Основы ПДД для детей могут начать преподавать в школах
В автошколах бьют тревогу — специалисты уверены, что дети и подростки не получают необходимых знаний о ПДД в школах.
Как следствие — они гибнут на дорогах и получают травмы, чего можно было бы избежать при помощи специальных уроков.
Участники профессионального сообщества готовят ряд акций, чтобы доказать свою правоту чиновникам из Министерства образования, которые их не поддерживают. «Газета.Ru» обсудила проблему с экспертами и простыми родителями.
После того как в Минобразования отвергли предложения автошкол включить изучение ПДД в список обязательных предметов в школах, представители профессиональных сообществ заявили, что не намерены отказываться от своей инициативы.
Так, в Гильдии автошкол России продолжают считать, что родители не смогут привить своим детям глубокого знания ПДД, а нерегулярных визитов сотрудников ГИБДД для проведения внеклассных занятий недостаточно для усвоения основ безопасного поведения на дороге.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, в организации готовят несколько акций в поддержку инициативы.
По данным ГИБДД на 3 октября 2016 года, в России с участием детей до 16 лет произошло 14 498 ДТП. Из них 6003 — с участием детей-пешеходов.
В них погибли 518 детей, еще 15 542 получили травмы.
Родители не научат
Как заявил «Газете.Ru» председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей Лобарев, родители могут дать детям лишь элементарные знания: как перейти дорогу, что делать при сигналах светофора.
«Многие родители сами плохо знакомы с ПДД и могут привить ребенку неправильные навыки, повышающие риск, — считает Лобарев. — Воспитание родителями — это, конечно, хорошо, но обучением ПДД должны заниматься педагоги.
ГИБДД просит помощи у водителей
Уже в следующем году любой водитель сможет через специальное приложение пожаловаться на дорожного лихача без…
05 октября 14:13
Педагог методически правильно выстроит занятие, определит цели и задачи, отработает их, сможет смоделировать аварийные ситуации с участием детей, подведет итог.
В школах возможно использование мультимедийных систем отображения информации, в ряде школ есть детские учебные площадки.
По мнению экспертов, в сфере автообразования данные занятия должны проводиться в различных образовательных организациях вне зависимости от благополучия и социального статуса семей. Порой именно в благополучных семьях вырастают «мажоры», «хамы», игнорирующие ПДД».
Лобарев уверен, четырех часов в год, отведенных сейчас в школах на изучение ПДД, явно недостаточно.
Тем более что эти занятия не завершаются контролем знаний учащихся — зачет не проводится.
«Для внедрения предмета по ПДД необходимы анализ, исследования, которые может провести, — говорит он, — рабочая группа экспертов автообразования совместно с педагогами и специалистами. Конечно, мы не предусматриваем увеличение общей учебной нагрузки при введении предмета по ПДД.
Мы выдвинули предложение о проведении эксперимента в 10 школах по введению отдельного учебного предмета по ПДД за счет всего 18 часов регионального или школьного компонента, не посягая на часы федерального государственного образовательного стандарта и без увеличения учебной нагрузки».
Пдд с математикой
- close
- 100%
В свою очередь руководитель проектов Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Наталья Дронова обращает внимание на то, что введение предмета ПДД в школах рассчитано не только на снижение детского травматизма на дорогах, но и на воспитание будущих ответственных водителей и пешеходов.
«Преподавание ПДД в школах улучшило бы поведение на дорогах именно взрослеющих детей, которые начинают чувствовать, что им все по плечу, — говорит Дронова «Газете.Ru».
— Вы видели много родителей, которые учили бы детей езде на велосипеде на проезжей части? А тому, как переезжать пешеходные переходы? Скорее родители вбивают в головы детям, что выезжать на дороги с интенсивным движением нельзя».
При этом Дронова считает, что отдельный предмет стал бы дополнительной нагрузкой.
Выходом из ситуации она видит выделение большего количества времени на изучение ПДД в рамках других школьных предметов.
«Например, обществознания в начальных классах или ОБЖ в старших классах, — предлагает эксперт «Газеты.Ru». — Еще одно из решений — введение «показательных» задач про скорость движения, скорость остановки — на уроках математики, алгебры или даже физики. Важно, чтобы учителя умели правильно донести выводы таких задач до учеников».
Только по собственному желанию
Заместитель председателя ДОСААФ России Сергей Сериков уверен, что дополнительная нагрузка на школьников в виде обязательного предмета по ПДД на сегодняшний день была бы излишней. По его мнению, добавление еще одной дисциплины приведет к повышению нагрузки на учеников. Как итог — негативное восприятие предмета как самими учениками, так и родителями, на которых будут давить дети.
«Сейчас в детском образовании достаточно грамотно построен процесс обучения поведению на дорогах, — рассказал Сериков «Газете.Ru».
— В игровой форме это происходит еще в детских садах, где детей можно заинтересовать и донести до них основы правил дорожной безопасности.
В средней школе это одноразовые занятия, с приглашением сотрудников ГИБДД — человек в форме всегда привлекает внимание и способен донести до учеников важные поведенческие нормы на дороге».
По словам эксперта,
ПДД необходимо изучать, когда это будет нужным самим школьникам. Оптимальным решением проблемы может стать предоставление старшеклассникам возможности на добровольной основе получить необходимое образование.
«Отсутствие этой дисциплины приводит к очень неприятным последствиям, — отмечает Сериков. — Если у родителей есть возможность — они просто покупают детям дорогой автомобиль и права.
Другая сторона медали — выпускники сами после школы ищут возможность сдать на права, ищут варианты подешевле. Они приходят в автошколы с крайне низким уровнем образования, которые фактически тоже просто продают права.
В результате на дороги выезжает масса неподготовленных водителей».
Программа и нагрузка и без того большая
Заместитель руководителя комитета Госдумы по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Духанина уверена, что отдельный предмет по ПДД в школе вводить не стоит.
«Но рассказывать о ПДД в школах нужно постоянно, — говорит Духанина «Газете.Ru». — Лучше это делать на дополнительных занятиях, в игровой форме, возможно с участием добровольцев, представителей ГИБДД, других общественных организаций. В старших классах можно прививать навыки вождения автомобиля и уже более глубокое знание ПДД с точки зрения водителя.
В некоторых развитых странах в школах обучают вождению уже с 14 лет. Нам тоже стоит задуматься о развитии такой практики, вероятно, в виде дополнительных занятий.
Как заставить ребенка учить новый предмет
Популярный блогер и мама четвероклассника Елена Харо рассказала «Газете.Ru», что большую часть времени ее ребенку приходится проводить за подготовкой домашнего задания — засиживаться нередко приходится до 22.00, чтобы успеть сделать все задания. А заставить десятилетнего ребенка столько учиться порой сложно. Добавление нового предмета в школе Харо представляет себе с трудом.
«Сейчас школьная программа расширилась и усложнилась настолько, что свободного места, куда втиснуть еще один предмет, а тем более зачет, я не вижу, — рассказала Харо «Газете.Ru». – У нас в семье давно есть автомобиль, и ребенок знает, что нужно залезть в детское кресло, пристегнуться.
- close
- 100%
Осторожен он и на дороге, не бегает по переходам на красный свет. Сами мы аккуратные водители, и уже сейчас он привыкает к спокойной манере езды. Так что если он захочет самостоятельно поучиться основам вождения в старших классах, мы его, конечно, поддержим, а сейчас нам хотелось бы, чтобы он просто справлялся с обязательной школьной программой».
Позиция Министерства образования: каждая школа решает сама
Ранее представитель департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская не раз заявляла, что министерство является соисполнителем федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» и, соответственно, отвечает за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, для чего проводится комплекс мероприятий по всей России. Также в министерстве напомнили о возможностях для всех школ самостоятельно ввести ПДД как обязательный предмет, если эту идею поддержит родительское сообщество.
Знания ПДД хотят начать проверять уже в школе
Российским школьникам будут преподавать правила дорожного движения, которые необходимо знать пешеходам, велосипедистам и пассажирам.
Предложение о введении в учебную программу обязательного предмета на знание ПДД в Министерство образования и науки РФ направила «Гильдия автошкол». После обучения школьников планируют обязать сдавать экзамен, им будет вручаться специальный сертификат. Об инициативе сообщает m24.ru со ссылкой на председателя правления «Гильдии автошкол» Сергея Лобарева.
«Мы предлагаем рассмотреть возможность внедрения отдельной обязательной сертификации выпускников на предмет знания Правил безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста и пассажира, так как получение аттестата об основном общем образовании не является подтверждением знания и соблюдения ПДД», — рассказал Сергей Лобарев.
Предположительно для обучения понадобятся специальные учебно-игровые площадки. «Оснащение школ должно обеспечивать возможность занятия по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий», — отметил председатель правления «Гильдии автошкол».
Позитивную оценку инициативе поставила председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы Людмила Мясникова.
«Раньше в школах выдавали юношеские водительские права, которые потом без проблем менялись на взрослые для будущей профессии водителя, – считает она.
– Сейчас такими «школьными» правами может стать так называемый сертификат».
Не так давно стало известно о законопроекте, касающемся перевозки детей в транспортном средстве. В середине прошлого месяца портал «Колёса.
ру» сообщал о том, что детей в машинах могут запретить пристегивать «иными устройствами».
Правительство РФ получило поручение по разработке инициативы с соответствующими изменениями от президента Владимира Путина. Срок исполнения – до 1 декабря 2016 года.
В школы могут вернуть уроки автодела
РИА Новости/Алексей Мальгавко
В Госдуме предлагают ввести в общеобразовательных школах предмет по основам безопасности дорожного движения и профессиональной подготовки водителей. Об этой инициативе «Парламентской газете» рассказал её автор, зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Бидонько.
Исправить недоразумение
По словам депутата, руководителя партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», в современной школе Правила дорожного движения (ПДД) должны стать обязательным предметом. «Некоторые считают, что это станет дополнительной нагрузкой на школьников.
Но эти знания просто необходимы в современной жизни. Не зря же в некоторых развитых странах в школах изучают не только ПДД, но и обучают вождению уже в 14 лет. У нас раньше тоже в школах преподавали автодело.
Считаю, что к этому опыту следует вернуться», — отметил парламентарий.
Техосмотр в 2018 году пройдёт по новым правилам
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма всегда решалась на основе комплексного обучения детей, начиная с дошкольного возраста. Однако, констатировал депутат, в новых редакциях законов «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения», вопросы, связанные с обучением несовершеннолетних участников дорожного движения, отсутствуют.
Например, в законе «Об образовании» есть программы обучения для иностранных граждан и лиц без гражданства, для детей с ограниченными возможностями, для осуждённых подростков, для будущих врачей и деятелей искусства, но специальной программы по безопасности дорожного движения не предусмотрено. Между тем все вышеназванные категории объединяет одно — они являются участниками дорожного движения: как пешеходы или как водители. Но об этом в Минобрнауки почему-то забывают.
Сергей Бидонько предлагает исправить это недоразумение. Одновременно, по словам депутата, в Законе «О безопасности дорожного движения» следует уточнить, кто и на каком основании может обучать несовершеннолетних навыкам управления автотранспортных средств и допускать их до экзаменов.
https://www.youtube.com/watch?v=klxderXnVPc\u0026pp=ygVk0J7RgdC90L7QstGLINCf0JTQlCDQtNC70Y8g0LTQtdGC0LXQuSDQvNC-0LPRg9GCINC90LDRh9Cw0YLRjCDQv9GA0LXQv9C-0LTQsNCy0LDRgtGMINCyINGI0LrQvtC70LDRhQ%3D%3D
Более 6 тысяч ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов зарегистрировано за 9 месяцев 2017. В этих авариях погибли 161 и получили ранения различной степени тяжести более 6 тысяч детей и подростков.
Предполагаемый текст поправки в статью 26 пункт 3 Закона «О безопасности дорожного движения» гласит: «К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий «А», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения, указанные лица получают по достижении ими восемнадцати лет».
Детей надо учить дольше
Сегодня минимальный разрешённый законом возраст для посещения автошколы составляет 16 лет. По его достижению уже можно получить права категории А1 и М — на управление лёгкими мотоциклами и мопедами.
В некоторых автошколах даже действует скидка для учащихся школ, однако цены всё равно кусаются. Например, 56 часов обучения (теория и вождение) на права категории «В» в Подмосковье обойдутся школьнику в 22 — 28 тысяч рублей.
Естественно он станет искать место, где обучение будет стоить дешевле. При этом на его качество часто не обращают внимания.
В результате на дороги выезжает масса неподготовленных молодых водителей, рассказала «Парламентской газете» президент Ассоциации юношеских автомобильных школ Ольга Никонова. По её мнению, в обычных автошколах нет кадров для работы с подростками.
Что будет происходить на российских дорогах через 10 лет
«Преподавать детям надо по-другому, не как взрослым, зачитывая из книжки правила дорожного движения, — пояснила она. — Кроме того, обычный курс подготовки рассчитан на три месяца, но этого недостаточно для 16-17-летних. Как минимум девять месяцев нужно готовить».
Специалист подчеркнула важность инициативы в плане повышения безопасности дорожного движения. «На уроках автодела дети будут не только учиться управлять машиной, но и познавать культуру поведения на дороге, правила взаимоотношений между участниками движения — это огромный пласт воспитательной работы», — сказала она.
Эксперты Гильдии автошкол России также выступают за изучение в школах Правил дорожного движения, однако только в аспекте безопасности.
«Для профессионального обучения водителей нужны специально оборудованные классы, машины, территория, — пояснил глава Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. — Не каждая школа сможет себе это позволить.
А вот научить детей, как должен вести себя пешеход, пассажир или велосипедист, для неё проблем не составит».
По словам эксперта, курс должен составлять не менее 36-72 часов в год. Причём это должен быть не факультатив, а официальный предмет, по которому ученики будут сдавать зачёт. В дальнейшем можно продумать специальную облегчённую программу в автошколах для курсантов, успешно прошедших курс ПДД в общеобразовательных школах, отметил Сергей Лобарев.
Детям про правила дорожного движения. Основы
Дорога – не место для игр, она опасна и иногда непредсказуема, поэтому важно рассказать детям про правила дорожного движения. Детки должны знать, как правильно ориентироваться на дороге, что можно делать, а что нельзя, чтобы движение было для них наиболее безопасным.
Психологи рекомендуют начать изучение правил дорожного движения уже в 3-4 года, чтобы к школе ребенок уже знал их от корки до корки. Важно объяснить и показать основные понятия: дорога, машины, тротуар, полоса движения, водитель, дорожные знаки, пешеходный переход, светофор.
Что такое светофор?
Поговорим отдельно об очень важном на дороге предмете – о светофоре. Это устройство, которое показывает цветовой сигнал и регулирует движение на дороге. С помощью цвета светофор дает знать, можно ли идти пешеходу и ехать автомобилю.
Обратите внимание, что для машин и для человека светофоры разные. У светофора для машин три цвета: красный, желтый и зеленый.
Если горит красный, то двигаться нельзя, если желтый, то двигаться также нельзя, но надо приготовиться к движению, ну а зеленый – путь свободен, можно ехать.
У светофора для людей цвета два: красный и зеленый. Запомните: проезжую часть можно переходить исключительно на зеленый цвет.
Основные правила дорожного движения
Правила дорожного движения необходимо соблюдать, чтобы не нарушать ритм города и оставаться в безопасности. Если не соблюдать правила, то можно попасть в ДТП и серьезно пострадать, попасть в больницу и долго болеть. Поэтому важно запомнить правила и всегда-всегда их соблюдать.
- Проезжую часть нужно переходить спокойно, не бежать, перед началом движения посмотреть по сторонам и убедиться, что машин нет. Только на зеленый сигнал светофора. Если светофора нет, то только на пешеходном переходе.
- При переходе смотрим сначала налево, потом направо.
- Переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора, даже если в округе нет ни одной машины.
- Возле дороги не играют, это опаснейшая территория.
- В обязательном порядке нужно выучить знаки дорожного движения. Основные можно посмотреть на картинке ниже, а более детально мы рассмотрим их в этой статье.
- Идти вдоль дороги нужно по тротуару справа. За городом по обочине нужно идти навстречу машинам.
- Нельзя отвлекаться на что-либо на дороге. Особенно на телефон или разговор.
- Переходить дорогу нужно с взрослым за руку.
- Ходить по проезжей части нельзя, только по тротуару.
И еще одно очень важное замечание: объясните малышу, что машина не может быстро и резко затормозить. Даже если водитель нажмет на тормоз, он еще какое-то расстояние проедет за счет тяжести автомобиля, это называется тормозной путь. Поэтому нельзя резко выбегать на дорогу.
При этом важно не только дать теорию, но и показать основные моменты прямо на дороге.
- К примеру, вы идете с малышом на прогулку. Остановитесь, покажите ребенку дорогу, машины, светофоры, тротуары, разметку, пешеходный переход и т.п. Проговорите основные правила прямо на улице. Ну и, конечно же, сами соблюдайте правила, ведь мама и папа для ребенка являются примером для подражания, ребенок с радостью копирует все, что делают родители. Поэтому обязательно следите за собой, когда вы на дороге, и ваш малыш будет брать с вас пример.
- Для изучения можно рассматривать картинки, где изображены ситуации на дороге, виды транспорта. Можно пойти на улицу и посмотреть на все это, послушать звуки, научиться определять вид транспорта.
- Не лишними будут книжки с рассказами и историями.
- Выучите стихи про ПДД, разгадывайте загадки.
- Чтобы немного разнообразить обучение, с ребенком можно поиграть в ролевые игры, связанные с дорогой. Играя в регулировщика или светофор, дети быстрее запомнят важную для них информацию.
- Отличным подспорьем станет рисование. Нарисуйте вместе с малышом дорогу, пешеходов, машины, проговорите еще раз правила.
- На прогулке обратите внимание на пешеходов и автомобилистов, нарушающих правила. Объясните ребенку, почему так делать нельзя.
- Смоделируйте опасные ситуации, которые могут возникнуть на дороге, спросите у ребенка, что он будет делать в такой ситуации, и объясните, как делать правильно, если он ошибся.
Мультфильмы про ПДД
Для еще лучшего запоминания посмотрите с детьми мультфильмы про правила дорожного движения. Отличный вариант для закрепления полученных знаний, наглядный, понятный и самое главное — на языке ребенка.
- Азбука безопасности на дороге Тетушки Совы. Целый мультсериал, состоящий из 12 поучительных серий.
- Уроки осторожности Тетушки Совы. Серия 2 «Дорога».
- Робокар Поли. Правила дорожного движения. Мультсериал из 26 небольших серий.
- Смешарики. Азбука безопасности. Серии 1-7, 12, 14-16, 20, 24-32.
- Видеоурок «Чтобы путь был счастливым».
- Лукоморье Пикчерз. Серии «Светофор», «Знак Осторожно, дети!», «Пешеходный переход».
Эти и другие мультфильмы про ПДД для детей есть в этом плейлисте:
Еще про ПДД для детей:
- Детские загадки про правила дорожного движения
- Стихи про ПДД для детей
- Дорожная азбука, или что рассказать детям о дорожных знаках
- Детям про транспорт. История транспорта
- Стихи и загадки про транспорт
- Безопасных вам дорог и счастья!
- С любовью,
- «Цветы жизни».
Правила дорожного движения предложили изучать в школе и включить в ЕГЭ – Учительская газета
В Единый государственный экзамен (ЕГЭ) предложили включить правила дорожного движения (ПДД). Национальный автомобильный союз (НАС) направил в Правительство РФ письмо с данным предложением.
Autonews.ru
Предлагается включить в обязательную систему школьного образования полный теоретический курс правил дорожного движения, теорию сдавать в рамках ЕГЭ, результат которого вносить в аттестат. По мнению авторов идеи, на данный момент ребята получают недостаточно знаний ПДД, из-за чего случаются аварийные ситуации, особенно с использованием электротранспорта.
Как сообщил портал Autonews, письмо также включает в себя статистику по аварийности с участием детей и предложения по повышению уровня знаний ПДД среди школьников 5 – 11 классов.
Как пояснил руководитель НАС Антон Шапарин, во времена СССР уроки по безопасности дорожного движения были включены в обязательную школьную программу. Сейчас такие занятия проводятся вне учебного плана, на уровне факультативов.
Этого недостаточно для системных знаний в данной сфере.
Отмечается, что данное предложение не предусматривает закрытие автошкол. Они будут необходимы для обучения вождению транспортных средств на практике. Предполагается, что детям теоретический курс ПДД будут преподавать учителя ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), прошедшие дополнительную подготовку.
Идею Национального автомобильного союза поддержали в сообществе «Синие ведерки», назвав ее правильной.
По мнению координатора сообщества и руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, данные знания не только пригодятся ребятам в будущем, но и спасут чью-то жизнь.
НАС предлагает приравнять ЕГЭ по ПДД к экзамену по теории вождения в ГИБДД. Однако Шкуматов считает, что не стоит отменять теоретический экзамен в ГИБДД для школьников, которые сдали ПДД на ЕГЭ.
Ранее сайт «Учительская газета» приводил данные МВД РФ, согласно которым за шесть месяцев 2021 года в России зарегистрировано 180 происшествий со средствами индивидуальной мобильности. В результате этих ДТП пять человек погибли, 188 граждан получили травмы различной степени тяжести.
Изучение Правил дорожного движения включат в школьную программу старших классов — МК
Увы, но в России проблема безопасности на дорогах стоит по-прежнему остро. Несмотря на снижение аварийности в последние годы, серьезную тревогу вызывает высокое количество ДТП с участием несовершеннолетних.
При этом резкий рост дорожных инцидентов с участием детей традиционно происходит весной–летом — в период использования электросамокатов, велосипедов, моноколес, гироскутеров и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ).
С учетом увеличения их популярности в нашей стране, печальные цифры, вероятнее всего, продолжат расти.
Точнее, уже растут. Так, по данным ГИБДД, общее число ДТП с подобными средствами передвижения за пять месяцев 2022 года выросло на 35%. Причин тому несколько, но одна из главных — в неготовности малолетних пользователей этих «гаджетов» к выезду на дорогу.
— Зачастую причиной создания аварийных ситуаций является незнание Правил дорожного движения, их нюансов и особенностей. Но проблема не только в изучении ПДД, а именно в понимании логики дорожного движения.
Очевидно, что школьники, привыкшие быть участниками дорожного движения в качестве пешеходов, не способны внезапно перестроиться и начать воспринимать ситуацию как водители транспортных средств.
Конечно, подростки знают о том, что нельзя переходить улицу на красный свет, но им неизвестны такие понятия, как, например, «помеха справа», значение многих дорожных знаков или разметки.
Поэтому для того, чтобы в умах тинейджеров сформировалась целостная картина дорожного движения, необходимо начинать преподавать теорию ПДД уже в старших классах. Это, без сомнения, позволит сократить число аварий на дорогах, сохранить жизнь и здоровье подрастающего поколения, — считает директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов.
С ученым согласны и в автошколах, где считают, что именно «дорожная неграмотность» провоцирует многие трагические ситуации, которых можно было бы легко избежать.
— ДТП с участием школьников действительно нередки и зачастую происходят из-за невнимательности и неосторожности как пешеходов, так и водителей. Не всегда родители посвящают своих детей в особенности и нюансы дорожного движения.
Зачастую выпускники школ не знают, как правильно переходить проезжую часть на нерегулируемом перекрестке, как двигаться по обочине в отсутствие тротуаров и т.д.
Многих опасных ситуаций можно было бы избежать, если дети смогли бы лучше понимать и прогнозировать ситуацию на дороге, — отмечает основатель цифровой автошколы «Баранка» Матвей Гордиенко.
Об актуальности проблемы также свидетельствуют данные МВД России, фиксирующие число кандидатов в водители, сдавших экзамены в 2021 году. Так, теоретическую часть экзамена с первого раза сдали лишь 42% экзаменующихся, то есть те, кто предварительно прошел обучение в автошколах. Что уж говорить про школьников?
— В настоящее время безопасности дорожного движения в школах уделяется много внимания, но требуется более глубокое погружение в проблематику.
Надо начать разбирать со старшеклассниками реальные дорожные ситуации, анализировать типичные ошибки водителей и пешеходов, давать задания и проводить работу над ошибками.
Это позволит «закольцевать» процесс обучения, начатый в младших классах, и сделать выпускников средних школ более подготовленными к передвижению в мегаполисе, — уверен Матвей Гордиенко.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28833 от 27 июля 2022
Заголовок в газете: ЕГЭ по ПДД
Статья "Значимая роль изучения правил дорожной безопасности в школах и детских садах"
Статья «Значимая роль изучения правил
дорожной безопасности в школах и детских садах»
Дорожная безопасность — комплекс мероприятий, направленных
на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.
Очень важную роль играет изучение правил дорожного движения
в школах и детских садах. Именно с раннего возраста надо формировать у детей навыки выполнения правил поведения на улице, дороге
и в транспорте.
Обучение
детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть воспитательного и
образовательного процесса. Учитывая, что рост ДТП в нашей стране показывает
плачевную статистику и эта проблема стоит на первом месте.
За формирование у детей системы навыков и знаний о безопасном поведении на
дорогах сегодня возлагается на садики и школы. В садиках и школах дети познают
азы и начинают учиться быть пешеходами, а именно вникают в понятия пешехода,
пассажира, что такое транспортное средство, авария, травматизм и что есть
специальные правила, которые они обязаны соблюдать. Занятия все в детском саду
идут в игровой форме, чтобы дети понимали и лучше воспринимали эту информацию.
Огромная роль в изучении правил дорожной безопасности детьми отводится
воспитателям и педагогам, а также родителям которые показывают своим поведением
и действиями пример своим детям.
В нашем структурном подразделении детский сад созданы
«Уголок безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам
дорожного движения. Дети с педагогами играют в игры и рассматривают иллюстрации.
Знакомства детей начинается с литературных произведений, стихов, так же с
детьми проводятся дидактические игры и словесные игры.
Проводим беседы: Зачем
нужен светофор, зачем нужны дорожные знаки, можно ли на дороге играть, почему
нельзя на дороге играть? Вместе с детьми рисуем ватными палочкам
«Светофор», с целью закрепления сигналов светофора.
Проводим наблюдения
на прогулке за движущимся транспортом и проверяем одежду на наличие
световозвращающих элементов одежды, говорим как это важно, чтобы они были
заметнее на дороге.
Чтобы привить нашим детям навыки правильного поведения на
улице, дороге, нужна и разъяснительная работа с участием родителей. Знания,
полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье.
В учреждении разрабатываются памятки для родителей и информация по
правилам дорожного движения (брошюры и видеоролики) размещаются в группах
социальных сетей. Проводятся консультации с родителями по соблюдению ПДД и
родительские собрания.
Прежде всего родители должны помнить о силе личного
примера: если мама, папа переходят улицу в неразрешённом месте, не обращают
внимания на сигналы светофора, бегут через дорогу на близком расстоянии от
транспорта, то самая добросовестная работа воспитателя окажется недейственной.
Нужно помнить, вы на улице не одни! Примеру взрослых следуют дети!
Мероприятие и игры по ПДД для детей на улице становиться
закреплением знания правил.
Мероприятия
и игры проводятся с целью закрепления правил дорожного движения на дороге.
К детям в гости приходил Автоинспекторы. Дети рассказывали стихи про
цвета светофора, разгадывали загадки, играли в игры по правилам дорожного
движения. Автоинспектор проверял у детей знания, задавал вопросы: Сколько
сигналов у
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на
улицах, дорогах проводится систематически, охватывая все виды детской
деятельности, чтобы полученные знания дети «пропускали» через
продуктивную деятельность, а затем реализовывали в играх и в повседневной жизни, за пределами детского сад.
Далее они переходят в начальную школу, где имеют представление о правилах
дорожного движения. Правилах поведения на дороги. В школе педагоги более
углубленно изучают тематику и рассматривают ситуации. Играют, проводят
викторины изготавливают памятки и делают сценки и изготавливают световозращающие
элементы на одежду. Для развитие навыка правильной и безопасной ориентации на
улице;
формирование
представления о том, что соблюдение ПДД направлено на сохранение их жизни;
воспитание культуры поведения в общественном транспорте, а также развитие
дисциплины и сознательного соблюдения правил поведения на дороге.
Анализируя
данные ПДД за несколько лет, характер травм, полученных детьми, можно прийти к
выводу, что изучение ПДД является крайне актуальной задачей, которая
существенно поможет снизить количество аварий с участием юных пешеходов.
Чтобы решить эту проблему, необходимо начинать обучение детей с самого
раннего возраста, а затем постоянно освежать и пополнять эти знания уже в
школе. И обязанность за это ложится именно на плечи воспитателей и педагогов.
Безопасность
ребенка на дороге будет зависеть от того, насколько качественно он обучен
правилам дорожного движения, от его внимательного отношения ко всем опасностям
на дороге.
Когда родители начинают отпускать своего ребенка одного гулять во дворе,
или самостоятельно сходить в магазин, они должны быть уверены в том, что он в
полной мере осведомлен о правилах поведения на проезжей части.
Поэтому нужно обучать ребенка с раннего возраста и практическими занятиями
закреплять их знания.
Жизнь
детей важнее всего, поэтому надо научить с раннего возраста навыкам безопасного
поведения на дороге.
Школа или родители — кто должен учить наших детей ПДД? — журнал За рулем
И правительство, и представители ГИБДД из года в год повторяют правильные слова: необходимо снизить смертность на дорогах, надо бороться с детским травматизмом.
По государственной программе безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах в следующем, 2020 году показатель детской смертности в ДТП должен снизиться до 673 человек. Начинали в 2012-м с 940.
При этом только за первые четыре месяца 2019 года в стране зарегистрировано 4744 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых пострадали 5146 детей, а 119 — погибли.
Осторожно, дети! В обилии информационного мусора этот знак теряется. И ставят его зачастую не там, где нужно. В данном случае – на воротах школы, хотя он должен быть на проезжей части.
Глобальная же задача поражает амбициозностью: достичь нулевой (не только детской) смертности к 2030 году. Допустим, это возможно, хотя даже в благополучной Швеции, которая по размерам сопоставима с небольшой Магаданской областью, притом что с 1997 года действует государственная программа Vision Zero, в 2017 году в ДТП погибли 253 человека.
https://www.youtube.com/watch?v=klxderXnVPc\u0026pp=YAHIAQE%3D
Как это сделать? Вести работу с нынешними водителями – само собой. По статистике, 80% аварий с детьми происходит по вине взрослых, водителей. Но также важно – правильно воспитывать будущих водителей и пешеходов, вкладывая в них уважение к ПДД. И делать это, что называется, с пеленок.
Домашняя работа
Об основах обучения безопасности движения мы уже рассказывали. Чтобы ребенок был в безопасности на дороге, родители должны обучить его правилам – сначала самым простым, как то «на красный стой, на зеленый иди», потом все сложнее. Для этого существует масса всевозможных книг и игр.
Но главное – родители обязаны подавать пример соблюдения ПДД. Если ребенка учат переходить улицу только на зеленый сигнал светофора и по зебре, папа, перебегающий дорогу где попало, может перечеркнуть все обучение.
Впрочем, здесь еще можно подумать и поговорить об общей культуре и уважении (или неуважении) к окружающим, которые помогают или мешают нам соблюдать правила, в том числе на дороге.
Дети копируют поведение родителей, об этом важно помнить, в том числе на дороге.
Если ваш ребенок ездит на велосипеде – позаботьтесь о том, чтобы он делал это правильно: спешивался перед зеброй и переходил, а не переезжал дорогу, двигался по велодорожкам (там, где они есть), надевал защитный шлем. И будьте для него примером.
Стыдно, если не видно
Родители же должны следить за тем, чтобы на одежде ребенка были какие-либо светоотражающие элементы. Это особенно важно именно сейчас, когда рано темнеет, но не везде еще выпал снег. Практичные мамы стараются одеть детей во что-нибудь потемнее, что меньше пачкается.
Если вы так делаете и на одежде ребенка нет светоотражающих элементов, купите для него хотя бы несколько копеечных фликеров, которые можно нашить, приклеить, повесить на куртку или рюкзак. Кстати, взрослым обзавестись подобными аксессуарами тоже не мешает.
И носить их не должно быть стыдно.
До школы
Занятия по безопасности дорожного движения входят обычно и в образовательную программу дошкольных учреждений.
Если ваш ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь у него, были у них в группе занятия по правилам дорожного движения или нет. То же можно спросить у воспитателей и предложить провести такие занятия.
Не мешает заручиться поддержкой других родителей. Сделать это несложно – у каждой группы есть свой чат в интернете.
Неплохо будет, если по итогам этих занятий будет организован праздник безопасности дорожного движения – представление на полчаса, с загадками и отгадками на тему ПДД, конкурсами, призами. Для этого мероприятия потребуется копеечный реквизит и минимум времени на подготовку, а польза будет огромной и долгосрочной, особенно если в празднике примут участие не только дети, но и родители.
В школе (и снова дома)
Но если дошколята редко ходят одни и, как правило, за ручку со взрослыми, а играют обычно на безопасных площадках, у школьников куда больше свободы. И поэтому именно они находятся в группе наибольшего риска и им нужно напоминать о правилах движения.
В программу школьного обучения такие занятия включены в виде дополнительных уроков, которые проходят несколько раз в год (как правило, перед каникулами). Изучение основ безопасности дорожного движения включено и в обязательный предмет – ОБЖ. Но и этого может быть недостаточно.
Поэтому родителям стоит регулярно, но ненавязчиво, чтобы не вызвать неприязнь, напоминать о необходимости соблюдать ПДД. И снова – показывать правильный пример.
Дети школьного возраста, достаточно самостоятельные, но недостаточно сознательные, находятся в группе особого риска на дороге.
Кстати, а ваш ребенок знает о существовании такой организации, как Юные инспекторы движения? Она была создана 46 лет назад по инициативе МВД и Минпросвещения и объединяет детей от 10 до 14 лет, которые учатся управлять велосипедом, оказывать помощь попавшим в ДТП и, конечно, учат ПДД. По данным ЮИД, сегодня в России 30 тысяч отрядов и 400 тысяч инспекторов. Заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Ильнур Хабибуллин считает, что к 2024 году в проекте будет уже 41 тысяча отрядов. На официальном сайте организации можно пройти тестирование на знание Правил в своей возрастной группе. Кстати, очередное тестирование в онлайн-формате началось 14 октября.
Регулярно организуются и соревнования, слеты Юных инспекторов. Самое значимое событие года, Всероссийский форум ЮИД, пройдет с 17 по 19 ноября в Москве.
Новая концепция развития программы предполагает поднять возраст старшей группы юидовцев до 18 лет, чтобы сократить разрыв с автошколами, в которых можно обучаться с 17 лет. Если это произойдет, программа охватит 1,5 миллиона человек.
Остается сожалеть, что сегодня у школьников нет возможности попасть на практику в УПК на автозавод или автобазу, как это было в советское время. Изучение конструкции автомобиля заставляло ребят серьезнее относиться к дорожному движению в целом. Зато и частные автомобили теперь не редкое, а рядовое явление. И неисчерпаемая тема для разговоров и занятий с ребенком.
- Как проходил Всероссийский форум ЮИД, читайте тут.