данных (документов);
  3. Оператор ЭДО

Давайте рассмотрим каждый пункт в отдельности:

Электронная цифровая подпись.

Можно выделить несколько видов электронных цифровых подписей (ЭЦП):

  1. Простая ЭЦП — это подпись, которая подтверждает сам факт формирования ЭП определенным лицом. Ключ такой ЭП применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, в которой формируется электронный документ. Такую подпись (комбинация логин и пароль) имеют пользователи (физические лица) интернет-банков, например.
  2. Неквалифицированная ЭЦП — это усиленная ЭЦП, полученная в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. НЭЦП идентифицирует отправителя и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся. НЭЦП применяется для подтверждения документов, которые требуют наличия печати. 
  3. Квалифицированная ЭЦП — это усиленная электронная подпись, которая соответствует всем признакам НЭП и дополнительно содержит ключ проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате. Для создания КЭЦП используются средства криптографической защиты, сертифицированные ФСБ России. КЭЦП подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра.

Мы не зря провели небольшой экскурс по видам существующих ЭЦП, поскольку одной из основных сложностей, препятствующих быстрому росту трансграничного ЭДО является, как раз, порядок использования ЭЦП сторонами, находящимися по разные стороны границы.

При трансграничном ЭДО, как и при внутрироссийском, документы должны быть подписаны с двух сторон.

С точки зрения процедуры обмена, не имеет значение в какой стране был создан документ и в какую страну он был направлен, проблема кроется в придании легитимности документам, при условии, что в каждой стране могут применяться специальные требования, гарантирующие валидность документа (а точнее валидность цифровой подписи).

Стоит отметить, что если компании обмениваются документами (например, договоры, спецификации, прайс-листы и иные аналогичные документы), которые не требуют передачи третьей стороне (например, контролирующим органам), то процедура обмена может быть организована путем подписания двустороннего соглашения сторон.

Ситуация меняется, если дело касается обмена документами, затрагивающими налоговый учет в каждой из стран.

Здесь возникает проблема, как принимать электронные подписи, выданные за рубежом? Например, в России, в соответствии с федеральным законом об электронной цифровой подписи, условия принятия ЭЦП, созданной в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами, следующие:

  1.  Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании Федерального закона «Об электронной подписи»;

  2. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права;

  3. Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение, осуществляются в случаях, установленных международными договорами. Такие электронные подписи признаются действительными в случае подтверждения соответствия их требованиям указанных международных договоров аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром.

То есть, для установления факта легитимности иностранной цифровой подписи (подтверждения, что ЭЦП создана с в соответствии нормами права иностранного государства и международными стандартами) требуются услуги посредника, доверенной третьей стороны (ДТС), которая и будет удостоверять действительность иностранной ЭЦП. 

Читайте также:  Линии электропередач льгота

Доверенная третья сторона (ДТС) – это организация, которая в соответствии с законодательством государства, имеет право осуществлять деятельность по проверке электронной цифровой подписи в электронных документах, а также проверять, чтобы в пересылаемый документ не вносились изменения. В соответствии с законодательством РФ функцию ДТС выполняет Минкомсвязь России.

При этом следует отметить, что на пути активного развития международного ЭДО есть существенные препятствия:

  1. Правового характера, а именно наличие в каждом государстве своих специфических регулятивных требований к электронному документообороту, к используемым формам и формату обмена;

  2. Технического характера – наличие собственных требований к используемым криптографическим алгоритмам, средствам криптографической защиты информации, прикладному ПО; 

  3. Организационного характера – отсутствие договоренностей между государствами унифицированных подходов к формам и форматам, наборам данных, типов документов, предполагаемых к использованию ЭДО.

Учитывая изложенное выше, возникает резонный вопрос – а возможен ли трансграничный ЭДО сейчас? Наш ответ — Да, возможен.

На практике есть случаи успешной реализации международного ЭДО российскими компаниями с нерезидентами. К сожалению, их не так много, как хотелось бы.

  •             Все случаи успешной реализации таких проектов связаны с использованием ДТС в качестве посредника.
  • Для трансграничного обмена электронными документами между коммерческими организациями, в качестве ДТС может выступать оператор ЭДО (аккредитованный Минкомсвязи РФ), которому безусловно доверяют стороны предполагаемого документооборота.
  • Для успешной реализации международного ЭДО требуется заключение трехстороннего соглашения между компанией-резидентом РФ, компанией-резидентом иностранного государства и Оператором ЭДО, в котором стороны:
  • Признают неквалифицированную ЭЦП;
  • Гарантируют безопасный обмен документами и контроль действительности используемых цифровых подписей;
  • Признают оригиналами документы, заверенные (подписанные) определенными типами ЭЦП – неквалифицированной ЭЦП со стороны компании-нерезидента и усиленной квалифицированной ЭЦП со стороны компании-резидента.
  1. Подписанные в результате такого соглашения документы будут признаваться легитимными только в РФ.
  2. Заметим, что в упомянутых случаях успешной реализации проектов по международному ЭДО в России в качестве доверенной третьей стороны использовался один из операторов ЭДО, аккредитованных в Минкомсвязи.
  3. Добавим, что реализованные проекты по международному ЭДО являются, по сути, уникальными проектами, заточенными под документооборот конкретного заказчика, поэтому решение, как правило, достаточно дорогое и подходит скорее крупным компаниям с большими объемами документооборота, где экономический эффект от введения международного ЭДО превысит затраты на его внедрение.
  4. Но, при этом, опыт реализации таких проектов может и будет использоваться в дальнейшем развитии трансграничного ЭДО.
  5. Тем более, что в развитии этого направления заинтересован не только бизнес, но государственные органы, принявшие «Концепцию развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности» (утверждена Правительственной комиссией по цифровому развитию), целью которой является реализация комплексного подхода к нормативному правовому регулированию в области применения электронной подписи, архивного хранения электронных документов и обеспечения юридической значимости электронного документооборота в том числе и в сфере международного ЭДО. 

Другие публикации

Сами договаривайтесь – Коммерсантъ

На форуме ЭДО, организованном на минувшей неделе Академией информационных систем, глава правового департамента Минцифры Роман Кузнецов рассказал, что ведомство договорилось с ФСБ о внесении в федеральный закон об электронной подписи (63-ФЗ) поправки о том, что участники гражданских отношений могут договориться между собой о применении иностранной электронной цифровой подписи (ЭЦП) как неквалифицированной ЭЦП без заключения РФ соответствующего международного договора. По словам чиновника, поправки внесут в законопроект депутата Анатолия Аксакова о возможности передоверия полномочий с использованием ЭЦП.

Проработать этот вопрос Минцифры совместно с ФНС и ФСБ поручал в конце августа вице-премьер Дмитрий Чернышенко на заседании межведомственной рабочей группы по ЭДО, где обсуждались результаты «пилота» 2020–2021 годов по обмену электронными товаросопроводительными документами в трансграничной торговле с применением механизма доверенной третьей стороны (она проверяла подписи) между Белоруссией и РФ. Однако по закону иностранные ЭЦП можно признавать только при наличии у России международного договора об этом.

Эта норма сильно мешает бизнесу. По словам гендиректора «СКБ Контур» Михаила Сродных, трансграничный ЭДО дешевле — для Москвы и Пекина, например, разница в стоимости достигает 200 раз. Заключать же межправительственные соглашения о признании подписей никто не торопится.

Так, притом что вопрос о признании ЭЦП для нужд участия компаний в госзакупках даже в «дружественном» ЕАЭС значится в списке союзных торговых барьеров многие годы, решение его отодвинуто на 2025 год.

При этом, подписав договор о ЕАЭС, страны-участницы обязались создавать равные условия для участия компаний друг друга в госзакупках и торговле, но непризнание союзных ЭЦП, очевидно, это равенство де-факто нарушает.

Как поясняют мои собеседники, поправки Минцифры — это компромисс между позицией бизнеса и ФСБ, позволяющий признать «иностранную» электронную подпись, созданную по нормам иностранного государства, аналогам отечественной неквалифицированной ЭЦП. Для того чтобы это случилось, экспертному сообществу пришлось объяснять регуляторам важность этой нормы.

Впрочем, внятного ответа на вопрос, может ли такой компромисс решить проблему «электронного» участия поставщиков из ЕАЭС в российском госзаказе и вправе ли будут российские регуляторы заключать «локальные» соглашения о признании ЭЦП, например, крупных поставщиков из стран союза, “Ъ” добиться от ведомств не удалось.

Если барьеры не снимать, а обходить, удивляться запутанности окольных троп не приходится.

Фнс рф: письмо № еа-3-26/11606@ от 21.10.2022

Вопрос: О признании иностранной электронной подписи соответствующей признакам усиленной электронной подписи в РФ в целях налога на прибыль и бухучета.

Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращения от 06.10.2022 и от 13.10.2022, сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.

2004 N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности возложены на Минфин России, в связи с чем за разъяснениями по вопросам документального оформления фактов хозяйственной жизни целесообразно обратиться в Минфин России.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.

2008 N 418, Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, в связи с чем за разъяснениями по вопросу применения электронной подписи целесообразно обратиться в Минцифры России.

Вместе с тем ФНС России считает необходимым отметить, что согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета.

Пунктом 5 статьи 9 закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

При этом положениями Федерального закона N 402-ФЗ не определено, какой вид электронной подписи, соответствующий законодательству Российской Федерации, необходимо применять хозяйствующим субъектам при подписании первичных учетных документов в электронной форме.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 06.04.

2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – закон N 63-ФЗ) признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами (далее – иностранная электронная подпись), соответствующими признакам усиленной электронной подписи, подтверждение действительности электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются аккредитованной доверенной третьей стороной, иным лицом, уполномоченными на это международным договором Российской Федерации, и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации. При этом иностранная электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа ее проверки выдан в соответствии с нормами иностранного права.

  • Таким образом, в случае отсутствия между Российской Федерацией и иностранными государствами указанных выше международных договоров в соответствии с положениями вышеуказанной статьи 7 закона N 63-ФЗ иностранная электронная подпись может быть признана только простой.
  • Учитывая вышеизложенное, по мнению ФНС России, хозяйствующий субъект вправе организовать трансграничное электронное взаимодействие с хозяйствующими субъектами – резидентами иностранного государства, применяя при оформлении первичных учетных документов простую электронную подпись, созданную в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, при условии соблюдения требований статьи 9 закона N 63-ФЗ.
  • Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
  • Действительный
  • государственный советник
  • Российской Федерации
  • 3 класса
Читайте также:  Право собственности граждан и юридических лиц

Компании из России и Казахстана впервые обменялись электронными документами с ЭЦП

Российская компания ООО «РЭЙЛ ЭКСПЕРТ» и казахстанская компания ЧК «Documentolog Global Limited» обеспечили обмен юридически значимыми электронными документами между организациями из России и Казахстана.

В рамках тестирования сервиса были проведены работы по подписанию актов выполненных работ и счетов-фактур с помощью ЭЦП (ЭП) компаний-резидентов двух стран, их пересылке, проверке на легитимность и валидность законно признанными в каждой стране механизмами.

Законодательство России и Казахстана предусматривает такую возможность.

Поправки в Федеральный закон Российской Федерации № 63-ФЗ «Об электронной подписи», вступившие в силу с 1 января 2021 года, полностью легализовали процедуры признания иностранной электронной подписи с использованием механизма доверенной третьей стороны (ДТС).

Казахстанское законодательство предусматривает это уже несколько лет.  В роли ДТС в проекте выступили с Российской стороны аккредитованный удостоверяющий центр ООО «Газинформсервис», со стороны Республики Казахстан – АО «Национальные информационные технологии».

«Целью проекта было создание сервиса «Трансграничная ЭЦП (ЭП)», который обеспечивает юридически значимый трансграничный электронный документооборот. Результаты проекта можно признать успешными.

Все стороны уже подтвердили взаимную заинтересованность в дальнейшей эксплуатации сервиса «Трансграничная ЭЦП (ЭП)», – сказал советник-начальник удостоверяющего центра ООО «Газинформсервис» Сергей Кирюшкин. 

Дмитрий Класс, директор по цифровым продуктам компании «РЭЙЛ ЭКСПЕРТ» прокомментировал завершение разработки сервиса следующим образом: «Наша команда ещё до старта работ определила основную ценность сервиса в предоставлении готового коробочного решения бизнес-пользователям России и Казахстана.

Конечный пользователь не должен иметь высокие организационные и технические барьеры доступа к трансграничному электронному документообороту.

Мы вместе с нашими партнёрами действуем в рамках этой парадигмы, создаем бесшовный цифровой продукт под потребности и возможности разных клиентов, что позволяет сокращать транзакционные издержки и повышать скорость осуществления транснациональных сделок».

Генеральный директор ЧК «Documentolog Global Limited» Байжан Канафин о запуске нового сервиса: «Мы часто слышали от наших клиентов пожелания по обмену электронными документами с зарубежными контрагентами, и рады объявить о запуске такого сервиса для бизнеса в России и Казахстане. Примечательно, что для компаний, использующих решения Documentolog или Doculite, данный сервис станет доступен «по умолчанию». То есть, они смогут обмениваться юридически значимыми документами со своими зарубежными партнерами без необходимости совершать дополнительные действия».

Сервис «Трансграничная электронная цифровая подпись (электронная подпись)» запускается на начальном этапе в пилотную эксплуатацию и будет доступен в течение 6 месяцев всем желающим юридическим лицам — резидентам России и Казахстана, на бесплатной основе.

%MCEPASTEBIN%

Изменения в законодательстве об электронной подписи

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о поправках в законодательство об электронной подписи, вступивших в силу с 01 июля 2020 года.

27 декабря 2019 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[1] («Закон о поправках»).

Законом о поправках предусмотрены масштабные изменения в существующем регулировании отношений по использованию электронной подписи, большая часть которых вступила в силу 01 июля 2020 года. Информация о наиболее значимых из них содержится далее.

1. Квалифицированный сертификат

Обязательная идентификация при выдаче квалифицированного сертификата

Законом о поправках предусмотрены особенности выдачи удостоверяющим центром квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи. Теперь законом предусмотрена обязательная процедура идентификации лица, обратившегося за квалифицированным сертификатом.

Идентификация заявителя возможна как при личном присутствии, так и без его личного присутствия с использованием:

  • квалифицированной электронной подписи; или
  • информации о гражданине РФ и его биометрических данных, содержащихся в ЕСИА[2] и ЕБС[3].

При идентификации физического лица с использованием данных ЕСИА и ЕБС ему будет предложено использовать криптографические средства. В случае его несогласия – ему будет отказано в выдаче квалифицированного сертификата.

  • Новые требования к содержанию квалифицированного сертификата
  • С 01 июля 2020 года в квалифицированном сертификате невозможно предусмотреть ограничения его использования, а также существует необходимость добавлять в содержание сертификата идентификатор, однозначно указывающий на проведение идентификации при выдаче сертификата.
  • Операторам государственных и муниципальных информационных систем, информационных систем, использование которых предусмотрено нормативно-правовыми актами и информационных систем общего пользования теперь запрещено требовать наличия в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной.

2. Запрет произвольных ограничений признания УКЭП

В связи с принятием Закона о поправках участникам электронного взаимодействия запрещено устанавливать какие-либо ограничения признания усиленной квалифицированной электронной подписи («УКЭП»), кроме установленных законом.

Таким образом с 01 июля 2020 года не допускается отказ от принятия электронного документа, подписанного УКЭП, которая не соответствует каким-либо требованиям, не предусмотренным законом. Например, не получится отказать в принятии электронного документа, если он подписан УКЭП, сертификат которой выдан иным удостоверяющим центром, чем требует другая сторона.

Участникам электронного взаимодействия необходимо обеспечить, чтобы с 01 июля 2020 года в рамках их электронного взаимодействия отсутствовали какие-либо дополнительные, не предусмотренные законом требования к используемым УКЭП.

3. Новые полномочия ЦБ РФ и операторов платежных систем

Закон о поправках предусматривает, что с 01 июля 2020 года условия признания электронных документов, подписанных простой или неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе могут быть также установлены нормативными правовыми актами ЦБ РФ и правилами платежных систем, такие правила Закон о поправках приравнивает к соглашениям между участниками электронного взаимодействия.

Читайте также:  Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Таким образом, акты ЦБ РФ и правила платежных систем могут предусматривать дополнительные условия признания электронных документов, подписанных только простой или неквалифицированной электронной подписью. Как было указано выше, Закон о поправках не допускает установление каких-либо ограничений признания УКЭП.

4. Признание иностранных электронных подписей

  1. Закон о поправках вводит новые условия признания на территории РФ электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами.

  2. С 01 июля 2020 года признание таких электронных подписей соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации.
  3. Такие электронные подписи будут признаны действительными, если их соответствие требованиям международных договоров РФ будет подтверждено аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром или лицом, уполномоченным на это соответствующим международным договором РФ.

О чем подумать, что сделать

Организациям и физическим лицам, использующим электронные подписи, рекомендуется учитывать новые правила в своем электронном взаимодействии.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» имеют широкий опыт реализации технологичных проектов и готовы оказать необходимую правовую поддержку по обеспечению соответствия электронного взаимодействия требованиям закона.

[1] Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

[2] Единая система идентификации и аутентификации.

Создана Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 года № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»

[3] Единая биометрическая система. Доступна в сети Интернет по сайту https://bio.rt.ru/. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2018 года № 293-р ПАО «Ростелеком» является оператором ЕБС по смыслу части 17 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Электронная подпись для иностранных граждан и руководителей филиалов иностранных компаний

Из 18 статьи «Об электронной подписи» № 63-ФЗ. С помощью ЭЦП иностранцы и зарубежные компании могут удалённо взаимодействовать с государственными органами и партнёрами.
Расскажем о том, как получить ЭЦП для иностранных граждан и какие документы для этого потребуются.

Электронная подпись позволяет иностранному гражданину вести деятельность на территории РФ, находясь при этом за её пределами в любой точке мира. ЭЦП наделяет иностранца такими же возможностями, как и лицо с российским гражданством — исключает личное присутствие при подписании документов.

Электронная подпись для иностранного гражданина позволяет:

  • совершать сделки;
  • получать услуги;
  • сдавать отчётность;
  • осуществлять юридически значимый электронный документооборот;
  • участвовать в электронных торгах;
  • управлять средствами на банковских счетах.

Какие документы потребуются иностранному гражданину

Для получения ЭЦП иностранному гражданину необходимо обратиться в удостоверяющий центр, который аккредитован Минцифры (список аккредитованных УЦ размещён на сайте ФНС) со следующим пакетом документов:

  1. Паспорт, выданный родной страной гражданина. Каждую страницу документа переводят и заверяют у нотариуса.
  2. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Номер получают в местном отделении ПФР. В пенсионный фонд приносят паспорт, его заверенный перевод и анкету формы АДВ-1.
  3. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Номер выдают в налоговой, по месту регистрации гражданина или его недвижимости. Для ФНС требуется паспорт с заверенным переводом и регистрация по месту пребывания.

Документы представляют в аккредитованный удостоверяющий центр. УЦ выдаёт иностранному гражданину квалифицированную электронную подпись (КЭП) физического лица.

Подробнее о необходимых документах и порядке выдачи электронной подписи можете узнать у наших менеджеров.

Для решения повседневных задач и дистанционной работы с юридически значимыми документами рекомендуем квалифицированные ЭП от УЦ «Калуга Астрал». В каталоге представлены тарифы для физлиц и сотрудников организаций.

Если иностранец — высококвалифицированный специалист

Высококвалифицированных специалистов из других стран привлекают для работы на территории РФ. Их нанимают для деятельности, касающейся узкой направленности. Особенность трудоустройства и правовой статус таких граждан регулирует закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года.

При нахождении на территории РФ иностранный гражданин имеет один из статусов: временно пребывающий или временно проживающий.

Временно пребывающий гражданин не имеет разрешения на временное проживание и вид на жительство. А срок его пребывания ограничен визой или безвизовым порядком в 90 суток. Он не может зарегистрироваться в Пенсионном фонде и получить СНИЛС. А без страхового номера аккредитованный удостоверяющий центр подпись выдать не сможет.

Если гражданин имеет разрешение на временное проживание, он может получить КЭП, так как регистрируется в ПФР и получает СНИЛС. При оформлении электронной подписи у такого лица проблем не возникнет.

Что делать, если у юридического лица в РФ руководитель — иностранный гражданин

Если директор юридического лица сам является иностранным гражданином, то подпись ему выдаёт ФНС. При себе необходимо иметь носитель и документы:

  1. Паспорт, выданный родной страной гражданина. Каждую страницу документа переводят и заверяют у нотариуса.
  2. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Номер получают в местном отделении ПФР. В пенсионный фонд приносят паспорт, его заверенный перевод и анкету формы АДВ-1.
  3. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Номер выдают в налоговой, по месту регистрации гражданина или его недвижимости. Для ФНС требуется паспорт с заверенным переводом и регистрация по месту пребывания.
  4. Устав компании или иные документы, дающие право на управление организацией.

Как получить подпись представителю иностранной организации (руководителю филиала иностранной организации)

Для того чтобы выдать подпись руководителю филиала иностранной организации, необходимо сначала проверить, является ли филиал резидентом. Тем, кто является, выдаётся квалифицированная электронная подпись на директора как на сотрудника. Для выдачи такой подписи необходимы документы:

  1. Паспорт, выданный родной страной гражданина. Каждую страницу документа переводят и заверяют у нотариуса.
  2. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Номер получают в местном отделении ПФР. В пенсионный фонд приносят паспорт, его заверенный перевод и анкету формы АДВ-1.
  3. Нотариально заверенная доверенность, выданная руководителем иностранной организации. А также нотариально заверенный перевод документа, подтверждающего полномочия руководителя фирмы (устав, приказ, протокол собрания акционеров и т.п.).
  4. ИНН руководителя филиала как физического лица и ИНН самой организации. По полному списку необходимых документов и действиях, клиента проконсультируют наши менеджеры.

Если иностранная компания — резидент, но её нет в реестре представительств иностранных компаний

Компании необходимо собрать перечень документов и с ним обратиться в УЦ для получения подписи на директора как на сотрудника:

  1. Документ о формировании филиала иностранного ЮЛ в России.
  2. Свидетельство о регистрации филиала.
  3. Документ о назначении руководителя головной организации с нотариальным переводом на русский язык.
  4. Доверенность руководителя головной организации на руководителя филиала (либо с полномочиями на обращение в УЦ, либо нотариальную генеральную доверенность с переводом).
  5. Заявление на выпуск (может подписать директор филиала).

Важно! Если выпуск ЭП на сотрудников, то необходимы доверенности на сотрудников, выданные руководителем филиала. Но тогда доверенность на руководителя филиала должна содержать право передоверия.