Законы

СОУТ при изменении штатного расписания

18 июня 2021 | Просмотров 22179

3 июня 2021 года состоялась открытая онлайн-консультация «Получи ответ на свой вопрос о СОУТ», в рамках мероприятия эксперт SRG-ECO отвечал на вопросы слушателей. Мы сделали подборку самых актуальных и интересных вопросов!

СОУТ при изменении штатного расписания

Ответил на вопросы Панин Константин:

  • руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO
  • разработчик методических программ
  • лектор РАНХиГС при Президенте РФ

Вопрос №1 : “В организации более 500 работников, есть текучка кадров, но специалиста по охране труда не информируют о том, какой сотрудник ушел и кто пришел на его рабочее место.

В связи с этим в СОУТ фигурируют сотрудники, давно не работающие в организации. По вышеуказанной причине ознакомить новых работников с условиями труда невозможно.

Как можно выйти из этой ситуации, чтобы я не стала виновной?”

Ответ:

Напомню, что в соответствие с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ работники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Если работник увольняется и на его место приходит новый сотрудник, работодатель обязан проинформировать его об условиях труда, то есть ознакомить под подпись с картой по данному рабочему месту.

Высокий уровень текучки кадров — не освобождает от исполнения требований законодательства.

В описанной ситуации есть только один выход: проинформировать работодателя, что неознакомление новых работников с условиями труда является грубым нарушением, которое может повлечь за собой определенные последствия и санкции.

Вам как специалисту по охране труда, чтобы снять с себя ответственность, необходимо подтвердить, что вы доводили до сведения руководства данную информацию: например, в дополнении к разговору с руководителем составлять служебную записку.

Вопрос №2: “Как правильно провести СОУТ, если часть рабочих мест в офисе используются как коворкинг — внедрена система бронирования рабочих мест, и часть сотрудников не имеют постоянные рабочие места?

Ответ:

Здесь нужно отталкиваться от того, что СОУТ не проводится только в отношении  надомников, дистанционных работников (если заключен договор на дистанционную работу), работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП, а также с работодателями — религиозными организациями (ч.3 ст. 3 426-ФЗ). В случае, если у Вас коворкинг и есть рабочие места, которые не попадают под вышеупомянутые основания, провести специальную оценку условий труда необходимо.

Вопрос №3: “Что делать в случае, если сотрудники, назначенные приказом в комиссию по проведению СОУТ, уволились, а подрядчик предоставил документы с фамилиями, указанными в старом приказе. Можно ли издать приказ «об изменении состава комиссии» и не переделывать документы?”

Ответ:

Довольно распространенная ситуация, когда в ходе проведения СОУТ меняется состав комиссии. В этом случае необходимо сразу же издать приказ о внесении изменений в состав комиссии и оповестить об этом организацию, проводящую СОУТ.

В описанной ситуации требуется издать приказ об изменении состава комиссии от текущей даты. После этого новые члены комиссии могут вручную подписать отчет. Главное, прикрепить к отчету изменения в приказе, которые доказывают, что они были внесены в режиме реального времени.

Вопрос №4: “СОУТ была проведена пять лет назад, условия труда не изменились: нужно ли проводить повторную спецоценку или достаточно подать декларацию в ГИТ?”

Ответ:

Если декларация была направлена в ГИТ после проведения СОУТ, а также в течение пяти лет на предприятии не было зафиксировано несчастных случаев, профзаболеваний и других изменений на декларируемых рабочих местах, то декларация автоматически продлятся: у данного документа нет срока действия. В данном случае спецоценку нужно будет провести только в отношении рабочих мест, которые ранее не были задекларированы.

Рассмотрим другую ситуацию: Вы не подали по каким-то причинам декларацию после проведения СОУТ. В этом случае, сейчас специальную оценку условий труда нужно будет провести в отношении всех рабочих мест.

  • Вопрос: “Если в штатном расписание отдельными строками прописаны несколько специалистов одной профессии (например: психолог) , то спецоценку надо проводить на каждом рабочем месте, несмотря на то, что они могли бы быть аналогичными?”
  • Ответ:
  • Если рабочие места специалистов одной должности признаны аналогичными, то оценивается 20% от этих рабочих мест, но не менее двух и оформляется лишь одна карта специальной оценки условий труда.
  • Если же данные рабочие места не попадают под понятие аналогичности, то оценить необходимо все места данной категории работников, после этого будут составлены карты для каждого рабочего места.
  • Вопрос №5: “Необходимо ли повторно проводить СОУТ в случае, когда на рабочем месте меняются сотрудники (например, был менеджер колл-центра, он уволился, на его рабочее место пришёл дизайнер?)”
  • Ответ:
  • Нужно понимать, когда меняются сотрудники одной специальности, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости: требуется лишь ознакомить нового сотрудника с картой условий труда.

Однако в вопросе другие обстоятельства — есть переименование должности. Так, ч.3 ст.

17 426-ФЗ  гласит: “изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 (изменение технологического процесса, производственного оборудования и других оснований), внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться”. И решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается в данном случае комиссией.

Как показывает практика, если подобная ситуация случается в крупной компании, где есть большая текучка кадров, то создавать заседание комиссии и контролировать оформление документации становится проблематичной процедурой. Такие организации часто обращаются к процедуре проведения внеплановой СОУТ, чтобы избежать путаницы.

У Вас есть вопросы о процедуре проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)? — Обратитесь за консультацией к экспертам SRG-ECO:

  • по телефону — +7 (495) 260-11-47
  • по эл. почте — [email protected]

Соут и документальное оформление при изменении должности

Введение специальной оценки условий труда (СОУТ) вызывает у кадровиков множество вопросов. Один из них касается проведения СОУТ при переименовании должности работника без изменения трудовых функций.

Даже если рабочее место было аттестовано до января 2014 года, результаты аттестации остаются действительными. Значит, основания для проведения спецоценки вне графика — отсутствуют. Достаточно в соответствующем приказе указать предыдущее и новое наименование должности.

Оформление

Проведение СОУТ при изменении названия должности без преобразования должностных обязанностей не требуется. Поскольку, в соответствии с ч. 1 ст.72. 1 ТК РФ переименование должности не считается переводом, поэтому его можно провести как по соглашению сторон, так и по инициативе работодателя.

Если обе стороны согласны с переименованием, то оформление производится в согласии с общими правилами изменения трудового договора посредством дополнительного соглашения. На его основании издается соответствующий приказ с последующим занесением сведений о преобразовании должностного названия в личную карточку и в трудовую книжку работника.

Читайте также:  Содержание штатного расписания

СОУТ при изменении штатного расписания, связанного с указанием нового наименования должности не проводится, если рабочее место было аттестовано до января 2014 года.

Если работник не дает согласие на переименование должности, преобразование осуществляется работодателем в одностороннем порядке, но только на основании преобразований организационного и технологического характера. Правомерность подходов подтверждается судебной практикой.

СОУТ при изменении офисного адреса

Если адрес дислокации офиса и условия труда, прошедшие аттестацию рабочих мест (АРМ) до января 2014 года, были изменены, требуется ли проведение СОУТ?

Если офисный адрес и изменения штатного расписания произошли в связи с организацией новых рабочих мест, то они не подпадают под действие АРМ, и требуют проведения спецоценки вне графика в течение 6 месяцев с момента их создания.

Внеплановая СОУТ

  • запуск новых рабочих мест;
  • предписание инспекционных органов, связанные с выявлением несоблюдения требований реализации СОУТ;
  • преобразование технологических процессов и обновление оборудования, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов;
  • преобразование используемого сырьевого состава, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов;
  • обновление средств индивидуальной и коллективной защиты, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов;
  • обнаружение профессионального заболевания, возникшего у работника по причине воздействия вредных и опасных производственных факторов;
  • несчастные случаи, произошедшие на рабочем месте, кроме тех, что стали возможными из-за действий третьих лиц;
  • по инициативе профсоюзной или другой организации, представляющей интересы работников.

Алгоритм проведения внеплановой СОУТ, которая проводится на конкретных рабочих местах не позднее 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных ситуаций, совпадает с плановым аналогом, утвержденным федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.

Соут при изменении штатного расписания — компания «охрана. безопасность»

Пересмотр организационной структуры предприятия – не слишком частое, но все же регулярное для российской практики явление.

Причины его могут различаться: некоторые компании таким способом оптимизируют свою численность, экономя фонд оплаты труда, другие, напротив, расширяются, чтобы иметь ресурсы для решения новых задач.

Но у всех них возникает оправданный вопрос: как поступить с процедурой специальной оценки условий труда? В каких случаях нужно организовывать внеочередную СОУТ, а когда это не требуется?

Варианты изменения штатного расписания

Ответ на поставленный вопрос определяется характером изменений, вносимых в штатное расписание. Все их можно подразделить на три укрупненные категории:

  • изменения, связанные с простым переименованием позиций, занимаемых работниками. При этом сущность их обязанностей и, главное, условия труда сохраняются неизменными;
  • изменения, связанные с существенным пересмотром обязанностей сотрудников и условий их труда;
  • введение в штатное расписание полностью новых позиций.

Конечно, существует еще один вариант — сокращение должностей и численности персонала компании, однако понятно, что в этой ситуации для сокращаемых позиций проводить спецоценку не нужно.

Спецоценка при переименовании должностей

Когда перед организацией встает вопрос о необходимости организации дополнительной процедуры специальной оценки, ей нужно руководствоваться положениями статьи 17 426-ФЗ. Он является основным нормативным документом, устанавливающим правила выполнения СОУТ, и содержит четкий список ситуаций, в которых компании необходимо провести внеплановую спецоценку.

В части 3 обозначенной статьи определенно говорится о том, что изменение названия должности или перевод позиции из одного структурного подразделения организации в другое без изменения условий труда чаще всего не становится основанием для внеочередной процедуры СОУТ. Однако окончательное решение по этому вопросу принимается комиссией по спецоценке, которая создается работодателем для курирования решений, связанных с этой процедурой.

СОУТ и штатное расписание: изменение функционала должности или условий труда

Если при пересмотре штатного расписания для конкретной должностной позиции существенно изменяются условия ее трудовой деятельности, в отношении нее должна быть проведена внеплановая спецоценка.

Достаточно часто такие ситуации сопровождаются введением нового наименования должности, однако так бывает не всегда.

В частности, статья 17 426-ФЗ указывает, что внеочередная проверка организуется, если для данной позиции:

  • изменяется характер технологического процесса;
  • производится замена основного используемого оборудования;
  • меняется качественный состав сырья и материалов, используемых в процессе работы;
  • меняется характер индивидуальных или коллективных защитных средств, используемых для минимизации воздействия негативных факторов производства.

Все эти случаи объединяются общей характеристикой: в них происходит заметная корректировка условий труда работника и, как следствие, характера воздействия на него производственных факторов. Если такие обстоятельства имеют место в организации, ей необходимо провести внеочередную СОУТ для этих рабочих мест.

При этом в первых двух ситуациях, которые связаны с изменением производственного процесса или состава применяемого оборудования, на проведение спецоценки предприятию отводится 12 месяцев.

По вторых двух ситуациях, которые предполагают замену состава СИЗ или используемых материалов, оценка должна быть проведена в течение шести месяцев.

Новая должность в штатном расписании для СОУТ

Введение в организации новой должности – это ситуация, прямо предусмотренная пунктом 1 части 1 статьи 17 426-ФЗ.

Этот раздел данного федерального закона однозначно указывает, что в данном случае компания обязана провести внеочередную процедуру спецоценки.

На организацию и выполнение этой процедуры предприятию отводится ровно год. К моменту окончания этого срока у нее должен быть готов отчет по СОУТ для этих позиций.

Подчеркнем, что такая процедура проводится только для тех должностных позиций, которые впервые вводятся в компании. Результаты проверки для других рабочих мест, которые были получены ранее, продолжают действовать. Согласно 426-ФЗ срок действия документации по СОУТ составляет пять лет.

Однако если проверенные рабочие места относятся к категории оптимальных или допустимых, и для них в установленном порядке составлены декларации условий труда, то через пять лет срок их действия продлится автоматически на аналогичный период.

Однако это произойдет только в том случае, если в течение этих пяти лет в организации не было серьезных происшествий – например, несчастных случаев.

СОУТ: самые частые вопросы

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если не завершить СОУТ до 31 декабря 2018, будет штраф:

  • на должностных лиц — от 2000 до 5000руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000руб.;
  • на юридических лиц — от 50000 до 80000руб.

Максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли СОУТ.

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется? Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

https://www.youtube.com/watch?v=k04Jf3rVQdY\u0026pp=ygVI0KHQntCj0KIg0L_RgNC4INC40LfQvNC10L3QtdC90LjQuCDRiNGC0LDRgtC90L7Qs9C-INGA0LDRgdC_0LjRgdCw0L3QuNGP

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой? Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 151/ООГ-169.

Читайте также:  Утверждение нового штатного расписания

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место.

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 426ФЗ внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Надо ли проводить внеплановую СОУТ при перемещении рабочих мест? В Письме от 02.11.

2017 № 151/ООГ-2982 Минтруд разъяснил, что в случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новые рабочие места.

При этом под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Надо ли проводить спецоценку условий труда в отношении временных рабочих мест (созданных на срок менее 12 месяцев)? Минтруд в Письме от 28.08.2017 № 151/ООГ-2410 обратил внимание на следующее. В соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

На рабочих местах работников, отличных от указанных в ст.

3 Федерального закона № 426ФЗ (надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП), СОУТ проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426ФЗ и Методики. Учитывая нормы действующего законодательства, Минтруд пришел к выводу, что СОУТ на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.

Ранее в Письме Минтруда РФ от 07.06.2017 № 151/ООГ-1568 было обращено внимание на норму п. 15 Методики, согласно которой вести все исследования и измерения в рамках СОУТ следует в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов.

Надо ли проводить СОУТ в случае, когда после введения нового штатного расписания произошли переименование должностей, структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений, должностей? В статье 17 Федерального закона № 426ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Случаи переименования должностей, структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне не поименованы. Не надо проводить СОУТ и при переводе должностей из одного подразделения в другое, если при этом не происходит перемещение рабочего места. Однако при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест провести спецоценку условий труда на них необходимо.

Как учесть параметры световой среды в целях определения классов (подклассов) условий труда рабочих профессий при проведении СОУТ? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минтруда РФ от 08.10.2018 № 151/ООГ-2459.

Специалисты ведомства указали, что в качестве основного параметра световой среды выбрана освещенность рабочей поверхности, величина которой формируется как совокупность воздействия всех источников освещения, в том числе естественного.

В этом случае отдельное нормирование показателя естественной освещенности при проведении СОУТ является избыточным и Методикой не исследуется.

Отсутствие освещения или недостаточная освещенность рабочих мест работников рабочих профессий в производственном помещении является нарушением требований санитарных правил к эксплуатации производственных помещений и в этой связи не может рассматриваться при проведении СОУТ как источник вредных производственных факторов, непосредственно связанных с производственным (технологическим) процессом, как того требует Методика.

Нормы экономически развитых стран по освещенности устанавливают запрет на пульсацию освещенности, наличие которой свидетельствует либо о неисправности источника света, либо о применении люминесцентных ламп, которые могут быть заменены, например, на лампы накаливания или светодиодные лампы, не обладающие эффектом пульсации. Ввиду отсутствия данных о профессиональных заболеваниях, обусловленных пульсацией освещенности, указанный параметр световой среды Методикой не исследуется.

Источник: журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Штатное расписание и СОУТ

Согласно со статьей 212 действующего Трудового кодекса РФ важной обязанностью работодателя становится обеспечение безопасных условий труда персонала. Достижение этой цели предполагает регулярный контроль за состоянием условий, в которых трудятся работники.

Впрочем, этот вопрос не остается на совести работодателей, а контролируется на федеральном уровне: для его решения в нашей стране используется обязательная процедура спецоценки условий труда. Ее необходимо выполнять всем работодателям на всех рабочих местах – за исключением позиций сотрудников, которые работают на дому или удаленно.

Порядок проведения СОУТ устанавливается положениями федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.

Итак, согласно нормативам действующего законодательства в большей части ситуаций проводить спецоценку нужно на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии.

Для координации таких работ перед началом работ по СОУТ в компании создается специальная комиссия из числа работников предприятия – например, инженеров по охране труда, представителей профсоюзной организации и т.д.

Одной из ее важнейших задач становится составление общего списка рабочих мест, где будет проводиться спецоценка: его затем передадут компании-исполнителю, которая будет выполнять замеры и другие требуемые работы на этих позициях.

Такой список составляется на основании штатного расписания предприятия и обязан полностью ему соответствовать: при выявлении несовпадений при проведении проверки со стороны Государственной инспекции труда компании могут грозить серьезные санкции.

Корректное составление такого списка с указанием основных характеристик рабочих мест становится особенно важным с учетом правил, установленных статьей 16 426-ФЗ.

Если на предприятии действуют полностью аналогичные позиции, то проводить СОУТ разрешается только на 20% из них: результаты такой работы будут экстраполированы на остальные позиции.

Однако при таких обстоятельствах исключительно важно соблюсти два условия:

  • позиции должны быть совершенно аналогичны, то есть иметь одинаковые характеристики микроклимата, инженерные системы, производственное оборудование и проч. Полный список критериев, на основании которых позиции признаются аналогичными, определен статьей 9 426-ФЗ;
  • в итоге работы по спецоценке должны быть проведены не меньше чем на двух рабочих местах. Это значит, например, что если на предприятии есть пять аналогичных позиций, СОУТ все равно придется выполнить для двух из них.

Изменения в штатном расписании компании

Из описания законодательных нормативов, приведенных выше, становится ясно, что любая корректировка штатного расписания вызывает необходимость пересмотра результатов СОУТ, даже если срок ее действия еще не закончился. Однако стоит понимать, что характер такого пересмотра будет разным в зависимости от того, какие изменения были внесены в штатное расписание предприятия. Они могут быть следующими:

  • организация новых рабочих мест на предприятии;
  • корректировка характера должностных обязанностей или других значимых обстоятельств, влияющих на условия труда, в которых работает специалист;
  • переименование уже действующих должностей с сохранением характера должностных обязанностей и иных параметров работы, выполняемой сотрудником.

В большей части ситуаций наступление таких обстоятельств потребует выполнения внеочередной оценки, по итогам которой оформляется протокол СОУТ при изменении штатного расписания. Однако в отдельных случаях этого можно избежать.

Кроме этого, конечно, штатное расписание может измениться в сторону сокращения раньше действовавших должностей, но такая ситуация не повлечет необходимости организации внеплановой спецоценки для работодателя.

Общие правила проведения внеплановой СОУТ определены статьей 17 426-ФЗ.

Читайте также:  Правила эмиссии ценных бумаг

Организация новых рабочих мест

Часть 1 статьи 17 426-ФЗ не оставляет возможностей иной интерпретации: проводить внеплановую спецоценку при введении новых должностных позиций на предприятии обязательно. При этом согласно части 2 этого же раздела нормативного документа выполнить такую работу нужно в срок, не превышающий 12 месяцев с даты организации новых рабочих мест на предприятии.

Изменение условий труда или должностных обязанностей работника

Статья 17 426-ФЗ содержит длинный список обстоятельств, которые вызывают изменение условий труда работников и служат причиной для организации внеплановой оценки на рабочих местах, где они изменились. Список основных таких причин включает:

  • корректировка применяемой технологии производства;
  • ввод в эксплуатацию или модернизация действующего оборудования;
  • замена состава применяемого сырья или материалов, если это влечет изменение условий труда, то есть вреда, причиняемого этими материалами здоровью работника;
  • замена состава или характеристик защитных средств, применяемых на предприятии для минимизации вредоносного воздействия производственных факторов на сотрудников;
  • изменение должностных обязанностей работника, сопряженное с наступлением одного или нескольких перечисленных обстоятельств.

В этих обстоятельствах проводить спецоценку на рабочих местах, где произошли такие корректировки, также обязательно.

Изменение названия должности

А вот изменение названия должности, отраженное в штатном расписании, вовсе не всегда влечет за собой необходимость проведения внеочередной СОУТ. Об этом определенно говорит часть 3 статьи 17 426-ФЗ.

Если изменения названия должностной позиции не влечет за собой изменения условий труда работников, занимающих эту позицию, проводить внеплановую спецоценку не нужно.

Однако если такое изменение названия сопряжено с другими нововведениями, описанными в предыдущем разделе нашего материала, проводить оценку во внеочередном порядке все же придется.

Ясно, что стандартного решения при таких обстоятельствах нет: все зависит от конкретных обстоятельств.

Поэтому в соответствии с установленным порядком окончательный вывод по этому вопросу должна сделать комиссия по СОУТ, которая создается в организации перед ее выполнением.

Она обязана будет оценить, влечет ли изменение названия должности изменение условий труда работников, и определить, нужно ли проводить внеочередную спецоценку в этой ситуации.

Роструд о необходимости проведения специальной оценки труда в связи с ведением нового штатного расписания

Количество просмотров: 1649

Официальная консультация: Роструд о необходимости проведения специальной оценки труда в связи с ведением нового штатного расписания.  

в другое, образование новых стрктурных подразделений и новых должностей?

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда в связи с введением нового штатного расписания, по которому произошли переименование должностей и структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений и новых должностей?

  ВОПРОС:     В организации действовало штатное расписание, по которому была проведена специальная оценка условий труда. В новом штатном расписании произошли изменения: переименование должностей, переименование структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений, образование новых должностей. Нужно ли проводить специальную оценку условий труда в связи с этими изменениями?     

ОТВЕТ:   

Специальную оценку условий труда надо проводить при образовании новых структурных подразделений и новых должностей, при их переименовании спецоценка не проводится. Если при переводе должностей из одного подразделения в другое не происходит перемещения рабочего места, то проводить специальную оценку условий труда не надо.

   

ОБОСНОВАНИЕ: Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Статьей 17 Закона № 426-ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Случаи переименования должностей, переименования структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне отсутствуют.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления указанных в п. 1 ч. 1 данной статьи случаев.

Переименование должности работника и СОУТ

04.07.17

Введение специальной оценки условий труда (СОУТ) вызывает множество вопросов. Один из них касается проведения СОУТ при переименовании должности работника без изменения трудовых функций.

Даже если рабочее место было аттестовано до января 2014 года, результаты аттестации остаются действительными. Значит, основания для проведения спецоценки вне графика — отсутствуют. Достаточно в соответствующем приказе указать предыдущее и новое наименование должности.

Оформление Проведение СОУТ при изменении названия должности без преобразования должностных обязанностей не требуется. Поскольку, в соответствии с ч. 1 ст.72. 1 ТК РФ переименование должности не считается переводом, поэтому его можно провести как по соглашению сторон, так и по инициативе работодателя.

Если обе стороны согласны с переименованием, то оформление производится в согласии с общими правилами изменения трудового договора посредством дополнительного соглашения.

На его основании издается соответствующий приказ с последующим занесением сведений о преобразовании должностного названия в личную карточку и в трудовую книжку работника. СОУТ при изменении штатного расписания, связанного с указанием нового наименования должности не проводится, если рабочее место было аттестовано до января 2014 года.

Если работник не дает согласие на переименование должности, преобразование осуществляется работодателем в одностороннем порядке, но только на основании преобразований организационного и технологического характера. Правомерность подходов подтверждается судебной практикой.

СОУТ при изменении офисного адреса Если адрес дислокации офиса и условия труда, прошедшие аттестацию рабочих мест (АРМ) до января 2014 года, были изменены, требуется ли проведение СОУТ? Если офисный адрес и изменения штатного расписания произошли в связи с организацией новых рабочих мест, то они не подпадают под действие АРМ, и требуют проведения спецоценки вне графика в течение 6 месяцев с момента их создания. Внеплановая СОУТ : -запуск новых рабочих мест; предписание инспекционных органов, связанные с выявлением несоблюдения требований реализации СОУТ; -преобразование технологических процессов и обновление оборудования, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов; -преобразование используемого сырьевого состава, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов; -обновление средств индивидуальной и коллективной защиты, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов; -обнаружение профессионального заболевания, возникшего у работника по причине воздействия вредных и опасных производственных факторов; -несчастные случаи, произошедшие на рабочем месте, кроме тех, что стали возможными из-за действий третьих лиц; -по инициативе профсоюзной или другой организации, представляющей интересы работников. Алгоритм проведения внеплановой СОУТ, которая проводится на конкретных рабочих местах не позднее 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных ситуаций, совпадает с плановым аналогом, утвержденным федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.

Источник: 1sout.ru