Источники, понятия и виды уголовно исполнительного права
Согласно устоявшейся международной практике, источники уголовно исполнительного права относятся к прерогативе лиц, управляющих государством. Международное право – это лишь направляющее звено в сфере пенитенциарной деятельности мирового сообщества.
Каждое государство имеет возможность самостоятельно ратифицировать международные договора. Они могут быть интегрированы в правовую систему без изменений или лишь служить идеей для создания внутригосударственных законодательных актов.
В данной статье будет рассмотрено понятие и виды источников уголовно исполнительного права.
- Понятие источников УИП
- Характеристики источников УИП
Понятие источников УИП
В 71 и 72 статьях Конституции РФ сказано, что регулирование правопорядка и правосудие осуществляются на федеральном уровне. Из-за этого источники уголовно исполнительного законодательства и права достаточно часто ошибочно признаются едиными. На самом деле законы являются центральным источником УИП, но далеко не единственным.
Основная специфика законодательных актов, являющихся источниками УИП, заключается в следующем:
- они принимаются на основе международных договоров;
- любой вид подобных актов может быть принят только на федеральном уровне. Все прочие уровни управления государством не могут участвовать в процессе издания;
- акты регулируют воплощения карательной функции. Они приводят в исполнение все виды наказаний.
В качестве источника уголовно исполнительного права может служить исключительно официальный документ, направленный на исполнение карательного механизма и регламентирующий основы обращения с осужденными за преступления лицами.
Основные нормы, регламентирующие отношения в этом сегменте собраны в кодифицированном акте, носящем название УИК РФ. Значительно меньшая часть норм находится в актах, принадлежащих к другим отраслям. Речь идет о гражданском и конституционном правах.
Характеристики источников УИП
Рассмотрев понятие источников уголовного законодательства и права нужно перейти к разбору их системы. Следует отметить, что источники УИП в РФ имеют строгую иерархию. Она выглядит следующим образом:
- международные договора и соглашения. К наиболее известным из них нужно отнести акты ООН. Нужно сказать, что международные нормы правовой коллизии имеют превосходство над внутренними актами государства. Это указано в 3 статье УИК РФ;
- Конституция РФ. Ей заданы общие направления всех государственных функций, в том числе и карательной. Помимо этого, она дает характеристику УИП и закрепляет гарантии соблюдения прав гражданина при исполнении наказания;
- ФЗ, являющиеся наиболее распространенными источниками правовых норм во всех отраслях. Единственным отраслевым законом является УИК;
- официальные документы, принятые верхней и нижней палатами парламента. Кроме законов Госдума и Совет Федерации решают срочные вопросы, например, связанные с финансированием ФСИН;
- акты Правительства и Президента. Они являются подзаконными и издаются с целью регулирования работы пенитенциарной системы. Особо следует выделить такие важные акты как амнистия и помилование, которые являются полномочиями Президента;
- межведомственные и ведомственные акты, принятие которых обусловлено необходимостью регулировать текущую работу исправительных учреждений.
Некоторые теоретики утверждают, что в представленный выше список следует включить решения Верховного и Конституционного судов РФ.
Основанием для этого может служить функция данных судебных органов, заключающаяся в толковании норм права, а также контроль над соответствием законов и подзаконных актов Конституции. Их оппоненты утверждают, что практика судов не может являться источником права.
В частности, практика Верховного и Конституционного судов имеет значение для единообразного понимания норм судами прочих уровней.
Понятие и виды источников УИП в целом сдержаться в Конституции. Более подробно данный вопрос рассмотрен в х к УИК и научных монографиях. В целом рассматриваемый вопрос не интересен широкой публики.
Им занимаются теоретики и государственные служащие в чьи обязанности вход интерпретация и доработка существующих законов. В обычной жизни знание данной информации не способно принести пользы рядовому обывателю.
Оцените публикацию, это поможет нам стать лучше: Загрузка…
Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права
Источниками права являются официальные документы (нормативно-правовые акты) компетентных государственных органов, в которых закрепляются юридические нормы.
Нормы уголовно-исполнительного права, наряду с нормативно-правовыми актами (в дальнейшем — нормативные акты или правовые акты) собственно уголовно-исполнительного законодательства, нередко закрепляются в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права. Так, в Конституции Российской Федерации, которая является юридической базой текущего законодательства, имеются статьи (например, п. 3 ст. 32; ст. 50, п. «о» ст. 71), регулирующие отношения в сфере исполнения уголовных наказаний.
Источники уголовно-исполнительного права можно классифицировать по их юридической силе и сфере их действия. Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы располагаются в определенной строго иерархической системе. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе уголовно-исполнительного законодательства.
Такое построение нормативных актов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ввиду многочисленности нормативных актов уголовно-исполнительного законодательства и несовершенства законодательной техники возникают ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос.
Наибольшей юридической силой обладают законы.
По сфере действия источники могут быть федеральными, отраслевыми и местными (локальными). Разновидностью этой же классификации может быть и круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы уголовно-исполнительного законодательства.
Законы (законодательные акты). Важнейшим источником отечественного права, в том числе и уголовно-исполнительного, является Конституция Российской Федерации. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией России.
Она содержит в себе нормы различных отраслей права, в том числе и нормы уголовно-исполнительного права. В частности, положения Конституции закрепляют основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма. Конституция (п. «о» ст.
71) относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.
Важнейшим источником уголовно-исполнительного права является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем, как уже отмечалось, регулируется исполнение всех видов уголовных наказаний.
УИК РФ определил цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его структуру, содержание и принципы. В кодексе закреплены также система и виды учреждений, исполняющих наказание.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также иные вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в законе от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы»*.
* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
Государственная Дума помимо законов принимает и постановления. Этими актами решаются конкретные, как правило, организационные вопросы (например, о введении в действие вновь принятого закона). Вместе с тем постановления могут быть и нормативными актами, если ими дается толкование или конкретизация закона.
Примером тому служит Постановление Государственной Думы от 13 декабря 1994 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных условиях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе»*.
В постановлении Совета Федерации «О положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»** ставятся вопросы о необходимости принятия срочных мер по улучшению финансирования и материально-технического обеспечения уголовно-исполнительной системы.
* Российская газета. 1994. 27 декабря.
** Российская газета. 1996. 19 июня.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Являясь главой государства.
Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Разумеется, что Конституция неможет содержать исчерпывающего перечня его полномочий, хотя потребность в правовом закреплении компетенции Президента в решении тех или иных вопросов внешней и внутренней политики значительна.
Указы и постановления Президента в настоящее время касаются широкого круга проблем. Так, Указом Президента РФ от 29 сентября 1995г.
«О преобразовании государственных предприятий и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предприятия и учреждения, исполняющие наказания, были преобразованы в государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия)*.
Согласно ему этим предприятиям предоставлены дополнительные полномочия и самостоятельность в организации своей производственной деятельности.
* Российская газета. 1995. 4 октября.
В определении судьбы уголовно-исполнительной системы важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с которым уголовно-исполнительная система МВД РФ передается в ведение Министерства юстиции РФ,
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Осуществляя исполнительную власть в государстве, Правительство выполняет целый ряд полномочий, издавая соответствующие постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Эти акты в случае их противоречия Конституции, федеральным Законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).
В сфере исполнения уголовных наказаний Правительство Российской Федерации в связи с введением в действие УИК приняло ряд постановлений. Так, постановлением от 16 июня 1997г. утверждено Положение об уголовно-исполнительных инспекциях*, которое регулирует деятельность учреждений, исполняющих уголовные наказания в отношении лиц, осужденных к мерам без изоляции от общества.
* Российская газета. 1997. 25 июня.
Постановлением Правительства «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы»* от 8 июля 1997 г. конкретизируются положения ст. 99 УИК.
* Российская газета. 1997. 23 июля.
Кроме указанных, необходимо назвать очень важное для улучшения деятельности исправительных учреждений постановление Правительства РФ от 13 августа 1996г. «О федеральной целевой программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 г.»*
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 35. Ст. 4188.
Ведомственные нормативные акты.В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.
*, было закреплено, что МВД обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовных наказаний; организует содержание, охрану, этапирование и конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, взаимодействует с государственными органами в организации работы по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание, а также утративших социально полезные связи**.
* Российская газета. 1996. 31 июля.
** Приказ МВД Российской Федерации № 453 от 14 декабря 1992 г.
Для выполнения поставленных задач Министерство принимает ведомственные нормативные акты: приказы, постановления, инструкции и др. Так, основным нормативным актом, регулирующим порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы, являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, принимаемые МВД Российской Федерации.
В отдельных случаях уголовно-исполнительные нормы могут содержаться и в нормативных актах других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также в совместных постановлениях и распоряжениях МВД и других министерств и ведомств. Так, МВД РФ, Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты населения РФ разработали и приняли Инструкцию по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы*.
* В настоящее время большинство указанных полномочий поэтапно передастся Министерству юстиции РФ.
Статья 71 Конституции РФ установила, что Уголовно-исполнительное Законодательство находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы уголовно-исполнительного права.
Акты Пленума ВерховногоСуда Российской Федерации. Эти акты сами по себе источником права не являются, поскольку деятельность судов — ненормотворческая.
Однако высшие судебные органы призваны обеспечивать единство в правоприменительной деятельности и осуществлять надзор за применением законов нижестоящими судами. Поэтому их постановления и определения по конкретным делам, их обобщения практики должны учитываться.
В определенной степени эти акты призваны восполнять пробелы в законодательстве и обеспечивать единство в принятии решений и соответствие их закону. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 25 октября 1996 г.
* на основе обобщения судебной практики дал ряд важных разъяснений и указаний по применению наказания в виде лишения свободы с учетом сложившейся в стране криминогенной обстановки.
Особыми полномочиями наделенКонституционный Суд Российской Федерации. Он призван решать дела о соответствии Конституции как в целом, так и отдельных положений законодательных и иных нормативно-правовых актов.
Уголовно-исполнительное законодательство и международно-правовые акты. Российская Федерация является частью мирового сообщества. В 1996 г.
она вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства последовательно реализовывать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.
В результате в УИК появилась специальная ст. 3, закрепляющая положение о том, что уголовно-исполнительное Законодательство Российской Федерации должно учитывать международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора (п. 2 ст.
3 УИК РФ).
Следует отметить, что ранее действовавшее законодательство в сфере исполнения наказаний, в частности ИТК РСФСР, не содержало подобных норм.
При этом подразумевалось и нередко констатировалось, что советское исправительно-трудовое законодательство и практика его применения в основном не только соответствует требованиям и стандартам международно-правовых актов обращения с осужденными, но зачастую превосходят их.
Международные акты, касающиеся вопросов обращения с осужденными, по своему характеру и форме весьма разнообразны.
Они могут быть: общими (универсальными) и специальными; обязательными к исполнению и носить рекомендательный характер; межгосударственными договорами (пакты, конвенции) и нормами-принципами; общемировыми и региональными; распространяющими свое действие в отношении всех Правонарушителей или на их отдельные категории.
К числу важнейших международных актов, носящих общий характер, следует отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания (1975 г.).
Все эти акты приняты Организацией Объединенных Наций (ООН).
К этому же ряду документов относятся Конвенция о принудительном или обязательном труде, принятая Международной организацией труда (1930 г.), а также Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН в 1979 г.
Среди специальных международных стандартов следует назвать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.). Относительно обращения с лицами, приговоренными к смертной казни, ООН в 1984г. принят документ с наименованием «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни».
В 1985 г. ООН были приняты Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); в 1990 г. — Правила по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. В 1989 г.
был принят Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; а в 1990 г.
-Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).
Действуют и другие международные акты, в той или иной степени регламентирующие организацию исполнения уголовных наказаний или мер, их заменяющих.
Указанные международные документы содержат нормы как обязательные, так и рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере), предусмотренное ст.
9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, относится к числу норм-рекомендаций, поскольку далеко не все государства в силу социальных, экономических и других условий могут себе позволить такое размещение всех осужденных к лишению свободы. Об этом прямо говорится в ст.
2 названных правил, которая исходит из того, что «не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно».
Следуя такому подходу, наш законодатель (п. 1, ст. 3 УИК РФ) закрепляет положение, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает требования международных актов, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, «в соответствии с экономическими и социальными возможностями».
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.
Источниками права являются официальные документы (нормативные правовые акты) компетентных органов, в которых содержатся юридические нормы, на основе и в соответствии с которыми формируется и развивается соответствующая отрасль права.
Основной источник для всех отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного, – Конституция РФ. которая является юридической основой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой.
Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Основной источник – федеральные законы РФ. В их числе Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г.
В нем определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Для реализации своих конституционных прав Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. В определении перспектив развития уголовно-исполнительной системы важное значение имеют указы Президента РФ 1997 г.
№ 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», 1998 г.
№ 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве посредством издания соответствующих постановлений и распоряжений обязательных к исполнению на всей территории РФ Утверждено Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях», постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» конкретизируются положения ст. 99 УИК.
Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний издаются в соответствии с федеральными законами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства юстиции России 2005 г.)).
В настоящее время в данной сфере действуют нормативные акты МВД, Минюста России, ФСИН России.
Постановления Конституционного Суда РФ. В 1995 г. КС РФ признал ряд положений Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающих лишение нанимателя жилого помещения или членов его семьи права пользования жилым помещением в случаях временного отсутствия, не соответствующими Конституции РФ.
Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России
1.1. Предмет и метод уголовно-исполнительного праваКак и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет свой специфический, присущий только ей предмет регулирования , то есть
8. Понятие и виды источников римского права
8. Понятие и виды источников римского права
Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:— обычное
15. Классификация источников уголовно-исполнительного права
15. Классификация источников уголовно-исполнительного права
Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников:1. Международные правовые акты. В ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает
16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание
16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание
Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)
Деятельность уголовно-исполнительного права
Деятельность уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели,
Источники уголовно-исполнительного права
Источники уголовно-исполнительного права
Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие
Классификация источников уголовно-исполнительного права
Классификация источников уголовно-исполнительного права
Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников: 1. Международные правовые акты. В ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные
Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание
Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание
Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)
4. Понятие и виды источников римского права
4. Понятие и виды источников римского права
Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало
§ 1. Понятие и виды форм (источников права)
§ 1. Понятие и виды форм (источников права)
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу,
13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила
§ 1. Понятие и виды источников экологического права
§ 1. Понятие и виды источников экологического права
(виды источников права; нормативный акт — основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических
2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
Впервые в истории российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний принципы уголовно-исполнительного права нашли отражение в законодательстве – ст. 8 УИК РФ. Законодательство основывается на принципах
3. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права
В
юридическом значении источники
права –
это выражающие государственную волю
нормативные акты, регулирующие те или
иные общественные отношения.
Источниками
права являются официальные документы
(нормативные правовые акты) компетентных
органов, в которых содержатся юридические
нормы, на основе и в соответствии с
которыми формируется и развивается
соответствующая отрасль права.
Основной
источник для всех отраслей права, в том
числе и уголовно-исполнительного, –Конституция
РФ. которая
является юридической основой текущего
законодательства, обладает высшей
юридической силой.
Все иные законы и
подзаконные акты должны издаваться на
основе и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации.
Основной
источник – федеральные
законы РФ. В
их числе Уголовно-исполнительный кодекс
РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г.
В нем определены цели и задачи
уголовно-исполнительного законодательства,
его принципы, структура и содержание.
Система учреждений и органов, исполняющих
наказания в виде лишения свободы, а
также вопросы, связанные с исполнением
этого вида наказания, закреплены в
Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы».
Для
реализации своих конституционных
прав Президент
РФ наделен
полномочиями издавать указы
и распоряжения. В
определении перспектив развития
уголовно-исполнительной системы важное
значение имеют указы Президента РФ
1997 г.
№ 1100 «О реформировании
уголовно-исполнительной системы
Министерства внутренних дел Российской
Федерации», 1998 г.
№ 904 «О передаче
уголовно-исполнительной системы
Министерства внутренних дел Российской
Федерации в ведение Министерства юстиции
Российской Федерации».
Правительство
РФ осуществляет
исполнительную власть в государстве
посредством издания соответствующих постановлений
и распоряжений обязательных
к исполнению на всей территории РФ
Утверждено Положение «Об
уголовно-исполнительных инспекциях»,
постановлением Правительства РФ от 8
июля 1997 г. «Об установлении минимальных
норм питания и материально-бытового
обеспечения осужденных к лишению
свободы» конкретизируются положения
ст. 99 УИК.
Ведомственные
нормативные акты федеральных
органов исполнительной власти по
вопросам исполнения наказаний издаются
в соответствии с федеральными законами
(Правила внутреннего распорядка
исправительных учреждений (утв. приказом
Министерства юстиции России 2005 г.)).
В
настоящее время в данной сфере действуют
нормативные акты МВД, Минюста России,
ФСИН России.
Постановления
Конституционного Суда РФ. В
1995 г. КС РФ признал ряд положений
Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающих
лишение нанимателя жилого помещения
или членов его семьи права пользования
жилым помещением в случаях временного
отсутствия, не соответствующими
Конституции РФ.
Конституция
РФ устанавливает, что общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные
договоры РФ являются
составной частью ее правовой системы.
4. Понятие и задачи уголовно-исполнительной системы рф
Первым
законодательным актом, который ввел в
нормативный оборот понятие «единая
уголовно-исполнительная система», стал
Закон РФ 1993 г. «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовное наказание
в виде лишения свободы».
В понятие
«единая уголовно-исполнительная система»
законодатель включил не только органы,
непосредственно исполняющие уголовные
наказания, но и предприятия и организации,
которые сами непосредственно в исполнении
наказаний не участвуют, но, выполняя
свои задачи, функции и полномочия,
способствуют повышению эффективности
реализации уголовного закона, деятельности
центрального элемента данной системы
– учреждений и органов, исполняющих
наказания, а значит, являются необходимой
частью уголовно-исполнительной системы.
-
Единая
уголовно-исполнительная система включает
в себя четыре составляющие: -
1) следственные
изоляторы, предназначенные для содержания
подозреваемых и обвиняемых, в отношении
которых в качестве меры пресечения
применено заключение под стражу; -
2) учреждения,
исполняющие наказания без изоляции от
общества в виде лишения свободы на
определенный срок и пожизненно и смертной
казни (уголовно-исполнительные инспекции,
исправительные центры, арестные дома,
исправительные колонии, колонии-поселения,
воспитательные колонии тюрьмы, лечебные
и лечебно-профилактические учреждения); -
3) органы
управления системой (ФСИН России, ее
окружные и региональные управления),
осуществляющие руководство и управление
соответствующими структурными
подразделениями; -
4) предприятия
и учреждения, специально созданные для
обеспечения деятельности
уголовно-исполнительной системы. -
Под единой
уголовно-исполнительной системой
РФ следует
понимать всю совокупность учреждений,
органов, непосредственно исполняющих
уголовные наказания и реализующих иные
меры уголовно-правового воздействия,
а также комплекс органов и организаций,
обеспечивающих и содействующих исполнению
уголовных наказаний.
Задачами
уголовно-исполнительной системы
являются: 1) исполнение
уголовных наказаний без изоляции от
общества, связанных с лишением свободы,
а также исключительной меры наказания;
2) обеспечение правопорядка и законности
в учреждениях, исполняющих наказания,
безопасности содержащихся в них
осужденных, а также персонала, должностных
лиц и граждан, находящихся на территориях
этих учреждений; 3) привлечение осужденных
к труду, а также повышение их общего и
профессионального образования и
профессионального обучения; 4)обеспечение
охраны здоровья осужденных; 5) содействие
органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность; 6) конвоирование осужденных
и лиц. заключенных под стражу.
Иные
задачи могут быть возложены на
уголовно-исполнительную систему только
федеральным законом.
Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах
Как правило, понятия «источник права» и «форма права» употребляются как синонимы.
Но в теории иногда различают понятие источник права в узком смысле, как «местопребывание» нормы (нормативный акт, договор, прецедент), и в широком смысле, включающем в себя нравственные нормы, религиозные догмы, правоприменительную практику, правосознание, т. е. социальные источники права, которые оказывают существенное влияние на процесс формирования и реализации правовых норм.
Важнейшим источником уголовно-исполнительного права, как и других отраслей права, является Конституция Российской Федерации— акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие и содержащий не только общеправовые принципы и положения (равенство перед законом), но и нормы прямого действия, относящиеся к сфере исполнения наказаний. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции каждый осужденный имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.
Закон является основной формой (источником) уголовно-исполнительного права.
Другими формами уголовно-исполнительного права являются подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ (например, о реформировании уголовно-исполнительной системы), постановления Государственной Думы РФ (например, об объявлении амнистии), постановления Правительства РФ и утверждаемые им положения (например, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях), ведомственные нормативные акты (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и др.).
Еще одним источником являются международные договоры РФ. В соответствии с ч. 4 ст.
15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ, а правила международных договоров РФ имеют приоритет над нормами национального законодательства.
Международные договоры — это двусторонние и многосторонние (конвенции, пакты) соглашения Российской Федерации с другими государствами, прошедшие процесс ратификации в Федеральном Собрании РФ.
Впервые вопрос о соотношении норм международного и национального законодательства урегулирован в ст. 3 УИК РФ. Часть 2 этой статьи устанавливает безусловный приоритет правил международного договора над нормами уголовно-исполнительного законодательства РФ.
При этом одни правила могут действовать непосредственно, а другие требуют для своей реализации издания соответствующих нормативных актов РФ. Положения других международно-правовых актов (резолюций, деклараций, руководящих принципов и т. д.
) учитываются, но реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (ч. 3 ст. 3 УИК РФ).
В теории также существует точка зрения, что источниками права являются и акты высших органов судебной власти — постановления Конституционного Суда РФ (признание нормы неконституционной и исключение ее из отрасли права) и постановления Пленума Верховного Суда РФ (определение содержания оценочных понятий, без которого применение нормы затруднительно).
Из каких законов состоит уголовно-исполнительное законодательство?
Понятие и виды источников уголовно‑исполнительного права
В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.
Источниками права являются официальные документы (нормативные правовые акты) компетентных органов, в которых содержатся юридические нормы, на основе и в соответствии с которыми формируется и развивается соответствующая отрасль права.
Основной источник для всех отраслей права, в том числе и уголовно‑исполнительного,– Конституция РФ. которая является юридической основой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой.
Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Основной источник – федеральные законы РФ. В их числе Уголовно‑исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем определены цели и задачи уголовно‑исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Для реализации своих конституционных прав Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. В определении перспектив развития уголовно‑исполнительной системы важное значение имеют указы Президента РФ 1997 г.
№ 1100 «О реформировании уголовно‑исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», 1998 г.
№ 904 «О передаче уголовно‑исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве посредством издания соответствующих постановлений и распоряжений обязательных к исполнению на всей территории РФ Утверждено Положение «Об уголовно‑исполнительных инспекциях», постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально‑бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» конкретизируются положения ст. 99 УИК.
Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний издаются в соответствии с федеральными законами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства юстиции России 2005 г.)).
В настоящее время в данной сфере действуют нормативные акты МВД, Минюста России, ФСИН России.
Постановления Конституционного Суда РФ. В 1995 г. КС РФ признал ряд положений Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающих лишение нанимателя жилого помещения или членов его семьи права пользования жилым помещением в случаях временного отсутствия, не соответствующими Конституции РФ.
Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.