Жалобы

Правомерно ли требование доплаты за ремонт, если дтп оформили по европротоколу?

Не так давно за роковую ошибку в ненаправлении европротокола после ДТП или при его неправильной отправке в страховую компанию грозила серьёзная финансовая потеря для потерпевшего в виде регрессного требования. Но в 2021 году после изменений такая лазейка для страховщика по ОСАГО упразднена. Хотя, регресс всё ещё может быть. В статье расскажем, как его избежать и правильно уведомить страховую о случившемся ДТП.

После ДТП: проверяем, правильно ли составлено извещение!

Напомним, что в 2021 году составить европротокол после дорожного происшествия можно как в бумажном, так и в электронном виде.

Для оформления электронного извещения понадобится смартфон, регистрация на портале ГОСУСЛУГ и специальная программа. Оформить его можно будет при следующих условиях:

  • если нет разногласий,
  • если владельцами автомобилей являются физлица,
  • если позволит оформить сама программа.

Если сделать это в электронном виде не выйдет, тогда придётся оформлять по-старому, на бумажном бланке.

Условия для написания извещения на бумаге следующие:

  • отсутствие разногласий об обстоятельствах и повреждениях,
  • в ДТП пострадали только автомобили, и их не более двух,
  • наличие ОСАГО у обоих участников происшествия.

Заполнять европротокол по ОСАГО нужно внимательно, разборчиво и не пропуская данных.

  1. Сведения по участникам ДТП можно заполнять каждому из водителей или же доверить это кому-то одному.
  2. Перед подписанием извещения всё нужно внимательно проверить.
  3. Сверить указанные повреждения машин, чтобы не было лишних или невписанных.
  4. Проверить, правильно ли отмечены обстоятельства ДТП и нарисована схема происшествия.
  5. Оба водителя подписывают европротокол с лицевой стороны на каждом бланке, оборотную сторону они заполняют и подписывают каждый самостоятельно.
  6. Если один из бланков самокопирующийся, проверьте, чтобы на втором экземпляре всё прописалось и было читаемо.

Нужно также проследить, чтобы виновник ДТП обязательно указал в европротоколе (например, в графе №15 для замечаний) о том, что он полностью признает свою вину. В законе 2021 года такого требования нет, но на практике такая запись поможет избавить от проблем с получением выплаты от страховщика.

Желательно не допускать в европротоколе ошибки и исправления, но если такое произошло, а заполнить извещение заново не представляется возможным, тогда каждое исправление необходимо заверить подписями обоих водителей.

Правомерно ли требование доплаты за ремонт, если ДТП оформили по Европротоколу?

Нужно ли отвозить его в ГИБДД?

Упрощенное оформление ДТП через европротокол создано как раз для того, чтобы зарегистрировать мелкие аварии можно было без помощи сотрудников ГИБДД. Поэтому после заполнения бланков ничего отвозить в ГАИ не требуется.

Сотрудники инспекции только рады, что не будут знать о вашем ДТП, ведь у них будет лучше статистика.

Но помните, если что-то не так с оформленным европротоколом, то дорожно-транспортное происшествие можно оформить и в ГИБДД, для этого необходимо будет туда явиться обоим участникам аварии.

Нужно ли и куда отправлять бланк виновнику?

В пункте 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО прописана обязанность виновника по направлению своего экземпляра европротокола страховщику.

Направлять его нужно в ту страховую, у которой было сделано ОСАГО, в срок 5 рабочих дней после ДТП. Адрес для отправки лучше взять из данных страховщика указанных в ЕГРЮЛ. Найти нужную компанию лучше по ИНН или ОГРН, а получив выписку, взять оттуда адрес центрального офиса или адрес официального филиала в вашем регионе.

Вот данные некоторых страховщиков для поиска в егрюл:

  1. РГС (ПАО СК «РОСГОССТРАХ») ИНН: 7707067683; ОГРН: 1027739049689,
  2. РЕСО (СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ») ИНН: 7710045520; ОГРН: 1027700042413,
  3. ВСК (САО «ВСК») ИНН: 7710026574; ОГРН: 1027700186062,
  4. Альфа (АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ») ИНН: 7713056834; ОГРН: 1027739431730,
  5. Ингосстрах (СПАО «ИНГОССТРАХ») ИНН: 7705042179; ОГРН: 1027739362474.

Регресс за неуведомление страховой компании

Когда говорят, про регресс от страховщика, связанный с неуведомлением о ДТП после составления европротокола, то имеют в виду обязанность виновника представить в СК свой бланк извещения. Нет, уведомлять страховщика о наступившем страховом случае тоже надо, такая обязанность прописана в пункте 3.9 Правил ОСАГО, но за несообщение о ДТП никогда не было регресса.

Но в настоящее время не будет регресса и за непредоставление бланка страховщику. Данную норму убрали еще в мае 2019 года, но оставались действующими полисы, которые были заключены до 1 мая того же года.

Сейчас таких полисов не осталось, и по новым договорам такого права у страховщика нет.

А раз не будет права взыскивать регресс, то и следить о правильной подаче бланка на практике 2021 года нет особой необходимости.

Но правильно нужно подавать все документы, а не только европротокол, поэтому

  • при личной сдаче необходимо иметь копию сдаваемого документа с отметкой страховщика о принятии (входящий номер, дата принятия, ФИО сотрудника, печать),
  • а при отправке почтой – опись вложения в отправление с подробным указанием отправляемых документов и чек.

Я не зря указал про старые договоры, ведь по ним все еще можно получить регрессное требования от страховой.

Срок на предъявление страховщиком такого требования – 3 года со дня выплаты страхового возмещения.

Поэтому по ДТП? произошедшему в 2019 году с полисом? заключенным до 1 мая 2019 года, можно за несданный бланк европротокола получить регрессное требование и в 2020, и в 2021 году, а может даже и в 2022.

Правомерно ли требование доплаты за ремонт, если ДТП оформили по Европротоколу?

Всё ещё зависит от того, когда потерпевший обратится за возмещением, ведь пока нет обращения, нет выплаты, а, значит, нет и права на регресс у страховщика.

Стоит помнить, что несданный европротокол – это не единственное основание для регресса. В 2021 году его можно получить при оформлении европротокола, если вы приступили к ремонту в течение 15 календарных дней со дня ДТП и (или) не показали страховщику машину, когда он это потребовал.

Что делать потерпевшему?

Немаловажный вопрос: куда и как правильно подавать свой бланк извещения потерпевшему в ДТП. Составление европротокола ускоряет и упрощает оформление самого происшествия, но с получением выплаты быстро может и не получиться!

В какой срок после ДТП нужно обратиться?

Направление европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней требуется не только от виновника ДТП, но и от потерпевшего.

Однако, для потерпевшего нарушение данного срока никакой опасности не несет. Обратиться за выплатой по европротоколу можно и позже, даже через несколько лет, но не позднее общего срока исковой давности, который составляет 3 года.

В свою страховую или виновника?

Подавать заявление вместе со своим экземпляром европротокола необходимо вашему страховщику, у которого оформлено ОСАГО. Это одно из условий прямого возмещения убытков. Тут всё просто: если условия ПВУ не выполняются, то, скорее всего, ваше ДТП не подходит и для оформления европротокола.

Нужно и можно ли делать экспертизу самому?

Можно на этот вопрос ответить коротко: любой каприз за ваши деньги. Данная фраза очень подходит к ситуации с экспертизой от потерпевшего. Но для пытливых умов мы, конечно же, всё распишем подробнее.

В настоящий момент все споры со страховыми решаются по следующему алгоритму:

  1. заявление страховщику (игнорирование, отказ или нарушение сроков),
  2. заявление о разногласиях в страховую (игнорирование, отказ или неполное удовлетворение),
  3. обращение к финансовому уполномоченному (нарушение сроков, отказ или несогласие с решением),
  4. суд.

Так вот, до суда можно обойтись и без независимой экспертизы, так как требований прикладывать её к заявлениям и обращению нет. Но, с другой стороны, для того, чтобы спорить, нужно знать, а кто прав по сумме выплаты – вы или страховщик?! Для этого можно провести оценку.

Если вы все же сделали независимую, то можно предоставить заключение и страховщику, и финупу, но вот стоимость её проведения вам вряд ли возместят. Если только страховщик не нарушил своих обязательств по осмотру автомобиля после ДТП.

Хорошей новостью здесь является то, что некоторые экспертные конторы предлагают упрощённую экспертизу просто для оценки стоимости – без предоставления расчётов и оснований, необходимых для суда.

А вот если вообще не было осмотра от страховой, тогда экспертизу желательно сделать, и её стоимость должны возместить даже на досудебной стадии.

Каких-либо запретов на проведение экспертизы нет. Только не забывайте уведомлять страховщика не менее чем за 3 дня до экспертизы о её проведении и приглашайте поучаствовать.

Список документов для обращения по ОСАГО

При заявлении страхового случая по европротоколу список документов будет самый маленький. Потребуются лишь основные:

  1. заявление о прямом возмещении убытков,
  2. бланк европротокола (извещение о ДТП),
  3. паспорт выгодоприобретателя (собственника машины),
  4. документ, подтверждающий право собственности на авто – как правило, это договор купли-продажи, но по факту страховые принимают (и даже требуют) свидетельство о регистрации на авто и/или ПТС.

Как правильно сдать европротокол?

Если вы будете подавать документы лично, тогда следите, чтобы в акте приема-передачи документов было указано, что вы сдали страховщику полный комплект, включая бланк европротокола. Должно быть указано, что вы сдали именно подлинный экземпляр.

При отправке почтой в описи вложения в почтовое отправление также обязательно указывайте, что направляете подлинный экземпляр извещения.

Правомерно ли требование доплаты за ремонт, если ДТП оформили по Европротоколу?

Что делать после подачи и сколько ждать выплату?

Как только страховщик получит от вас полный комплект документов, у него будет 5 рабочих дней не проведение осмотра поврежденного автомобиля. Вас или пригласят приехать на осмотр, либо должны провести осмотр по месту нахождения машины, если она не может участвовать в дорожном движении.

Время на осмотр не увеличивает общий срок на выплату страхового возмещения или выдачу направления на ремонт. И то, и то должно быть сделано страховщиком в течение 20 календарных дней со дня, когда был сдан полный комплект документов.

Читайте также:  Что можно продавать в интернете: все о том, чем выгодно торговать в онлайн-магазине, какие товары хорошо реализуются и с чего лучше всего начинать бизнес в сети

Сколько размер возмещения?

Какой ущерб возместит страховщик, зависит от того, как оформлялось ДТП. Несмотря на то, что речь идет только про европротокол, возмещение может быть и 100, и 400 тысяч рублей.

Для достижения лимита в 400 000 рублей, необходимо оформлять аварию с помощью специальных технических средств. Но как правило, водители оформляют без какой-либо техники и претендуют лишь на 100 000 рублей.

Но если вы ошиблись в оценке ущерба или же если были скрытые повреждения, которые дорого обойдутся в ремонте, это не значит, что больше ста тысяч вам ничего не получить. Разницу можно взыскать с причинителя вреда.

Но главное – понимать, что это за разница такая.С виновника можно взыскать недостающую разницу на ремонт между рыночной стоимостью восстановления автомобиля и стоимостью ремонта машины по Единой методике ОСАГО.

А теперь, простым языком. Если вы ошиблись в размере ущерба, который должна возместить страховая по ОСАГО, то эту разницу уже не взыскать. Ваша ошибка – ваши потери. Но даже если бы сумма ремонта была оценена правильно, это не значит, что её бы хватило на полноценный ремонт по рыночным ценам. Вот именно эту разницу, между рынком и Единой методикой и можно довзыскать с причинителя вреда.

Пример. Произошло ДТП, и вы на месте посчитали, что ремонт обойдется не более чем в 100 000 рублей. После осмотра и оценки оказалось, что страховщик насчитал 150 000 ущерба.

Соответственно, он выплачивает вам только 100 тысяч (выплачивает, так как, когда вас направят на ремонт, вы откажетесь доплачивать свои деньги). Независимая по определению рыночной стоимости ремонта покажет, что ремонта на самом деле на 200 000 рублей. Вот с причинителя вреда вы сможете потребовать 50 000 рублей (200 000 – 150 000).

Отказ в выплате из-за неправильно составленного европротокола – когда законно, а когда нет?

Если вы допустите какие-то ошибки в оформлении европротокола, тогда отказ страховщика может быть вполне законным.

Именно поэтому статью я начал с необходимости тщательно проверять все вписанные данные: как свои, так и другого участника ДТП.

При этом, не соглашайтесь на европротокол после ДТП, если у виновника нет с собой какого-нибудь документа (например водительского удостоверения), и вы не сможете проверить правильность вписанных данных.

Законным будет отказ, если вы оформите свою аварию упрощенно с водителем, у которого будет «левый» полис ОСАГО. Поэтому по возможности пробивайте полис по базе РСА.

Но можно получить и незаконный отказ.

Вообще, чаще всего страховщики отказывают, когда в бланке европротокола виновник не написал, что полностью признает свою вину. Почему так? В декабре 2017 года Верховный Суд опубликовал новое Постановление Пленума ВС РФ № 58 об ОСАГО. В пункте 14 суд указал, что между участниками ДТП не должно быть разногласий и по степени вины.

Однако, в законе про признание вины и степень виновности в ДТП ничего нет, нет и специальной какой-то графы в европротоколе, где про это надо было бы указывать. Отсюда и отказы.

Что делать, если страховая отказала незаконно?

Получив отказ, пробуйте урегулировать досудебно, сперва подав в страховую компанию заявление о разногласиях, а потом через обращение к финансовому уполномоченному. Если не получится, тогда придется отстаивать свои права в суде. Не забывайте в суде потребовать неустойку, штраф и возмещение всех расходов.

Европротокол ОСАГО: изменения с 1 ноября 2020 года

Закон об ОСАГО с 2002 года претерпел много изменений. В 2018 году вступили в силу изменения закона и Правил страхования ОСАГО, касающиеся правил оформления ДТП по европротоколу, то сеть без обращения в ГИБДД. В результате этих изменений в 2019 году:

  • с 1 октября изменились лимиты выплат по европротоколу;
  • с 1 ноября прошло тестовое оформление европротокола ОСАГО в электронном виде в пяти субъектах РФ.

В 2019 году по новой схеме оформлялись аварии в Московской области, в столице, Татарстане, Ленинградской области и Санкт-Петербурге, а с 1 ноября новшества распространяются на всю страну.

Оформление ДТП по европротоколу ОСАГО с 1.11.2020

С 1 ноября 2020 года оформление извещения о ДТП по европротоколу ОСАГО будет осуществляться:

  • повсеместно;
  • не зависимо от наличия согласия в отношении обстоятельств ДТП или определении виновника;
  • не только для ТС – участников ДТП, принадлежащих физическим лицам, но и для ТС юридических лиц.

Без участия сотрудников ГИБДД сейчас могут оформляться ДТП с максимально возможной выплатой в 400 тыс. руб.

По-прежнему не могут оформляться по европротоколу ДТП:

  • если в нем участвовало более 2 ТС;
  • если у участников нет действующего полиса ОСАГО;
  • есть пострадавшие люди;
  • нанесен урон имуществу третьих лиц.

Наряду с заполнением электронного заявления о ДТП остается возможность заполнения европротокола на бланке вручную. Оформление в электронном виде осуществляется с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Возможность рукописного заполнения оставлена для автолюбителей старшего поколения, которые не привыкли пользоваться мобильными приложениями, вообще не пользуются смартфонами или не зарегистрированы на портале «Госуслуги», а также на случай технических проблем, несогласия сторон при крупных ущербах, при вызове ГИБДД.

Правомерно ли требование доплаты за ремонт, если ДТП оформили по Европротоколу?

В каких случаях лучше вызвать гибдд

Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД существенно экономит время и снижает риск многочасовых пробок, но иногда лучше перестраховаться. Этот совет относится к ситуациям:

  • когда ущерб может оказаться больше 400 тыс. руб. – максимальной выплаты по ОСАГО, и возможно судебное урегулирование части убытка;
  • нет согласия в виновности одного из участников, и ущерб превышает 100 тыс. руб.;
  • водитель одного из ТС не вписан в полис ОСАГО;
  • полис вызывает сомнение в подлинности или не найден в базе РСА (при проверке по сайту или при попытке оформления электронного извещения);
  • один из участников имеет полис КАСКО и предполагает им воспользоваться;
  • если стресс не позволяет заполнить извещение без ошибок.

Если на руках у одного из участников окажется полис компании, у которой отозвана лицензия, то следует обратиться с извещением о ДТП:

Если лицензия отозвана Если соблюдены условияпрямого возмещения Если не соблюдены условия прямого возмещения
У страховщика виновника В СК потерпевшего В РСА
У СК потерпевшего В СК виновника В СК виновника
У обоих страховщиков В РСА В РСА

Извещение заполняется по всем правилам либо в рукописном виде, либо в электронном, с помощью «Помощника ОСАГО». Второй вариант предпочтительнее, так как извещение попадает в базу РСА автоматически, и уже регулятор сам будет решать, кому осуществлять выплату.

Лимиты ответственности при оформлении аварии по европротоколу ОСАГО

Если для пяти регионов, где проводился эксперимент, размер выплат уже в прошлом году был изменен до 400 тыс. руб., то для остальных он не превышал 100 тыс. руб., а до этих изменений составлял 50 тыс.

https://www.youtube.com/watch?v=eimS8E5XA2M

С 1 ноября текущего года выплата при оформлении европротокола  может доходить до 400 тыс. руб., если участниками выполнены 2 условия:

  • была произведена фотофиксация ДТП и всех повреждений;
  • было достигнуто согласие между сторонами.

Выплата не будет превышать 100 тыс. руб.:

  • если не осуществлялась фотофиксация, но стороны пришли к согласию;
  • или стороны не пришли к согласию о вине или нанесенных повреждениях, но осуществили фотофиксацию происшествия.

При наличии разногласий и отсутствии фотофиксации возмещение по европротоколу не выплачивается.

Причинитель вреда предоставляет в свою страховую компанию экземпляр извещения не позднее, чем в течение 5 суток после аварии.

Желательно, чтобы потерпевший тоже обратился к своему страховщику и написал заявление о прямом возмещении убытка. Если обратились оба, страховщики сами договариваются между собой, кто оформит выплату.

При оформлении аварии по европротоколу оба участника не должны приступать к ремонту ТС в течение 15 календарных дней после ДТП, которые считаются без учета праздничных дней.

Это правило введено для того, чтобы страховщик мог осмотреть оба автомобиля, если у него возникнут подозрения в инсценировке ДТП или искажении его обстоятельств.

Оформление европротокола ОСАГО с помощью «Помощника ОСАГО»

Правомерно ли требование доплаты за ремонт, если ДТП оформили по Европротоколу?

Ущерб по Европротоколу превысил лимит! Что делать?

С одной стороны, Европротокол очень удобный способ оформить ДТП, Вы без участия инспекторов ГИБДД самостоятельно заполняете извещение вместе с виновником, вносите в Европротокол данные полиса, ВУ, указываете обстоятельства ДТП, рисуете схему, ставите подписи и разъезжаетесь. Все занимает около 15-20 минут и вы уже можете ехать в страховую компанию и подавать пакет документов и заявление на возмещение ущерба.

Но, что делать, если ущерб в ДТП, оформленного без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, превысил лимит выплат? Как действовать и можно ли получить выплаты сверх лимита? Давайте разберемся.

Статья 11.1 закона «Об ОСАГО», дает право участникам ДТП, в случае отсутствия спора по вине и каких-либо разногласий относительно ситуации, а также если вред причинен только транспортным средствам (без пострадавших, и если не повреждено иное имущество), у сторон ДТП есть полис ОСАГО, оформить дорожно-транспортное происшествие, без вызова на место ДТП, сотрудников полиции.

ДТП оформляется в таком случае, путем заполнения бланка извещения о ДТП. Каждый из участников ДТП, заполняет свой экземпляр извещения. После того как все пункты извещения верно заполнены, остается подписать его с обоих сторон, как потерпевшим, так и виновником. После чего, можно разъезжаться и подавать документы на возмещение в страховую.

Оформление ДТП путем заполнения извещения представляет собой, очень удобную процедуру и значительно экономит время.

Читайте также:  Как оспорить договор дарения доли в квартире?

Но удобно и быстро, не всегда значит хорошо и выгодно. Порой за удобство нужно платить.

Необходимо понимать, на что Вы идете и чем все может в итоге обернуться.

Экономия времени на лицо, но все мы знаем, что лимит по Европротоколу на данный момент составляет 100000 рублей (пункт 4, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО»).

Но лимит выплат может быть увеличен до 400000 рублей, если ДТП было оформлено без участия уполномоченных на то, сотрудников полиции, а также при выполнении пункта 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Данный способ предполагает фиксацию данных о ДТП и немедленную передачу их в автоматизированную систему обязательного страхования, при помощи специальных технических средств, или при помощи программного обеспечения.

Но ситуацию это не меняет и в случае превышения лимита по Европротоколу, хоть при лимите в 100000, хоть в 400000 рублей, возникает вопрос, что же делать и как получить недостающую сумму для возмещения ущерба сверх лимита?

Сегодня мы разберем весьма банальную ситуацию, когда вы оформили Европротокол в надежде на то, что ущерб будет менее суммы лимита в 100000 или 400000 рублей.

Но ситуация повернулась не в Вашу пользу, и после передачи документов в страховую компанию на возмещение ущерба, оказалось, что ущерб превысил все лимиты. Естественно если лимит превышен, суммы страхового возмещения не хватит для полного восстановления авто и ситуация склоняется к тому, что придется производить доплату за ремонт из своего кармана!

Как получить выплаты со страховой по Европротоколу?

К примеру, при стандартном оформлении на основании пункта 4, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», лимит выплат по протоколу, составит 100000 рублей. А после оформления и подачи документов в страховую, Вы определили, что для восстановления авто, необходимо 150000 рублей.

Или если Вы оформили ДТП по протоколу на основании пункта 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», с выполнением всех требований о передаче данных о ДТП в автоматизированную систему, что дает право на получение возмещения в пределах 400000 рублей, но для восстановления авто, понадобилась сумма в 500000 рублей.

Ситуации как видим требуют доплаты из своего кармана.

Возникает вопрос, можем ли мы потребовать от страховой доплаты, так как нам не хватает на ремонт?

Вопрос второй. Можем ли мы подать в суд на виновника ДТП и взыскать сумму сверх лимита с него?

Начнем с требований к страховой компании.

Можно ли требовать доплаты со страховой компании, при превышении лимита выплат по Европротоколу?

После подачи документов в страховую компанию, на основании пункта 10, статьи 12 закона «Об ОСАГО», страховая компания должна назначить Вам дату осмотра Вашего автомобиля.

Осмотр автомобиля должен состояться в течение 5 дней, с момента подачи документов (пункт 11, статьи 12 закона «Об ОСАГО»).

Также в течение 20 дней, со дня подачи документов, страховая должна выдать направление на ремонт.

Транспортные средства, находящиеся в собственности граждан, и зарегистрированные на территории РФ, на основании пункта 15.1 закона «Об ОСАГО», при возникновении страхового случая, дающего право на возмещение ущерба в рамках ОСАГО, направляются на ремонт в СТО, кроме случаев, предусмотренных пунктом 16.1 закона «Об ОСАГО», при наличие которых, положена денежная выплата.

Так как в Вашем случае ДТП было оформлено по протоколу, то скорее всего Вас направят на ремонт в СТО, но мы знаем, что суммы возмещения от страховой не хватит на полноценный ремонт, так как сумма ущерба, превышает лимит.

Как поступит страховая, если очевидно, что при выплате максимальной суммы по Европротоколу, она не покроет реальную сумму ущерба?

Регрессное требование по Европротоколу (как действовать)

На это в нашем законодательстве есть простые и понятные рекомендации!

На основании пп. «Д», пункта 16.1, статьи 12 закона «Об ОСАГО», в случае если стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, превышает установленную максимальную сумму возмещения при оформлении ДТП по Европротоколу и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО, то возмещение ущерба, производится путем выдачи суммы страховой выплаты.

Что бы не быть голословным, вот статья закона и пункт, где об этом сказано.

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

16.1.

Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

Вывод такой, или отказываемся от доплаты на СТО, или соглашаемся на доплату из своего кармана.

Скажу так, соглашаться на доплату из своего кармана в данной ситуации крайне невыгодно, потому как после получения денег, Вы сможете обратиться в любой понравившийся и проверенный Вами автосервис.

Вносить доплату все равно придется, но плюс в том, что сроки ремонта точно будут сжатые, по качеству ремонта Вы сможете повлиять уже на автосервис, здесь и сейчас, а не через страховую при направлении на ремонт.

Есть возможность договориться с автосервисом, что Вам поставят контрактные запчасти (БУ детали), которые возможно будут оригинальные, и денег от страховой, может вполне хватить на полноценный ремонт, или доплата окажется незначительной.

Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию, советую при общении со страховой, относительно вопроса доплаты за ремонт и получения направления, ничего не глядя не подписывать. Внимательно читаем документы, которые Вам будет передавать страховая и только если Вас устраивают все пункты документа, подписываем его.

Если Вам выдают направление на ремонт, то внимательно читаем его, там может быть прописан пункт, согласно которому, Вы после получения данного акта и выражением согласия на ремонт, соглашаетесь и на произведение доплаты на СТО.

Это невыгодно, так как ремонт может стоить дороже, никто не гарантирует его качество, сроки могут затянуться, доплата может потребоваться значительная, а так как Вы согласились на данный способ возмещения, то после изменить его на выплаты, в добровольном порядке, уже не получится.

Что касается взыскания со страховой суммы сверх лимита по Европротоколу?

На основании пункта 8, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», потерпевший не вправе предъявлять страховой дополнительные требования о возмещении ущерба, размер которых, превышает предельный размер страхового возмещения, определенный на основании пунктов 4 и 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Вот пункт 8, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

8.

Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 6 настоящей статьи.

Положения законодательства, явно дают понять, что если потерпевший оформил ДТП, без участия сотрудников полиции, путем оформления протокола, то страховая компания возмещает ущерб, в пределах установленной по закону максимальной суммы, то есть или 100000 рублей, или 400000 рублей.

Все, что выходит за пределы данных сумм, страховая возмещать не обязана по закону.

Это положение подтверждается пунктом 14, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где сказано следующее:

14.

Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (статья 421 ГК РФ, пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

Читайте также:  Пополнение чистых активов ао за счет вклада в имущество. можно ли применять норму закона по аналогии

То есть, если страховая компания по Европротоколу выплатила потерпевшему максимальную сумму в пределах 100000, или 400000 рублей, то страховая по закону исполнила свои обязательства перед потерпевшим и более с нее ничего требовать не получится. В таком случае суд не встанет на сторону потерпевшего.

Со страховой все понятно, получили максимальную сумму, взять более нечего, но остался еще один вопрос!

Можно ли требовать доплаты с виновника ДТП, в случае если сумма ущерба, превысила лимит над максимальной выплатой по Европротоколу?

Можно ли требовать доплаты с виновника ДТП, в случае если сумма ущерба, превышает установленный максимум выплат по Европротоколу?

  • Здесь не обрадую, в таком случае, доплат с виновника требовать так же незаконно и суд в таких вопросах не встает на сторону потерпевшего.
  • Конституционный Суд РФ, дал четко понять, что если страховая выплатила максимальную сумму по Европротоколу, то, во-первых, страховая исполнила свои обязательства в полном объеме, а во-вторых, потерпевший не вправе взыскать с виновника ДТП, сумму превышающую лимит выплат по протоколу, потому как протокол, это соглашение и его подписание, говорит о том, что стороны согласны с условиями соглашения, будут и обязаны их исполнять.
  • Логика простая, если добровольно согласился, то далее будьте добры выполнять условия соглашения, фарш назад не провернешь.
  • С чего я взял, что Европротокол, это соглашение?
  • Вот с чего.

На основании пункта 14, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58, если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (статья 421 ГК РФ, пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО). При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

Я выделил важный момент. Как видите заполненное и подписанное сторонами извещение о ДТП, это соглашение.

Но изложенной мной информации недостаточно, для полного доказательства, поэтому я буду ссылаться на положения Конституционного Суда РФ.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13 февраля 2018 г. N 117-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ КАЛИНОВСКОЙ АНАСТАСИИ НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 15, ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 1064 И СТАТЬЕЙ 1072 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вот основной вывод Конституционного Суда РФ, по данному вопросу.

Оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов о дорожно-транспортном происшествии. Соответственно, потерпевший, осуществляющий свои гражданские права своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК Российской Федерации), заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий, к причинителю вреда.

В данном положении говорится о том, что, если ДТП было оформлено на основании статьи 11.

1 закона «Об ОСАГО», путем заполнения извещения о ДТП и предъявления его страховой компании, и страховая компания исполнила свои обязательства в полном объеме, путем выплаты потерпевшему максимально возможной суммы по Европротоколу, то потерпевший не может предъявлять дополнительные требования о выплате суммы страхового возмещения, сверх лимита максимальной суммы по Европротоколу, если ущерб превышает размер максимальной выплаты.

То есть, если ДТП оформили по протоколу, и на момент оформления не знали, что сумма ущерба будет 150000 рублей, то есть выше лимита, то при получении максимальной выплаты в 100000 рублей, потерпевший не имеет права требовать 50000 рублей, которые ему не хватает на ремонт, ни со страховой, ни с виновника ДТП.

Ниже приведу несколько решений по данному вопросу, Вы их можете найти по названию на сайте судакт.

Если виновник не известил страховщика о мелком ДТП, рублем его не накажут

Виновнику аварии, если он не передал в свою страховую компанию в установленные сроки извещение о ДТП, опасаться нечего. Наказания за это не предусмотрено, и страховщик не выставит ему регрессные требования. То есть не будет требовать покрыть расходы на возмещение вреда пострадавшему. Права не имеет. Это подтвердил Верховный суд, разбирая иск страховой компании к автомобилисту.

Напомним, что в случае мелкой аварии, которую можно оформить без автоинспектора по европротоколу, оба участника заполняют извещение о ДТП. Это извещение в течение пяти дней они должны передать каждый своему страховщику.

До 1 мая 2019 года в законе об ОСАГО было предусмотрено, что за непредоставление этого извещения страховщик может выставить виновнику аварии регрессные требования — в полном объеме компенсировать сумму, выплаченную компанией пострадавшему. Но с 1 мая ситуация изменилась.

Такая возможность законом больше не предусмотрена.

В Верховный суд с кассационной жалобой обратилась некая гражданка Никифорова. Ей страховая компания предъявила регресс именно за то, что она не предоставила извещение о ДТП, в котором была виновата. Авария произошла еще в ноябре 2018 года. То есть когда возможность выставления такого регресса еще действовала и страховщики активно этим пользовались, а суды вставали на их сторону.

Никифорова вину в аварии признала, с пострадавшим они оформили извещение о ДТП, и тот подал его по прямому возмещению ущерба в свою страховую. Там его направили на ремонт. В марте 2019 года страховщик пострадавшего оплатил ремонт, а затем выставил требования страховщику Никифоровой.

Ее страховая возместила расходы прямому страховщику в апреле. А в сентябре 2019 года обратилась в суд о взыскании с Никифоровой в порядке регресса выплаченного страхового возмещения, сославшись на подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 закона об ОСАГО в редакции, действовавшей на момент аварии.

Суд признал эти требования законными и взыскал с автоледи возмещение ущерба в порядке регресса.

Эти выводы суда первой инстанции были поддержаны и апелляционной, и кассационной инстанциями. Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с ними не согласилась.

ВС указал, что ДТП было признано страховым случаем, потерпевшему предоставлено возмещение в виде направления на ремонт. При этом экземпляр извещения потерпевшего был признан достаточным документом для осуществления выплаты страховки. Не поставлены под сомнения обстоятельства ДТП, факт и размер причиненного ущерба. Доказательств обратного не представлено.

Вместе с тем страховщик Никифоровой, принимая решение о компенсации страхового возмещения страховщику пострадавшего, не воспользовался правом ознакомиться с материалами выплатного дела, оценить обоснованность факта и размера выплаты, осуществленной потерпевшему. Требование о предоставлении на осмотр транспортного средства виновника также не направлялось.

Кроме того, имея один из двух бланков извещения о ДТП, представленный потерпевшей стороной, страховщик не доказал нарушение его интересов со стороны виновника аварии непредставлением своего бланка извещения о ДТП, поскольку данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении выплаты, произведенной потерпевшему.

Обязанность у виновника аварии в течение пяти дней направить извещение о ДТП страховщику есть. Но ответственности за невыполнение этого — нет 

Суды же не приняли во внимание, что на момент обращения страховщика с иском подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 закона об ОСАГО признан утратившим силу.

Обратной силы не имеют только те положения законов, которые ухудшают положение граждан. Улучшающие их действуют и в обратном направлении.

Поэтому Верховный суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Верховный суд напомнил, что обязанность у виновника аварии в течение пяти дней направить извещение о ДТП своему страховщику есть. Но если он ее не выполнит, то и ответственности никакой за это не понесет. Это перестало быть основанием для регресса.

А у нас, как это принято, если есть обязанность, но за ее невыполнение нет наказания, то и выполнять ее не обязательно. Так что, по сути, виновников аварии освободили от необходимости после ДТП обращаться к страховщику, хотя бы для передачи ему извещения о ДТП.

И единственное наказание для виновника мелкого ДТП, оформленного без ГИБДД — это подорожание полиса ОСАГО на следующий год.

Коэффициент бонус-малус, который увеличивает стоимость страховки, если водитель попадал в аварии, и снижает цену полиса, если аварий не было, никто не отменял.