Вправе ли торговые центры брать плату за парковку?
Одна из самых острых проблем Москвы — парковка автомобиля, которая давно стала причиной большинства стычек между водителями и контролерами. Короткий ликбез.
FAQ. Платная парковка в Москве
Где это работает?
Сегодня внутри Третьего транспортного кольца почти все парковки платные. Подробнее — здесь.
Парковки возле ТЦ тоже в теме?
Парковки возле торговых центров, станций метро и в других местах даже за пределами ТТК тоже могут быть платными. И это можно узнать по соответствующим знакам.
Что почем?
Платить за парковку нужно круглосуточно — и даже ночью. На большинстве улиц оплата почасовая, но бывают и более гибкие варианты.
- Первые 15 минут после фиксации не оплачиваются
- Минимальная цена стоянки — 40 рублей (территория за пределами Садового кольца)
- На многих улицах от Садового до ТТК — 60 руб. в час
- От Бульварного до Садового кольца первый час парковки днем стоит 60 рублей, а далее – 100 рублей (ночью – 60 руб./час)
- В центре города 30 минут обойдутся в 50 рублей, а затем шаг уже почасовой – 150 рублей (ночью – 80 руб./час)
- При этом в Москве есть 133 улицы (плюс район Москва-Сити), где парковка обойдется в 200 рублей в час вне зависимости от времени суток
- По воскресеньям и праздничным дням парковка во всех зонах бесплатная, но в субботу заплатить придется (некоторые парковки платные и в ВС)
Можно ли сэкономить?
Да, для этого нужно купить абонемент, который позволяет парковаться с 6:00 до 24:00.
- От внешней стороны Садового кольца до границ Москвы: месяц – 15 000 руб. / год – 150 000 руб.
- От внешней стороны Бульварного кольца до границ Москвы: месяц – 20 000 руб. / год – 200 000 руб.
- Парковка на всех платных стоянках города, но исключая «Москва-Сити» и особые зоны с тарифом 200 руб. в час: месяц – 30 000 руб. / год – 300 000 руб.
Подробнее здесь.
Может проще купить Tesla?
Водители Tesla и других электромобилей, а также мотоциклисты паркуются бесплатно. Но владельцы гибридных авто заплатят по-полной.
- Кто штрафует?
- Пешие инспекторы и парконы — автомобили с автоматическим программным обеспечением, которое сканирует номера и определяет наличие оплаты не чаще одного раза в 15 минут.
- Может заклеить номер чем-то или вообще снять?
- Если автомобиль, номер которого заклеен бумажкой или еще чем-то, стоит на платной парковке, может подойти инспектор, открыть цифры и выписать штраф.
Но если номера нет вовсе, то и штраф не на кого выписывать. Тем не менее, в данном случае владельца авто может начать искать полиция.
При этом, если авто припарковано в неположенном месте с или без номерного знака, его могут эвакуировать. И без номеров машину по штраф-стоянкам придется искать долго и нудно.
Как платить за парковку?
Проще всего через паркомат. Но их не так много. И они принимают только банковские и парковочные карты номиналом 500 или 1 тыс. руб.
Но можно с помощью специального мобильного приложения Парковки Москвы для iOS или Android. Наличными не получится.
- Через SMS: нужно отправить сообщение на номер 7757 с текстом: номер парковкиномер автомобилякол-во часов от 1 до 24 (напртмер: 1003А321АА9913).
- А также: терминалах QIWI, через Visa Qiwi Wallet, велотерминалах или по телефону по номеру 3210 или +7(495)539-5454.
- Как пожаловаться на нарушителя?
C помощью специального приложения Помощник Москвы для iOS или Android. Но для его использования понадобится предварительная регистрация здесь.
Причем программа работает со случаями неоплаченной и неправильной парковки — в том числе она полезна и для «интеллектуалов», которые оставляют машину на газоне.
Принцип работы приложения простой — авто нужно просто сфотографировать, чтобы был виден гос. номер.
Как обжаловать штраф за неуплату парковки?
Определите того, кто его выставил (ГИБДД, МАДИ или АМПП) по коду на квитанции по первым цифрам и обращайтесь:
- 188 — сотрудником ГИБДД. Штраф можно лично по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, 1
- 782 (код из 20 цифр) или 035604 (из 25 цифр) — МАДИ. Обжаловать штраф можно на специальном портале Автокод
- 780 (состоят из 20 цифр) или 0355 (из 25 цифр) — АМПП. Обжаловать штраф можно на том же Автокоде
Парковка запрещена и штрафы:
- Не заплатил за парковку — 2,5 тыс. руб.
- На местах для инвалидов (например, возле торговых центров) — 5 тыс. руб. и возможная эвакуация
- На «полукруглой» разметке возле парковок — 2 тыс. руб. (в Москве и Питере — 3 тыс.) и возможная эвакуация
- На трамвайных путях — 1,5 тыс руб. и возможная эвакуация
- Ближе чем за 15 метров в районе остановки — 1 тыс руб. (в Москве и Питере — 3 тыс.) и возможная эвакуация
- Перекрыл движение — 2 тыс. руб. и возможная эвакуация
- На газоне — физ. лица: 1-5 тыс. руб., должностные лица: 10-50 тыс. руб., юр. лица: 30-100 тыс. руб. и возможная эвакуация
- На тротуаре — 1 тыс руб. (в Москве и Питере — 3 тыс.) и возможная эвакуация
- В других местах по ПДД — 1,5 тыс. руб. (в Москве и Питере — 3 тыс.) и возможная эвакуация
Нажмите, чтобы вспомнить ПДД
Пора бы запомнить.
Не путайте остановку и стоянку или парковку
Остановка — кратковременное прекращение движения до 5 минут. Или на дольше, если это необходимо для посадки-высадки пассажиров или загрузки-разгрузки вещей.
Стоянка или парковка — остановка на время больше 5 минут, если это не не связано с указанным выше.
Запрещающие знаки: для остановки и стоянки
Знак Остановка запрещена запрещает остановку и стоянку автомобиля до перекрестка или конца поселка без перекрестков.
Исключение: маршрутки.
Знак Стоянка запрещена запрещает стоянку автомобиля по тем же правилам.
Исключение: почтовые службы и инвалиды.
Территорию действия знаков меняют:
- Уже находитесь в зоне действия другого такого знака:
Действие другого такого знака заканчивается в этом месте:
Зона действия знака:
Вид транспортного средства:
Разрешение для инвалидов:
Убирает все ограничения:
Желтая сплошная (для остановки) или прерывистая (для стоянки) линия разметки на проезжей части или бордюре определяет, где действует знак.
Останавливаться нельзя вплоть до въезда или выезда (если он перечеркнут) из города:
Знаки работают только на своей стороне
Знаки, которые контролируют остановку, стоянку или парковку, действуют только на той стороне, где установлены.
Если на правой стороне дороги стоят запрещающие знаки, это не значит, что нельзя парковаться на левой.
Парковка на левой стороне дороги
- Парковка на левой стороне дороги разрешена не всегда.
- Для этого дорога должна иметь хотя бы по одной отдельной полосе движения в каждую сторону без трамвайных путей посередине или одну полосу с односторонним движением.
- И для водителей грузовых автомобилей массой более 3,5 т в данном случае разрешается только остановка.
Как нужно останавливать транспортное средство
Если не на велике или байке, останавливаться можно только параллельно проезжей части и в один ряд.
Но если конфигурация дороги позволяет, что встречается редко, можно и в два ряда.
А больше всего многих в данном случае волнует вопрос, который предлагаю обсудить в х:
Что ты делаешь, когда видишь нарушителя ПДД? Молчишь или жалуешься?
Тоже интересно: Расписка: официальный документ или туалетная бумага (1
Как в Москве купить машино-место со скидкой или арендовать его :: Деньги :: РБК Недвижимость
В предыдущих материалах мы рассказывали, как купить у города квартиру или земельный участок. На этот раз речь пойдет о парковочных местах — как купить их со скидкой или арендовать за 4,5 тыс. рублей в год
Dragana Gordic/shutterstock.com
Московские власти наравне с квартирами и земельными участками периодически устраивают распродажу машино-мест (это может быть гаражный бокс или место в подземном или наземном паркинге).
Купить парковочное место у города можно через аукцион, публичное предложение и продажу без объявления цены. Также можно воспользоваться преимущественным правом покупки или арендовать машино-место по льготной цене. Рассказываем о каждом из этих способов.
Преимущественное право
Преимущественное право подразумевает покупку парковки по стоимости на 40% ниже рыночной.
Этим способом могут воспользоваться жители дома, в котором город выставил на продажу машино-место, а также жители соседних домов.
Главное требование к покупателям — они должны быть собственниками жилых помещений или иметь право пользования на условиях социального найма, рассказали в департаменте городского имущества Москвы (ДГИ).
В данном случае проведение торгов не требуется. Сама процедура покупки машино-места по преимущественному праву достаточно простая.
Как пояснили в пресс-службе Центра управления городским имуществом (ГУП «ЦУГИ», занимается реализацией парковочных мест), чтобы приобрести машино-место, нужно зарегистрироваться на электронной площадке «Росэлторг».
После этого пройти бесплатную аккредитацию (электронная цифровая подпись не требуется, необходим только паспорт) и подать заявку на приобретение машино-места со скидкой 40%. Для этого понадобятся три документа:
- документ, удостоверяющий личность жителя жилого помещения многоквартирного дома (в случае социального найма — копия договора соцнайма жилого помещения в многоквартирном доме либо копия выписки из домовой книги и копия финансово-лицевого счета либо копия единого жилищного документа);
- выписка из ЕГРН, выданная не ранее чем за три месяца до даты подачи заявки;
- заявка о возможности приобретения.
Если на один объект претендуют несколько жителей, право выкупа передается тому, кто подал заявку раньше всех.
В течение одного рабочего дня ему на почту направляется уведомление с указанием сроков оплаты, стоимости машино-места и реквизитов для оплаты. После этого в течение десяти рабочих дней нужно оплатить сумму по договору.
При оплате можно использовать как собственные средства, так и кредитные. После этого заключается договор купли-продажи.
Заявка на приобретение машино-места со скидкой 40% ( ГУП «ЦУГИ»)
Аукцион или торги на повышение цены
Если машино-места по преимущественному праву остаются невостребованными, то они реализуются на городских торгах по рыночной стоимости. В отличие от продажи по преимущественному праву, в торгах могут участвовать все желающие.
Аукцион проходит по классической схеме — объявляется стартовая цена лота, далее участники повышают цену в соответствии с установленным шагом. Победителем признается участник, предложивший максимальную цену за объект. Если же участник не победил, то ему возвращается задаток. В целом процедура покупки машино-мест на торгах не отличается от покупки квартиры или земельного участка.
Чтобы стать участником городских торгов по продаже машино-мест, необходимо:
- выбрать интересующий объект на инвестиционном портале Москвы (или другой площадке, например ГУП «ЦУГИ»);
- получить квалифицированную электронную подпись;
- зарегистрироваться на электронной площадке, где будут проходить торги по конкретному лоту;
- направить заявку на участие в личном кабинете на сайте электронной площадки и прикрепить необходимые документы;
- внести задаток, его размер указан в лотовой документации;
- принять участие в торгах в указанную дату;
- в случае победы на торгах оплатить машино-место в соответствии с условиями договора и оформить право собственности.
Если аукцион по каким-то причинам был признан несостоявшимся (например, не было желающих участвовать в нем), то город объявляет продажу через публичное предложение.
Назначаются новые торги, но они проходят с постепенным понижением стартовой цены. Стоимость не может опуститься ниже 50% от изначально установленной. Во всем остальном процедура совпадает с обычным аукционом.
В целом процедура покупки машино-мест на торгах не отличается от покупки квартиры или земельного участка ( Tomas Skopal/shutterstock)
Аукцион без объявления цены
Четвертый способ покупки машино-места у города — это продажа без объявления цены. Если покупатели на парковочное место через публичное предложения не нашлись, то город реализует объекты без объявления цены. В данном случае стоимость парковочного места в ходе торгов предлагают сами покупатели. Побеждает тот, кто предложит самую высокую.
По данным столичных властей, средняя стоимость 1 кв. м по итогам продажи без объявления цены составила 16,3 тыс. руб., а конкуренция превысила девять участников на лот. Самым выгодным стал лот в СЗАО. Машино-место площадью 16,1 кв. м продавалось без объявления цены, в результате его удалось купить всего за 5,6 тыс. руб.
Машино-места, которые реализует город, находятся в хозяйственном ведении ГБУ «Жилищник» районов Москвы, ГУП «ЦУГИ», КП «Управление гражданского строительства» или принадлежат городской казне.
Информация о продаже машино-мест размещается на инвестиционном портале города Москвы (в разделе «Для жителей», выбрав расширенный поиск, например преимущественное право), электронной площадке «Росэлторг», а также на сайтах «ЦУГИ», КП «УГС».
Там же впоследствии публикуются данные о торгах по реализации невостребованных местными жителями машино-мест.
Аренда парковочного места
Помимо покупки машино-мест, москвичи могут арендовать их у города на льготных условиях. Самые низкие ставки установлены для льготников (пенсионеров, ветеранов, людей с инвалидностью). Они составляют 300 руб. (360 руб. с НДС) за 1 кв. м в год. Например, аренда парковочного места площадью 15 «квадратов» обойдется пенсионеру в 4,5 тыс. руб.
Для остальных граждан цены выше, они зависят от района и площади парковочного места. По данным ГУП «ЦУГИ», сейчас в аренду сдаются около 130 машино-мест.
Например, 45 лотов расположены по адресу: улица Панферова, 4. Их площадь варьируется от 11,5 до 16,5 кв. м. Арендная ставка — 3,24 тыс. руб. за 1 кв. м в год.
Таким образом, годовая стоимость аренды парковочного места площадью 15 «квадратов» обойдется в 48,6 тыс. руб.
Еще 44 объекта представлены по адресу: улица Главмосстроя, 14, соор. 1, и улица Главмосстроя, 10. Парковочные места там будут сданы жителям домов в аренду за 2,4 тыс. руб. 1 кв. м в год. Доступные варианты и более подробная информация — по ссылке.
Чтобы арендовать парковочное место у города, необходимо:
- подать заявление с пакетом документов в ГУП «ЦУГИ» (занимается сдачей в аренду машино-мест);
- оплатить стоимость аренды по предоставленным реквизитам на расчетный счет ГУП «ЦУГИ» после согласования сделки департаментом городского имущества;
- подписать договор аренды и акт приема-передачи машино-места в в офисе ГУП «ЦУГИ»;
- получить ключи от машино-места и брелок от въезда в паркинг.
Помимо покупки машино-мест, москвичи могут арендовать их у города на льготных условиях ( hxdbzxy/shutterstock)
Плюсы и минусы покупки машино-места у города
Преимущество покупки машино-места у города заключается в прозрачной и понятной процедуре. «Город — надежный продавец (и арендодатель), реализация машино-мест проводится напрямую и без посредников. А продажа машино-мест по преимущественному праву позволяет выкупить места ниже рыночной стоимости на 40%», — отметили в пресс-службе ГУП «ЦУГИ».
Что касается цены, то она зависит от того, по какой схеме будет продано машино-место и его месторасположения. Но, по утверждениям властей, почти всегда оказывается ниже рынка.
Так, по данным «ЦУГИ», например, по преимущественному праву самое дорогое машино-место было по адресу: Ленинский проспект, 95б. Его площадь — 14,2 кв. м, а стоимость — 2,9 млн руб. Самый бюджетный вариант предлагался по адресу: проезд Березовой Рощи, 10. Площадь машино-места — 14,4 кв.
м, цена — 283 тыс. руб. Если говорить о завершенных аукционах, то там разброс цен от 491 тыс. до 2 млн руб.
Для сравнения, средняя стоимость машино-места в границах Старой Москвы по состоянию на апрель 2021 года составляет 2,2 млн руб. (за год +23%). Наиболее дорогие машино-места представлены в Тверском районе.
Средняя стоимость парковочного места здесь составляет около 11 млн руб. Самый бюджетный дом для машины можно купить в Солнцево. Средняя стоимость машино-места составляет около 930 тыс. руб.
(данные аналитиков «НДВ-Супермаркет Недвижимости»).
На покупке парковочного места у города действительно можно сэкономить, но не всегда, отметил руководитель департамента консалтинга и аналитики «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Сергей Ковров.
«Чтобы выгодно приобрести парковочное место у города, необходимо потратить время на мониторинг предложений и участие в торгах, а окончательная стоимость может в несколько раз превосходить стартовую. Найти предложение по соседству с новыми ЖК практически невозможно.
Большая удача — найти парковочное место в пешей доступности», — отметил эксперт.
Страдает также и качество парковочных мест, большинство лотов, реализуемых городом, — это парковочные места в наземном неотапливаемом паркинге. Также для участия в торгах нужно получить квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться на площадке, где будут проходить торги, направить заявку на участие, прикрепить нужные документы и внести задаток.
Супермаркеты и торговые центры выписывают штрафы за пароковку: как избежать лишних расходов?
Все больше супермаркетов и торговых центров нанимают частных контролеров, которые следят за тем, кто оставляет автомобили на их парковках. Так, если в машине не будет парковочного диска или если она слишком долго будет стоять на парковке, могут потребовать, чтобы водитель заплатил штраф на сумму до €30. Если авто эвакуируют, расходы составят больше €300.
Водители возмущены высокими суммами штрафов, ведь если они припаркуют авто в неположенном месте, то штраф от города обойдется им в среднем в €10.
Поэтому многие задаются вопросом: нужно ли вообще оплачивать штраф, который выписал супермаркет? Владельцам частных парковок разрешено взимать штрафы с водителей.
Поэтому покупатели должны внимательно изучать знаки на парковке, чтобы знать, какие правила на ней действуют, так как оставляя авто стоянке, водитель (не владелец!) автоматически заключает договор с ее владельцем.
В каких случаях можно не выплачивать выписанный штраф?
Если водитель не платит штраф добровольно, владельца авто не могут обязать сделать это, однако нередко пытаются. Если вы попали в такую ситуацию, напишите объяснительное письмо, пример вы найдете здесь. Если условия парковки написаны невнятно, например, слишком мелким шрифтом, который невозможно разобрать во время езды, штраф можно оспорить.
Общие условия пользования парковкой часто тоже можно оспорить. Согласно закону, это можно сделать, если условия спорны или отдельные пункты противоречат друг другу.
Еще один способ: просто не платить. «Я еще никогда не сталкивался со случаями, когда владельцы парковок подавали в суд», говорит адвокат по дорожному праву Арндт Кемпгенс.
Дело в том, что для самих владельцев это часто невыгодно, так как в случае проигрыша в суде это поставит под удар всю их бизнес-модель.
Однако Кемпгенс сообщает, что какое-то время вам все же придется выждать, прежде чем вам перестанут приходить письма с извещением о штрафе.
Многие водители изначально часто не оплачивают штрафы, однако позже, получив большее количество напоминаний, все же платят деньги. Это неправильно, так как в таком случае они платят больше, учитывая пеню.
Никто не может гарантировать, что со временем владелец парковки перестанет требовать выплатить штраф, поэтому лучше сразу принять решение: либо вы платите и делаете это сразу, чтобы избежать лишних расходов, либо испытываете удачу и не платите.
Супермаркеты и торговые центры выписывают штрафы за пароковку: как избежать лишних расходов? обновлено: 11 марта, 2021 автором: Виктория Холоденина
Парковки много не бывает
Коммерческая недвижимость, street retail, ТЦ, склады, Магазиностроение. Строительство ТРЦ, расширение сетей
15 июня 2007, 13:34
8247 просмотров
www.moyo-delo.ru
Наличие парковки – одна из составляющих успешной работы магазина. Человек, отправившийся за покупками на автомобиле, даже не дойдет до магазина, если не сможет припарковаться.
В этом случае все инструменты повышения продаж и лояльности покупателей, использование BTL, грамотный мерчендайзинг и, в конце концов, улыбки продавцов становятся бесполезными, работать-то им не для кого.
Как результат – упущенная прибыль. Поэтому магазин должен начинаться с парковки.
Вероятно, многие из нас помнят культовый фильм режиссера Квентина Тарантино «От заката до рассвета». На протяжении всей картины мы следим за тем, как разворачиваются события в небольшом помещении ночного бара. И лишь в конце, под титры, режиссер дает нам возможность рассмотреть обратную сторону здания.
И тогда нам становится ясно, что одноэтажная постройка бара – лишь верхушка айсберга, которую подпирает снизу многоуровневое образование, хранящее тайны его обитателей.
Именно так обстоит дело и с парковками торговых центров.
Иногда невидимые покупателям, а иногда воспринимаемые ими как должное, они занимают большую площадь, чем само здание торгового комплекса.
В идеале – территория торгового центра еще на первых стадиях строительства должна быть разделена на три зоны: под
торговый центр
, под благоустройство и под паркинг. Благоустройством принято считать зеленые насаждения, клумбы с цветами и прочие атрибуты, радующие глаз посетителя.
А вот парковка, можно сказать жизненно важная необходимость практически каждого покупателя, занимает большее пространство, чем то, что отводится и на сами торговые площади, и на благоустройство вокруг центра.
По словам первого вице-президента по стратегическому развитию компании Blackwood Михаила Геца, оптимальное соотношение достигается, когда участок условно делится именно таким образом – застройка, парковка, благоустройство.
Однако на практике предпочтение всегда отдается парковке, и оптимального соотношения паркинга и благоустройства достаточно трудно добиться в силу небольших площадей участков. В центре города это соотношение игнорируется почти всегда. С другой стороны, там, где земельный участок позволяет, благоустройству уделяют достаточное внимание.
Эти слова подтверждает мнение главного архитектора проектов компании «Торговый Квартал» Сергея Нащекина.
– Нормативами отводится большое значение благоустройству территории: по требованиям – 0,5% от площади застройки должно занимать озеленение: деревья, кустарники, газоны, – отмечает он.
– Действительно при строительстве торговых объектов это требование часто так и остается на бумаге, многие девелоперы его не выполняют. По сравнению с созданием парковочных мест благоустройство территории отходит на второй план, и примеров соблюдения заявленного процента немного.
На первом этапе проектировки ТЦ высчитывается необходимое количество машино-мест.
Заместитель директора Jones Lang LaSalle Россия и СНГ Полина Жилкина считает, что расчет необходимого количества парковочных мест должен производиться на основании нескольких факторов:
- арендуемой площади торгового центра;
- месторасположения ТЦ («спальный район», центр города, окраина);
- состава арендаторов ТЦ (наличие гипермаркетов, развлекательной части).
– В среднем, для торгового комплекса в центре города можно принимать соотношение: одно парковочное место на 30–35 м2 арендуемой площади. Для стандартного ТЦ на крупной магистрали в жилом районе – одно место на 25 м2, для центра на МКАД или другой крупной трассе, вдали от жилых массивов – одно место на 15–20 м2 арендуемой площади, – отмечает она.
Выполнение требований
Когда формируется концепция строительства торгового центра, управляющая компания вступает в переговоры со многими инстанциями.
Первый документ, в котором будут собраны все необходимые подписи, свидетельствует о том, что ни администрация города, ни экологи, ни архитекторы не видят причин для того, чтобы не дать разрешение на постройку торгового центра, и с определенной долей вероятности в проекте будет оговорено обязательное наличие парковки.
– Разрешение на строительство выдается для всего торгового центра целиком, включая парковку. Отдельного разрешения на парковку получать не требуется, наоборот, существуют обязательные требования по ее наличию, – говорит Александр Тимофеев, генеральный директор «МТ Девелопмент».
А вот как комментирует этот вопрос Полина Жилкина:
– Требования четко обозначены в СНИПах города Москвы или любого другого города. Тем не менее, зачастую, особенно для проектов в центре города, требования по парковке выполняются не полностью. Однако каждый девелопер, предоставив обоснование предложенной схемы парковки, может получить разрешение в порядке исключения.
В целом же, по словам экспертов, девелоперу предстоит обойти внушительное количество учреждений для получения разрешения на строительство ТЦ и парковки, поэтому на нарушения решаются нечасто. Видимо, механизм «производственного процесса» на этом этапе можно считать отлаженным, а лояльность органов власти создает девелоперам почву для цивилизованного ведения своего бизнеса.
Существуют определенные строительные нормы, например, такие как МГСН (Московские городские строительные нормы), СНИП (Строительные нормы и правила), ВСН (Ведомственные строительные нормы) и другие. Все требования вполне реально соблюсти.
Согласно нормативам по обеспечению машино-местами объектов нового строительства в Москве, по данным правительства Москвы (постановление от 4 октября 2006 года №759 – ПП «О внесении изменений в МГСН 1.
01–99 о нормировании расчетных показателей требуемого количества машино-мест для объектов жилого, общественного и производственного назначения), для торговых центров в пределах Садового кольца требуется придерживаться наличия одного машино-места на 70–80 м2 общей площади, а за пределами – одного машино-места на 40–50 м2 общей площади.
Разновидности парковок
Парковки могут быть разными: подземными, наземными, многоуровневыми, могут даже размещаться на последнем этаже постройки. Помимо этого парковки могут быть также отапливаемыми или неотапливаемыми.
Строительство определенного типа парковки зависит от целей и от выделенных на проект средств.
Кроме того, не стоит забывать и о тех заведомых ограничениях, которых едва ли сможет избежать любая управляющая компания.
– Строительство того или иного вида парковки принимается, исходя из параметров имеющегося земельного участка.
Например, земельные участки в центре города, как правило, очень небольшие, поэтому парковку приходится делать подземную или надземную (например, на крыше), чтобы не занимать лишние площади.
Важно учесть, что строительство подземной парковки обходится в среднем в 1,5–2 раза дороже, чем наземной, а также могут появиться дополнительные сложности с подземным строительством, связанные с геологическими особенностями участков, – отмечает Михаил Гец.
– Сегодня существует также интересный вариант с так называемой наземной «вентилируемой» парковкой, когда парковка углублена на 1,5 метра и на столько же выступает над землей. По сравнению с подземным строительством он более простой и экономичный, – дополняет Сергей Нащекин.
Итак, со слов экспертов, можно сделать вывод, что тип парковки продиктован следующими условиями: размером бюджета и оптимизацией затрат на строительство, географическими и геологическими параметрами территории (грунтовые воды, насыпной грунт, коммуникации, линии метро и т. д.) и, разумеется, количеством выделенных под строительство «га».
Существует простая формула, по которой можно произвести расчет необходимой площади парковки. Общая площадь торгового комплекса умножается на 0,75 и делится на 0,25.
Первый коэффициент – это среднее отношение торговой площади к общей, второй – это площадь машино-места с учетом проезда, подъездов и разворотов. Для Москвы и некоторых регионов усредненное значение составляет одно машино-место на 40–50 м2 торговой площади.
Приведем другой пример расчета: допустим, под весь торговый центр отведен участок в 10 тыс. м2. На каждые 100 м2 торговых площадей должно приходиться 5–6 мест. Одно парковочное место займет 15–20 м2.
При площади торговых помещений в 7,5 тыс м2 имеем: 7500/100=75, 75X6= 450 необходимых парковочных мест общей площадью 450X20=9 тыс. м2. Соответственно, парковка займет 0,9 га.
Предпочтения посетителя
Выбирая местом для проведения досуга или осуществления покупок расположенный в центре города торговый центр, посетитель должен быть готов к тому, что с парковкой могут возникнуть трудности.
Дефицит свободных мест влечет за собой не только необходимость оставлять авто на улице, но и вероятность того, что после просмотра двухчасового сеанса в кинотеатре свою машину придется забирать со штрафной стоянки.
– Проблемы с парковкой в данном случае не являются следствием просчетов девелоперов.
Основная причина, как и для офисных центров, так и для торговых комплексов, расположенных в центральной части города, заключается в существующих ограничениях по освоению подземного пространства и в крайней ограниченности свободной территории, прилегающей к торговому центру, – говорит Регина Лочмеле, компания DTZ.
Не стоит забывать и о том, что строительство парковки может привести к тому, что она станет платной для посетителей ТЦ. Поэтому уже на начальном этапе проектировки следует понимать, какую маркетинговую политику изберет в дальнейшем управляющая компания.
Как платная парковка отразится на приоритетах конечного потребителя при выборе того или иного торгового центра? За какую парковку посетители ТЦ готовы заплатить?
– Открытая парковка, как правило, бесплатная.
В то же время подземный или крытый паркинг в условиях, когда плата за парковку фиксирована, то есть не зависит от времени пребывания автомобиля на парковке и сравнительно невысока, как, например, в ТЦ «Фестиваль» на Мичуринском проспекте, где плата за подземную парковку составляет 50 руб.
, становится не менее привлекательным, – рассказывает Регина Лочмеле. – В зимний период возможность оставить теплую одежду в машине на подземной парковке и комфортно совершать поход по торговому центру является дополнительным привлекательным моментом, обусловливающим выбор покупателей в пользу подземного паркинга.
Однако подземные гаражи вызывают некоторые опасения у градостроителей и архитекторов. Уже неоднократно в прессе поднимался вопрос о том, что строительство подземных парковок (как и этажей ТЦ) негативно сказывается на окружающих его старинных постройках и памятниках архитектуры.
С практической точки зрения для посетителя важно не столько «самочувствие» его транспортного средства на протяжении тех двух-трех часов, что он пробудет в торговом комплексе или кинотеатре, но и возможность быстро выехать с территории ТЦ, а главное, именно на ту магистраль, что ему нужна, желательно не в обратном направлении от пункта назначения. Поэтому въезд и выезд с парковки должны быть оптимально размещены относительно дорог и разъездов, ведущих к ТЦ.
– Парковка должна быть грамотно организована: въезд и выезд разнесены в разные стороны, въезжающие и выезжающие потоки не должны пересекаться, желательно, чтобы въезды/выезды были максимально оптимизированы относительно близлежащих дорог и шоссе, – подтверждает Михаил Гец.
Пожалуй, это особенно актуально относительно ТЦ, находящихся за территорией МКАД. Говорить же о торговых центрах в районе Садового кольца, по меньшей мере, смешно.
Там, где едва расходятся пешеходы, достойно обеспечить въезд и выезд с парковки для автомобилей практически невозможно – тут вероятность столкнуться с трудностями наиболее высока.
Подводя итоги, отметим, что строительство удобной парковки – несомненно, важнейший фактор, влияющий на дальнейшую судьбу ТЦ. И в этом мнения экспертов сходятся.
– Наличие парковки – необходимое условие для посещаемости торгового центра. Она призвана обеспечить удобство покупателей, а ее отсутствие существенно снижает потоки посетителей. Эскалаторы, лифты и парковка – все это звенья одной цепочки, призванной создать комфорт.
Очевидна закономерность: чем больше машино-мест перед торговым объектом, тем больше его посещаемость. А поскольку не все посетители автовладельцы, на парковке предусматриваются места для такси, – считает Сергей Нащекин, компания «Торговый Квартал».
Тем не менее, как посетитель торговых комплексов, позволю себе заметить, что у каждого гостя ТЦ имеются свои цели, задачи и, разумеется, средства для воплощения своих желаний. За какой ТЦ в конечном счете проголосует потребитель? Вероятно, ни один аналитик не сможет наверняка ответить на этот вопрос.
Ведь кто-то, не заботясь вопросом парковки и не «мудрствуя лукаво», отправится за покупками на бесплатном автобусе, кто-то поедет смотреть кино на метро, а кого-то перспектива конфликта с гаишниками только позабавит, и он спокойно обойдется удобным местом на тротуаре (менталитет, знаете ли).
Привязанность к тому или иному месту у каждого покупателя формируется не столько благодаря комфортабельности парковки или наличия химчистки, сколько это происходит в силу личных приоритетов и ассоциаций.
Задача же девелоперов – грамотно анализировать просчеты и достижения реализованных проектов и заботиться о том, чтобы у будущих посетителей строящихся ТЦ было меньше шансов испытать отрицательные эмоции на торговых площадях их детищ.
– Покупатели, безусловно, предпочтут ТЦ, где удобная и бесплатная парковка. Но пока при прочих равных условиях, это не является решающим фактором посещения того или иного ТЦ, – логично замечает Михаил Гец.
Льготные парковки в ТЦ: панацея или фарс?
Проблему московского транспортного коллапса пытаются решить не один год. Всё чаще Москва стоит в многочасовых пробках, предела которым не видно. Власти заявляют, что делают всё возможное, чтобы вызволить москвичей из плена их же автомобилей.
Горожан уговаривают пользоваться метро, которое уже выходит за пределы города и устремляется в область; строятся всё новые эстакады, хорды, ТПУ, путепроводы. Однако вместе с этим власти сделали платную парковку в центре Москвы, и количество коммерческих машино-мест будет только расти.
Эксперты уже объявили эту меру радикальной и малоэффективной. Вот только чиновники говорят о том, что вместе с платными парковками вырастет и количество льготных, где можно будет оставить свою машину по весьма приемлемой цене или вовсе бесплатно.
Естественно, заботу эту переложили в руки частного бизнеса, который не очень хочет нести чужой груз.
Так, с предложением о предоставлении посетителям бесплатной парковки на своей территории в первые два-три часа префектура ЦАО обратилась к владельцам торговых центров. Первоначально бесплатно предоставить парковочные места в первые три часа согласилась только администрация ТЦ «Смоленский Пассаж» на Смоленской площади.
После оглашения этой информации в прессе торговые центры стали сдаваться и добровольно-принудительно пошли навстречу префектуре. Так, в торговом центре «Галерея «МОСКВА», в бывшей одноименной гостинице на Охотном ряду, открылась льготная парковка для посетителей.
Стоимость парковки — 100 рублей в час. При покупке на сумму не менее 700 рублей в одном из магазинов ТЦ «Галерея «МОСКВА» три часа предоставляются бесплатно.
Позже Штаб Правительства Москвы по парковочному пространству сообщил, что договорился ещё с рядом торговых центров столицы о снижении тарифов за парковочные места для автомобилей.
К торговым центрам, обеспечившим льготную парковку, теперь присоединились ТЦ «На Смольной», «Семеновский», «Ладья», ТРЦ «Филион». Но встают вопросы, нужны ли самим ТЦ эти льготные парковки и действительно ли они помогут городу?
Кому это нужно?
Сергей Акулич, вице-президент BlackStone Keeping Company, считает, что предоставление льготных парковочных мест жителям города не сильно добавит популярности ТЦ , а точнее, не повлияет на эффективность работы арендаторов и не повысит доходность объекта. «Просто у жителей появится очередное место, где можно дешево или бесплатно «бросить» автомобиль на благоустроенной и обслуживаемой территории», — отмечает эксперт.
С этим мнением согласен Александр Зуйков, руководитель проектов департамента консалтинга S.A.
Ricci: «Льготные парковочные места не будут способствовать популярности ТЦ, так как люди, которые будут оставлять машины на парковках у ТЦ на льготных условиях, в большинстве своем едут на встречи/мероприятия и у них просто нет времени ходить по магазинам. Бесплатная парковка в ТЦ не будет способствовать повышению посещаемости».
Однако не все эксперты так пессимистично относятся к льготным парковкам. По мнению аналитиков отдела исследований компании Knight Frank, льготные парковочные места могут стать конкурентным преимуществом торгового центра в том случае, когда парковка в других комплексах останется платной.
Подобным примером может служить ТРЦ «Афимолл», в котором в вечерние часы по будням и в выходные дни парковка бесплатная. Можно сказать, что такая мера способствует привлечению в ТРЦ покупателей.
Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга СBRE, отмечает, что льготные парковочные места в некоторой степени способствуют повышению популярности ТЦ. «Во-первых, под эту тему можно развернуть отдельную рекламную кампанию торгового центра, как B2B, так и B2C, продвигающую социальную ответственность и участие в городских программах.
Во-вторых, можно предположить, что какая-то часть «случайных» посетителей будет становиться «покупателями», возможно, даже постоянными. Но в этом случае большую роль также будет играть tenant mix торгового центра», — добавляет эксперт.
Цена вопроса
Однако кроме популярности льготные парковки стоит рассматривать и с экономической точки зрения. Так как по факту, что для одних является льготой, для других представляет собой чистый убыток.
Говоря о конкретных финансовых потерях, Сергей Акулич отмечает, что всё зависит от того, какое количество парковочных мест и на каких условиях будет предоставляться жителям, но на доходность в сторону снижения это, в любом случае, повлияет.
Плюс неудобства при эксплуатации парковки с оставленными на ней бесплатно автомобилями. По мнению Полины Жилкиной, денежные поступления от парковки, конечно, нельзя сравнить с платежами арендаторов в контексте ежегодного операционного дохода.
Но, с другой стороны, капитализация даже нескольких десятков тысяч долларов в год может на выходе прибавить сотни тысяч продавцу.
Однако часть экспертов считает, что в сравнении с общей прибылью торговых центров деньги, которые приносит парковка, слишком малы, чтобы придавать им какое-либо значение в основном бюджете ТЦ. Александр Зуйков говорит о том, что прибыль от паркинга для ТЦ является чисто символической и не влияет на доходность торгового центра.
Его поддерживают и аналитики компании Knight Frank, по мнению которых доля прибыли, получаемой управляющей компанией ТРЦ в результате эксплуатации парковки, как правило, не превышает 3-4% от общего дохода, генерируемого объектом.
Таким образом, нет предпосылок, чтобы говорить о том, что льготные парковки могут существенно сократить прибыль торгового центра.
Лишних мест нет
Кроме того, нужно не забывать, что из-за наплыва «случайных» автомобилистов может не остаться места на парковке для самих клиентов ТЦ. Такая ситуация может возникнуть в связи с тем, что многие люди задерживаются на работе на несколько часов, а самое активное время посещения ТЦ в будние дни — это с 18:30 до 22:00.
В вечерний час пик автомобилисты, оставившие свои авто на льготных парковочных местах, могут создать проблемы с паркингом для посетителей ТЦ. Стоит отметить, что паркинг в существующих ТЦ проектировался с учетом планируемой посещаемости объекта, но не с учетом льготных парковочных мест.
Сергей Акулич считает, что с большей степенью вероятности может так и произойти: «Покупатель, зная, что приехав в торговый центр за покупками, он столкнется с трудностями с парковкой из-за «случайных» автомобилистов, несколько раз подумает, прежде чем выбрать данный торговый центр для шопинга.
А это, соответственно, напрямую влияет на успешность работы объекта недвижимости».
При этом Полина Жилкина отмечает, что это будет больше касаться тех ТЦ, которые расположены в районе станций метро и представляют собой идеальную площадку под ТПУ. С другой стороны, большинство «случайных» автомобилистов можно отсеивать системой доступа и оплаты парковки.
Вопрос реализации
Одним из основных вопросов даже в случае принятия льготных парковок остается их формат. Владельцы ТЦ могут просто сделать бесплатными несколько первых часов парковки.
Также льгота может распространяться на посетителей торговых центров, которые сделали покупку на определенную сумму.
Кроме того, администрация торговых объектов может вместо отмены платы за несколько часов ввести урезанную цену за машино-место на все время парковки.
Сергей Акулич считает, что вариант с бесплатной парковкой на первые два часа наиболее предпочтительн, так как при нём машины не будут оставлять на целый день и превращать торговый центр в перехватывающую парковку. Также это является положительным стимулом непосредственно для клиентов (покупателей) ТЦ, так как появляется время на полноценный шопинг.
По мнению аналитиков компании Knight Frank, наиболее эффективным для привлечения дополнительных покупателей может быть предоставление бесплатной парковки на ограниченный период времени, например полчаса или более.
Повышению общей популярности объекта и его узнаваемости может способствовать организация бесплатной парковки в течение всего времени работы торгового центра.
Более мягким вариантом является бесплатная парковка в определенный временной интервал, например днем или вечером.
Зарубежный опыт показывает, что парковка в торговых или многофункциональных центрах может успешно использоваться в ночное время жителями близлежащих жилых домов. Это может принести девелоперу объекта дополнительный доход.
Стоит обратить внимание на то, что важным фактором для посетителей торговых центров является не только стоимость парковки, но и удобство пользования ею: подъездные пути, параметры рампы, в частности угол наклона и ширина, удобная система оплаты, организация движения на самой парковке и т.д.
В любом случае — выгодны или не выгодны для торговых центров льготные парковки — власти ненавязчиво заставляют принимать владельцев ТЦ их условия игры. Однако с точки зрения общей транспортной загруженности в городе такой выход вряд ли сильно повлияет на московские пробки, но сможет стать отдушиной хотя бы на некоторое время.
Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield, отмечает, что всего в Москве торговым центрам принадлежит более 120 тысяч парковочных мест, поэтому потенциал коммерческих парковочных мест для города огромен.
«Идея предоставления льготных мест мне кажется несовместимой с концепцией коммерческого объекта.
Но вполне реально увеличить КПД коммерческого использования парковок в торговых центрах, что будет взаимовыгодно и собственникам коммерческих объектов, и городским властям, и жителям», — добавляет эксперт.
Насколько проект будет удачным и сможет ли он прижиться повсеместно, покажет время. Перекладывание проблем с больной головы на здоровую лишь ненадолго облегчает ситуацию, поэтому властям не стоит забывать о комплексном подходе к вопросу нейтрализации московских пробок.
Александр Мошков