Законы

Основания для введения режима чс

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).

  • В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
  • Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом положений Федерального закона 52-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г.

№ 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  1. Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:
  2. выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  3. заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
  4. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
  5. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:
  6. Так, постановлением от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» было поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях (с возможностью обеспечения перехода на дистанционное обучение), ограничение проведения массовых мероприятий;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

№ 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предусмотрена обязанность российских граждан, возвращающихся на территорию РФ воздушным транспортом, заполнять анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию (но не позднее регистрации на рейс), а также обязанность пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прилета, с размещением информации о результате такого исследования в Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом такие граждане до получения результатов обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), а также в  случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.

Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г.

№ 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», кроме уточнения мер, которые должны приниматься на уровне субъектов Российской Федерации, для граждан введено такое ограничение, как соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», а для иностранных граждан и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности — выполнение требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г.

№ 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Меры, предусмотренные Федеральным законом № 52-ФЗ, могут быть дополнены ограничениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С 1 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым:

  • расширено определение чрезвычайной ситуации, и теперь, в понятие «чрезвычайная ситуация» включается обстановка, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
  • граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).

Читайте также:  Срок хранения документов для исчисления налогов

Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В случае совершения таких действий, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, то наступает ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них  административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

 Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

Каков порядок установления режима «чрезвычайной ситуации» и участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в границах сельского поселения?

В Положении о РСЧС, утверждённом постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (п. 5 и 6), установлено, что на территории субъекта Российской Федерации со­здаются территориальные подсистемы РСЧС, состоящие из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению ре­гиона.

  • Организация, состав сил и средств территориальных подсистем РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, которые утверждаются органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации в установленном порядке.
  • Анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации показывает, что территориальные системы РСЧС созда­ются обычно на уровне городских округов и муниципальных районов (за исключением городов федерального значения).
  • В настоящее время ответственность за организацию и осущест­вление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации городских округов и районов (по согла­шению о передачи части полномочий).

С учетом вышеизложенных положений законодательно полно­мочиями по введению режимов «повышенная готовность» и «чрез­вычайная ситуация» при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера наделены руководители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Главы администраций сельских поселений указанными полномочиями не на­делены.

В то же время законами субъектов Российской Федерации и при­нятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения за сельскими поселениями могут закрепляться задачи по предоставлению информации о рисках чрезвычайных ситуа­ции, созданию местных материальных ресурсов для ликвидации их по­следствий, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в гра­ницах сельского поселения, а также оповещению населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Также с целью снижения рисков чрезвычайных ситуаций, вызван­ных наводнениями, сельские поселения направляют в органы местного самоуправления муниципальных районов (в пределах которых нахо­дится сельские поселения) заявки на проведение противопаводковых мероприятий, в том числе предусматривающих инженерную защиту от наводнений.

Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения сельских поселений, касаю­щиеся участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций в границах поселений, реализуются на основании законов соответствующих субъектов Российской Федерации и приня­тых в соответствии с ними уставами муниципальных районов и сель­ских поселений.

Основания введения чрезвычайного положения

Статья 3 Закона характеризует обстоятельства введения чрезвычайного положения как такие обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. При этом законодатель дает исчерпывающий перечень этих обстоятельств, которые подразделяет на две группы: 1) обстоятельства политического и криминогенного характера; 2) обстоятельства природного и техногенного характера.

К первой группе относятся следующие обстоятельства: попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти; вооруженный мятеж; массовые беспорядки; террористические акты; блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей; подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты.

Ко второй группе обстоятельств, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Федеральным законом от 21.12.

1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дается понятие чрезвычайной ситуации как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что чрезвычайное положение будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения чрезвычайного положения закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется.

В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

В большинстве случаев возникновения чрезвычайной ситуации достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку — ставится вопрос о введении чрезвычайного положения.

Необходимо отличать понятие чрезвычайного положения от понятия чрезвычайной ситуации. И эти отличия состоят в следующем.

Чрезвычайная ситуация складывается в результате объективных причин — аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, и ее наличие или отсутствие не зависит от принятия правового решения органом государственной власти или местного самоуправления о наличии чрезвычайной ситуации. В связи с чем при вынесении решения органом власти об установлении факта существования чрезвычайной ситуации и принятии мер по обеспечению безопасности населения (например, эвакуации) наиболее правильной представляется формулировка не как «введение режима чрезвычайной ситуации», а как «установление факта наличия чрезвычайной ситуации» того или иного вида и принятие в связи с этим соответствующих мер по спасению людей и имущества.

Читайте также:  Срок хранения ценных бумаг

Строгий режим: почему не надо требовать от властей введения чрезвычайной ситуации

Некоторые предприниматели начали собирать подписи под петициями с требованием установить режим ЧС или ЧП, который, по их мнению, станет панацеей для бизнеса и населения. На самом деле это не так. К тому же стоит разделять режим чрезвычайной ситуации и режим чрезвычайного положения, которые имеют разный юридический статус и влекут разные правовые последствия.

Режим чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

Такая ситуация характеризуется человеческими жертвами, ущербом здоровью людей или окружающей среде, значительными материальными потерями, и т. д.

Полное определение содержится в федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ФЗ № 68).

Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает критерии таких ситуаций федерального характера.

Так, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, должно превысить 500 человек, либо размер материального ущерба должен превысить 1,2 млрд рублей.

Примечательно, что размер ущерба был увеличен до 1,2 млрд рублей только 20 декабря 2019 года (ранее он составлял 500 млн рублей).

При этом граждане действительно имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (статья 18 ФЗ № 68). Но установлены и обязанности (статья 19 ФЗ № 68).

Так, граждане обязаны следовать установленным правилам, а также при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (например, строительство медицинских учреждений).

Организации (в числе прочего) обязаны финансировать мероприятия по защите работников от чрезвычайных ситуаций и создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, вряд ли текущая ситуация, даже с учетом введения режима ЧС, предоставит возможность что-то компенсировать. Ущерба, причиненного имуществу, строго говоря, нет. Сама по себе коронавирусная инфекция не причиняет ущерб имуществу.

Под компенсацией понимается принудительная компенсация в судебном порядке. Государство и его органы никто не может ограничить в щедрости к своим подданным и компенсации чего бы то ни было в неограниченных объемах.

Но режим ЧС не обнуляет обязательств и не возлагает на государство обязанность их исполнения за коммерсантов.

Режим чрезвычайного положения

Наиболее жесткий вариант развития событий регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (далее ФКЗ № 3). Лицам, пострадавшим в результате режима ЧП, предоставляется жилье, компенсируется материальный ущерб и оказывается содействие в трудоустройстве (статья 29 ФКЗ № 3).

При введении режима ЧП мобилизуются ресурсы организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) и трудовые ресурсы, производства переориентируются, а также могут привлекаться транспортные средства граждан (статья 13 ФКЗ № 3).

Установление обязательной трудовой повинности для населения в условиях режима ЧП — безусловное право государства.

Конвенция «О защите прав человека и основных свобод», запрещающая рабство и принудительный труд, содержит оговорку касательно ситуаций чрезвычайного положения или бедствия.

В этом случае термин «принудительный или обязательный труд» не включает обязательную службу, обусловленную такой ситуацией.

Кроме того, принудительный труд — не самое страшное последствие введения режима ЧП. Так, существенно повышается роль вооруженных сил — не только в части обеспечения общественного порядка, но и в части принудительного исполнения требований властей.

Режим ЧП не возлагает на государство обязанность выплачивать кредиты, арендные платежи или заработную плату. При этом, по сравнению с текущим положением дел, он не только существенно ограничивает право на передвижение, но и вводит дополнительные обязанности, исполнение которых может обеспечиваться принудительно.

Соотношение режима ЧС-ЧП и форс-мажора

Введение режима ЧС-ЧП отнюдь не составляет документальное подтверждение форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы). Более того, отсутствует какой-либо универсальный документ, подтверждающий возникновение такого обстоятельства (включая справки ТПП и прочие аналогичные документы).

Обстоятельства непреодолимой силы не обнуляют обязательства (арендные, кредитные, зарплатные и т. п.). Сам по себе форс-мажор может освободить только от ответственности за нарушение обязательства (не надо платить неустойки, пени, штрафы, возмещать убытки).

Форс-мажор не распространяется на денежные обязательства (кредит, аренда, выплата заработной платы, денежные обязательства). По крайней мере, по состоянию на момент написания этой статьи отсутствуют ограничения или запреты на проведение денежных операций, банки продолжают функционировать.

Отсутствие денег (не имеет правового значения, по какой причине) не является обстоятельством непреодолимой силы или форс-мажором. Для правовой квалификации абсолютно безразлично, отсутствуют деньги у коммерсанта по причине его финансовой недальновидности либо из-за невозможности осуществлять предпринимательскую деятельность на основании акта государственного органа.

Квалифицировать невозможность исполнения обязательства из-за обстоятельства непреодолимой силы может только суд.

Это не полномочие президента, правительства, мэра, губернатора, муниципального депутата, председателя ЖЭК или ТСЖ.

Только судья применительно к каждой конкретной ситуации может признать неисполнение предпринимателем обязательства из-за форс-мажора и освободить последнего от ответственности (но не от самого обязательства).

Таким образом, введение режима ЧС-ЧП не тождественно форс-мажору. При этом даже форс-мажор не обнуляет долговые обязательства и освобождает только от ответственности за нарушение контракта.

Суммируем вышесказанное. Ни обстоятельства непреодолимой силы, ни введение режимов ЧС-ЧП юридически не прекращает обязательств.

По действующему законодательству, отсутствуют ситуации и правовые механизмы, при которых государство автоматически возьмет на себя погашение кредитов, выплату аренды или заработной платы.

Призывы ввести режим ЧС или ЧП с целью минимизировать, изменить или прекратить финансовые обязательства как минимум недальновидны и основаны на непонимании особых режимов и обстоятельств непреодолимой силы.

Что можно сделать

В то же время владельцам бизнеса можно предпринять ряд действий, которые минимизируют ущерб от ограничительных мер.

Во-первых, стоит попытаться договориться с контрагентами, обязательства перед которыми на данный момент неисполнимы. При этом все договоренности стоит фиксировать письменно путем подписания дополнительных соглашений.

Как показывает практика, сейчас многие готовы идти на компромиссы. К тому же прекращение кризисных ситуаций обнуляет все устные договоренности.

Арендодатель, как и любой другой кредитор, не заинтересован в прекращении договорных отношений (арендатора в текущей ситуации найти практически невозможно).

Во-вторых, надо пытаться переориентировать бизнес и минимизировать издержки (перевод на удаленную работу, уход в сферу доставки, и т. п.). И, конечно, не стоит забывать про меры поддержки, уже предусмотренные государством (арендные, налоговые и кредитные льготы). Только совокупность этих мер позволит сохранить бизнес.

Режим чрезвычайной ситуации. Справка

  • В указе президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
  • – обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  • – обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
  • – границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • – силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  • – перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • – государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  • – время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
  • Обстоятельства введения чрезвычайного положения: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Читайте также:  Госпошлина за выпуск ценных бумаг

Режим чрезвычайного положения означает, что в отдельных местностях вводится особый правовой режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, любых организаций, их должностных лиц, общественных объединений. Он обычно выражается в расширении полномочий органов госвласти и ограничении личных, политических, социально-экономических и прочих прав граждан.

Он может возлагать на граждан и некоторые дополнительные обязанности. Например, подобный режим временно ограничивает допуск граждан на территории, которые попали в зону чрезвычайной ситуации.

Кроме того, ограничивается и любая хозяйственная и производственная деятельность, которая может спровоцировать возникновение новых очагов пожаров, а также привести к гибели людей и уничтожению жилья и имущества.

При этом органы власти всех степеней согласно закону обязаны оперативно и достоверно информировать население о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, а также о приемах и способах защиты населения от них.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток.

По истечении данного срока чрезвычайное положение считается прекращенным.

В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока, президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В чем разница между чрезвычайной ситуацией и чрезвычайным положением – инфографика для читателей

В скором времени правительство России сможет получить право вводить ЧС в стране

ЕНВ

/ЕНВ/ В связи с появлением в СМИ и на различных сайтах фейковых сообщений о возможном введении чрезвычайного положения в стране, а также информации о том, что в некоторых субъектах якобы введен режим чрезвычайной ситуации, редакция подготовила материал о разнице между ЧП и ЧС, а также режимом повышенной готовности.

Помимо этого, также напомним , что Госдума завтра рассмотрит законопроект о наделении правительства правом вводить на всей территории страны режим ЧС, в том числе при возникновении эпидемий.

  • Режим повышенной готовности
    • Кто может ввести режим повышенной готовности?
    • Местные и федеральные органы власти.
    • Когда власти объявляют такой режим?

    Его объявляют при реальной угрозе жизни и здоровью граждан, а также при возможном нанесении ущерба инфраструктуре региона или страны. Например, при климатических катаклизмах или при угрозе эпидемий.

    Как он отражается на повседневной жизни?

    На жизни обычных людей он практически никак не отражается. В основном на такой режим переходит служба МЧС, местные и региональные чиновники, другие службы. Так, например, службы могут ввести при необходимости круглосуточное дежурство руководителей ведомств и организовать непрерывный сбор данных о прогнозируемых ЧС.

    Все предписания, данные гражданам в этот период, носят рекомендательный характер, за их нарушение граждане не могут быть подвергнуты какой-то особой ответственности, которая установлена законом (например, в УК и КоАП).

    ЕНВ

  • Режим чрезвычайной ситуации (ЧС)
  • Что это такое?

    Если коротко: Это опасная обстановка, которая сложилась в результате природных или техногенных явлений.

    Если подробнее: В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» есть следующее определение понятия режима ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде и т.д.

    1. Кто может ввести режим ЧС?
    2. Местные власти на территории субъекта и населенного пункта (режим ЧС часто вводился во время затоплений и лесных пожаров) и федеральные власти.
    3. Г де такой режим уже действует?
    4. Например, в Череповце и Абакане
    5. Что власть может делать в условиях введённого режима ЧС?
    6. — ограничивать доступ людей и транспортных средств на пораженную территорию или к месту ЧС.
    7. — разблокировка и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
    8. — определять порядок использования транспортных средств, средств связи, а также иного имущества органов власти и местного самоуправления (например, привлечение государственных автомобилей для ликвидации ЧС).
    9. -применять другие меры, которые не ограничивают права и свободы человека и направлены на ликвидацию последствий ЧС.

    ЕНВ

  • Режим чрезвычайного положения (ЧП)
    • Что это такое и зачем вводится?
    • Чрезвычайное положение — особый режим, который вводится на всей территории страны или в отдельных её районах для защиты от внутренней угрозы.
    • Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ»
    • Какие основания введения режима ЧП?

    1. попытки насильственного изменения конституционного строя, вооружённый мятеж, региональные конфликты и так далее.

    2. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и так далее.

    Кто может ввести режим ЧС?

    Такой режим вводится только указом президента на всей территории страны на срок не более 30 суток и на отдельных территориях на срок до 60 суток. Опубликованный режим ЧП должен ратифицировать Совет Федерации за 72 часа.

    1. Режим ЧП может продлеваться указом президента.
    2. Что власть может делать в условиях введённого режима ЧС?
    3. — приостановка полномочий региональных и местных властей.
    4. -ограничение свободы передвижения, въезда и выезда, дорожного движения, досмотр транспортных средств.
    5. -особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости.
    6. -запрет массовых мероприятий и забастовок.
    7. Ограничения в случае стихийных или техногенных катастроф:
    8. -временное отселение в безопасные районы.
    9. -карантин.
    10. -мобилизация любых организаций и их переориентация для нужд ЧП.
    11. -мобилизация жителей и их транспортных средств для аварийно-спасательных работ (да, вас смогут согнать на работы или забрать машину на нужды ЧП)
    12. Где такой режим уже действует?
    13. Например, в Италии, США, Испании и в других странах