Советы заказчику, что сделать на случай повышения цены договора в договоре подряда
Договор подряда заключается между исполнителем и заказчиком. В его рамках первый обязуется выполнить определённые работы для второго.
Результат труда должен быть материальным, овеществлённым и впоследствии перейти в собственность заказчика. Это может быть новое изделие, или разработанная документация, или усовершенствование имеющегося объекта, или нечто подобное.
Например, договор подряда может заключаться на пошив спецодежды, ремонт оборудования, изготовление мебели.
Документ закрепляет права и обязанности сторон, сроки выполнения работ, размер вознаграждения и другие важные условия.
Чем договор подряда отличается от трудового
Начнём с того, что договор подряда регулируется Гражданским кодексом, а трудовой — Трудовым .
В паре «работодатель — работник», связанной трудовым договором, последний всегда физическое лицо.
В паре «заказчик — исполнитель» оба могут иметь какой угодно статус: две компании, компания и ИП, два ИП, два физлица без статуса предпринимателя.
Но человеку, не зарегистрированному как ИП, государство разрешает брать лишь разовые заказы. Если он делает это систематически, его могут оштрафовать за незаконную предпринимательскую деятельность.
При договоре подряда исполнитель, в отличие от работника с трудовым договором, не может получить социальные гарантии, например уйти на оплачиваемый больничный. Заказчик не обязан обеспечивать его рабочим местом и инструментами.
Исполнитель, в отличие от штатного сотрудника, может привлекать для выполнения работ субподрядчиков, не придерживаться дресс‑кода и распорядка дня, установленного заказчиком. Его деятельность никто не контролирует в постоянном режиме, акцент идёт на результат, а не на обязанности. И платят подрядчику, соответственно, не за работу как таковую, а за её итог.
Как заключается договор подряда
Если и заказчик, и исполнитель — физические лица, а сумма сделки не превышает 10 тысяч рублей, то договор может быть заключён и устно. В остальных случаях используется простая письменная форма — без заверения нотариуса. Вот что нужно указать в документе.
Предмет договора
Здесь прописывается вид и объём работ и их ожидаемый результат. Например:
По настоящему договору Подрядчик обязуется выполнить работы по устройству внутренних сетей отопления и сдать их результаты Заказчику, а Заказчик обязуется принять результаты фактически выполненных работ и оплатить.
Когда будете формулировать предмет договора, имейте в виду, что он должен быть отделимым от обеих сторон, а его качество должно оцениваться по объективным критериям.
Скажем, если исполнитель обязался выплавить гвозди длиной в 5 сантиметров и диаметром шляпки в 5 миллиметров, это предмет договора подряда.
Если научить заказчика петь гроулом — нет, так как невозможно объективно оценить результат работы и отделить его от нанимателя.
Срок выполнения работ
Как минимум необходимо указать дату начала и окончания процесса. Промежуточные периоды прописываются по желанию — это разрешено, но не является требованием.
Чтобы договор считался действительным, предмет и сроки нужно указывать обязательно.
Стоимость работ и порядок оплаты
Пропишите, когда и сколько заказчик должен заплатить исполнителю и на каких условиях. Например, деньги можно отдать за один раз или поэтапно, наличными или перечислить на счёт. Если услуг много и точный объём работ неясен, детали можно уточнить в приложениях к договору. Например:
Общая стоимость работ по договору подряда составляет 39 000 (тридцать девять тысяч) рублей. Оплата осуществляется поэтапно за фактически выполненные работы в соответствии с Приложением 1.
Порядок сдачи и приёмки выполненных работ
Укажите, когда и как подрядчик уведомляет заказчика о ходе и окончании работ. Например:
Подрядчик за пять дней извещает Заказчика о готовности к сдаче работ либо до 25‑го числа каждого месяца о выполнении этапа работ.
Права и обязанности сторон
В этом пункте стоит прописать всё, что касается сделки, даже то, что кажется само собой разумеющимся. Например, здесь вы можете закрепить обязанность заказчика принять результат работ в определённый период после их окончания.
Тогда у него не будет соблазна затянуть срок приёмки и, соответственно, оплаты. Или можно указать, что исполнитель несёт ответственность за состояние места, в котором работает.
И если мебельщик поцарапает вам новый паркет, у вас будет право спросить с него за это.
Договор подряда с физлицом может быть переквалифицирован судом в трудовой, если обязанности исполнителя совпадают с обычными обязанностями штатного сотрудника. Это может быть:
- работа по графику;
- соблюдение внутреннего распорядка компании;
- постоянный характер работы и оплаты;
- запрет на субподряд.
Если вы выступаете со стороны заказчика и не хотите, чтобы договор был переквалифицирован, следите, чтобы в нём не было спорных положений.
Ответственность сторон
Здесь уточняется, кто и за что отвечает и какое его ждёт наказание. Например, если строитель затянул сроки, потому что не вышел на объект вовремя, — это одно, а если из‑за отсутствия материалов, которые должен был подвезти заказчик, — это другое. И в первом случае можно предусмотреть штраф для подрядчика, во втором — для нанимателя.
Лучше хорошо подумать обо всех возможных обстоятельствах и предусмотреть штрафы, пени, неустойки и возмещение ущерба.
Приложения
Этот раздел существует, чтобы прикрепить сметы, проектную документацию и другие бумаги, на которые вы будете ссылаться в договоре.
Скачать шаблон договора подряда →
Как расторгнуть договор подряда
Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию в любой момент. Если договориться не получилось, спорные вопросы придётся решать через суд.
Дополнительные работы по 44-ФЗ: оформление и сложности
Из этой статьи вы узнаете:
- Правовое регулирование дополнительных работ по 44-ФЗ
- Оформление дополнительного соглашения по 44-ФЗ
- Что делать, если без дополнительных работ не выполнить основные
- Случаи, когда дополнительные работы служат поводом к взысканию необоснованного обогащения
- Ответственность за проведение дополнительных работ, нарушающих 44-ФЗ
Допустимы ли дополнительные работы по 44-ФЗ? Такой вопрос часто задают подрядчики, оказавшиеся в непростой ситуации: контракт заключен, работы начались, но выяснилось, что нужно сделать еще ряд мероприятий, которые контрактом и сметой не предусмотрены.
И их беспокойство можно понять – от оплаты работ зависит благополучие подрядчика, а в описанной ситуации неясно, будет ли произведена оплата заказчиком или нет. В нашей статье мы разберем случаи возникновения дополнительных работ и приведем решения судов по спорам, связанным с данной проблемой.
Правовое регулирование дополнительных работ по 44-ФЗ
Все взаимоотношения контрагентов в рамках государственного контракта жестко регулируются законодательством. В том числе в соответствии с п. 2 ст. 767 Гражданского кодекса РФ внести корректировки в уже заключенный договор допускается в строго ограниченных случаях, как при наличии соглашения сторон, так и по инициативе одной из них.
Статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливается невозможность изменения его положений и цены в течение всего срока действия договора. Немногочисленные исключения из этого правила приводятся в ст. 95 вышеуказанного закона:
- Возникла необходимость в дополнительных объемах работ по 44-ФЗ, при этом договорная цена будет превышена не более чем на 10 %. Инициатива по увеличению объемов поставки должна исходить от заказчика, а в конкурсной документации и в самом тексте контракта необходимо предусмотреть такую возможность. Если в контракте прописана стоимость единицы объекта закупки, то стороны могут рассчитать на основании этих данных новую цену пропорционально необходимому увеличению объема поставки при наличии соглашения относительно дополнительных работ по контракту.
- Цена закупки зависит от регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, величина которых изменилась.
- Действующий долгосрочный контракт, заключенный на период свыше 3 лет, может быть изменен постановлением соответствующей государственной структуры, нужды которой он обеспечивает (Правительства Российской Федерации / правительства области / администрации муниципального образования). Данное основание применяется очень редко.
В статье 95 44-ФЗ приведены случаи, когда возможно откорректировать правила сотрудничества, составив дополнительное соглашение. Прежде всего необходимо изучить данные положения закона, и если ваш случай там обозначен, нужно добиваться от заказчика оформления дополнительного соглашения.
Когда вы видите необходимость в дополнительных работах по контракту по 44-ФЗ, но обстоятельства не описаны в вышеуказанной статье либо заказчик не хочет подписывать дополнительное соглашение, то вы не сможете получить оплату за выполненную сверх договора поставку. Тогда лучше отказаться от лишней работы или сделать ее бонусом государству.
Более того, заказчик даже может подписать дополнительное соглашение. Но если его обстоятельства не укладываются в рамки закона, то вполне вероятно, что работа оплачена не будет. Причем даже через суд добиться денег не получится.
Оформление дополнительного соглашения по 44-ФЗ
Если стороны пришли к пониманию необходимости дополнительных работ по контракту по 44-ФЗ, то требуется составить соответствующий документ. Это должно быть письменно соглашение, оформленное с соблюдением всех норм, которые касались основного контракта.
То есть если сделка требует регистрации в государственных органах или нотариального удостоверения, то и дополнительное соглашение должно пройти все эти этапы, и лишь тогда оно будет иметь юридическую силу. Иначе документ окажется незаконным, а новые условия недействительными.
Если регламент закупки требует разместить информацию о ней в публичном доступе – в СМИ, на специализированных ресурсах и пр., – либо направить оповещения определенному кругу лиц, то такой алгоритм должен быть соблюден и при оформлении дополнительного соглашения. То есть понадобится публикация этого документа в СМИ и на веб-площадках или рассылка уведомлений.
Действие новых положений начинается с того момента, когда подписано дополнительное соглашение. Но стороны могут предусмотреть и другую дату, с которой вступают в силу изменения. В этом случае данное обстоятельство указывается в тексте соглашения.
Случается и так, что стороны вынуждены выйти за рамки договора и какое-то время работать на других условиях. Тогда дополнительное соглашение оформляется задним числом, а в его тексте необходимо указать, что новые положения касаются возникших ранее отношений контрагентов. При такой схеме важно, чтобы документ был составлен без нарушения закона и не ущемлял права одной из сторон.
Что делать, если без дополнительных работ по 44-ФЗ не выполнить основные
Подрядчик может попасть в очень сложную ситуацию, когда возникает необходимость в дополнительных работах по 44-ФЗ, без которых нельзя осуществить поставку или добиться определенной контрактом цели. Но заказчик отказывается от подписания дополнительного соглашения, либо оно противоречит нормам закона.
Как быть в таком случае? Необходимо действовать в соответствии со ст. 743 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано следующее: исполнитель обязан поставить в известность заказчика о том, что во время строительства выявилась потребность в дополнительных работах, не указанных в технической документации. А это, в свою очередь, повлечет увеличение сметы.
Если же заказчик не реагирует на данное сообщение на протяжении 10 дней (договором или законом может быть предусмотрен и другой срок), то работы по строительству останавливаются, а возникшие из-за простоя убытки подрядчика перекладываются на заказчика. Последний не обязан их возмещать только в том случае, если ему удастся доказать, что не было никакой потребности выполнять дополнительные работы сверх установленных контрактом по 44-ФЗ.
Как только исполнитель обнаружил, что необходимо увеличить объем поставки, он должен в минимальные сроки поставить об этом в известность заказчика.
Для чего составляется письменное уведомление и вручается под подпись уполномоченному должностному лицу. При отсутствии возможности передать документ лично направляется заказная телеграмма по указанному в контракте адресу заказчика.
Телеграмма должна сопровождаться уведомлением о вручении, в котором зафиксировано ее содержание.
Такая схема лишит заказчика возможности просто проигнорировать информацию о необходимости выполнения дополнительных работ. А подрядчик будет иметь доказательство, что он принял все возможные меры в данной ситуации и оснований для применения к нему санкций не будет, то есть ему не грозит занесение в Реестр недобросовестных поставщиков из-за срыва сроков работ.
Следует иметь в виду, что ставить в известность заказчика о необходимости в дополнительных работах надо не только в рамках государственного контракта, но и при любых других договорах строительного подряда.
Но в госзаказах закон более жестко регулирует права и обязанности сторон, нежели отношения между коммерческими структурами. Поэтому даже если подрядчик уведомит заказчика о необходимости произвести дополнительные работы по контракту по 44-ФЗ, это хоть и укрепит позиции исполнителя, но не будет полной гарантией отсутствия проблем в дальнейшем.
Все дело в том, что в данной ситуации вступают в противоречие две правовые нормы. С одной стороны, ст. 743 Гражданского кодекса РФ требует от исполнителя прекратить работы, а с другой – закон 44-ФЗ обязывает его непременно выполнить свои обязательства в рамках госконтракта по установленной в нем неизменной цене.
Подобные коллизии становятся предметом разбирательств в арбитражных судах. Так, в пользу подрядчика было вынесено решение в Постановлении Восемнадцатого Апелляционного Арбитражного суда № 18АП-4029/2015 от 08 июня 2015 года (дело № А47-9211/2014).
Суть его заключалась в том, что заказчик должен будет компенсировать расходы на производство дополнительных работ сверх предусмотренных контрактом в том случае, если исполнитель докажет, что данные работы нужны для достижения цели, ради которой и заключался договор.
Более того, желаемый результат, предусмотренный контрактом, не может быть получен без этих дополнительных работ.
То есть подрядчику необходимо иметь убедительные основания того, что невозможно добиться результата, согласованного при заключении контракта, без увеличения объема работ. Потребуется доказать свою позицию документально.
Любая компания, желающая взять на себя государственный подряд, еще до подписания контракта должна внимательно изучить всю техническую документацию и ознакомиться с нюансами предстоящей работы. Нужно сделать все, чтобы исключить в дальнейшем необходимость выполнения дополнительных работ по контракту по 44-ФЗ.
Случаи, когда дополнительные работы служат поводом к взысканию необоснованного обогащения
В сфере госзаказов случаются и такие ситуации, когда подрядчик еще до начала либо в ходе строительства видит, что реальный объем работ для достижения результата должен быть заведомо больше, чем предусмотрено контрактом. Например, общий метраж квартир, возводимых в соответствии с условиями подряда, оказывается больше, чем указано в договоре.
Исполнитель понес дополнительные затраты и требует от заказчика их возмещения. Поскольку контракт заключался именно с целью строительства указанных квартир, заказчик их обязан принять, несмотря на то что площади оказались больше.
Важно! Заказчик передает подрядчику техническое задание, в котором описаны параметры объекта закупки и прочие требования, в частности площадь квартир.
Если контрактом предусмотрено, что его цена не подлежит изменению, то исполнитель не имеет права требовать дополнительной оплаты за увеличение площадей.
Стоит отметить, что стороны могут заранее обсудить возможные нюансы и предусмотреть их в тексте контракта, от этого и будет зависеть исход подобной ситуации.
В любом случае все работы подрядчику следует выполнять только после того, как подписан контракт с заказчиком государственного или муниципального уровня.
Не надо нарушать закон 44-ФЗ и приступать к работам до надлежащего оформления документов в надежде, что потом удастся взыскать оплату через суд по причине неосновательного обогащения.
Судебная практика по таким делам свидетельствует о том, что чаще всего иски не удовлетворяются, а заказчики и подрядчики признаются недобросовестными.
Еще одна сложная ситуация, когда нельзя заключить государственный или муниципальный контракт и при этом соблюсти закон 44-ФЗ, но работы должны быть выполнены обязательно, потому что они необходимы и относятся к социально-значимым. Либо потребность в срочных работах или поставке товара в пользу государственного или муниципального заказчика возникает вследствие форс-мажора, аварийной ситуации.
Рассмотрение таких дел также попадает в суд, так как оплата за выполненную работу взыскивается постфактум при отсутствии подписанного по нормам закона 44-ФЗ контракта. Обычно такие иски удовлетворяются в пользу подрядчиков.
Ответственность за проведение дополнительных работ, нарушающих 44-ФЗ
Дополнительные объемы работы по 44-ФЗ квалифицируются как изменение условий контракта. За это к заказчику и подрядчику могут применяться административные санкции по ст. 7.32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракта» Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изменением условий контракта является в том числе увеличение стоимости объекта поставки. Если это запрещено законом 44-ФЗ, то виновные будут оштрафованы в соответствии с ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
- должностные лица на сумму 20 тыс. руб.;
- юридические лица на сумму 200 тыс. руб.
Если при исполнении контракта допущено расходование бюджетных средств из бюджетов любых уровней сверх согласованных сумм либо сокращены объемы поставки товаров и выполненных работ (услуг) для нужд государственных и муниципальных образований, виновные привлекаются к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сумма штрафов для юридических и должностных лиц будет равна двукратному размеру ущерба для бюджета, не важно, будет ли это перерасход средств либо недопоставка товара (услуг, работ).
Резюмируем. Дополнительные работы по 44-ФЗ являются изменением условий контракта и не допускаются указанным законом в большинстве случаев. Если увеличение цены и возможно, то не более 10 % от начальной стоимости. Любые дополнительные работы по госзаказам сверх этого объема (точнее, требование их оплаты) являются нарушением и приводят к административным санкциям.
Изменение цены работы по договору подряда — Бесплатные юридические консультации
Условие об изменении цены работы означает, что с момента заключения договора до момента его прекращения согласованный размер цены может быть увеличен или уменьшен на определенную сумму.
Согласование изменения цены работы
Цена договора подряда после его заключения может быть изменена по соглашению сторон, или на условиях договора, или в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424, п. п. 5, 6 ст. 709 ГК РФ).
В ряде случаев у сторон может возникнуть необходимость изменить договорную цену.
Например, это касается случаев, когда в процессе исполнения договора появились обстоятельства, из-за которых выполнение работы по прежней цене становится невыгодным той или иной стороне (изменение стоимости материалов и оборудования, уровня инфляции, рыночных или нормативно установленных индексов цен, коэффициентов и т.п.).
- Стороны могут согласовать в договоре следующие способы изменения цены:
- – изменение цены по соглашению сторон;
- – одностороннее изменение цены;
- – автоматическое изменение цены при наступлении определенных условий.
- Если условие об изменении цены не согласовано
Цена может быть изменена по соглашению сторон (п. 1 ст. 450, п. 2 ст. 424 ГК РФ) либо по требованию подрядчика в следующих случаях:
– при согласовании твердой цены – в связи с существенным изменением обстоятельств, на которое стороны не рассчитывали (абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ);
– при согласовании приблизительной цены – в порядке, установленном п. 5 ст. 709 ГК РФ.
Также изменение цены, как и других условий договора, возможно в судебном порядке по основаниям, указанным в п. 2 ст. 450 и ст. 451 ГК РФ.
Стороны вправе изменить цену работ в любой момент в течение срока действия договора по взаимному согласию (п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 450 ГК РФ) независимо от того, была цена в договоре определена как твердая или как приблизительная.
Соглашение об изменении цены договора подряда заключается в той же форме, что и договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ). То есть при заключении договора в письменной форме изменение его условий осуществляется в такой же форме, например путем подписания дополнительного соглашения к договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Соглашение об изменении цены может быть заключено в любой момент в течение срока действия договора. Однако допускается согласование изменения цены и после выполнения работ. Так, подписание сторонами соглашения о выполнении дополнительных работ после их фактического выполнения будет означать согласие заказчика на выполнение этих работ и увеличение цены.
Если цена по договору определяется в соответствии со сметой, то для изменения цены необходимо внести соответствующие корректировки в смету. Смета может быть включена в текст дополнительного соглашения или оформлена в виде приложения к нему. Изменение цены по видам работ в пределах сметной стоимости также должно быть согласовано сторонами.
Примеры формулировки условия дополнительного соглашения к договору:
“Стороны настоящим соглашением договорились изложить пункт ___ (указывается номер пункта договора, содержащего условие о цене) договора N ____ от ________ в следующей редакции:
“п. ___. Цена работы по настоящему договору устанавливается в размере _____________ рублей (указывается новая цена цифрами и прописью)”.
“Стороны договорились об изменении сметной стоимости работ, установленной в договоре подряда N _____ от _______. Новая смета является Приложением N ___ к настоящему дополнительному соглашению”.
При заключении соглашения об изменении цены стороны определяют условия и порядок ее изменения по своему усмотрению. Однако в соглашении рекомендуется определить, по какой цене должны быть оплачены работы, которые были выполнены подрядчиком (полностью или частично) ранее достижения указанного соглашения.
Пример формулировки условия дополнительного соглашения к договору:
Превышение сметы строительных работ по договору подряда
Превышение сметы строительных работ по договору подряда в результате проведения дополнительных работ либо использования большего количества материала либо его удорожания, когда такое увеличение стоимости работ не согласовано с заказчиком или генподрядчиком, является очень распространенным основанием для возникновения спора.
Только в 2011 году я принял участие в 5 спорах, связанных с отказом заказчика от оплаты дополнительных строительных работ, 4 из них рассматривались Арбитражным судом г. Москвы. Каждый случай превышения заранее оговоренной сметы, несмотря на кажущуюся простоту ситуации, имеет свои особенности и требует детального изучения.
Вопросы оформления и превышения сметы по договору строительного подряда урегулированы статьей 734 Гражданского кодекса. Согласно указанной статье, объем и содержание строительных работ определяются технической документацией, а стоимость работ – сметой.
Согласно сложившейся практике, ввиду того, что проектная документация случается вообще отсутствует при проведении работ, смета не только определяет цену работ, но и их объем. К такому же выводы приходят и судьи арбитражных судов.
Какая из сторон представляет смету – должно быть согласовано сторонами в договоре. Смета по договору подряда может быть твердой или приблизительной.
При соблюдении нижеизложенных условий, превышение даже твердой сметной стоимости строительных работ арбитраж признает подлежащим оплате заказчиком.
Превышение сметы строительных работ
Дополнительные работы в строительстве возникают по ряду причин. Я не рассматриваю вопрос проведения строительных работ, которые не только не предусмотрены договором, но и никак не связаны с ним.
Стоит ли обсуждать ситуацию, когда подрядчик, заключив договор на строительство здания, самовольно начинает проводить ландшафтные работы..
? Естественно, если дополнительные работы непосредственно не связаны с заказанным объемом, заказчик их проведение не просил и не оформлял, требовать их оплаты, однозначно, бесперспективно.
Однако, когда, при проведении отделочных (покрасочных) работ подрядчик обнаруживает, что покрытие настолько неровное, что красить его нельзя, не говоря уже о том, что такая работа будет противоречит СНиПу, ситуация уже не является такой однозначной. Аналогичной проблемой может быть обязательство подрядчика проводить кровельные работы, тепло и гидроизоляцию кровли, когда основание крыши здания имеет критичные неровности.
Также в моей практике был случай, когда при выполнении очистки фасадов здания промышленными альпинистами с использованием химических средств, подрядчику, для достижения оговоренного с заказчиком результата, пришлось использовать вдвое больше очищающего средства, нежели предусмотрено в договоре с твердой ценой.
Для понимания как вести себя подрядчику в таких ситуациях следует обратиться к закону, из которого следует, что подрядчик, обнаруживший, что требуется увеличивать бюджет на строительные работы обязан немедленно сообщить об этом заказчику. Важно понимать, что должны остаться доказательства такого сообщения: письмо с отметкой о получении либо почтовая квитанция об отправке по адресу в договоре и уведомление о вручении.
Если заказчик не отвечает на сообщение заказчика, то работы приостанавливаются. В этом случае подрядчик вправе требовать возмещения связанных с этим убытков. При несогласовании с заказчиком превышения стоимости работ, т.е. дополнительных работ, подрядчик не вправе в дальнейшем требовать оплаты работ, проведенных сверх сметы.
Из указанного правила есть два исключения: 1) приемка заказчиком не согласованных им, но проведенных подрядчиком дополнительных работ подписанием актов КС-2 и КС-3; 2) необходимость немедленных действий подрядчика при выполнении дополнительного объема работ в интересах заказчика. Речь идет о возможных разрушениях, повреждениях и других серьезных негативных последствиях для заказчика, что встречается довольно редко.
В настоящее время арбитражная практика разрешения строительных споров исходит из того, что подрядчик, в любом случае, обязан предупредить заказчика о необходимости превышения сметы работ. При этом во внимание будут приниматься следующие три принципиальных момента:
- предупреждение заказчика о необходимости проведения дополнительных работ;
- согласие заказчика на проведение таких работ;
- приемка результатов дополнительных работ актами КС-2 и справками КС-3.
Надеюсь, в настоящей статье мне удалось доходчиво разъяснить порядок поведения подрядчика и заказчика при необходимости превышения сметы работ по договору строительного подряда. Если нет, Вы в любой момент можете оставить свой вопрос либо комментарий в форме комментирования ниже.
Типичные ошибки договора подряда (часть 2). Цена и сроки
Денисова Инга, Руководитель Юридической службы (материал был опубликован в майском номере журнала «Кирпич»):
Продолжаем публикацию статей на тему «Типичные ошибки договоры подряда». В данной статье мы рассмотрим раздел «Цены» и «Сроки».
Сроки в договоре подряда
ГК РФ определяет условие о сроках как существенное. Данную позицию поддерживает и сложившаяся в настоящее время судебная практика.
При этом существенными считаются именно начальный и конечный сроки выполнения работ, согласование промежуточного срока (сроков) не является обязательным для сторон.
Не стоит путать сроки начала и окончания работ и сроки действия договора (даты вступления в силу и окончания его действия).
Промежуточные сроки в договоре подряда
Установление промежуточных сроков имеет значение, если работы носят длительный или сложный характер и существует необходимость в контроле хода и качества работы путем приемки ее промежуточных результатов (ст. 715 ГК РФ), и в большей мере защищают интересы заказчика по договору.
Для согласования промежуточных сроков стороны должны выделить конкретные этапы работы (с определением перечня и объема работы по каждому из них) и с учетом сроков начала и окончания работы указать срок окончания каждого этапа.
Сроком завершения последнего этапа работы будет являться конечный срок выполнения всей работы в целом.При этом подрядчику не стоит забывать, что он несет ответственность за несоблюдение как начального и конечного сроков, так и промежуточных сроков договора.
Однако стороны могут исключить ответственность подрядчика за нарушение промежуточного срока (сроков) выполнения работы в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ.
Это позволит подрядчику в случае нарушения сроков одного этапа «нагнать» упущенное время при выполнении следующего этапа работ, исключая тем самым риск предъявления ему заказчиком неустойки (ст. 330 ГК РФ) или требования о возмещении причиненных нарушением промежуточных сроков убытков (ст. 393 ГК РФ).
Правила определения сроков
Сроки выполнения работы должны быть установлены с учетом правил, предусмотренных ст. ст. 190 — 194 ГК РФ: календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие.
Такое событие должно обладать признаком неизбежности наступления, т.е. не зависящим от воли и действий сторон или третьих лиц.
Не являются с точки зрения закона надлежащими способы определения сроков путем соотнесения их с:
- уплатой заказчиком аванса,
- выполнением заказчиком иных действий (передача объекта для производства работы, исходных данных, согласование, подписание документов и др.),
- совершением каких-либо действий третьими лицами, не являющимся стороной договора подряда, подписанием договора,
- подписанием акта выполненных работ.
Если подрядчик хочет подстраховаться в части просрочки выполнения своих обязательств из-за несоблюдения заказчиком сроков выплаты аванса, передачи строительной площадки или совершения иных действий, которые имеют существенное значения для выполнения работ самим подрядчиком, рекомендуем применить следующую конструкцию:
- определить сроки начала и окончания работ в соответствии с требованиями ст. ст. 190 — 194 ГК РФ;
- определить сроки выполнения заказчиком определенных действий так же календарными датами или периодом времени;
- сделать в тексте договора оговорку, согласно которой в случае несвоевременного выполнения заказчиком обязательств по совершению определенных договором действий, срок окончания выполнения работ продлевается соразмерно сроку задержки выполнения заказчиком таких обязательств.
Тем самым, и существенные условия договора будут определены надлежащим образом, и подрядчик не будет поставлен в зависимость от добросовестности заказчика в части выполнения им своих обязательств по договору.
Цена работы
Цена работы представляет собой денежное выражение стоимости работы (как самого процесса, так и его результата) в единицах определенной валюты. Для того чтобы цена работы не была предметом споров, сторонам при заключении договора следует согласовать указанные ниже моменты.
Размер цены и способ ее определения
Цена может быть установлена в рублях, условных денежных единицах (у.е.) или валюте иностранного государства. В последнем случае необходимо обязательно согласовать курс, по которому она будет пересчитана в рубли для осуществления платежа (п. 2 ст. 317 ГК РФ).
Если на момент заключения договора сторонам не известен точный размер цены, они могут указать в договоре способ ее определения (п. 1 ст. 709 ГК РФ), как то:
- согласование базовой части цены работы и индекса цен, который рассчитывается уполномоченным государственным органом, либо коэффициента;
- согласование тарифа (цены) на аналогичную работу, утвержденного государственным или муниципальным органом для государственных и муниципальных предприятий и действующего на момент, установленный договором (например, на дату выставления счета, осуществления платежа и т.п.);
- согласование тарифа по нормам времени и объема работы.
Состав цены
Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика (например, расходов на приобретение материалов, оборудования, оплату услуг третьих лиц, прочих затрат, связанных с выполнением работ), а также причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
Если стороны не включают ряд издержек в цену договора, но компенсация их будет являться обязанностью заказчика, необходимо четко прописать перечень таких издержек и порядок их возмещения. Если стороны не исключили издержки из цены договора, то считается, что цена работы включает компенсацию всех издержек подрядчика, которые он понесет при выполнении работы.
Следует также отразить, включает ли цена работы налог на добавленную стоимость (НДС) или данный налог подлежит оплате заказчиком сверх цены договора.
Смета (в случае определения цены таким образом)
Смета представляет собой расчет, в котором детально указываются виды работ, их объем и стоимость, стоимость предоставляемых подрядчиком материалов и оборудования и др.
Составление сметы защищает в первую очередь интересы заказчика, поскольку смета позволяет детально зафиксировать стоимость, как всей работы, так и ее отдельных этапов или видов работ, получить представление о составе цены, о соотношении издержек и вознаграждения подрядчика, о наименовании, количестве и стоимости предоставляемых подрядчиком материалов и оборудования, избежать завышения или занижения цены.Обязанность по составлению сметы может быть возложена на подрядчика. В таком случае смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента ее подтверждения (подписания) заказчиком.
Условие о распределении экономии, полученной подрядчиком
Экономия подрядчика представляет собой разницу, образовавшуюся между размером издержек подрядчика, которые были заложены в цену (п. 2 ст. 709 ГК РФ), и суммой фактических расходов, понесенных подрядчиком при выполнении работы (ст. 710 ГК РФ).
Экономия подрядчика может возникнуть в результате использования последним более эффективных методов выполнения работы либо вследствие изменения рыночных цен на материалы и оборудование, учитывавшиеся при определении цены (в смете).
Не признается экономией подрядчика уменьшение расходов в связи с применением не предусмотренного сметой материала и выполнение подрядчиком меньшего объема работы, чем предусмотрено договором. В договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами (п.
2 ст. 710 ГК РФ), например в процентном соотношении. Стороны также могут договориться о возврате заказчику экономии в полном объеме.
Стороны могут определить цену (смету) как твердую или приблизительную
Твердая цена не может быть изменена по требованию подрядчика в случае необходимости проведения дополнительных работ или увеличения фактических затрат последнего, определяется обычно в фиксированной сумме денежных средств, уплачиваемых за выполненные работы. Такой способ определения цены в большей мере защищает интересы заказчика.
Приблизительная цена имеет место, когда стороны не могут заранее определить полный объем работ, подлежащих выполнению по договору подряда, и (или) размер необходимых расходов, в том числе количество и стоимость материалов и оборудования, предоставляемых подрядчиком, объем и стоимость услуг, оказываемых подрядчику третьими лицами, другие издержки подрядчика.
Соответственно, такой способ определения цены защищает интересы подрядчика.
Если в договоре не указано, какой является цена — твердой или приблизительной, то цена будет считаться твердой, и каждая из сторон не вправе потребовать ее изменения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (п. 6 ст. 709 ГК РФ).
Изменение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон
Иногда один участник желает изменить стоимость, а второй – нет. В этом случае нужно действовать на основании условий договора. В контракте могут быть указаны основания, на базе которых цена может корректироваться (пункт 2 статьи 310 ГК РФ, пункт 2 статьи 424 ГК РФ). Если прописанные основания присутствуют, стоимость может увеличиваться или снижаться.
К примеру, в договоре могут быть указаны эти основания для корректировки:
- Инфляция.
- Индикативные показатели.
То есть это объективные основания для изменения цен.
В ГК РФ также содержатся положения, на основании которых условия контракта могут изменяться. Однако корректировка должна происходить в формальном порядке, иначе она может быть оспорена. Рассмотрим эти формальности:
- Фиксация оснований для изменения соглашения.
- Направление второй стороне предложения об изменении контракта.
Если участник ответил отказом или истекло 30 суток, однако ответа так и не было получено, направляется иск в суд на основании пункта 2 статьи 452 ГК РФ. В предложении может быть задан другой срок (больше 30 суток). Контракт считается измененным в том случае, если решение судебного органа вступило в силу (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
При заключении договора подряда стороны одним из первых согласуют условие о цене и порядке ее уплаты, которая при подрядных отношениях имеет многокомпонентный состав и складывается:
- из реальных затрат, произведенных подрядчиком на покупку материалов, выплаты привлекаемым им специалистам (субподрядчикам) и др.;
- непосредственного вознаграждения исполнителю за выполнение работ, обусловленных договором (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
По договоренности сторон цена может быть:
- Твердой. Она остается неизменной при любых обстоятельствах, даже когда при заключении договора нельзя было предусмотреть увеличение расходов или перечень работ. Если иное не предусмотрено договором, цена предполагается твердой.
- Приблизительной (ориентировочной), которая может быть пересмотрена в процессе действия договора, например при возрастании расходов подрядчика, возникшей необходимости провести дополнительные работы и т. д. (п. 4 ст. 709 ГК РФ).
- Комбинированной, то есть сочетающей в себе твердую и приблизительную цену, когда стороны указывают диапазон цены — от самой маленькой до самой большой. Данный вид цены выработан практикой.
Цена может как выражаться в виде конкретной денежной суммы, так и определяться с помощью различных формул, индексов и иным способом по желанию контрагентов.
На практике обычно предполагаемые расходы систематизируют в виде сметы, которая является неотъемлемой частью договора подряда (п. 3 ст. 709 ГК РФ).
Сложно представить сам факт существования отношений подряда без достижения сторонами соглашения относительно стоимости работы. Тем не менее до сих пор остается спорным вопрос о том, является ли цена в договоре подряда его обязательным условием.
Ст. 709 ГК РФ прямо не отвечает на этот вопрос, однако указывает на возможность определения цены по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ в случае, если стороны не предусмотрели ее при заключении договора. Следовательно, законодатель допускает возможность отсутствия условия о цене в договоре подряда, которое, таким образом, не является существенным.
В практике судов общей юрисдикции, напротив, по большей части поддерживается мнение, что цена в договоре подряда является его обязательным условием (например, решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 27.12.2017 по делу № 2-1-68/2018).
По общим правилам цена в договоре после его заключения может быть изменена в случаях, когда это предусмотрено договором или законом (п. 2 ст. 424 ГК РФ).
Специфика договора подряда заключается в том, что, как правило, для него характерен длительный срок выполнения работы, большой объем используемых материалов и комплектующих и, как следствие, высокий риск изменения цен на эти материалы в течение срока действия договора.
В связи с этим законодатель допускает возможность изменять стоимость работ уже после заключения договора. Представим варианты изменения цены договора подряда в виде таблицы.
Для договора подряда характерна ситуация, когда затраты подрядчика, наоборот, оказываются меньше, чем предусмотренная соглашением сторон оплата. Согласно ст.
710 ГК РФ подрядчик вправе не возвращать заказчику сэкономленную сумму (экономия подрядчика).
На практике уменьшить фактические расходы возможно различными методами, в том числе за счет использования более дешевых материалов, что, как правило, не устраивает заказчика.
В судебной практике был выработан критерий, который позволяет разграничить истинную экономию подрядчика, которую имеет в виду законодатель в ст. 710 ГК РФ, и варианты недобросовестного поведения.
Подрядчик вправе претендовать на сэкономленное только в том случае, если экономии удалось достичь путем более эффективной работы, применения новых технологий или другим подобным способом, не наносящим ущерба заказчику и не влияющим на качество работы.
Если же затраты были уменьшены за счет применения более дешевых альтернативных материалов либо нарушения технологии, что оказывает негативное влияние на итоговое качество работы, в этом случае подрядчик не вправе претендовать на сэкономленные средства (см.
, например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2017 № Ф07-4004/2017).