Законы

Нарушение сроков раскрытия информации

Эмитенты ценных бумаг и акционерные общества обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, а именно: квартальные и годовые отчеты эмитента, финансовую информацию, Устав, список аффилированных лиц, сообщения о существенных событиях и иные документы. Контур.Фокус, предоставляя эту информацию, позволяет видеть полную картину по акционерам и учредителям. А совместно с историческими данными, поиском и визуализацией связей позволит понимать фактических собственников компании.

Сводная информация о раскрытии информации эмитентами

На карточке компании (вкладка «Сводка») в блоке «Раскрытие информации» пользователь может ознакомиться с последними сообщениями эмитентов.

Нарушение сроков раскрытия информации

Блок «Раскрытие информации»

В блоке есть ссылка, перейдя по которой пользователь окажется на официальной странице раскрытия информации в интернете.

Подробная информация о сообщениях эмитентов

Для более детального изучения сообщений эмитентов интересующей компании, необходимо кликнуть «Подробнее» в блоке «Раскрытие информации» или перейти на вкладку «Раскрытие информации».

Нарушение сроков раскрытия информации

Вкладка «Раскрытие информации»

В карточке относительно каждого события приведены такие данные как:

  • дата размещения
  • краткое описание
  • сообщение
  • агентство, наименование информационной платформы, на которой произошло размещение информации
  • адрес страницы, ссылка открытого доступа
  • дата события

Системой Контур.Фокус предусмотрена опция, позволяющая пользователю выгрузить интересующую информацию в одном из доступных форматов: .xlxs, .docs, .pdf. Подобная функция создана для удобства работы с полученной информацией, например, ей можно поделиться с партнёрами или распечатать для личного использования в досье контрагента.

Нарушение сроков раскрытия информации

Выгрузка

Информация по публикуемым сообщениям эмитентов позволяет получить данные об аффилированных лицах, лицензиях, существующих контрактах и прочем.

Также есть возможность предусмотреть потерю прибыли, потребность в дополнительном финансировании, определиться с направлением дальнейшего развития бизнеса. Система Контур.

Фокус предлагает своим пользователям познакомиться с такими возможностями, как бухгалтерская отчётность, сертификаты и декларации соответствия, заметки о компании, публичные списки.

Понятие “ценная бумага”

Ценная бумага — финансовый документ, дающий определенные права, которые могут быть переуступлены. Переуступка прав по ценным бумагам называется цессией. Для того, чтобы документ считался ценной бумагой, он должен отвечать нескольким критериям.

  • Во-первых, в его основе должен лежать унифицированный актив — доля в предприятии, заем денежных средств или стандартизированный товар (такой, как баррель нефти определенного сорта, слиток золота соответствующей пробы и веса). Таким образом, например, свидетельство о постановке на учет автотранспортного средства не является ценной бумагой, так как актив, лежащий в его основе, не стандартизирован — все машины разные. А вот документ, согласно которому продавец обязуется поставить, а покупатель оплатить определенное стандартное количество пшеницы в определенный день в будущем может считаться ценной бумагой — такой финансовый инструмент называется товарным фьючерсным контрактом.
  • Во-вторых, ценная бумага имеет определенную стоимость. Ее цену можно определить теоретически. Кроме того, ценные бумаги обладают рыночной стоимостью — за счет спроса и предложения. Так, долговые обязательства компании определенной категории могут быть оценены исходя из кредитных ставок, сложившихся на определенный момент, с поправкой на уровень надежности заемщика. Многие ценные бумаги продаются и покупаются на биржах, где их цена определяется в реальном времени за счет выставления заявок на покупку и продажу.
  • В-третьих, ценные бумаги, обладают хорошей ликвидностью, то есть их можно продать с относительно небольшими потерями, если потребуется сделать это в сжатые сроки.
  • В-четвертых, в большинстве стран, в том числе и в России, выпуски ценных бумаг подлежат обязательной государственной регистрации, и, соответственно, государственному контролю.

Ценные бумаги подразделяются на три категории:

  • долевые ценные бумаги (акции простые, акции привилегированные)
  • долговые ценные бумаги (государственные, корпоративные облигации, векселя)
  • деривативы (производные ценные бумаги, такие как фьючерсы, опционы)

По форме выпуска ценные бумаги делятся на документарные, для передачи прав по которым достаточно передать сам документ, и бездокументарные, учет правом прав на которые занимается специализированная организация, ведущая реестр собственников. Для передачи бездокументарных ценных бумаг при передаче от одного владельца к другому вносятся соответствующая запись в реестр.

  • Ценные бумаги выпускаются эмитентами (государством или компаниями) с целью реализации определенных проектов, финансирования программ, пополнения оборотных средств предприятий за счет рынка капиталов.
  • Приобретаются ценные бумаги, как правило, для таких целей, как инвестирование, то есть получение определенного дохода в будущем, спекуляции, то есть в надежде продать актив дороже, чем он был приобретен, арбитража — заработка за счет разницы в цене на один и тот же актив в разных местах или хеджирования — страхования финансовых рисков.
  • Эмиссия ценных бумаг (публичное размещение, выпуск на рынок) предполагает четыре этапа:
  • Принятие решения о размещении ценных бумаг. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.
  • Государственная регистрация контролирующей организации. В России это ЦБ РФ (ранее ФСФР).
  • Размещение эмиссионных ценных бумаг.
  • Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в Центральный банк уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими:

  • Формирование начального капитала ОАО при его создании;
  • Внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг;
  • Преобразование или реорганизация организации;
  • Изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами;
  • Привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.
Читайте также:  Дивиденды по ценным бумагам

Для обозначения видов выпусков акций часто используются термины, заимствованные из английского языка:

  • Первичное размещение — начальное размещение акций среди инвесторов.
  • IPO (initial public offering) — публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.
  • SPO (secondary public offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам (как правило, создателям компании).
  • Вторичное — размещение дополнительных выпусков.
  • Доразмещение (Follow-on) — размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.
  • Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.

Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом.
Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, — андеррайтер, а размещающий ценные бумаги — эмитент.

Законодательство о раскрытии информации эмитентами

В Российской Федерации рынок ценных бумаг регулируется следующими документами:

  • Гражданским Кодексом РФ (Глава 7 «Ценные бумаги»)
  • Федеральным Законом 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г.
  • Федеральным Законом 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г.
  • Приказом ФСФР России 11-46/ПЗ-Н «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 04.10.2011 г.
  • Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ, статья 15.19.2)

Требования по раскрытию информации распространяются не только на публичных эмитентов (т.е. на компании, осуществившие публичное размещение ценных бумаг), но и на акционерные общества.

Кроме того, требование раскрывать информацию в некоторых случаях предъявляется к:

  • акционерным инвестиционным фондам и управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов — согласно Приказу ФСФР России № 05–23/пз-н от 22.06.2005;
  • лицам, приобретающим обыкновенные акции, допущенные к торгам на бирже (Приказ ФСФР России № 06–76/пз-н от 13.07.2006);
  • фондовым биржам (Приказ ФСФР России № 10–78/пз-н от 28.12.2010);
  • депозитариям, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг (Приказ ФСФР России № 13–29/пз-н от 16.04.2013).

Действие Положения о раскрытии информации не распространяется на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг.

Контролирующий орган

С 1 сентября 2013 года Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

3 марта 2014 года Банк России ликвидировал службу по финансовым рынкам (СФР), вместо нее создав девять новых подразделений, отвечающих за развитие, контроль и функционирование финансовых рынков:

  • Департамент развития финансовых рынков;
  • Департамент допуска на финансовые рынки;
  • Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций;
  • Департамент страхового рынка;
  • Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления;
  • Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;
  • Главное управление рынка микрофинансирования;
  • Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках;
  • Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Ответственность за нарушение закона

Нарушение процедуры раскрытия информации публичными компаниями влечет административную ответственность.

Основной объем штрафов накладывается по статье 15.19.2 КоАП РФ за нарушения, связанные с порядком и срокам раскрытия информации. В основном, надзорный орган (Банк России) проверяет факт и сроки собственно раскрытия информации, нежели чем её полноту и достоверность.

К примеру, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Источники информации

Система Контур.Фокус получает все сообщения эмитентов из Центра раскрытия корпоративной информации.

Периодичность обновления

Публикуемые сведения обновляются ежечасно, что гарантирует предоставление пользователю веб-сервиса Контур.Фокус максимально актуальной информации.

Доступно на тарифах

Заявка на Контур.Фокус

Заполните все поля заявки, наши специалисты в самок ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий тариф:

Блог

Нарушение сроков раскрытия информации Источник фото: https://www.pexels.com/

Часть 1. От 731-го до 731-го

Прошло чуть больше года со времени написания статьи «Где и что раскрывать управляющим компаниям и ТСЖ?», и стало ясно, что к вопросу необходимо вернуться для актуализации. 

Для начала освежим в памяти основные моменты, касающиеся нормативного регулирования раскрытия информации управляющими организациями, ТСЖ и кооперативами. 

Впервые для означенных субъектов обязанность раскрывать определённый минимум информации была сформулирована в Постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее — Стандарт № 731). 

Обязательным федеральным интернет-ресурсом, на просторы которого было предписано «выйти из сумрака», был назначен некий сайт www.nosoun.ru.

Несколько программистов из Ижевска за сущие копейки сделали нечто, на чем успешно зарегистрироваться и работать (читай: раскрывать информацию) можно было далеко не с любого браузера.

Кстати, ситуация осложнилась и тем, что практически каждый «раскрывающий» врастал в рабочее место, занимаясь «вываливанием» оцифрованных документов. Уже тогда «особы, приближённые к императору», смекнули, что на услугах по «наполнению сайта» можно делать деньги из воздуха. 

Постепенно портал «допилили», была подготовлена его новая, уже вполне цивилизованная, версия, и стало очевидно, что пора кончать с кустарщиной, настала эпоха «раскрытия в промышленных масштабах». 

Вскоре государство в лице Минстроя решило, что самое время возглавить процесс: для раскрытия информации появился определённый соответствующим приказом сайт www.reformagkh.ru. 

  • И прошла «РеформаЖКХ» путь от полной непригодности для раскрытия информации до почти понятного и привычного ресурса. 
  • Параллельно Стандарт № 731 обязал управляющие организации раскрывать информацию на своих сайтах, в то время как наличие для ТСЖ и кооперативов наличие «своего сайта» не было обязательным требованием. 
  • Не будем вспоминать обязанности раскрывать информацию на неких региональных ресурсах, поскольку этих ресурсов в большинстве субъектов и муниципальных образований попросту не создали. 
  • Реплика в сторону: размещение на нескольких ресурсах идентичной информации (по сути — дублирование) вместо общепринятых гиперссылок является избыточным. Кстати, адепты НОСОУН первое время пытались доказать всем, что раскрывать информацию нужно только у них, а на остальных ресурсах можно просто ставить активную
  • гиперссылку.
Читайте также:  Единица хранения архива

Минстрой эту вольницу достаточно быстро пресёк, но здравая мысль была подхвачена; впоследствии от дублирования частично отказались. Но это произошло уже с появлением на свет ГИС ЖКХ.

Обратим внимание, что объём подлежащей раскрытию «на информационных досках» информации, был большим изначально, но особых вопросов это не вызывало, все как-то справлялись.  

Со временем законотворцам показалось, что управляющие организации, ТСЖ и кооперативы вполне научились электронно «саморазоблачаться»; тогда появилось Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г.

№ 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», которое, строго говоря, не заставляло организации раскрывать информацию, но определяло необходимость ежемесячно писать и направлять местным властям некий документ под названием «Электронный паспорт МКД». 

Нахлебались с электронным паспортом на местах не только «поставщики информации», но и всё местное самоуправление очень круто, а потому просуществовало злосчастное постановление всего два с половиной года, его «кончина» прошла как-то незаметно на фоне развития требований к раскрытию информации на «РеформеЖКХ». Помните, сколько было споров по «формам раскрытия»? 

Светлое будущее в виде ГИС ЖКХ настало, но не сразу для всех. 

А теперь оглянемся вокруг. Где вообще сформулированы требования по раскрытию информации? 

Идём по иерархии: ч. 10 (а потом ч. 10.1) ст. 161 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Порядок № 416) и некая странная тень Стандарта № 731, на которую ссылается означенное постановление в подп. «з» п. 4. 

Сейчас это выглядит абсурдно, поскольку Порядок № 416 содержит Раздел VIII. «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом». 

Обратим внимание на следующие обстоятельства: 

  • ЖК РФ определяет, что информация раскрывается в ГИС ЖКХ и (это важно в нашей теме) ничего не говорит о «своих сайтах» управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов; 
  • Порядок № 416 требует раскрытия информации на всякого рода стендах и информационных досках, а о сайтах (управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов) четко говорит: «при наличии». 

С первого взгляда складывается впечатление, что в электронном виде информация должна раскрываться только в ГИС ЖКХ, а на собственных сайтах – факультативно («при наличии»).

Другими словами, управляющие организации, ТСЖ и кооперативы вроде, как и не обязаны иметь свой сайт.

(По факту большинство управляющих организаций «свои сайты» имеют, а большинство ТСЖ и кооперативов – нет.) 

А что же Стандарт № 731? Постановление Правительства РФ от 29 июля 2020 г.

№ 1136 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в п. 1 Приложения № 1 указывает Стандарт № 731 в числе НПА, утративших силу. Само указанное постановление при этом вступит в силу с 01.01.2021 года. По сути, нам ещё четыре месяца жить с фактически умершим Стандартом № 731. Ведь ничего значимого в нём и не осталось. Всё, что необходимо было размещать/раскрывать на «РеформеЖКХ», ушло в ГИС ЖКХ. 

И вот тут-то на вдоль и поперёк распаханном (и политом слезами) поле раскрытия информации неожиданно появился новый, но хорошо известный игрок – Правила № 354. 

Часть 2. Правила № 354. Впихнуть невпихуемое

Справедливости ради отметим, что словосочетания «раскрытие информации» в правилах № 354 нет. Там говорится лишь о том, что «исполнитель предоставляет потребителю … информацию». Правда, быть оштрафованным за непредоставление информации может оказаться дешевле, чем за нераскрытие (неразмещение), но это отдельный вопрос. 

Кстати, на то, что Правила № 354 накладывает на управляющие организации, ТСЖ и кооперативы серьезные информационные обязанности, обращал внимание Ю. В. Кочетков на одном из вебинаров, но прошло это незаметно для участников. 

Читайте также:  Хранение минеральных удобрений

Внимательно изучим п. 31 Правил № 354. Нас интересуют: 

1) подпункт з(1), который требует «уведомлять … путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках) … ИЛИ путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах» огромного объема информации; 

Центр раскрытия

Штрафы для компаний за нарушения раскрытия информации и непредставление информации в ЦБ РФ могут быть снижены в 7-10 раз, следует из новой редакции КоАП

Минюст РФ подготовил новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в которой прописывается порядок штрафов за нарушения при взаимодействии участников рынка с ЦБ. Предполагается существенное снижение штрафов для юридических лиц за непредставление отчетов регулятору.

Новая редакция КоАП опубликована на портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно действующему законодательству (ст. 19.7.3 КоАП), непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ЦБ отчетов влечет штраф для граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; для должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (либо дисквалификация на срок до 1 года); для юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

Новая редакция КоАП (проектируемая ст. 30.2) предполагает штраф за аналогичные деяния для граждан оставить неизменным; для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

и убрать дисквалификацию; для юридических лиц — сделать штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Таким образом, верхняя планка штрафа для юридических лиц за непредставление информации регулятору может быть снижена с 700 тыс. до 100 тыс.

рублей (в 7 раз), нижняя — с 500 до 50 тыс. руб. (в 10 раз).

Также проектом КоАП предусмотрено снижение нижнего порога штрафов за нарушения порядка и сроков раскрытия информации.

За нераскрытие, существенное нарушение порядка или сроков раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме, раскрытие недостоверной или вводящей в заблуждение информации, а также необеспечение доступа к такой информации проектом КоАП предлагается предупреждение или наложение штрафа: на граждан 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 10 тыс. до 25 тыс. рублей; на ИП — от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц (кроме ПАО и эмитентов облигаций с публичным обращением) — от 50 тыс. до 100 рублей. За аналогичные действия, совершенные ПАО или эмитентом облигаций, допущенных к публичному обращению или размещению, предполагается штраф на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до 1 млн. рублей.

Одновременно новый КоАП вводит штрафы для граждан и ИП за невыполнение предписаний ЦБ. Сейчас (п. 9 ст. 19.5 КоАП) невыполнение в установленный срок законного предписания ЦБ влечет штраф для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; для юридических лиц — от 500 тыс.

до 700 тыс. руб. Предлагается (проектируемая ст. 30.1, п. 2) за аналогичное деяние ввести штраф для граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

, штрафы для должностных лиц и юридических лиц предложено оставить на прежнем уровне.

При этом, согласно новому кодексу, меняется линейка штрафов за воспрепятствование проведению регулятором проверок. Согласно действующему законодательству (ст. 19.4.

1 КоАП) предусмотрены штрафы за воспрепятствование законной деятельности должностного лица, что повлекло невозможность проведения или завершения проверки: для должностных лиц — в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Штраф для бирж (организаторов торговли) за воспрепятствование проведение ЦБ проверок составляет, в частности, для юрлиц от 700 тыс. до 1 млн руб.

Новая редакция КоАП (ст. 30.1, п. 3) предлагает единый штраф за противодействие проведению Банком России проверок: для должностных лиц — в размере от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

В пятницу глава комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников подчеркнул важность обнародования проекта КоАП, поскольку он имеет большое значение для всего населения страны. «Но очевидно, что проект «сырой» и в представленном виде вряд ли может быть принят», — сказал Крашенинников.