Статья 38 УПК РФ: полномочия следователя в уголовном процессе
Должностным лицом, которое занимается расследованием преступлений в правоохранительных органах, является следователь.
Он определяет причастность субъекта к совершенному преступлению, выявляет мотивы и обстоятельства совершенного противоправного деяния.
Объединив воедино все имеющиеся доказательства и факты, анализирует их, выдвигает версии и определяет, кто является потерпевшим, а кто обвиняемым.
Статус следователя
Правовой статус следователя в уголовном процессе определяется Уголовно-процессуальным кодексом.
Согласно этому правовому документу, он относится к категории должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и другие функции в рамках уголовного дела.
Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.
Данный статус позволяет осуществлять свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, от имени и в интересах государства и его граждан. Также статус следователя в уголовном процессе регламентируется Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами, международными договорами, которые прошли процесс ратификации в установленном порядке.
Полномочия
В уголовном процессе следователь уполномочен выполнять действия, которые определены российским законодательством. Они заключаются в возбуждении уголовного дела, его предварительном расследовании, а также возобновлении процессуальных действий по вновь открывшимся обстоятельствам дела либо при появлении в нем новых доказательств или фактов.
Независимо от того, к какой структуре органов власти относится следователь, он должен четко следовать букве закона. Для вынесения постановления ему отводится не так много времени.
Необходимо в короткие сроки выявить круг виновных лиц, определить процессуальные меры для пресечения ими попыток укрыться от наказания, определить степень вины каждого участника (если их несколько).
Поэтому роль следователя в уголовном процессе чрезвычайно важна.
Основное его полномочие — привлечь к ответственности именно виновное лицо, которое действительно совершило противоправное действие.
По этой причине расследование любого уголовного материала должно осуществляться не только с позиции обвинения, но и с позиции защиты прав и интересов лиц, которые пострадали от совершенного преступления, а также защиты прав подозреваемого.
Пока его вина не доказана, он не является преступником. Роль следователя заключается в обеспечении соблюдения интересов и прав личности от необоснованного, незаконного осуждения и обвинения.
На практике довольно сложно определить все полномочия следователя, поскольку они распространяются на разные аспекты УПК. Однозначно то, что их круг может быть гораздо шире.
Права следователя
В рамках проведения предварительного следствия права следователя в уголовном процессе заключаются в следующем:
- Возбуждение уголовного дела с вынесением соответствующего постановления.
- Принятие дела или направление его вышестоящему руководству.
- Контроль и управление ходом расследования, проведение следственных мероприятий (за исключением случаев, когда для этого необходимо получение разрешения суда или руководства следственного органа).
- Право отдавать в письменном виде органам дознания ряд поручений, касающихся выполнения следственных оперативно-розыскных действий, связанных с задержанием, арестом, приводом и иными мероприятиями.
Все запросы и требования, которые выносятся следователем в процессе расследования преступления, должны быть приняты к исполнению гражданами, организациями, учреждениями и должностными лицами.
Если в ходе расследования становится ясно, что открываются обстоятельства, не относящиеся к расследуемому делу, то следователь может выделить материалы в отдельное производство. Для этого выносится постановление, а затем все полученные данные передаются вышестоящему руководителю того следственного органа, в подчинении которого находится следователь.
Должностные полномочия с правовой точки зрения
Процессуальное положение следователя в уголовном процессе определяется ст.5 п.41 УПК Российской Федерации, где значится, что этот сотрудник является должностным лицом, которое правомочно осуществлять мероприятия по предварительному следствию. Однако необходимо помнить о требованиях к соблюдению следователями и дознавателями в уголовном процессе своих обязанностей.
В рамках имеющегося уголовного дела сотрудник данной категории должности выступает как самостоятельное лицо, наделенное определенными функциями и правами, закрепленными на законодательном уровне.
Подобная свобода действий не остается без соответствующего контроля. Речь идет не только о непосредственном начальнике, но и о прокуроре, судье.
На своем уровне они могут проверить вынесенное следователем постановление, обвинительное заключение, поставить под сомнение вопрос об ответственности должностного лица.
Данные меры необходимы, чтобы исключить риск предвзятости следователя и для недопущения отклонения им от процессуальных норм.
Круг обязанностей
В рамках действующего законодательства правовое положение следователя в уголовном процессе накладывает ряд обязанностей, которые необходимо неукоснительно соблюдать:
- Выявлять достоверные факты, которые свидетельствуют о совершении преступления.
- Изобличить лицо, круг лиц, которые причастны к правонарушению, установить события преступления.
- Принимать и проверять сообщения о готовящихся или уже совершенных фактах преступления, в рамках своих полномочий выносить по нему объективное решение.
- После получения одобрения вышестоящего руководителя либо единолично (если законом на то нет препятствий) принимать решение о прекращении уголовного расследования.
Также в число обязанностей следователя входит рассмотрение всех заявлений, которые поступили по ходатайству от участников процесса в рамках расследования уголовного дела.
Если у обвиняемого лица имеются несовершеннолетние дети, он обязан отдать их на попечение родственникам либо в специализированное государственное учреждение.
Имущество, которое осталось без внимания, также должно быть сохранено, для чего предпринимаются определенные меры (например, опечатывание недвижимого имущества).
Данные о ходе расследования, результатах экспертиз и прочих сведений, относящихся к рассматриваемому делу, являются секретными и не подлежат огласке. Следователь должен воздержаться от дачи каких-либо комментариев в средствах массовой информации или социальных сетях.
Все, что касается результатов и хода предварительного расследования в отношении несовершеннолетних, деталей личной жизни участников расследования, также не подлежит огласке.
Исключительными являются случаи, когда разглашаемые данные могут быть озвучены третьим лицам (если это не противоречит интересам следствия), не нарушают права и законные интересы участников судопроизводства по уголовному делу.
Виды функций, выполняемых следователем
Согласно статье 15 УПК РФ, следователь выполняет функции защиты, обвинения и разрешения уголовного дела. Теоретически их исполняют разные участники процесса.
В ходе доказывания положение следователя в уголовном процессе обязывает его также определить обстоятельства, указывающие на смягчение наказания, исключающие наказуемость и преступность деяния обвиняемого.
Основываясь на своем личном опыте и внутренних убеждениях, следователь должен руководствоваться не только совестью, но и действующим законом.
Вышеописанные функции призваны обеспечить правовое движение и рассмотрение уголовного дела. В процессе защиты устанавливается факт невиновности или возможность смягчения вины обвиняемого. Это необходимо, чтобы к ответственности были привлечены только виновные лица.
Функция обвинения заключается в предъявлении обоснованных и доказанных фактов, которые прямо указывают на причастность обвиняемого к совершенному преступлению.
Если говорить о разрешении уголовного дела, то тут речь идет не о правосудии, а лишь о возможности прекратить следственные действия.
Функция защиты
Стоит отдельно рассмотреть данную функцию, так как ее значение и вес в рамках уголовного расследования на данный момент значительно возросли и окрепли.
Следователь как участник уголовного процесса должен помнить о том, что он руководствуется не только правом выдвигать обвинение, но и необходимостью определить, является ли обвиняемый причастным к рассматриваемому преступлению.
Для этого в нормах Уголовно-процессуального кодекса имеются статьи, которые позволяют прекратить дело, если не было найдено соответствующего подтверждения в части предъявленного обвинения.
Статьи российской Конституции содержат нормы, указывающие на то, что обвиняемый имеет право на защиту своих интересов. Полномочия следователя обязывают его всесторонне изучить материалы дела и определить степень вины обвиняемого, выяснить наличие обстоятельств, которые можно квалифицировать как смягчающие или отягчающие.
Бывают случаи, когда люди сознательно берут на себя вину за преступление, которого не совершали.
Мотивы таких действий могут быть разные — обещанное настоящим преступником вознаграждение, угрозы, желание избавить от наказания какое-либо лицо (например, мать старается спасти от тюрьмы сына).
Задача следователя состоит не в том, чтобы предавать суду оговаривающего себя человека, а выявить факты, разоблачающие настоящего виновника.
Часто такому сотруднику, исследуя обстоятельства дела, приходится выполнять роль и следователя, и дознавателя. В уголовном процессе большая часть их функций похожа.
Они вместе участвуют в процессе выявления обстоятельств совершенного преступления.
Разница заключается в том, что дознаватель не участвует в процессе привлечения к ответственности подозреваемого и не выносит обвинительное заключение по окончании расследования.
Обвинение и разрешение уголовного дела
Чтобы довести дело до этапа его разрешения, следователю необходимо самостоятельно собрать все доказательства, определить круг обстоятельств, которые относятся к расследованию, осуществить оценку и проверку информации, опираясь на внутренние убеждения и имеющиеся факты.
В случае необходимости он может избрать меру пресечения для недопущения обвиняемым дальнейшего совершения противоправных действий.
Это может быть подписка о невыезде, домашний арест, залог, запрет на осуществление определенных действий, заключение под стражу, присмотр за обвиняемым, если он не достиг совершеннолетия.
Несмотря на то, что в настоящее время к роли следователя в уголовном процессе относятся как к стороне обвинения, он должен изучать материалы дела всесторонне, без предвзятости. Он изучает обстоятельства преступления как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, выступая третьим незаинтересованным лицом, которое объективно может оценить всю ситуацию.
Вынесение обвинительного заключения является сигналом к тому, что процесс сбора доказательств, расследования и выявления всех обстоятельств дела подошел к логическому заключению, а материал готов для передачи в суд.
Окончательный вердикт выносит судья. В уголовном процессе следователь хоть и наделен широкими полномочиями, однако должен понимать, что принимать решение о виновности может только судебный орган либо суд присяжных.
Функция доказывания
Основная функция следователя в уголовном процессе — собрать все доказательства, которые могли бы указать на виновность субъекта. Существует определенный порядок, который регламентирует сбор и фиксацию полученной информации.
Если этого не сделать, то доказательства, не закрепленные либо оформленные с нарушением процессуальных норм, не смогут быть приняты ко вниманию в судебном процессе. Документ, который содержит в себе полученные данные, называется протокол.
В исключительных случаях заменить его может кино- и фотосъемка, видео- и аудиофиксация.
Следователь не должен скрывать обстоятельства дела, которые указывают на невиновность подозреваемого или обвиняемого лица. При открытии обстоятельств, указывающих на невиновность подозреваемого, он должен предпринять все меры по прекращению уголовного преследования в отношении данного гражданина или группы лиц.
В процессе выполнения доказательной функции следователю необходимо определить:
- События совершенного преступления (например, выяснить способ, место и время).
- Определить виновное лицо, его личность, мотивы и форму вины.
- Уточнить обстоятельства, указывающие на возможность смягчения вины или факты, которые ее исключают.
- Выяснить, имеются ли отягчающие обстоятельства.
Фактически следователь, как и дознаватель, в течение всего процесса расследования уголовного дела активно участвует в собирании доказательств. Для этого он может привлекать экспертов с целью получения независимых и квалифицированных заключений. Также к сбору доказательств относится допрос свидетелей, потерпевшего, обвиняемого, поиск улик.
Самостоятельность в процессуальной деятельности
В отличие от дознавателя, процессуальная самостоятельность следователя в уголовном процессе несколько больше. Несмотря на то, что он не может самостоятельно принимать решение относительно мер розыскного характера, этот специалист может отдать соответствующее поручение, которое должно быть исполнено.
В процессе изучения норм процессуального права нужно обратить внимание на то, что в настоящее время следователь как участник уголовного процесса не обладает полной самостоятельностью. Это далеко не всегда сказывается положительно на результатах расследования.
Необходимость во всем подчиняться вышестоящему начальнику, согласовывать с ним каждый свой шаг, оформлять множество актов, справок и других документов существенно ограничивают самостоятельность следователя в уголовном процессе и отвлекает его от расследования.
Источник
Ст 38 УПК РФ: следователь и его полномочия в уголовном процессе, обязанности
Статья УПК РФ 38 описывает должностные обязанности и права следователя. В понимании законодателя заложены два термина: органы предварительного следствия и следователь, как определенное лицо.
Рассматриваемая ст 38 УПК РФ разъясняет полномочия лица в пределах должностной компетенции, не именуя следователя органом предварительного расследования.
Таким образом, права лица, занимающего должность, ограничены лишь в пользу органа предварительного расследования, которое представлено его руководителем.
О чем статья упк?
Опираясь на статью закона, гражданин может четко понять, что именно входит в обязанности и права следователя.
В полномочия лица, занимающего указанную должность, входят процессы предварительного расследования дел, вынесение решений по делам, предоставление их компетентным органам.
Следователь не вправе в единоличном порядке принимать решения по достаточности доказательной базы, но при этом может делать выводы и решать вопросы по уголовному, административному делу, находящемуся в его производстве.
Изложение и основные положения
Полномочия следователя в уголовном процессе:
- Возбуждение уголовного дела в порядке, предусматриваемым действующим Кодексом.
- Определять в индивидуальном порядке ход ведения расследования, проведение тех или иных законных действий. Исключением могут являться только процедуры, на которые требуется разрешение руководителей, судебного органа.
- Принимать решения о проведении комплексных розыскных мероприятий, выдавать органам дознания поручения. Обязательным является письменный формат поручений с обязательным визированием личной подписью. Без документа органы дознания не имеют право предпринимать собственные действия.
- Решать меры по задержанию подозреваемого, привлекать к уголовной ответственности, выдавать решения об аресте, проведении прочих процессуальных действий.
- Присутствовать на судебных заседаниях.
- В письменной форме обжаловать решение, вынесенное прокурором, возвращать уголовные дела на доследование, отменять постановления о возбуждении, менять статью в уголовном деле или квалификацию действий подсудимого.
- Следователь по уголовным делам обязан следить за законностью проводимых процедур, контролировать ход дела, выявлять недочеты и требовать их устранения.
При выявлении противоречий действующему законодательству, должностное лицо обязано известить руководителя следственного отдела, направив возражения в письменном виде.
Существуют также определенные обязанности следователя в уголовном процессе:
- Прием и проверка сообщений о готовящемся правонарушении.
- Отказ в процессуальных действиях или возбуждении уголовного дела, его передача руководителю отдела (направление по подследственности).
- Прием дела к собственному производству. Противоречия со ст. 149 УПК в части отсутствия полномочий о вынесении специального решения о принятии дел к производству разрешаются ст. 156 ч. 1 – дознаватель имеет право указать на принятие дела к собственному производству.
- Заявление о самоотводе, если в силу вступают законные обстоятельства, исключающие возможность участия должностного лица в производстве дела. Например, если один из участников уголовного дела находится в родстве, прямой зависимости от лица, занимающего должность СО (следственный отдел).
Действующий Кодекс в части ст. 38 не дает прямого ответа на вопрос: что понимать под «направлением хода расследования», поэтому для разъяснения вопроса следует обращаться к ст. 39 УПК РФ.
Необходимость применения статьи УПК РФ
К статье обращаются при необходимости определить функции следователя в уголовном процессе. В соответствии со ст. 38 УПК РФ, должностное лицо имеет право предоставить суду ходатайство, определяющее меру пресечения, производство прочего действия для виновного. Однако все действия должны согласовываться с руководителем СО или соответствовать основаниям судебного решения.
Меры пресечения обвиняемого выбираются только в рамках полномочия следователя, на основании фактов. При подозрении на участие лица в совершении преступления, в силу вступают законодательные нормы по задержанию.
В отличие от органов дознания, следователь не имеет права предпринимать оперативно-розыскные мероприятия, но обладает рядом полномочий, недоступных компетенции дознавателя:
- Предпринимать действия и выдавать поручения, распоряжения о попечении детей, иждивенцев подозреваемого, обвиняемого.
- Осуществлять необходимые меры по неразглашению информации, деталей дела предварительного расследования.
- Контролировать обеспечение сохранности имущества подозреваемого, обвиняемого.
- Выявлять неисполнение обязанностей участников производства, отправлять протокол в суд с требованием наложения денежного взыскания на нарушителя.
- Определять необходимость проведения розыскных, оперативных мероприятий, доследование отдельных действий, выдавая поручения СО в письменном виде.
Следователь обладает большим кругом полномочий в отношении органов дознания, чем прокурор. Последний имеет право давать указания дознавателю только в части направления расследования, производства процессуального действия. А следователь может поручить как действия процессуального характера, так и оперативно-розыскные мероприятия, причем как дознавателю, так и органу дознания.
В части решений выделения из общего дела других уголовных дел в отдельное производство, следователь имеет право единолично решать необходимость процессуальных действий, в том числе на основании материалов с содержанием сведений о преступлениях, не связанных с тем, которое расследуется.
Обращение к ст. 38 УПК РФ производится и при необходимости приостановления, возобновления предварительных следственных мероприятий. Как и полное прекращение дела при отсутствии состава преступления, все это входит в круг полномочий должностного лица.
Следователь имеет право обжалования решений прокурора, представив возражения в письменной форме:
- на имя руководителя СО, если дело касается выявленных нарушений ФЗ в ходе предварительных следственных мероприятий,
- на имя вышестоящего должностного лица (с согласия руководителя СО), если прокурор решил отменить постановление на возбуждение уголовного дела, при возврате дела на доследование, переквалифицировании действий обвиняемого.
Должностное лицо обладает полномочиями приостанавливать исполнение указаний, касающихся изъятия уголовного дела для передачи другому следователю до принятия решений вышестоящими органами.
Полномочия следователя предусматривают приостановку исполнения указаний при необходимости привлечения граждан в качестве обвиняемых, решений о квалификации преступления, определении объемов совершенного уголовного действия, производства следственных действий, допускаемых только после принятия судебного решения. Период приостановки зависит от скорости принятия решений высшими должностными лицами.
Должностное лицо имеет право принимать решения об окончании предварительных действий, оформлять обвинительное заключение и направлять уголовное дело прокурору в соответствии с гл. 30 УПК РФ.
Статья 38. Следователь
Комментарий к статье Судебная практика Комментарии (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
- 2. Следователь уполномочен:
- 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
- 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
- 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
- 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Статья 38 УПК РФ. Следователь
Комментарий к статье 38 УПК РФ:
1. Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: органы предварительного следствия (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 37 и др. УПК) и следователь.
Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК).
В отличие от ранее действовавшего процессуального закона (ст. 125 УПК РСФСР), УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом.
Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа, или следственного подразделения), представляемого его руководителем.
2. Основные права и обязанности, образующие процессуальный статус следователя, таковы:
1) принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144);
2) возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю СО для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146);
3) отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148);
4) принимать уголовное дело к своему производству (п. 2 ч. 2 ком. статьи). В ст.
149 УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако, по смыслу ч. 1 ст.
156, в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству;
5) заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62);
6) самостоятельно направлять ход расследования. Закон не дает прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования или направлением расследования. Смотрите об этом ком. к ст. 39;
7) принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38);
8) возбуждать перед судом с согласия руководителя СО ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165);
9) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91);
10) в пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97);
11) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161);
12) составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118).
13) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, ст. 210).
Полномочия следователя в отношении поручений органу дознания являются более широкими, чем аналогичные полномочия прокурора. Так, согласно п. 4 ч. 2 ст.
37 прокурор вправе давать дознавателю (но не органу дознания в целом) письменные указания лишь о направлении расследования и производстве процессуальных действий.
В то же время следователь может поручать органу дознания производство не только процессуальных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий;
14) самостоятельно принимать решения о выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ст. 154), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не связанном с расследуемым (ст. 155);
- 15) рассматривать ходатайства участников предварительного следствия с вынесением постановления в случае отказа (ст. 159);
- 16) привлекать лицо в качестве обвиняемого и предъявлять ему обвинение в порядке, предусмотренном главой 23 УПК;
- 17) приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (глава 28);
18) прекращать уголовное дело по основаниям ст. ст. 24 — 28 и др.;
19) представить свои письменные возражения руководителю СО при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38);
20) обжаловать с согласия руководителя СО в порядке, установленном ч. 4 ст.
221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
21) обжаловать указания руководителя СО, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 39, руководителю вышестоящего СО.
При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего СО приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39). Смотрите ком. к ст. 39;
22) оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору в порядке, предусмотренном главой 30 УПК;
23) вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453).
3. В отношении следователя применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого (ст. 448).
Уголовный процесс
Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом (п. 40 ст. 5 УПК РФ)
Следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п.40л УПК РФ)
Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены равными процессуальными правами и выполняют одинаковые обязанности.
Вместе с тем их компетенция в части расследования тех или иных уголовных дел (подследственность) законом разграничена и определяется с учетом специфики предмета расследования, отраженного в уголовно-правовой квалификации соответствующих деяний (ст. 151 УПК).
В обязанности следователя входит расследование преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, принятие мер к возмещению причиненного преступлением ущерба выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Для успешного решения поставленных перед следователем задач он наделен значительными правами.
Так, при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, следователь вправе:
- возбудить уголовное дело, о чем выносит соответствующее постановление (п. 1 ст. 146 УПК);
- принять уголовное дело к своему производству либо передать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК);
- самостоятельно направить ход расследования, принять решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК).
- Действующим уголовно-процессуальным законом (ч. 2 ст. 29 УПК) установлено правило, согласно которому только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать определенные решения, связанные с ограничением личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, жилища, ограничением имущественных прав, а также временным отстранением подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК.
Для успешного решения стоящих перед следствием задач целесообразно взаимодействие ведущего производство по делу следователя с работниками органов дознания. Такое сотрудничество должно быть основано на уголовно-процессуальном законе и предполагает их совместную согласованную работу при расследовании преступлений.
Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания выражаются в том, что случаях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).
Вместе с тем необходимо отмстить, что следователь не может давать органам дознания поручения о производстве любого следственного либо иного процессуального действия.
Так, в соответствии с действующим уголовно- процессуальным законодательством следователь сам должен осуществлять такие действия, как привлечение лица в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК), его допрос (ч. 1 ст.
173 УПК), назначение экспертизы (ч. 1 ст. 195 УПК) и др.
На практике используются и иные формы взаимодействия следователя с работниками органов дознания при расследовании преступлений: создание следственно-оперативных групп, совместное планирование работы по расследованию преступлений, взаимный обмен информацией, использование следователем результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе расследования. Наряду с осуществлением предварительного следствия по уголовному делу следователь также наделен полномочиями по принятию, рассмотрению и проверке сообщений о любых готовящихся или совершенных преступлениях (ст. ст. 144, 145 УПК). Он осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (см. п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК). По окончании расследования следователь составляет обвинительное заключение и направляет его вместе с уголовным делом прокурору.
Следователь самостоятельно направляет ход расследования, т.е. выдвигает версии, определяет круг обстоятельств, подлежащих установлению по делу, и источники доказательственной информации, самостоятельно собирает доказательства, осуществляет их проверку и оценку по внутреннему убеждению.
Часть 3 ст. 38 УПК определяет, что в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Процессуальный статус следователя: понятие и полномочия
Цель научной работы — исследовать и проанализировать процессуальный статус следователя. В статье исследуются проблемы применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус следователя.
На сегодняшний день появилась необходимость обозначить процессуальное положение следователя. Государство определило правовое положение следователя, наложив на него обязанности и предоставив определенные права. Необходимо точно представлять то, что входит в обязанности следователя [7].
Высокие показатели раскрываемости преступлений в аппарате государственных органов, будут влиять на общую «картину» в борьбе с преступностью в нашем мире.
По мнению выраженном в пункте 12 к статье 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [3]: предмет доказывания общий для всех стадий уголовного процесса [8].
Это обстоятельство означает, что на стадии предварительного расследования ни одно из указанных в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2] (далее- УПК РФ) обстоятельств не может быть отложено до судебного разбирательства.
Совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, едина для всех дел и не зависит от квалификации.
Следователь — это должностное лицо, в компетенцию которого входит осуществление предварительно следствия по уголовным делам. В правовой статус входят: функции, принципы, права и обязанности исходящие из компетенции деятельности. Зачастую, опыт и знания влияют на оперативную деятельность следователя.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации [1], действующие уголовное и уголовно-процессуальное законодательства, а также иные законодательные и нормативные акты, имеющие отношения к данной теме исследования.
В современном мире на должность следователя могут претендовать должностные лица, состоящие на государственной службе в прокуратуре, органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля. Они расследуют уголовные дела, которые имеют высокий уровень сложности и опасности.
- При расследовании преступлений следователи пользуются равными процессуальными правами и несут одни и те же процессуальные обязанности, независимо от их ведомственной принадлежности.
- Закон требует от следователей осуществление доказывания и установление обстоятельств, смягчающих ответственность обвиняемого или влекущих за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
- В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен:
- 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
- 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
- 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
- 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
- 5) давать следователю, дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном статьей 189.1 УПК РФ [2], обязательное для исполнения письменное поручение об участии в следственном действии лица, участие которого признано необходимым в данном следственном действии;
- 6) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой — статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий — обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
- 7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ [2].
В отличие от некоторых органов дознания следователь не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК РФ). Между тем у него есть ряд полномочий, которые отсутствуют у дознавателя.
В доказательство вышеизложенного служит пример:
Постановлением руководителя следственного органа субъекта [5] Российской Федерации от 18 апреля 2018 года в целях разделения работы между территориальными подразделениями уголовное дело было изъято из производства данного подразделения и передано для дальнейшего расследования.
30 сентября 2019 года обвиняемый и его адвокат были уведомлены о завершении следственных действий по уголовному делу, а 14 октября 2019 года окончено их ознакомление с материалами данного дела.
28 ноября 2019 года уголовное дело с обвинительным решением направлено для рассмотрения по существу в Таганский районный суд города Москвы, который постановлением от 30 июня 2020 года возвратил дело прокурору Юго-Западного административного округа города Москвы для устранения препятствий его рассмотрения судом. По мнению суда первой инстанции, предварительное следствие завершено неуполномоченными на это следователями.
Указанное постановление отменено апелляционным судом.
Суд апелляционной инстанции руководствовался тем. что руководитель следственного органа субъекта Российской Федерации действовал в рамках предоставленных ему пунктом 1 части первой статьи 39 УПК РФ [2] полномочий, изымая из производства одного следователя и передавая в другое следственное подразделение уголовное дело в пределах подчиненных ему территориальных подразделений [5].
В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.
Однако, когда следователь не согласен с направленным в его адрес требованием прокурора, он обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.
Руководитель следственного органа информирует прокурора об обжаловании следователем его требования и приступает к рассмотрению требования прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования.
По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.
Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственного отдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия.
Обязательные для исполнения письменные указания следователю вправе давать руководитель следственного органа.
Обжалование вышестоящему руководителю следственного органа письменного указания непосредственного начальника следователя, касающегося изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает исполнение этого указания до рассмотрения жалобы. В этом случае вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же решение следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ [2]. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.
Следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК РФ.
- Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия [4].
- Для решения возложенных на следователя задач он наделен особыми властными полномочиями:
- 1) по собиранию доказательств;
- 2) по принятию решений.
Принцип процессуальной самостоятельности следователя представляет реальную гарантию законности и обоснованности процессуальных решений следователя. В, установленных законодательством пределах, следователь имеет право самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных доказательств.
Следователь является основным субъектом расследования. Он самостоятельно производит основные следственные действия, формулирует выводы и суждения на основе достоверных доказательств.
Важнейшим элементом правового статуса следователя является процессуальная самостоятельность.
УПК РФ [2] наделил руководителя следственного органа обширными процессуальными правами. Он получил право отмены постановлений следователя о приостановлении предварительного следствия, внесения ходатайства об отмене иных постановлений, незаконных или необоснованных на его взгляд.
Также руководитель следственного органа может проверять материалы уголовного дела, давать [9] указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации обвинения и об объёме обвинения.
УПК РФ наделил следователя одним из основных процессуальных полномочий — право на возбуждение уголовного дела. Следователь несет полную ответственность за законность возбуждения уголовного дела и за дальнейший результат расследования этого дела [10].
Обеспечение процессуальной самостоятельности следователя имеет большое значение при выполнении задач предварительного следствия [9]. Он должен строго и точно соблюдать правовые предписания.
Следователь сам принимает решения и несет полную ответственность за расследование уголовного дела. Он действует по собственному убеждению.
Законодатель наделяет следователя значительными полномочиями по направлению хода расследования, производству следственных и иных процессуальных действий, которые составляют юридическую основу процессуальной самостоятельности следователя [12] (ч. 2 ст.38 УПК РФ [2]). Следователь самостоятельно планирует следственные действия, проверяет версии и доказательства.
Процессуальная самостоятельность следователя относится к основным принципам уголовного судопроизводства [13].
В данное время существуют проблемы процессуальной самостоятельности следователя, которые вытекают из-за чрезмерного контроля со стороны государственных органов и должностных лиц. Данные проблемы можно решить с помощью законодательного регулирования. Решением этих проблем будет являться ограничение полномочий некоторых участников уголовного процесса.
Литература: